История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ЛьЧЕНЬ ТРУДНО сейчас в со- ^ временном театральном ис- . кусстве определять границы того или иного актерского амплуа. Слишком смещены акценты по отношению к установившимся ко гда-то в чистом виде понятиям! «герой-любовник», «герой-резо нер», «социальный герой», «тра- гик», «комик» и т. д. И, наверное, это не плохо. Все определяется жизнью. Диалек тика ее развития вскрыла сегодня новые законы построения драма тургического конфликта, обнару жив неизвестные доселе возмож ности искусства сцены, а, следо- вательно, и возможности актер ского мастерства и таланта. Говорить об актрисе театра Краснознаменного Северного флота Валентине Елизовой, как об актрисе с четко выраженными ка чествами какого-то определенно го творческого направления, так же сложно. Но именно эта нечет кость границ и заставляет при смотреться к работам актрисы, ибо предполагает определенную гибкость таланта в созданных ха рактерах — «сиюминутность» от ражения жизни, многообразие форм ее проявления. И, главное, предопределяет движение и даль* нейшее совершенствование мас терства, что чрезвычайно важно для актрисы, только вступающей (уверенно и интересно, но все- таки вступающей) в сценическую жизнь. Прошло только 5 лет по сле окончания Кировского теат рального училища. Один год, сразу после учебы, она прорабо* тала в театре Балтийского флота^ И вот уже четвертый сезон на Севере, в театре КСФ. На вопрос «Ваше амплуа?» сама актриса тоже затрудняется ответить. В училище были намет ки на «социальную героиню». Иг рала Варю в «Поднятой целине», Невесту в «Клопе». Получая ту или иную роль, пусть даже такую, как Даша из «Хождения по му кам» (в театре Балтийского фло та), актриса начинает с поиска в своих героинях черт «бытовых», «характерных». «Как-то легче су ществовать потом в образе, чув ствовать его», — поясняет Ели- зова. Впервые я увидела на сцене Валентину Елизову два года назад в спектакле «Сильнее любви». Спектакль был поставлен режис сером М. Царевым по рассказу Б* Лавренева «Сорок первый», Елизова играла Марютку. Роль, ставшая уже классической, с оп ределенным исполнительским на слоением не только е театре, но и в кино. В памяти, например,, еще свежа чухраевская Марютка в -исполнении И. Извицкой. Облик ее Марютки, как отмечали тогда критики, был все-таки слишком интеллигентен, женствен и лири чен в сравнении с характером лаарѳневской героини. - Образ Марютки, созданный АМПЛУА Продолжаем разговор об артистической молодежи мур манских театров* Представля ем актрису театра КСФ Вален тину ЕЛИЗОВУ, получившую по итогам областного смотра дип лом II степени. < Елизовой, поражал своей зазем- ленностью. Говорила она грубо, попросту неграмотно, а движе ниях и внешнем виде — несколь ко грузновата, одетая а суконное платье мешком, не желающая быть красивой, без теки кокетст ва и малейшего проявления жен ских слабостей. Это поражало по началу и заставляло, тем не ме- нее^ вспомнить, что лавреневская Марютка «прожила почти всю жизнь верхом на жирной от рыбьих потрохов скамье». Исходя из такой позиции в трактовке образа, любовь к бе логвардейскому офицеру foeopy- хе-Отроку у Марютки-Еяизовой приобретала необыкновенную -си лу, сложность и красоту. Она влюблялась в Говоруху неожидан но, вдруг открыв для себя одна жды синие глаза поручике. М дальше уже любила безоглядно и жертвенно, по-мужицки взвалив на свои бабьи выносливые плечи всю тяжесть лишений. Идеалы революции для нее непререкаемая данность, впитан ная в кровь с - молоком матери, которую она чувствует скорее подсознательно, чем осознает. Однако постижение великих свер шений происходит в ее душе не - сразу. В том, как она, например, пишет стихи о революции, отра жен один из моментов постоян* ной внутренней борьбы с собой. Ей трудно дается осмысление со циальной сложности происходя щих событий. По-смешному, со средоточенно намусоливая ка рандаш, нахмурив брови, она на- труженно складывает слова . из букв, а из слов неуклюжие фра зы. Осознанность борьбы проис ходит с болью и трагедией, с по терей любимого человека, с ги белью любви. Когда я смотрела В. Елизову в * другой ее работе, выдвинутой на смотр, в роли Нины Бегак (спек такль «В этом милом старом до ме»), я вдруг поймала себ* на мысли, что удивлена тому, как молодая симпатичная актриса со всем не боится быть некрасивой, А в роли Нины Бегак она бук вально подчеркивает неуклю жесть своей героини. Ее Нине —» уже чуточку засидевшаяся 30-лет няя «старая дева». Ходит" в очках* потому что близорука, отчего по* падает в ряд 'смешных ситуаций* И уже совсем странно — не уме* •Вт носить туфель: высокие каблу* ки кособочат, стесняется этого м старается все время спрятать но» ги. Но за всеми этими внешним» Приспособлениями, найденными актрисой, вдруг открываете» та& кая душевная щедрость героини,' такая детскость и незащищен-* ность, что невольно проникаешь^ ся сочувствием к неустроенной eaf судьбе. Комизм перипетий огней яиений с Гусятниковым, человеком: женатым, имеющим уже взрос лых детей, перерастает . затем % Елизовой в символ чистоты, высе* ты любовных чувств, преданности-, доброты и непорочности. Под ко нец спектакля все зрительские симпатии без остатка отдаются Нине Бегак. В своем обширном репертуара Валентина Елизова выделяет дл* себя четыре роли, как особо важ ные для нее, так сказать, этап ные. Это Марютка, Нина Бегак, • еще — Соня («Дядя Ваня») и Ко* миссар («У времени в плену»). Разноплановость творческого амплуа актрисы, о чем убеди» тельио говорят роли, неустанный поиск в работе заставили меня невольно пожалеть, что о свое время не удалось посмотреть ео Соню из чеховского «Дяди- Ва ни». Роль трудная и совершенно отличная от предыдущих доузе, с другой поэтикой чувств, тонким лприемом, интеллигентностью и сложнейшим психологизме#.. И уже совсем любопытно увидеть Ларису Рейснер (Комиссара^ Ели зовой иг спектакля по произведе ниям Вс»-Вишневского <:У времс=» ни в плену» — образ высокой- г&» роики и чистого трагизмо» Н . М А ЗУ Р , т е а т р о в е д
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz