История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
• Т Е А Т Р ЗИМ БАБУШКЕ ГИТАРА? Примкнем к тем, кто ут верждает: об уровне творче ского коллектива (нлн лич ности) лучше всего судить по средним работам. Дейст вительно, неудачи могут быть у всякого. Случаются и неожиданные взлеты. Однако вряд ли возмож но стабильно работать на высоком уровне без творче ского потенциала, во-первых, без запаса в виде раздумий, выводов, наблюдений, во-вто рых. без увлеченности делом, в третьих... Есть и четвертое условие — «наработан- ность», техника, мастерское пользование «приспособле ниями» своей профессии. Не думаю. что, ставя «Красную Ш а п о ч к у » Е. Шварца (режиссер М. Майсаков), областной те атр кукол решал задачу со здания «гвоздя* сезона. ІІст, это вполне рядовой спек такль. II он позволяет (ес тественно, при условии, что держишь в памяти другие работы) попытаться вывести некоторые закономерности, увидеть направление, в ко тором движется творческий коллектив. Что очевидно в первую очередь — у театра достаточ но крепкий тыл. Актеры до стигли такой профессиональ ной свободы, так легко «об щаются* с куклами, что им под силу создание образов. И не улыбнитесь иронично в этом месте, если вы знае те кукольный театр лишь по наслышке. Театру кукол с его особой мерой условности доступно многое. Вог Волк в «Красной Шапочке». Это голова да лапы, отчего он легко «вы растает» и может заполнить собою всю сцену. Прочиты вается метафора: зубастая пасть да быстрые ноги—это и есть сущность Волка, про чее — несущественно. Столь же лаконично выражена сущность лисы: это голова да хвост — следы заме тать. Не будем смущаться тем. что ассоциация, как гово рится. недалеко лежит. Это ведь спектакль для младшего возраста, ребята только еще учатся сравнивать предметы и явления. Вероятно, такими куклами, как Лиса и Волк, «играть* легче. Труднее приходится Т. Волынкиной — Красной Шапочке. В кукле —• ее «партнере*, увы. характер ности немного. Но вместе — Т. Волынкина и кукла — это очень сегодняшняя де вочка, чрезвычайно самосто ятельная. вероятно, даже из лишне самоуверенная, кон тактная и милая. Вот что такое актерское мастерство. II хотя Т. Волынкина — признанный лидер актерского коллектива, сотоварищи ей, если и уступают, то нена много. • Видится мне некая законо мерность в том. что театр нынче так увлечен Е. Швар цем (идет работа над еще двумя пьесами). Прекрас ный этот драматург, расцве чивая сказку, обогащая се какими-то новыми ситуация ми, оставляя в неприкосно венности классический сю жет. Основной сюжетный ход. главную мысль произве дения он сберегает в непри косновенности. И ребята не уходят со спектакля в недо умении: как это всем знако мый Колобок не только ока зался несъедсиным, но и всех вокруг провел. Такое мы видывали. и зрелище оказывалось довольно ми лым, непонятно лишь было, причем тут Колобок. Областной театр кукол явно тяготеет к классике. II когда не оказалось под ру кой пьесы по «Щелкунчи ку», повторяющей сюжет старой сказки Гофмана, те атр сам создал такую пьесу (иное дело, что она оказа лась удачей не бесспорной, но сейчас разговор не об этом). Прав ли театр в таком своем пристрастии? Думаю, да. Классика потому и клас сика. что несет в себе обще человеческое и созвучна лю бому времени. Есть ли что- либо более нужное детям? А коллектив, осознавший свою цель, действующий по следовательно. конечно же, заслуживает уважения. Как-то мы уже помянули добром афишу, на которой был обозначен возрастной предел зрителей одного из спектаклей. Театр и тут по следовательно проводит свою линию. Каждая новая премь ера адресована какому-то оп ределенному возр а с т у. «Красная Шапочка*, напри мер. — старшим детсадов- цам и младшим школьникам. И разговаривают с ними, от нюдь не сюсюкая и не скры вая того, что в жизни встре чаются ложь и зло, и при творные друзья, и грустные ситуации. II герои сражают ся за добро в полную меру своих сил. Мне кажется, это единственный путь к выра ботке активной жизненной позиции. Правда, иной раз ребяти шек излишне пугают темно той. Что-то из спектакля в спектакль кочует этот не са мый удачный прием: в «страшных» местах гаснет свет. Пауза порой затягива ется, и неудивительно, что тишину, бывает, разрывает отчаянный рев. Родители, к сожалению, не всегда следу ют советам театра н приво дят на спектакли очень ма леньких детей. Такая пауза существует и в «Красной Шапочке». А чего спектаклю не хватает явно — это музыки и сол нечного света. Избрав имен но такой изобразительный метод (актеры в черном сливаются с черным фоном), театр пошел на то. чтобы средние планы были не ос вещены вовсе. Им бы в контраст — передний и задний планы, но они мрач новаты. спектаклю явно не достает солнечных красок. А уж музыки — очень явно. И. кажется, это почувство вал и режиссер. В одном из эпизодов бабушка берет в руки гитару... и ничего не происходит. Эпизод этот ка жется лишним. «Красная Шапочка» толь ко начинает свою жизнь на сцене, спектакль очень мо лод, вероятно, над ним еще будут работать. Но уже сей*, час достигнуто главное: спек: такль учит ребятню дру жить. бороться со злом и отстаивать добро. Л. ПАВЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz