История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
К у к о л ь н ы й театр... Именно с него начи нается наше знакомство с театром вообще. В памя ти всплывает картинка из детства. ...Красная Шапочка, размахивая ' корзинкой, идет* проведать заболев шую бабушку, а зрители —группа детского сада, — вскочив с мест, хором подсказывают девочке: «Там волк! Беги!» Ма лышка с забавной косич кой, сидящая по сосед ству, закрыв лицо рука ми. плачет от'страха; Мы становимся взрос лыми и начинаем отно ситься к кукольному те атру по-другому, как, на пример, к цирку или ки нокомедий, где можно по смеяться. Однако театр есть театр, пусть, даже кукольный. Мурманский областной театр кукол. правильнее было бы назвать «театром людей и кукол», потому что на сцене в основном появляются актеры, кук лы лишь дополняют дей ствие. Так и в новом спектакле «Дракон», по ставленном. главным ре жиссёром театра Ф. Ше. вяковым по одноименной сказке Е. Шварца. «Дракон» — это сказ ка о вечной борьбе добра и зла. Но сказка необыч ная, с «современным», ес ли можно так сказать, сюжетом. «Дракон» был написан в 1943 году, и война не могла не нало жить свой отпечаток на творчество Шварца. Ви димо, в пьесе под бесно ватым Бургомистром под разумевались правители фашистской Германии. Сейчас. У современного зрителя возникают ассо циации с политическими событиями в Чили, Саль вадоре. Однако не сле дует принимать все бук вально, искать прототипы. Конфликт, подобный ска зочному, можно встретить всюду: в семье, в челове ческой душе наконец. Философский смысл оста ется одним и тем же: жив будет только тот, кто борется, кто верит в достижение цели. А без веры человек мертв, без веры он лишь приспосаб ливается к обстоятельст вам, становится марионет кой, песчинкой, несущей ся по направлению ветра. У такого’ человека болы ше не остается желаний, кроме одного — забыть ся, не вспоминать о бы лых мечтах. Г* ПЕКТАКЛЬ начи- нается как самая обычная сказка. Перед нами комната со старин ной деревянной мебелью. Потрескивают угли в ка мине, на теплой лежанке «А если менять? Все равно най дется кто-то более силь ный, кому будут подчи няться, ведь жить своим умом так трудно. Горожане уговаривают Ланцелота не связываться с Драконом (А. Гусев) и уехать подобру-поздоро ву. Может, и правда не вмешиваться? Пусть де лают что хотят: чужая я умру, только мальчик, который хотел помочь Эльзе, но не смог, потому что мама крепко держала его за руку. Остальные оста лись по-прежнему послу шными. Лишь сильная эмоциональная волна спо собна вывести их из оце пенения. Но у Ланцелота больше* нет сил биться за невозможное — помо гать тем, кто не верит в спасение. Странствующий рыцарь уходит из города навсе гда, уводя с собой маль чика, еще не испорченно го равнодушием. Может быть, это и есть единст венный выход? Но толь ко как же другие? Так и будут жить с драконом в сердце?.. УКОЛЬНЫИ театр / показал нам спек такль, полный сценичес ких и режиссерских на ходок, с удачным музы кальным оформлением (В. Парман). Кстати, в этом спектакле Ф. Шевя- ков выступил и как ху дожник, автор великолеп ных кукол (кот, головы дракона, тюремщик, под руги Эльзы). Впрочем, на куклах бутафория не за канчивается. Все драко нье племя носит маски. К концу спектакля к ним так привыкаешь, что на чинаешь узнавать *под масками характеры ре альных, существующих в жизни людей. Хочется отметить и талантливую , работу В. Зайченко, которому удалось, наверное, самое трудное: показать в Бур гомистре, доверяющем только грубой силе, ос колки человеческой доб роты. «О люди, люди, возлюбите друг друга!» — говорит он, хотя тут же называет свои слова бре дом. Человек остается человеком и, будь он са мым отъявленным него дяем, все равно где-то в глубине души, пусть он и не признается себе в этом, живет добро. Глав ное — верить, что живет. ...Деревья осенью ро няют листья, чтобы вес ной вновь зазеленеть. Яркие цветы блекнут и превращаются в сухие семена. А когда умирают люди, найдется кто-ни будь, чтобы продолжить их путь? Ольга ГУЗЬ. что изменится?» — МОГ СПРОСИТЬ ЛАНЦЕЛОТ, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ НОВОГО КУ КОЛЬНОГО СПЕКТАК ЛЯ «ДРАКОН». блаженно растянулся се рый кот. И вот сюда, в уютный мирок, приходит странствующий рыцарь Ланцелот (Ю. Харин). Он входит в чужой дом как в собственный, со с п о к о й н о й улыбкой на лице, уверенный в своей пра воте. Хозяев дома не. оказа лось, но кот Машенька рассказал гостю о бе де, грозящей городскому архивариусу Шарлеманю и его дочери Эльзе. В городе, куда попал Лан целот. вот уже 400, лег живет дракон, и каждый год он выбирает себе прекрасную девушку. Завтра дракон уведет Эльзу. Конечно, коту жалко милую и добрую хозяйку, но чем он мо жет помочь, если живет по принципу «когда тебе тепло и мягко, муд рее дремать и помалки вать». Машенька хоть и кот, но ничем не отлича ется от типичного резо нера с обывательской философией примирения с действительностью. Но самре страшное в этой истории, пожалуй, то, что Эльза и Шарлемань тоже не пытаются проте стовать, воспринимают будущую смерть спокой но. как что-то неизбеж ное. Они не верят. что человек может изменить свою судьбу. Да и зачем страна — чужие законы. Но ведь вокруг живые люди, и кто-то должен их защитить. Ланцелот убивает трех главое чудовище. Толпа ликует. Вот и пришла долгожданная свобода, о которой боялись даже мечтать. Теперь жизнь пойдет по-другому. Не тут-то было. Дра кон оказался лишь шир мой. скрывающей настоя щего правителя города — Бургомистра (В. Зай ченко). Вот вам и сказ ка... Где же счастли вый конец? Ланцелот смертельно ранен, зачин щиков бунта бросили в тюрьму. Все остается по- старому: бороться больше некому и надеяться не на что. Однако спектакль на этом не заканчивается, и все третье действие зритель томится в ожида нии развязки: чем же все завершится? ...Среди свадебного ве селья (это Эльзу выдают замуж за Бургомистра) звучит тревожная музы ка, граскрывается дверь, и на пороге, в лучах солнца, появляется Лан целот. Он пришел как божий суд, чтобы нака зать виновных. Значит, добро все-таки торжеству ет. и сейчас Бургомист ру и его сыну достанется по заслугам? Но Ланце лот вернулся в мертвый город, где все, даже Эль за. превратились . в за стывших манекенов. Жив (Комсомолец Заполярья» 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz