История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
Коллектив областного театра кукол давно ставит спектак ли для взрослого зрителя. Первой такой постановкой была пьеса И. Ш тока «Чертова мельница», премьера■ состоялась более двадцати ле т назад. В последние сезоны ш ли .дв а спек, такля для взрослых — «Божественная комедия» И. Ш тока' и «Го лы й король* Е. Шварца (постановщик ‘ заслуженный дея тель искусств Р С О С Р М. М. Королев). В. эти дни возобновле. на постановка спектакля «Т р и мушкетера» М. Розовского и Ю. Ряшснцева — по роману А . Дюма. И вот новая премьера. — Сатирическая пьеса «Дракон* известного совет ского драматурга Е. Швар ца. — рассказывает глав ный режиссер театра Ф. Б. Шевяков. — привлекла нас тем, что в ней поднимаются большие социальные проб лемы. А еще тем. что в ней можно занять всю труппу театра и таким образом проверить еще раз силы и способности творческого коллектива. Удалось ли коллективу своими средствами убеди тельно показать . на сцене всю трудность борьбы с темными силами, за челове ческое в человеке? Напомним: «Д ра кой » — пьеса-сказка. Мы видим на сцене страну, изнемогающую под. властью всесильнбго. зло вещего дракона, который дер ж и т людей в страхе и рабской покорности. Кто же он такой? «Я сын войны, — говорит он сам о себе. — Война — это я. Кровь мертвых гуннов течет в моих жилах — это холодная кровь. В бою я холо ден. спокоен и точен». Пробовал ли кто с ним драться? Архивариус Шарле- млнь объясняет: последние двести ле т — нет. А до этого с ним часто сражались, но он убивал всех своих противни* ков. «О н удивительны й стра* тег и великий тактик. — го ворит архивариус. — Он ата кует врага внезапно, забра сывает камнями сверху, потом устремляется отвесно вниз, прямо на голову конп, и бьет его огнем, чем совершенно деморализует бедное живот ное. А потом он разрывает когтями всадника. Н у, и ’ в конце концов против него пе рестали выступать...» И вот теперь смирившиеся с неиз бежным злом горожане безро потно пла тят прожорливому дракону тяж елую дань. Неожиданно в городе — внешне замершем, со всем смирившимся — появляется странствующий рыцарь Л а н целот — человек. посвятив- ший всю свою жизнь борьбе с несправедливостью, насилием. Естественно. Ланц е лот сразу интересуется: иак это дракону удалось добиться покорности целого города? Оказывается, сила дракоча — в разобщенно сти людей. Ем у удалось вы в ихнуть их душ и, отравить кровь и затуманить зрение. — Человечесиие душ и, лю безный. — цинично объясня ет дракон Ланцелоту. — очень живучи. Разрубить тело пополам — человек околеет. А ду ш у разорвешь — станет послушней и только™. Да. мы смотрим сказку. Но, естественно, у нас рож даются и ассоциации: дра кон-то во многом похож на того бесноватого фюрера, которому с помощью дема гогии. обмана, изуверских методов удалось оболванить целый народ, превратить людей в бездумных, безволь ных обывателей. Но разве не теми же методами гитле ровцев действуют нынешние неофашисты в ФРГ, Чили, Заметки о спектакле областного театра кукол Израиле. Как фашизм от равляет. уродует души лю дей. ’путгм демагогии и тер рора добивается власти' над ними, это мы хорошо видим в спектакле. Антивоенная, антифашистская направлен ность пьесы станет еще бо лее понятной, если вспом нить. что она написана в самый разгар войны, в 1943 году. Перед артистом А. Гусе вым стояла досольно слож ная задача: показать драко на не только всесильным диктатором, мракобесом, но и существом трусливым, ко варным. подлым. Артист иг рает роль дракона в гротес- ког.гй манере. Это позволяет ему подчеркнуть наиболее существенные черты драко на. А три его головы — это три образа дракона. Наиболее выразителен артист в первом действии: дракон показывается здесь воинствующим диктатором- солдафоном. Убедительно играет артист и дракона- старика — немощного фи зически. но по-прежнему всесильного. Держится дик татор у власти потому, что народ подавлен, никто про тив него давно не борется. Но стоило Ланцелоту реши тельно выступить против него, и тот сразу трусит, пускается на хитрость, под лость. лишь • бы избежать боя. Странствующий рыцарь Ланцелот в исполнении ар тиста театра Ю. Харина — внешне спокойный; уверенный в своей силе человек. Ему, рыцарю, защ итнику людей, неведом страх, перед те**, ко го все давно боятся _ и иому все давно безропотно -поиоря- ются. Вначале он- . предстает перед нами одииоиим борцом, ему никто ■ городе, не верит, что он справится с ненавист ным драконом, . н о : своей ре шительностью, смелостью он пробуждает надежду ■ запу ганных лю дях. И дальней шем. по мере развития дей ствия, мы видим, что тихий город не такой уж тихий, не все его ж ители смирились с тиранией. У рыцаря Ланцело та .в трудную м инуту появля ется много доброжелателей и друзей — . пусть невидимых (они еще боятся террора), но верных. И это хорошо, убеди тельно показано в спектакле. Ланцелоту сочувствует и всячески помогает кот (с куклой работают два артис та — Ю. Крылов и Т. Во лынкина). Не сразу кот стал помощником рыцаря. Как и все другие обыватели, он придерживался принципа «моя хата с краю*. «Когда тебе тепло и мягко, — го ворит он Ланцелоту. — мудрее дремать и помалки вать*. Но позднее, увидя смелость, решительность Ланцелота, он всячески по могает ‘ рыцарю: собирает для Ланцелота необходимые сведения, оповещает го рожан о предстоящем бое рыцаря с драконом. Кузне цы из-за стены протягивают Ланцелоту выкованные за ночь меч и копье. Ткачи срочно готовят ему ковер- самолет, на котором герой взлетит в небо для встречи и боя с драконом. Мы не видим всех этих добровольных помощников Ланцелота — через окна показываются лишь их ру ки. передающие оружие и снаряжение: люди, давно живущие, в стране, где сви репствует террор, еще не смеют открыться, но они уже проявляют готовность активно помочь тому, кто смело вступает в сражение с драконом. Перед нами, зрителями, предстает и другая часть об щества. Театр нашел необыч ный прием: ф игуры людей на рисованы на занавесе. А ■ в прорезях видны лиш ь их ли ца. Но проходит минута — и эти лйца вмиг исчезают, как только' появляется опасность, вместо них остаются... га- зетные листки. Эти лю ди не смеют высназывать свое мне ние по поводу совершающих ся событий. Много места в спектакле отведено двум другим сати рическим персонажам — бур гомистру и его сы ну Генриху. Это откровенные и жестокие карьеристы, у них не оста лось ничего святого за душой. Бургомистр в исполнении артиста В. Зайченио — осто рожный. хитрый политик, го товый врать, обманывать, пре давать кого угодно, лиш ь бы пробраться и власти. Образ дан в развитии. Мы видим, иак бургомистр. став прези дентом, заигрывает с народом («Друзья мои!» — обращается он к простым людям) и ту т же подает совет тюремщику не жалеть сил и средств для «уирепления» режима. Под стать ему и сын Ген рих. А р ти с ту В. Пьянкову удается психологически точно показать отвратительные ка чества этого от природы же стокого человека — его без душие, лицемерие, подлость. Особенно выразительно это расирыто в последней сцене его встречи с Эльзой, иогда Генриху надо выведать, жив ли рыцарь. Сложен и противоречив образ дочери архивариуса Эльзы (артистка Н. Ар сеньева). Она оказывается в центре многих больших со бытий. «Самая послушная девушка в городе*. Эльза вначале поддается уговорам дракона и соглашается убить Ланцелота. Но позднее, по сле встречи с Ланцелотом, она находит в себе силы отказаться от принятого ре шения («Хочу все видеть, все слышать, все чувство вать. Хочу быть счастли вой*. — восклицает она). И готова встать на сторону Ланцелота. ; Но вот дракон убит, а плодами победы Ланцелота воспользовались бургомистр и его сын Генрих. Эльза понимает, что ничего в мире не изменилось: как и преж де, царят насилие, террор. И сама она снова попадает в тяжелое, безвыходное по ложение. Жаль только, что в этом последнем монологе молодой артистке несколько не хватает сил передать от чаяние. трагедию своей ге роини. Тревоги и душевные муче ния отца Эльзы Шарлемаия очень правдиво, жизненно пе редает режиссер М. Майсаков. Образ вызывает наше сочув ствие. Шарлемань — честный справедливый человек, но он излишне доверяет режиму. И протест его вначале весьма пассивен. Но позднее, когда рыцарь Ланцелот пробуждает в нем чувства человеиа, отца. Шарлемань находит * в себе силы на протест, на бунт. Но не больше. Поздно! Он уже ничего не может сделать, ух о д я т с чувством трагичесной вины за свое прежнее бездей ствие. В этой сцене глубокий смысл: пока что вечная борьба добра со злом, за человека в человеке не окон чена. Выразителен финал спек такля. Он существенно от личается от финала пьесы. Главный режиссер Ф. Б. Шевяков нашел свое реше ние. Появившийся в городе по сле долгого отсутствия Лан целот застает страшную картину: его победа над дра коном не принесла людям желанной свободы, на сме ну одному диктатору прихо дит . другой, но еще более хитрый. изощренный. И снова в окружающей его толпе Ланцелот не находит живых людей — это куклы, марионетки, не имеющие своей воли. Ланцелот броса ется к Эльзе, поворачивает ее лицом к залу — и зри тели видят, что на ней тоже страшная мертвая маска. В этой толпе только малень кий мальчик — живой нор мальный человек. Ланцелот берет его за руку н уходит с ч»м. Сцена символична: будущее принадлежит но вому. молодому поколению. А. ШУВАЛОВ. НА СНИМКЕ: артист А. Гусев в роли дракона (слева) н артист Ю. Харнн в роли Ланцелота. Фото Б. Соколова. ЧЕМСТРЯШЕЯІРЯКОН?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz