История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Д О в е р и е Областной драматический театр представил на вечере победи телей: режиссера В. Келле-Пелле, актеров А, Азарченко, Л. Ницен- ко, М. Самочко, а одними из последних - 7 - отрывком из спектакля «Валентин и Валентина» — К. Белову и В. Стоменка. И как брала досада оттого, что живое . человеческое чувство мечется, запыхалось совсем в четырех стенах, так стало чуть груст но, когда наступил финал вечера и была поставлена точка: первое место, второе, третье... За каждым актером будто закрепилась цифра. Что ж тут поделать г - это условие каждого смотра-конкур са, просто оно не совсем естественно, когда речь идет о творчеств ве, трудно поддающемся арифметической оценке, потому что дер жится оно на человеческом нерве. «При подведении итогов необходимо учитывать творческую ак тивность молодого актера, его отношение к повседневной работе, к работе в эпизоде, массовке, соблюдении им этических норм, уча стие в общественной жизни, в комсомольской работе». Так сказано в положении о смотре. Все же хорошо, что суть этого смотра не только в распределении мест, а главное — в работе, которую ведут театры с молодыми актерами, в том, чтобы эта работа стала системой. . _ Такой системой стала работа с молодыми в областном драмати ческом театре. Его и признали лучшим. Начинается забота о молодых в этом театре прежде всего с со здания им всяческих благоприятных условий для непосредственной работы. Это проявляется и во внимании к материально-бытовой стороне, и просто в добром отношении руководства и актеров дру гих поколений (они, кстати, и представили победителей на вечере) и — что не гак часто встречается, а очень ценно — в творческом доверии. Молодежь театра играет много и разно. Ей отважно поручают сложные, ответственные роли, а значит — дают возможность наибо л ее полного и точного проявления себя, самого существенного в себе, пусть даже доказательством «от противного». ■ МОЛОДЕЖЬ — ПРОБЛЕМА ■ I МОЛОДЕЖЬ — ПЕРСПЕКТИВА ■ СЦ ЕНА — ЖИЗНЬ ■ СЕГОД НЯШН ЕМ У ДНЮ НУЖНА МЫСЛЬ ■ Т Е А Т Р ВОСПИТЫВАЕ Т ВОИНА- ГР АЖ Д АН ИН А П РИРОДУ ОСВЕЖАЮТ ГРОЗЫ . Не так ли бы вает и в жизни людей, целых коллективов. После некоторых потрясений, перестановок и за тем взлета в новом спектакле «Торопись успеть* можно гово рить о явном возрождении, об новлении театра Краснознамен ного Северного флота. А. Л . Мадиевский. за сл уж енны й д ея т ел ь и ск у с ст в К а зах ск ой ССР, р еж и с с е р театра : — М олодеж ь для наш его театра — в с е . Такова сп ец иф и к а сам ого т е а т р а . Наці зр и т ел ь — молодой воин , и гер ой , к отор ого он х о ч ет в и д еть на сц ен е , д о лж ен быть бли з о к и п оня тен ем у , долж ен быть е г о совр ем енн и к ом , ж ел а т ел ьн о — р о в е с н и к о м ., Наш театр п р едо ставл я ет мак сим ум в о зм ож н о ст ей для активной р аб о ты м ол оды х ар ти стов , н а гр у з к у . к ак ую только м ож ет вы дер ж а т ь начинающ ий а к т е р /Н а с вол н у е т д р у гая пр обл ем а . Уж е н е р а з мы обр ащ а ем ся в поли туправл е н и е с п р о сь бой продум ать в о зм ож ны е п у ти при глаш ения молоды х а к т ер о в в т еа тр ф лота . П остоянны е вы езды , о тсутстви е с т а ц и о н а р а со зд аю т .дополнитель ны е тр удн о сти в работе . Однако в данный м ом ент м ож но говорить и о творч еском п о дъ ем е . Коллек тив с ей ч а с на верном п ути , а на пр авл енн о сть — самый р еш аю щ ий ф ак тор . В дохн ов енн о работал театр над пьесГой... По ночам мы с Крейном , ав тор ом п ов ести , работали над сц ен ар и ем , а дн ем шли реп етиции , п ь е са была поставл ена з а м есяц . П о-моему , от такого коллектива м ож но ж дать дальн ейш их у с п е хов . И сам о собой р а зум е ет ся , что м олод еж и б у д у т предоставл ены в с е в о зм ож н ости проявить с ебя . Р а б о т е с молодыми в есь коллек тив у д ел я ет много ' - вр ем ени , шш« мания . Это сов ерш ен н о ест е ст в ен но . П ерспективы м олоды х — это п ерспективы театра . И мы ож идаем от наш ей моло д еж и , от Саши А гаф онова , Вален тины Ели зовой , Галины Стопцо- вой , от сам ой м олодой актрисы наш его теа тр а — Тани К орнеевой больш ой творческой отдачи . В. О. Хдоіич, заслуженный артист РСФСР: — По-моему, театр подошел в своих поисках к самому вер ному и главному. На сцене по явился не отвлеченный герой, а умный современник, матрос, че ловек с накалом страстей. Корреспондент: Владимир Осипович, от вас хотелось бы услышать о совместной актер ской работе ветеранов театра и молодых, о преемственности те атральных- традиций. — М ожет, сама вы ездная сп е циф ика т еатр а бол е е сплачивает н а с . М ожет быть. В а тм о сф ер е добр о сер д еч и я и взаим опом ощ и л егч е начинать лю бом у м олодо м у актеру . В таки х за сл уж ен ны х ар ти ст ах РСФСР, как Л. В. Тума нова и К. И. Липатов , ак т ер ах И. Г. М оскалевском и С. С. Сади- к ов е , м олод еж ь н аходи т опы тных наставников . С ер ь е зн ее стали относиться в т еа тр е и к пробл ем е п р оф е сси о нальной уч ебы актеров . У нас р а б о т а ет творч еский клуб , который пом огает соверш ен ствовать пр о ф е с си он ал ьн о е м а стер ство . На з а нятиях р а зговор и д ет о совр ем ен ной р еж и с с у р е , о постановк е о б « р а з а совр ем енного героя на сц е не. В за д ач у театра входит ук р еп л ен и е славны х традиций театра ф л ота , направленны х на патрио тич еское воспитани е советского воина. Если говорить о пр еем ств енн о сти эт и х славны х традиций , то нуж н о с большим удовл етвор ен и ем отм етить р аботу молодого ак тера Саши А гаф онова . Корреспондент: Саша, два го да в театре Северного флота — что они для вас? Александр Агафонов: — В театр е я наш ел учи тел ей и школу, с которой был знаком только теор етич ески . На сц ен е н а чинал как оловянный солдатик . В се было... Первый ж е с е зо н дал м н е прекрасны й урок . Мне дали хар ак т ер ны е роли Л евуш ки fe «С казках стар ого Арбата* и В ась ки в «Горячем сер дц е» , одна и з н и х д аж е гротесковая . Роли , к а за л о сь . самы е н еподходящ и е , х а р а к теры сов ерш ен но мне не св ой ст венны е. Р аботать приш лось с о г ромным внутренним напряж ени ем . п ер ен апр яж ени ем д аж е . Эта р абота им ела для м еня важ ное зн ач ен и е , просто к ол о ссальн о е , потом у что в р е зул ь т а т е появи лась «р аскованн ость» , то есть та св обода , б е з которой н ево зм ож ен ак тер ... И ещ е такое д ел о . В свои х п о е зд к а х при ходи тся играть па ра зличны х сц ен а х , гд е нет ник а ки х удоб ств , играть*.,б§з «плю сов ки» , в хорош ем Смысле этого сл о ва , то есть б е з лиш н ей актер ской накладки , как на стацион арной сц ен е , б е з и споль зований всего д и а п а з о н а /г о л о с а , свобоДЬІ Движе* нйй ... А эт о в ед ет К (ЗоЛьЩей Гиб кости и пластНчности'^:Перевопло~- щ ения . Так что для м олодого акг т ера эти н еуд об ств а .служ ат хоро? ш ей школой . п р оф есси он альн о го опыта. Получаеш ь огром ное удовл етв о р ен и е , когда п о сл е сп ектакля с о верш енно .стихийно начинается о б суж д ен и е . Сколько р а зны х г о рячих чувств и полярны х м н е ний о моем гер о е м атр о се Лне- пнньш е: «Таких р ебят нет , есть циники» . — «Н ет, он ж и в ет в каж дом и з нас в какой -то м ер е» . Одни ж урн ал и ст сказал : «Эго ч е лов ек н езави дной судьбы . Он с г о р ел , как свеча» . А я считаю — нет! П росто мой герой н е и з т ех , кто спокойн о р а сп р ед ел я ет свои силы . У него другой путь — путь гор ения . Этот м аксим али зм — ве ликолепны й , потрясающий ! , Образ Лнепнньшсі >-• тот р(5раз, который д а ет мнОг0 н е тбЛькр зри телю , но и ак т ер у . П омогает р о с т у ч ел ов еч ески х , патриотич е ск и х кач еств . Я н е пр ет ен д ую н а какое-то сход ств о с моим гер о ем , по мне к аж ется , что в каких-то слож ны х кри тич ески х ж и зн енны х си туаци ях я б у д у в ерен его прин ципам , многое м ерить его м еркой . Г. КУРОПАТКИНА. НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «Надо же, театр кукол — и ^ вдруг! Мы никогда не подозрева ли, что в вашем* театре’ так мно го способных, молодых и краси вых (!) актеров!» — такие слова можно услышать от зрителей спектакля «Голый король». — Я понимаю это удйвление, — говорит А. Д. Коган, заслужен ный артист КАССР, человек, име ющий за плечами около 40 лег режиссерской й актерской рабо- тьив театре кукол. — Раньше в театр кукол шли совсем другие люди, в основном те,' которые по причине каких-то внешних недо статков не могли показаться на сцене. J . Никаких специальных учебных заведений для кукольников тоже не было. Естёствённый " отбор происходил прямо в театре. И, конечно, о всесторонней подго товке актеров-кукольников и го ворить не приходилось. Некото рые режиссеры обучали просто определенным техническим при емам, при помощи которых кук ла могла выражать радость, горе, гнев. Конечно, это были далеко не лучшие режиссеры, но тогда и с этим «запасом» можно было работать. Сейчас — нет! И дра матургия и-режиссура театра ку кол настолько изменились, что набором штампов, готовых при емов уже не обойтись. Недаром несколько лёт назад о таком спек такле, как. «Голый король», не могло быть' и речи, а сейчас смог ли, осилили. Но вот пришло оно В театр — это новое всесторонне подготов ленное поколение. Почти все — молоды и красивы. Пение, танцы, фехтование, акробатика — все, что угодно, — пожалуйста! Они «спрятались за ширму» не пото му, что боятся «живого плана», а совершенно сознательно, потому что видят неограниченные воз можности и перспективу именно этого жанра, именно в нем хотят сказать свое собственное слово. * Легче с ними работать или труднее? — Конечно, легче, — говорит В. С. Варшавская, директор теат ра, работающая в нем более 20 Лет. — И это, наверное, не нуж но доказывать. Они все могут, с Них много можно потребовать. Хотя в чем-то и труднее. Прибы вая из учебных заведении, они сами предъявляют театру серьез ные требования. В большинстве случаев справедливые, иногда — непомерные. Не каждый театр на ходится на уровне этих требова ний. Иногда приходится застав лять заниматься «простой ариф метикой», хотя в институте они овладели «высшей математикой». Может ли хоть один театр ска зать, что работает со своей мо лодежью достаточно? Да, прово дятся у нас специальные занятия по вокалу, сценической речи, движению, танцам. Учитываются творческие заявки молодежи. Ху дожественный совет старается справедливо оценивать их работу, своевременно тарифицировать. Режиссер стремится уберечь каж дого от «заштампования», от крыть новые грани актера, расши рить диапазон. Об этом свиде тельствует роль Посадницы в спектакле «Горящие паруса», сыг ранная Тамарой Вяткиной, наряду с ее «малышами» — Плюшем, Мики и-другими. Или роли коро ля в «Приключении любопытного волшебника» и Лисы в «Бабушки ных сказках» у Тамары Волынки ной. Но всегда что-то остается в об ласти благих намерений. Хоте лось бы дать актерам возмож ность больше работать над собой, общаться с творческой моло дежью города, заниматься обще ственной работой, просто читать, наконец... Но пока еще наши ак теры очень и очень загружены. Приятно, что рядом с этими ак трисами, выпускницами института, завоевавшими на смотре первое и второе места, наград удостое ны актеры Евгений Луценко и Ви ктор Вяткин, которые пришли к нам из самодеятельности и все му научились в театре. Но мы всегда понимаем, что делаем еще недостаточно... М. ОЛЕНЕВ, наш внешт, корр. А. АГАФОНОВ Л. НЛЦ ЕН КО м А. АЗА Р Ч ЕН КО В. СТОМЕНОК К . БЕЛОВА (слева) и В. ЕЛИЗОВА •} М. САМ ОЧКО Т. В Я Т К И Н А В. В Я Т КИ Н Ф Смотр талантов Театр выдвинул шестерым победителей. Если бы не рамки кон курса,, их могло быть и больше. Молодых актеров областного дра матического театра характеризует (почти всех) определенная, уже раскрывшаяся индивидуальность. Это особенно озадачиваеі перед необходимостью подводить их под общую установку и распреде лять очередность мест. Вернемся сейчас на тот вечер-концерт, который проходил в по недельник. Вернемся к некоторым его участникам (с удовольстви ем бы ко всём, только нет такой возможности). Леонид Ниценко. Он играл роль Неспанова в спектакле режис-< сера Келле-Пелле «Справедливость — мое ремесло». И очень надо знать его в других ролях (Бусыгин .$ «Старшем сыне»,, ^ктеЪ | «На дне»). Потому что Л. Ниценко, актёр лирический, узнѴваІмъій в каждой своей роли: до тонкостей вроде бы растворяется ^ .ней такая, у него эмоциональная чуткость к разнообразным характерам. , Владимир Стоменок — тоже очень эмоциональный, но совсем иного плана актер. У характеров, им создаваемых, единый внут ренний склад, странно противоречивый и этим необыкновенный (Алешка в «На дне», Валентин, Васков). Говорят, что герои Стомен ка — простые, здоровые натуры. Но ведь в уникальном сочетании с душевным здоровьем, с той добротностью — резкая, почти бо лезненная нервность. В неспокойной контрастности характера одно подчеркивает, увеличивает другое. То, что он такой ясный и надеж ный, удесятеряет силу эмоциональных потрясений. Все это сконцентрировалось в образе старшины Васкова из спек такля «А‘: зори здесь тихие...» Само назначение Стоменка на роль Васкова было смелым, но творческое доверие есть принцип рабо ты с молодыми в этом театре. А' Клавдия Белова назначена на роль Марийки в «Солдатской вдове» Н. Анкилова — женщины, познавшей много горя, живущей трудно. И еще в преддверии вечера, заключающего смотр, удив ленная тревога о будущем: «Я сейчас такую роль получила, ну та кую роль! Ой, не знаю, как я...» Н. КОТЕЛЬНИКОВА, театровед. В. К ЕЛЛ Е -П ЕЛЛ Е
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz