История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

т е м Иг рай т е С О СТЕНДА на улице Софьи Перовской не- чезло объявление «Куклы отдыхают». Куклы приня­ лись за работу. Сезон в об­ ластном театре начался с двух премьер. Я хочу вас пригласить на спектакль, в афише которо­ го обозначено, что он для де­ тей «от четырех лет». (Кстати. подобного рода уточнения хотелось бы ви­ деть на афишах других спектаклей. Это в какой-то мере избавило бы и . сам театр от громкого рева ма­ лышей на «не их» представ­ лениях). В «Букс», являя тем доб­ рый пример, нижний предел возраста обозначен. А верх­ ний? Очень я люблю в театре кукол, наблюдать за зритель­ ным залом. Он представля­ ет собою прекрасную иллю­ страцию к мысли не новой, но очень верной: детство живет в человеке, пока че­ ловек жив. По моему, кое-кто *из взрослых в зале боролся .с желанием вместе с ребята­ ми по просьбе дедушки Поиграя изобразить дерево, гору или морские волны. Сидевший рядом мужчина в возрасте за тридцать от­ кровенно радовался каждо­ му повороту сюжета, и я по­ думала о том, как, наверное, хорошо детям с этим чело­ веком, умеющим чувство­ вать так же, как они. Не снисходя к малышам, а стараясь подняться до их мироощущения, действова­ ли на сцене актеры. В этом спектакле очень многое за­ висит от их находчивости и увлеченности. И у актеров хватает дылания на весь спектакль. Очень нас пора­ довала импровизация «Вол­ ка». Его понадобилось усы­ пить. На сцену вышла из зала девочка и запела колы­ бельную из телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Помните? — «Спят усталые игрушки...» Она могла за­ петь любую другую песню, но тут «Волк» вдруг отреа­ гировал: — Выключите телевизор. Малая деталька, но «вы­ дающая» состояние актеров, их настроенность на волну игры. А начинается все с «пря­ ток» на сцене и с того, что на наших глазах из больших «клубков ниток» мастерят белочку и медвежонка. И у сидящих в зале, даже взрос­ лых, мигом возникает мысль, а не попробовать ли дома сделать то же самое. Это толчок к творчеству, очень важный. Игрушки в спектакле в достаточной ме­ ре условны. «Волк», к примеру, всего лишь при­ чудливая шляпа — и , это тоже развивает фантазию. Тут нужно со всей опре- с нами кысокой степени владеют техникой вождения кукол. Настолько ею владеют, что имеют возможность льви­ ную долю усилий сосредо­ точить на стиле спектакля, его выразительности, его воспитательном эффекте, то есть на главном и ‘основ­ ном. Вот и в «Буке» так легка и увлекательна игра, в ходе которой ребята уяс­ няют нехитрую, но важную и доступную малому их воз­ расту мысль о необходи­ мости дружить, именно по­ тому, что, кажется, вовсе ничего не стоит актерам управляться с куклами. Это та обманчивая легкость, ко­ торая дается большим тру­ дом и без которой нет ис- бятишки один за другим поднимаются на сцену, чтоб принять участие в спектак­ ле, целый лес рук выраста­ ет в ответ на каждое при­ глашение дедушки Поиграя, ему остается лишь выбирать среди этой массы готовых без конца играть ребяти­ шек. Только младших? Да нет, и школьников. А если бы взрослые сумели забыть о диктуемой возрастом со­ лидности, то и среди них тоже. Игра и детство неот­ делимы *друг от друга, а детство живет в человеке, пока он жив. На днях в «Полярной правде» главный режиссер областного театра кукол Ф. Шевяков поделился с чи­ тателями серьезными пла­ нами коллектива. Нас ждут интересные спектакли. Но хочется, чтоб театр не только играл для наших де­ тей, но и играл с ними. Он это умеет, что и доказал веселым и добрым «Букой». Л. ПАВЛОВА, деленностью сказать, кусства. Итак, мы играем. Вместе «сооружаем» зайцу Буке что, друзей, учим его знакомить- наш областной театр — и ся. собираем мед, жужжим режиссеры его, и актеры, и и производим массу других художники — в достаточно увлекательных действий. Ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz