История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

AK уже сообщала *> «Полярная правда», свой сорок восьмой сезон областной театр кукол от­ крыл премьерой. Зрителя увидели сказку Гофмана «Щелкунчик*. Почти месяц репетицион­ ного труда и почти год под­ готовки к этому месяцу. На художественном совете ме­ ня спросили, почему я не использовал в постановке прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского. Можно было бы ответить: наверное, потому, что я не балетмейстер. Но понимаю, что вопрос был порожден традиционным взглядом на сказку Гофмана, которая с детства связывается в ца-* шем представлении с бале­ том Чайковского. Но ведь балет «Щелкунчик* — это не совсем Гофман, это пре­ жде всего Чайковский. Я же хотел ставить и.мен- .но Гофмана. Потому сам написал инсценировку. И все же полностью преодо­ леть традиционность в ос­ мыслении сказки, пожалуй, не удалось. Хотя мы, как мне кажется, шагнули в этом спектакле к замеча­ тельному немецкому писа­ телю ближе, чем это можно было ожидать от театра ку­ кол. Спектакль стал на просто .сказкой о борьба мышеи и иг­ рушек, о неблагодарной прин­ цессе Пирлипат. к доброде­ тельной девочке Мари. Он стал историей о борьбе романтиз­ ма с «филистерством», о борь­ бе мироощущений художника U обывателя. В этом, по наше­ му глубокому убеждению, и есть самый главный смысл .tecex произведений Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Центральный персонаж в на­ шем спектакле отнюдь не Щелкунчик и даже не Мари, а ее ирестный Дроссельмейер. .Именно он направляет поступ­ ки своей юной крестницы, он 'задает ей задачу, которая -мо­ жет иметь только одно верное решение. Через линию этого персонажа утверждается и ос­ новная мысль спектакля: ис­ тинное счастье — приносить счастье другим. И когда а фи­ нале Дроссельмейер простится с уходящими а мир мечты Ма­ ри и Щелкунчиком, под жмет с пола листок саоей рукопи­ си и. как бы разговаривая с собой, пожелает им счастья, зритель - поймет, что более других счастлив он сам, по­ тому что владеет бесценным богатством — трудным сча­ стьем творчества. В труппе театра штатных работников — двадцать t шесть. Это разные- люди — и по возрасту, и по ха-* рактеру, и по художествен­ ным пристрастиям. Не все готносятся друг к другу с симпатией. • Очень трудно сплотить и х 4 в коллектив единомышленников. Т е а т р КУКЛЫ ДАЮТ УРОКИ ДОБРОТЫ В этом отношении «Щел­ кунчик* сыграл' добрую роль. В работе над этим спектаклем, мы все стали как-то ближе, стали лучше понимать друг друга. Пони­ мать и доверять — . вот главные понятия, которыми должны определяться отно­ шения актера и режисссра. Без этого трудно. У исполнительницы р эли Мари сценическая судьба складывалась не очень удач­ но. Больших ролей ей не давали, а в маленьких она особенно не блистала. И вот друзья поздравили акт­ рису с первой большой уда­ чей. Произошло открытие. Открытие актерской инди­ видуальности. Теперь- важ­ но не дать погаснуть вспых­ нувшим искрам таланта. «Щелкунчик* кто-то доволь­ но матко окрестил «драмати­ ческим спектаклем с куколь­ ными сценами*». Но нельзя согласиться с теми, кто видит в этом признак «вымирания» театра кукол. Обогатившись формами «живого» тватра, он стал значительно интересней. Театр кукол расширил свои жанровые границы и стал те­ атром, где можно ставить практически все: от детской сиазки до шекспировской тра­ гедии. Когда друзья и коллеги уз­ нают, что следующая чаша постановка — это «Лягушки» Аристофана, одни искренно удивляются, другие смстрят иронически « сочувственно. Итак, почему же все-таки ан­ тичная комедия? Во-первых, интересна сама тема. Во-вто­ рых, посиольну наш театр в силу своей специфики все-та- ки комедийный, нам хотелось бы наиболее полно постичь законы этого жанра. А в-третьих, стилистина античной комедии с ее - масками, гипер­ болизированными характера*• ми, песнями и плясиами чрез­ вычайно близка стилистике театра кукол. Спектакль эамысливается как пародия на расхожие штампы современного теат­ ра, в которой нам важно по­ делиться со зрителями сво­ ими размышлениями о судь­ бе театрального искусства. Сколько еще запланиро­ вано сложных и серьезных работ в этом сезоне! Пьеса В. Синакевича «Гадкий, уте­ нок* по мотивам сказки Ганса-Христиана Андерсе­ на. «Дракон* Е. Шварца, «Сказки дядюшки Римуса* Джоэля Харриса и многие другие пьесы *для детей и взрослых. Шварцевский «Дракой* предполагается выпустить как спектакль для взрослых. Тема конформизма и дикта­ та. затронутая в этой пьесе, становится все более акту­ альной в современной меж­ дународной жизни. Крова­ вый переворот в Чили, тра­ гедия Ольстера, антисовет­ ская кампания в США — все это ' заставляет заду­ маться о роли каждого че­ ловека в борьбе за всеоб­ щую справедливость. Мы старались учесть за­ просы зрителей разного воз­ раста. Самые маленькие увидят свою любимую сказ­ ку — «Красная Шапочка». Те, что немного постарше, встретятся с. героями «Ска­ зок дядюшки Римуса». А «Гадкий утенок» адре­ сован сразу и маленьким, и взрослым, ибо- речь в нем идет о рождении личности.. Не забыли мы и школь­ ников. Ко дню рождения пионерской организации те­ атр планирует выпустить гайдаровскую «Военную тайну*. Планы, планы. А пока... Маленький смешной . зайчо­ нок, надувшись, упрямо пов­ торяет: «Не хочу! Не буду!» — в ответ на все попытки ак­ теров, кукол и зрителей во­ влечь его в веселую игру. Это сценка из нашего нового спектакля-игры для самых ма­ леньких по пьесе М. Супони- на «Бука». Дети наперебой тянут руки, горя желанием выйти на сце­ ну и принять участие в дей­ ствии. Праздник, заразитель­ ное веселье светятся в их гла­ зах. Дружно помогают они д>- душне Поиграю перевоспитать упрямого Буну. .Уверен, что уроки добро­ ты, справедливости и красо­ ты, преподанные малень­ ким зрителям со сцены, не пропадут зря. Ф. ШЕВЯКОВ. Главный режиссер обла­ стного театра кукол.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz