История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

К у к о л ь н ы й театр... Именно с него начи­ нается наше знакомство с театром вообще. В памя­ ти всплывает картинка из детства. ...Красная Шапочка, размахивая ' корзинкой, идет* проведать заболев­ шую бабушку, а зрители —группа детского сада, — вскочив с мест, хором подсказывают девочке: «Там волк! Беги!» Ма­ лышка с забавной косич­ кой, сидящая по сосед­ ству, закрыв лицо рука­ ми. плачет от'страха; Мы становимся взрос­ лыми и начинаем отно­ ситься к кукольному те­ атру по-другому, как, на­ пример, к цирку или ки­ нокомедий, где можно по­ смеяться. Однако театр есть театр, пусть, даже кукольный. Мурманский областной театр кукол. правильнее было бы назвать «театром людей и кукол», потому что на сцене в основном появляются актеры, кук­ лы лишь дополняют дей­ ствие. Так и в новом спектакле «Дракон», по­ ставленном. главным ре­ жиссёром театра Ф. Ше. вяковым по одноименной сказке Е. Шварца. «Дракон» — это сказ­ ка о вечной борьбе добра и зла. Но сказка необыч­ ная, с «современным», ес­ ли можно так сказать, сюжетом. «Дракон» был написан в 1943 году, и война не могла не нало­ жить свой отпечаток на творчество Шварца. Ви­ димо, в пьесе под бесно­ ватым Бургомистром под­ разумевались правители фашистской Германии. Сейчас. У современного зрителя возникают ассо­ циации с политическими событиями в Чили, Саль­ вадоре. Однако не сле­ дует принимать все бук­ вально, искать прототипы. Конфликт, подобный ска­ зочному, можно встретить всюду: в семье, в челове­ ческой душе наконец. Философский смысл оста­ ется одним и тем же: жив будет только тот, кто борется, кто верит в достижение цели. А без веры человек мертв, без веры он лишь приспосаб­ ливается к обстоятельст­ вам, становится марионет­ кой, песчинкой, несущей­ ся по направлению ветра. У такого’ человека болы ше не остается желаний, кроме одного — забыть­ ся, не вспоминать о бы­ лых мечтах. Г* ПЕКТАКЛЬ начи- нается как самая обычная сказка. Перед нами комната со старин­ ной деревянной мебелью. Потрескивают угли в ка­ мине, на теплой лежанке «А если менять? Все равно най­ дется кто-то более силь­ ный, кому будут подчи­ няться, ведь жить своим умом так трудно. Горожане уговаривают Ланцелота не связываться с Драконом (А. Гусев) и уехать подобру-поздоро­ ву. Может, и правда не вмешиваться? Пусть де­ лают что хотят: чужая я умру, только мальчик, который хотел помочь Эльзе, но не смог, потому что мама крепко держала его за руку. Остальные оста­ лись по-прежнему послу­ шными. Лишь сильная эмоциональная волна спо­ собна вывести их из оце­ пенения. Но у Ланцелота больше* нет сил биться за невозможное — помо­ гать тем, кто не верит в спасение. Странствующий рыцарь уходит из города навсе­ гда, уводя с собой маль­ чика, еще не испорченно­ го равнодушием. Может быть, это и есть единст­ венный выход? Но толь­ ко как же другие? Так и будут жить с драконом в сердце?.. УКОЛЬНЫИ театр / показал нам спек­ такль, полный сценичес­ ких и режиссерских на­ ходок, с удачным музы­ кальным оформлением (В. Парман). Кстати, в этом спектакле Ф. Шевя- ков выступил и как ху­ дожник, автор великолеп­ ных кукол (кот, головы дракона, тюремщик, под­ руги Эльзы). Впрочем, на куклах бутафория не за­ канчивается. Все драко­ нье племя носит маски. К концу спектакля к ним так привыкаешь, что на­ чинаешь узнавать *под масками характеры ре­ альных, существующих в жизни людей. Хочется отметить и талантливую , работу В. Зайченко, которому удалось, наверное, самое трудное: показать в Бур­ гомистре, доверяющем только грубой силе, ос­ колки человеческой доб­ роты. «О люди, люди, возлюбите друг друга!» — говорит он, хотя тут же называет свои слова бре­ дом. Человек остается человеком и, будь он са­ мым отъявленным него­ дяем, все равно где-то в глубине души, пусть он и не признается себе в этом, живет добро. Глав­ ное — верить, что живет. ...Деревья осенью ро­ няют листья, чтобы вес­ ной вновь зазеленеть. Яркие цветы блекнут и превращаются в сухие семена. А когда умирают люди, найдется кто-ни­ будь, чтобы продолжить их путь? Ольга ГУЗЬ. что изменится?» — МОГ СПРОСИТЬ ЛАНЦЕЛОТ, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ НОВОГО КУ­ КОЛЬНОГО СПЕКТАК­ ЛЯ «ДРАКОН». блаженно растянулся се­ рый кот. И вот сюда, в уютный мирок, приходит странствующий рыцарь Ланцелот (Ю. Харин). Он входит в чужой дом как в собственный, со с п о к о й ­ н о й улыбкой на лице, уверенный в своей пра­ воте. Хозяев дома не. оказа­ лось, но кот Машенька рассказал гостю о бе­ де, грозящей городскому архивариусу Шарлеманю и его дочери Эльзе. В городе, куда попал Лан­ целот. вот уже 400, лег живет дракон, и каждый год он выбирает себе прекрасную девушку. Завтра дракон уведет Эльзу. Конечно, коту жалко милую и добрую хозяйку, но чем он мо­ жет помочь, если живет по принципу «когда тебе тепло и мягко, муд­ рее дремать и помалки­ вать». Машенька хоть и кот, но ничем не отлича­ ется от типичного резо­ нера с обывательской философией примирения с действительностью. Но самре страшное в этой истории, пожалуй, то, что Эльза и Шарлемань тоже не пытаются проте­ стовать, воспринимают будущую смерть спокой­ но. как что-то неизбеж­ ное. Они не верят. что человек может изменить свою судьбу. Да и зачем страна — чужие законы. Но ведь вокруг живые люди, и кто-то должен их защитить. Ланцелот убивает трех­ главое чудовище. Толпа ликует. Вот и пришла долгожданная свобода, о которой боялись даже мечтать. Теперь жизнь пойдет по-другому. Не тут-то было. Дра­ кон оказался лишь шир­ мой. скрывающей настоя­ щего правителя города — Бургомистра (В. Зай­ ченко). Вот вам и сказ­ ка... Где же счастли­ вый конец? Ланцелот смертельно ранен, зачин­ щиков бунта бросили в тюрьму. Все остается по- старому: бороться больше некому и надеяться не на что. Однако спектакль на этом не заканчивается, и все третье действие зритель томится в ожида­ нии развязки: чем же все завершится? ...Среди свадебного ве­ селья (это Эльзу выдают замуж за Бургомистра) звучит тревожная музы­ ка, граскрывается дверь, и на пороге, в лучах солнца, появляется Лан­ целот. Он пришел как божий суд, чтобы нака­ зать виновных. Значит, добро все-таки торжеству­ ет. и сейчас Бургомист­ ру и его сыну достанется по заслугам? Но Ланце­ лот вернулся в мертвый город, где все, даже Эль­ за. превратились . в за­ стывших манекенов. Жив (Комсомолец Заполярья» 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz