История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

• Т Е А Т Р ЗИМ БАБУШКЕ ГИТАРА? Примкнем к тем, кто ут­ верждает: об уровне творче­ ского коллектива (нлн лич­ ности) лучше всего судить по средним работам. Дейст­ вительно, неудачи могут быть у всякого. Случаются и неожиданные взлеты. Однако вряд ли возмож­ но стабильно работать на высоком уровне без творче­ ского потенциала, во-первых, без запаса в виде раздумий, выводов, наблюдений, во-вто­ рых. без увлеченности делом, в третьих... Есть и четвертое условие — «наработан- ность», техника, мастерское пользование «приспособле­ ниями» своей профессии. Не думаю. что, ставя «Красную Ш а п о ч к у » Е. Шварца (режиссер М. Майсаков), областной те­ атр кукол решал задачу со­ здания «гвоздя* сезона. ІІст, это вполне рядовой спек­ такль. II он позволяет (ес­ тественно, при условии, что держишь в памяти другие работы) попытаться вывести некоторые закономерности, увидеть направление, в ко­ тором движется творческий коллектив. Что очевидно в первую очередь — у театра достаточ­ но крепкий тыл. Актеры до­ стигли такой профессиональ­ ной свободы, так легко «об­ щаются* с куклами, что им под силу создание образов. И не улыбнитесь иронично в этом месте, если вы знае­ те кукольный театр лишь по­ наслышке. Театру кукол с его особой мерой условности доступно многое. Вог Волк в «Красной Шапочке». Это голова да лапы, отчего он легко «вы­ растает» и может заполнить собою всю сцену. Прочиты­ вается метафора: зубастая пасть да быстрые ноги—это и есть сущность Волка, про чее — несущественно. Столь же лаконично выражена сущность лисы: это голова да хвост — следы заме­ тать. Не будем смущаться тем. что ассоциация, как гово­ рится. недалеко лежит. Это ведь спектакль для младшего возраста, ребята только еще учатся сравнивать предметы и явления. Вероятно, такими куклами, как Лиса и Волк, «играть* легче. Труднее приходится Т. Волынкиной — Красной Шапочке. В кукле —• ее «партнере*, увы. характер­ ности немного. Но вместе — Т. Волынкина и кукла — это очень сегодняшняя де­ вочка, чрезвычайно самосто­ ятельная. вероятно, даже из­ лишне самоуверенная, кон­ тактная и милая. Вот что такое актерское мастерство. II хотя Т. Волынкина — признанный лидер актерского коллектива, сотоварищи ей, если и уступают, то нена­ много. • Видится мне некая законо­ мерность в том. что театр нынче так увлечен Е. Швар­ цем (идет работа над еще двумя пьесами). Прекрас­ ный этот драматург, расцве­ чивая сказку, обогащая се какими-то новыми ситуация­ ми, оставляя в неприкосно­ венности классический сю­ жет. Основной сюжетный ход. главную мысль произве­ дения он сберегает в непри­ косновенности. И ребята не уходят со спектакля в недо­ умении: как это всем знако­ мый Колобок не только ока­ зался несъедсиным, но и всех вокруг провел. Такое мы видывали. и зрелище оказывалось довольно ми­ лым, непонятно лишь было, причем тут Колобок. Областной театр кукол явно тяготеет к классике. II когда не оказалось под ру­ кой пьесы по «Щелкунчи­ ку», повторяющей сюжет старой сказки Гофмана, те­ атр сам создал такую пьесу (иное дело, что она оказа­ лась удачей не бесспорной, но сейчас разговор не об этом). Прав ли театр в таком своем пристрастии? Думаю, да. Классика потому и клас­ сика. что несет в себе обще­ человеческое и созвучна лю­ бому времени. Есть ли что- либо более нужное детям? А коллектив, осознавший свою цель, действующий по­ следовательно. конечно же, заслуживает уважения. Как-то мы уже помянули добром афишу, на которой был обозначен возрастной предел зрителей одного из спектаклей. Театр и тут по­ следовательно проводит свою линию. Каждая новая премь­ ера адресована какому-то оп­ ределенному возр а с т у. «Красная Шапочка*, напри­ мер. — старшим детсадов- цам и младшим школьникам. И разговаривают с ними, от­ нюдь не сюсюкая и не скры­ вая того, что в жизни встре­ чаются ложь и зло, и при­ творные друзья, и грустные ситуации. II герои сражают­ ся за добро в полную меру своих сил. Мне кажется, это единственный путь к выра­ ботке активной жизненной позиции. Правда, иной раз ребяти­ шек излишне пугают темно­ той. Что-то из спектакля в спектакль кочует этот не са­ мый удачный прием: в «страшных» местах гаснет свет. Пауза порой затягива­ ется, и неудивительно, что тишину, бывает, разрывает отчаянный рев. Родители, к сожалению, не всегда следу­ ют советам театра н приво­ дят на спектакли очень ма­ леньких детей. Такая пауза существует и в «Красной Шапочке». А чего спектаклю не хватает явно — это музыки и сол­ нечного света. Избрав имен­ но такой изобразительный метод (актеры в черном сливаются с черным фоном), театр пошел на то. чтобы средние планы были не ос­ вещены вовсе. Им бы в контраст — передний и задний планы, но они мрач­ новаты. спектаклю явно не­ достает солнечных красок. А уж музыки — очень явно. И. кажется, это почувство­ вал и режиссер. В одном из эпизодов бабушка берет в руки гитару... и ничего не происходит. Эпизод этот ка­ жется лишним. «Красная Шапочка» толь­ ко начинает свою жизнь на сцене, спектакль очень мо­ лод, вероятно, над ним еще будут работать. Но уже сей*, час достигнуто главное: спек: такль учит ребятню дру­ жить. бороться со злом и отстаивать добро. Л. ПАВЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz