История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Д О в е р и е Областной драматический театр представил на вечере победи­ телей: режиссера В. Келле-Пелле, актеров А, Азарченко, Л. Ницен- ко, М. Самочко, а одними из последних - 7 - отрывком из спектакля «Валентин и Валентина» — К. Белову и В. Стоменка. И как брала досада оттого, что живое . человеческое чувство мечется, запыхалось совсем в четырех стенах, так стало чуть груст­ но, когда наступил финал вечера и была поставлена точка: первое место, второе, третье... За каждым актером будто закрепилась цифра. Что ж тут поделать г - это условие каждого смотра-конкур­ са, просто оно не совсем естественно, когда речь идет о творчеств ве, трудно поддающемся арифметической оценке, потому что дер­ жится оно на человеческом нерве. «При подведении итогов необходимо учитывать творческую ак­ тивность молодого актера, его отношение к повседневной работе, к работе в эпизоде, массовке, соблюдении им этических норм, уча­ стие в общественной жизни, в комсомольской работе». Так сказано в положении о смотре. Все же хорошо, что суть этого смотра не только в распределении мест, а главное — в работе, которую ведут театры с молодыми актерами, в том, чтобы эта работа стала системой. . _ Такой системой стала работа с молодыми в областном драмати­ ческом театре. Его и признали лучшим. Начинается забота о молодых в этом театре прежде всего с со­ здания им всяческих благоприятных условий для непосредственной работы. Это проявляется и во внимании к материально-бытовой стороне, и просто в добром отношении руководства и актеров дру­ гих поколений (они, кстати, и представили победителей на вечере) и — что не гак часто встречается, а очень ценно — в творческом доверии. Молодежь театра играет много и разно. Ей отважно поручают сложные, ответственные роли, а значит — дают возможность наибо­ л ее полного и точного проявления себя, самого существенного в себе, пусть даже доказательством «от противного». ■ МОЛОДЕЖЬ — ПРОБЛЕМА ■ I МОЛОДЕЖЬ — ПЕРСПЕКТИВА ■ СЦ ЕНА — ЖИЗНЬ ■ СЕГОД ­ НЯШН ЕМ У ДНЮ НУЖНА МЫСЛЬ ■ Т Е А Т Р ВОСПИТЫВАЕ Т ВОИНА- ГР АЖ Д АН ИН А П РИРОДУ ОСВЕЖАЮТ ГРОЗЫ . Не так ли бы­ вает и в жизни людей, целых коллективов. После некоторых потрясений, перестановок и за­ тем взлета в новом спектакле «Торопись успеть* можно гово­ рить о явном возрождении, об­ новлении театра Краснознамен­ ного Северного флота. А. Л . Мадиевский. за сл уж енны й д ея т ел ь и ск у с ст в К а зах ск ой ССР, р еж и с с е р театра : — М олодеж ь для наш его театра — в с е . Такова сп ец иф и к а сам ого т е а т р а . Наці зр и т ел ь — молодой воин , и гер ой , к отор ого он х о ч ет в и д еть на сц ен е , д о лж ен быть бли­ з о к и п оня тен ем у , долж ен быть е г о совр ем енн и к ом , ж ел а т ел ьн о — р о в е с н и к о м ., Наш театр п р едо ставл я ет мак­ сим ум в о зм ож н о ст ей для активной р аб о ты м ол оды х ар ти стов , н а гр у з ­ к у . к ак ую только м ож ет вы дер ­ ж а т ь начинающ ий а к т е р /Н а с вол­ н у е т д р у гая пр обл ем а . Уж е н е р а з мы обр ащ а ем ся в поли туправл е ­ н и е с п р о сь бой продум ать в о зм ож ­ ны е п у ти при глаш ения молоды х а к т ер о в в т еа тр ф лота . П остоянны е вы езды , о тсутстви е с т а ц и о н а р а со зд аю т .дополнитель ­ ны е тр удн о сти в работе . Однако в данный м ом ент м ож но говорить и о творч еском п о дъ ем е . Коллек­ тив с ей ч а с на верном п ути , а на­ пр авл енн о сть — самый р еш аю ­ щ ий ф ак тор . В дохн ов енн о работал театр над пьесГой... По ночам мы с Крейном , ав тор ом п ов ести , работали над сц ен ар и ем , а дн ем шли реп етиции , п ь е са была поставл ена з а м есяц . П о-моему , от такого коллектива м ож но ж дать дальн ейш их у с п е ­ хов . И сам о собой р а зум е ет ся , что м олод еж и б у д у т предоставл ены в с е в о зм ож н ости проявить с ебя . Р а б о т е с молодыми в есь коллек ­ тив у д ел я ет много ' - вр ем ени , шш« мания . Это сов ерш ен н о ест е ст в ен ­ но . П ерспективы м олоды х — это п ерспективы театра . И мы ож идаем от наш ей моло­ д еж и , от Саши А гаф онова , Вален ­ тины Ели зовой , Галины Стопцо- вой , от сам ой м олодой актрисы наш его теа тр а — Тани К орнеевой больш ой творческой отдачи . В. О. Хдоіич, заслуженный артист РСФСР: — По-моему, театр подошел в своих поисках к самому вер­ ному и главному. На сцене по­ явился не отвлеченный герой, а умный современник, матрос, че­ ловек с накалом страстей. Корреспондент: Владимир Осипович, от вас хотелось бы услышать о совместной актер­ ской работе ветеранов театра и молодых, о преемственности те­ атральных- традиций. — М ожет, сама вы ездная сп е ­ циф ика т еатр а бол е е сплачивает н а с . М ожет быть. В а тм о сф ер е добр о сер д еч и я и взаим опом ощ и л егч е начинать лю бом у м олодо ­ м у актеру . В таки х за сл уж ен ны х ар ти ст ах РСФСР, как Л. В. Тума­ нова и К. И. Липатов , ак т ер ах И. Г. М оскалевском и С. С. Сади- к ов е , м олод еж ь н аходи т опы тных наставников . С ер ь е зн ее стали относиться в т еа тр е и к пробл ем е п р оф е сси о ­ нальной уч ебы актеров . У нас р а ­ б о т а ет творч еский клуб , который пом огает соверш ен ствовать пр о ­ ф е с си он ал ьн о е м а стер ство . На з а ­ нятиях р а зговор и д ет о совр ем ен ­ ной р еж и с с у р е , о постановк е о б « р а з а совр ем енного героя на сц е ­ не. В за д ач у театра входит ук р еп ­ л ен и е славны х традиций театра ф л ота , направленны х на патрио ­ тич еское воспитани е советского воина. Если говорить о пр еем ств енн о ­ сти эт и х славны х традиций , то нуж н о с большим удовл етвор ен и ­ ем отм етить р аботу молодого ак ­ тера Саши А гаф онова . Корреспондент: Саша, два го­ да в театре Северного флота — что они для вас? Александр Агафонов: — В театр е я наш ел учи тел ей и школу, с которой был знаком только теор етич ески . На сц ен е н а ­ чинал как оловянный солдатик . В се было... Первый ж е с е зо н дал м н е прекрасны й урок . Мне дали хар ак т ер ны е роли Л евуш ки fe «С казках стар ого Арбата* и В ась ­ ки в «Горячем сер дц е» , одна и з н и х д аж е гротесковая . Роли , к а за ­ л о сь . самы е н еподходящ и е , х а р а к ­ теры сов ерш ен но мне не св ой ст ­ венны е. Р аботать приш лось с о г ­ ромным внутренним напряж ени ­ ем . п ер ен апр яж ени ем д аж е . Эта р абота им ела для м еня важ ное зн ач ен и е , просто к ол о ссальн о е , потом у что в р е зул ь т а т е появи ­ лась «р аскованн ость» , то есть та св обода , б е з которой н ево зм ож ен ак тер ... И ещ е такое д ел о . В свои х п о е зд к а х при ходи тся играть па ра зличны х сц ен а х , гд е нет ник а ­ ки х удоб ств , играть*.,б§з «плю сов ­ ки» , в хорош ем Смысле этого сл о ­ ва , то есть б е з лиш н ей актер ской накладки , как на стацион арной сц ен е , б е з и споль зований всего д и а п а з о н а /г о л о с а , свобоДЬІ Движе* нйй ... А эт о в ед ет К (ЗоЛьЩей Гиб­ кости и пластНчности'^:Перевопло~- щ ения . Так что для м олодого акг т ера эти н еуд об ств а .служ ат хоро? ш ей школой . п р оф есси он альн о го опыта. Получаеш ь огром ное удовл етв о ­ р ен и е , когда п о сл е сп ектакля с о ­ верш енно .стихийно начинается о б суж д ен и е . Сколько р а зны х г о ­ рячих чувств и полярны х м н е ­ ний о моем гер о е м атр о се Лне- пнньш е: «Таких р ебят нет , есть циники» . — «Н ет, он ж и в ет в каж дом и з нас в какой -то м ер е» . Одни ж урн ал и ст сказал : «Эго ч е­ лов ек н езави дной судьбы . Он с г о ­ р ел , как свеча» . А я считаю — нет! П росто мой герой н е и з т ех , кто спокойн о р а сп р ед ел я ет свои силы . У него другой путь — путь гор ения . Этот м аксим али зм — ве­ ликолепны й , потрясающий ! , Образ Лнепнньшсі >-• тот р(5раз, который д а ет мнОг0 н е тбЛькр зри телю , но и ак т ер у . П омогает р о с т у ч ел ов еч ески х , патриотич е ­ ск и х кач еств . Я н е пр ет ен д ую н а какое-то сход ств о с моим гер о ем , по мне к аж ется , что в каких-то слож ны х кри тич ески х ж и зн енны х си туаци ях я б у д у в ерен его прин ­ ципам , многое м ерить его м еркой . Г. КУРОПАТКИНА. НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «Надо же, театр кукол — и ^ вдруг! Мы никогда не подозрева­ ли, что в вашем* театре’ так мно­ го способных, молодых и краси­ вых (!) актеров!» — такие слова можно услышать от зрителей спектакля «Голый король». — Я понимаю это удйвление, — говорит А. Д. Коган, заслужен­ ный артист КАССР, человек, име­ ющий за плечами около 40 лег режиссерской й актерской рабо- тьив театре кукол. — Раньше в театр кукол шли совсем другие люди, в основном те,' которые по причине каких-то внешних недо­ статков не могли показаться на сцене. J . Никаких специальных учебных заведений для кукольников тоже не было. Естёствённый " отбор происходил прямо в театре. И, конечно, о всесторонней подго­ товке актеров-кукольников и го­ ворить не приходилось. Некото­ рые режиссеры обучали просто определенным техническим при­ емам, при помощи которых кук­ ла могла выражать радость, горе, гнев. Конечно, это были далеко не лучшие режиссеры, но тогда и с этим «запасом» можно было работать. Сейчас — нет! И дра­ матургия и-режиссура театра ку­ кол настолько изменились, что набором штампов, готовых при­ емов уже не обойтись. Недаром несколько лёт назад о таком спек­ такле, как. «Голый король», не могло быть' и речи, а сейчас смог­ ли, осилили. Но вот пришло оно В театр — это новое всесторонне подготов­ ленное поколение. Почти все — молоды и красивы. Пение, танцы, фехтование, акробатика — все, что угодно, — пожалуйста! Они «спрятались за ширму» не пото­ му, что боятся «живого плана», а совершенно сознательно, потому что видят неограниченные воз­ можности и перспективу именно этого жанра, именно в нем хотят сказать свое собственное слово. * Легче с ними работать или труднее? — Конечно, легче, — говорит В. С. Варшавская, директор теат­ ра, работающая в нем более 20 Лет. — И это, наверное, не нуж­ но доказывать. Они все могут, с Них много можно потребовать. Хотя в чем-то и труднее. Прибы­ вая из учебных заведении, они сами предъявляют театру серьез­ ные требования. В большинстве случаев справедливые, иногда — непомерные. Не каждый театр на­ ходится на уровне этих требова­ ний. Иногда приходится застав­ лять заниматься «простой ариф­ метикой», хотя в институте они овладели «высшей математикой». Может ли хоть один театр ска­ зать, что работает со своей мо­ лодежью достаточно? Да, прово­ дятся у нас специальные занятия по вокалу, сценической речи, движению, танцам. Учитываются творческие заявки молодежи. Ху­ дожественный совет старается справедливо оценивать их работу, своевременно тарифицировать. Режиссер стремится уберечь каж­ дого от «заштампования», от­ крыть новые грани актера, расши­ рить диапазон. Об этом свиде­ тельствует роль Посадницы в спектакле «Горящие паруса», сыг­ ранная Тамарой Вяткиной, наряду с ее «малышами» — Плюшем, Мики и-другими. Или роли коро­ ля в «Приключении любопытного волшебника» и Лисы в «Бабушки­ ных сказках» у Тамары Волынки­ ной. Но всегда что-то остается в об­ ласти благих намерений. Хоте­ лось бы дать актерам возмож­ ность больше работать над собой, общаться с творческой моло­ дежью города, заниматься обще­ ственной работой, просто читать, наконец... Но пока еще наши ак­ теры очень и очень загружены. Приятно, что рядом с этими ак­ трисами, выпускницами института, завоевавшими на смотре первое и второе места, наград удостое­ ны актеры Евгений Луценко и Ви­ ктор Вяткин, которые пришли к нам из самодеятельности и все­ му научились в театре. Но мы всегда понимаем, что делаем еще недостаточно... М. ОЛЕНЕВ, наш внешт, корр. А. АГАФОНОВ Л. НЛЦ ЕН КО м А. АЗА Р Ч ЕН КО В. СТОМЕНОК К . БЕЛОВА (слева) и В. ЕЛИЗОВА •} М. САМ ОЧКО Т. В Я Т К И Н А В. В Я Т КИ Н Ф Смотр талантов Театр выдвинул шестерым победителей. Если бы не рамки кон­ курса,, их могло быть и больше. Молодых актеров областного дра­ матического театра характеризует (почти всех) определенная, уже раскрывшаяся индивидуальность. Это особенно озадачиваеі перед необходимостью подводить их под общую установку и распреде­ лять очередность мест. Вернемся сейчас на тот вечер-концерт, который проходил в по­ недельник. Вернемся к некоторым его участникам (с удовольстви­ ем бы ко всём, только нет такой возможности). Леонид Ниценко. Он играл роль Неспанова в спектакле режис-< сера Келле-Пелле «Справедливость — мое ремесло». И очень надо знать его в других ролях (Бусыгин .$ «Старшем сыне»,, ^ктеЪ | «На дне»). Потому что Л. Ниценко, актёр лирический, узнѴваІмъій в каждой своей роли: до тонкостей вроде бы растворяется ^ .ней такая, у него эмоциональная чуткость к разнообразным характерам. , Владимир Стоменок — тоже очень эмоциональный, но совсем иного плана актер. У характеров, им создаваемых, единый внут­ ренний склад, странно противоречивый и этим необыкновенный (Алешка в «На дне», Валентин, Васков). Говорят, что герои Стомен­ ка — простые, здоровые натуры. Но ведь в уникальном сочетании с душевным здоровьем, с той добротностью — резкая, почти бо­ лезненная нервность. В неспокойной контрастности характера одно подчеркивает, увеличивает другое. То, что он такой ясный и надеж­ ный, удесятеряет силу эмоциональных потрясений. Все это сконцентрировалось в образе старшины Васкова из спек­ такля «А‘: зори здесь тихие...» Само назначение Стоменка на роль Васкова было смелым, но творческое доверие есть принцип рабо­ ты с молодыми в этом театре. А' Клавдия Белова назначена на роль Марийки в «Солдатской вдове» Н. Анкилова — женщины, познавшей много горя, живущей трудно. И еще в преддверии вечера, заключающего смотр, удив­ ленная тревога о будущем: «Я сейчас такую роль получила, ну та­ кую роль! Ой, не знаю, как я...» Н. КОТЕЛЬНИКОВА, театровед. В. К ЕЛЛ Е -П ЕЛЛ Е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz