История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
...Ум ны й, п ы т л и с о -с о с р е д о т о ч е н н ы й в з г л я д п и с а т е л я о б р а щ ен к з р и т е л я м . М ед л енн о г а с н е т с в е т о о к р у г п о р т р е т а , и с г л а з у н а г л а з о с т а ю т с я с о з д а т е л ь р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о т е а т р а А. Н. О с тр о в с к и й и н а ш е п о к о л е н и е . Т а к н а ч и н а е т с я с п е к т а к л ь д р а м а т и ч е с к о г о т е а т р а К р а с н о з н а м е н н о г о С е в е р н о го ф л о т а « Г о р я ч е е с е р д ц е » . М В ЭТОМ простоя, но точ- ном «юбилейном» проло ге — емкий смысл. Непре ходящая действенность н духов ной богатство драматургии А . Н. Островского, перешагнув через столетне, приходит к нам со исем накалом человеческих страстей, борений, социальных конфлик тов, в неисчерпаемом потоке ха рактеров, типов, нравов. И очень важны те принципы, на основе которых классика при обретает современное звучание. И, думается, не в стороне от этих проблем спектакль театра КСФ «Горячее сердце», вернее, его второе рождение. В н ы н еш н е й р е ж и с с е р с к о й р е д а к ц ии с п е к т а к л ь в о з о б н о в л е н и п р и у р о ч е н к ю б и л ею О с тр о в с к о го к о сы м г л а в н ы м р е ж и с с е р о м А. Мади- С0СКИМ . С ам ф а к т « с м е х а н и ч е с к о й р е к о н с т р у к ц и я с п е к т а к л я , п о с т а в л е н - ТЕАТР н о го о к о л о д в у х л е т н а з а д , а г е н е р а л ь н а я к о р р е к ц и я о с н о в н о го у с т р е м л е н и я с п е к т а к л я г о в о р и т о п р и н ц и п и а л ь н о р а з л и ч н ы х м е т о д а х о б р ащ е н и я с к л а с с и к о й . В п е р в о м в а р и а н т е , у в ы , с к а з а л о с ь о т ню д ь н е ч а с т н о е у в л е ч е н и е о п р е д е л е н н о й р е ж и с с у р ы м о д ны м п о в е т р и е м : « н а х о д и т ь » с з о с р еш е н и е с п е к т а к л я , б у д ь т о с о в р е м е н н а я п ь е с а и ли к л а с с и к а , л ю б ы м п р о и з в о л ь н ы м п у т ем , н и ч е м н е с в я з а н н ы м , — н и л о г и к о й и ж а н р о м п р о и з в е д е н и я , н и с т и л и с т и ч е с к и м п р и с т р а с т и е м а в т о р а . Ч у т ь л и Не в с а м о ц е л ь п р е в р а щ а ю т н е к о т о р ы е р е ж и с с е р ы с т р е м л е н и е н е т о л ь к о п е р е к р о и т ь и в ы н у т ь и з т к а н и п ь е с ы с а м о е а в т о р с к и д о р о г о е , н о и в « к о м п е н с а ц ию » в л о ж и т ь в п ь е с у ч у ж е р о д н ую с о б с т в е н н ую и д е й к у , п о ч и т а я с е « д о в р е м е н н о й » . К с ч а ст ью , б о л ь ш а я д р а м а т у р г и я о б л а д а е т н е м е н е е , ч ем ч е л о в е ч е с к и й о р г а н и зм , и м м у н и т е т о м к о т т о р ж е н и ю , и в се, ч т о н е о т е е п л о т и и к р о в и , в н ей н е п р и ж и в а е т с я . Т а к п р о и зош л о и с п о п ы т к о й п од м е н и т ь в п р ош л о м с п е к т а к л е т е а т р а КСФ « г о р я ч е е се р д ц е * « р а с ч е т л и вы м сер дц ем » ... Одна и з р е ш а ю щ и х ф и г у р в с п е к т а к л е — П а р аш а , в о п р е к и в сей л о ги к е д е й с т в и я в п ь есо , н а п е р е к о р св о ей с о б с т в е н н о й п р и р о д е , я р ч а й ш а я н а т у р а , в г л у б и н е к о т о р о й з р е е т н е у к р о т и м ы й п р о т е с т п р о т и в « тем н о го ц а р с т в а » к у р о с л е п о в ы х , — по ч ем у -то п о р е ж и с с е р с н о м у п р о и з в о л у бы л а п е р е и р о е н а в « х и щ н и ц у с п е р с п е к т и в о й » ... В е с ь с м ы с л е е н р а в с т в е н н о й н е п р е к л о н н о с т и о г р а н и ч и в а л с я н е м у д р е н ы м и т о го м — с т а т ь с в о е в о л ь н о й х о з я й к о й к у р о сл еп о в ек о го д о м а . И э т а « н а х о д к а » в с п е к т а к л е , п р и п и с ы в а ю щ а я П а р а ш е д у ш е в н ы й ц и н и з м и с в о е к о р ы с т н ы й п р а к т и ц и з м , о б о р а ч и в а л а с ь п е с с и м и с т и ч е с к и м , беспросвеѴньЬл ф и н а л о м , с т о л ь ч у ж д ы м м и р о ощ у щ е н ию О стр о в ск о го . Режиссура исправила прежде всего эту искаженную направ ленность спектакля, то есть про изошло уже не его возобновле ние, а восстановление справедли вости по отношению к автору и... к современности. Парадок сальность здесь только кажуща яся: если выхолостить в произве дении такого художника, как Островский, его положительный идеал, дегеронзировать поступки действующих лиц его пьес,‘выс меяв их с позиций якобы «иро ничного» сегодняшнего века, то урон будет нанесен и самому со временному зрителю, более, чем во времена Островского, на деленному чувством нравствен ного идеала, с развитым пред ставлением социальной правды. Вот почему спектакль, отре дактированный А. Мадневскнм, сразу обрел куда более совре менные контуры, хотя режиссер опору искал не в «осовременн- ватш», а в самоіі первооснове — в драматурпт Островского. Мно гое в спектакле закономерно стало на место. Чувство уваже ния вызывает труд артистки В. Елезовой, сумевшей настолько переосмыслить первый вариант трактовки роли Параши, что от него не осталось и следа, — соз дан органический и целостно другой сценический характер, притом искренне и правдиво, и предельно мягко, лирично. И все-таки представляется, что это еще полпути «новой» Параши в спектакле. Вся цепь поступков Параши — протест! Протест зреющий, набирающий силу, развивающийся, и даже ее отказ от любви к Васе Шустрому — тоже протест. Протест против слабости, компромисса. И если актриса великолепно проводит сцену в лесу, где потрясенно по знает все ничтожество своего любимого, то в финале, отвергая его, словно придавлена каким-то чувством усталости, «тихой пе чали»... Нет! Горячее сердце Па раши ші на минуту не даст ей покоя. Без нажима, без нарочитых подчеркиваний ведет свою роль артист Ю. Поваляев, н верится в цельность характера его Гав рилы. Представляется спорной в спектакле роль Васи Шустрого (артист А. Агафонов). Да, его «герой» импозантен, самоуверен, со всей очевидностью устремлен к миру хлыновых, вплоть до одноцветной с Хлыновым яркой косоворотки. Хлыновщина стра шна не только тем, что она рож дает себе подобных, но и там, что она ломает хребты, превра* щает в ничто тех. кто попадает в ее мясорубку. И не верней ли было раскрыть в спектакле все- таки такую вариацию? Но даже если Вася, по замыслу театра, завтра — Хлынов, то этот про цесс должен быть обозначая сложнее, тоньше, стадиинее. Но так или иначе, независимо от отдельных «недоборов» или спорных положений, главное в спектакле сло&нлось — проти востояние горячих сердец все- властыс темного мира. Не внешнее, а глубшшо-совре- менное прочтение возвращает пьесе Островского основу основ его драматургии — конфликт ность. И жанрозая, гротесково- сатирическая форма спектакля нензбезкно наполняется осмыс ленным содержанием. Без всяких оговорок можно утверждать — сатирическое, гротесковое звучание спектак ля воплощено ярко, выпукло, броско, почти буффонадно, но в полной мере, психологически оп равданно, б манере народных игрищ. И вместе с тем~. совре менно. И не за счет условно-аб страгированной, ставшей уже штампом театрализации, а при сохранении реалистической до- стойернОстн, объемности Харак теров, за счет стремительной ритмической разработки дейст вия. Уже первый выход Куро- еяепова в «ритме скерцо», а не в отыгрывании сонной одури, сначала настораживает, а затем убеждает, ибо поддерживается всем развитием острого дн- — намнчного действия. В энергичном исполнении артиста Н. Лукинова Куро- слелов — это лихорадочно полубезумный, но отнюдь не слепая игрушка в руках супруга, страшный и все властный в своем пробуж дении человек. Тупая, дре мучая, но, ох, какая еще силища гуляет в его «ндра- ве»! Несомненно удачна в це лом и работа артиста И. Мо- скалевского' над сложней шей ролью Градобоева. Ак тер сумел выразить главное свойство роли городничего 5 * — его приспособляемость. За внешне благообразными, подчас даже елейными по вадками градоначальника актер безошибочно разглядел хищного зверька, который беспременно ур вет н свой -лакомый кусочек. При чем добивается этого актер до- стоверно-реалистическнмн при емами. Напрашивается только одно соображение — до конца ли верно «играют» городничего окружающие? Не стал ли под текст явным «текстом»? Город ской голова нужен и Курослепо- ву, и Хлынову, конечно же, «ручной», в полном услужении, ко эго достигается ими подспуд но, при помощи скрытых пру жин, а не столь прямолинейно, в лоб, как это выражено в спек такле сегодня. А ведь «триада» Курослепов — Градобоев — Хлынов из галереи образов мог ла бы перейти в более высокую художническую степень — си стему образов. Большой творческий вклад внесла в сатирическое прочтение спектакля артистка Г. Мочалова, блистательно и смело сыгравшая Матрену. Вот где понстине ска залось счастливое соединение драматургического материала и современной исполнительской манеры. Предельная заострен ность характера, многоплановая его разработка, но собранная в лаконичном «пучке» сцениче ской выразительности. Актриса точна во внутренней характерно сти, ко находит и крайне рельеф ную пластическую форму роли. Змеевидная, пронырливая, увертливая, ее Матрена стано вится некоронованным царьком в смрадном удушливом закутке курослеповского дома. Наглая, похотливая, почти до обнажен ности желаний... но вот здесь талантливую актрису подстерега ет перебор. Ведь похотливый «грех» Матрены — тайный, ли цемерный:, а актриса недостаточ но внимательно следит за этоіі гранью н частенько переступает ее. Особое место в спектакле за нимает работа артиста А . Най- чука над ролью Хлынова. «Хлы новщина» захлестнула сцену сходу, когда в разухабистой, полуразбойной гульбе двинулась через зрительный зал хлынов ская кавалькада. И вся расхри станная стихия купеческого са модурства, апогей безудержной власти денег сочно н колорит но, с большим эмоциональным запалом высмеяны артистом. Хлынов А . Найчука несомнен ное достижение спектакля. С большим мастерством, почти без движения проводит артист сцену хлыновской «тоски» и какой выразительности достига ет, вдруг почувствовав беспре дельную пустоту всей хлынов ской жизни!.. В мощном, неиз бывно сильном, обросшем, лох матом полузвере-получеловеке, где-То на самом дне его опустев шего взгляда начинает копо шиться смутная, но еще челове ческая тоска... Не «уже», а «еще», потому что завтра не будет н этой капли человече ской совести, ее начисто сотрет безостановочная карусель оже сточенного прожигания жизни. Положительных свершений в спектакле больше, чем недос татков. Театр продемонстриро вал главное в своем творчест ве: не отмел неудавшуюся рабо ту, не бросился к другой, а по шел самым настойчивым и трудным путем -— путем пере осмысления своего отношения к пьесе Островского, ради поиска в ней подлинного, а не мнимого, современного созвучия. Всяческой поддержки заслу живает актерский коллектив и его новый творческий руково дитель А . Мадневскнй,-. веду щий театр по сТоль принципи альной и плодотворной дороге. И трудно представить себе более наглядный урок, чем тот, что преподал, театру великий русский драматург. В эпилоге, как н в прологе, со сцены на .зрителя вновь смот рел с портрета А- Н. Остров* скин... Что ж, -забИДВая смелость театра, давшего себе право вый ти на сцену, вместе с автором, тем более таким, как Остров ский. Однако на этот раз — оправданная. И. ОРЛОВСКИИ. Режиссер. 13 апреля 1373 &,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz