История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

— „Горячее сердце" ■■■ I Т Е А Т Р Сзой 37-й сезон драматический театр Краснознаменного Север­ ного флота начал премьерой. Пьеса А. Н. Островского «Горя­ чее сердце» не очёнь известна мурманскому зрителю. Тем при­ ятнее обращение флотского твор­ ческого коллектива к этому, про­ изведению великого русского драматурга. В постановке теат­ ра. осуществленной ярко, с ин­ тересными режиссерскими и ак­ терскими находками, пьеса за ­ звучала как-то по-особенному молодо и современно. Успех сопутствует спектаклю уже с первой картины. Этому в значительной мере способствует удачное распределение ролей: в «Горячем сердце» встреча­ емся с лучшими актерами теат­ ра С. Г. Ахановым, А. Ф. Найчу­ ком, Н. Е. Лукиновым, И. Г. Мос- калевским, К. И. Липатовым, В. О. Хомичем, Г. В. Мочаловой и другими. Заняты в спектакле и молодые актеры С. А. Мень­ шикова, А. В. Вербец, А. В. Ага­ фонов и другие. И каждый из них сумел раскрыть силу своего таланта в этой замечательной вещи Островского, глубоко про­ никнуть в создаваемый образ. Здесь было где развернуться и мощному темпераменту Найчу­ ка, и пластичности Мочаловой, и многоплановости Аханова, Хо- мича, Липатова.^ Вот на сцене появляется седо­ власый человек в длинной бе­ лой рубахе. Это полусумасшед- штгіі купец-самодур Павлин Пав- линыч Курослепов. Актер Луки- нов рисует своего героя таким жадным, невежественным, гру­ бым и бесчеловечным, что невоз­ можно не испытать чувства гад­ ливости. Великолепна по своему сати­ рическому звучанию, очень вы­ пукла личность городничего Градобоева — взяточника и плу­ та. Образ — бесспорная удача актера Москалевского. Явствен­ но ощущаешь тупость, алчность этого развращенного властью, много о себе мнящего, но на са­ мом деле жалкого и ничтожного главы города. Глядя на него, еще раз преисполняешься уважени­ ем к Островскому, безбоязнен­ но вынесшему в свое время на суд общественности такое острое социальное зло, коим является Градобоев. Правда, актер пре­ дельно сгущает краски. Но такое решение роли оправдано всей режиссурой спектакля, а потому не кажется ни навязчивым, ни вульгарным. Впечатляет в спектакле и скандалистка Матрена Харито­ новна, жена Курослепова, воин­ ствующая купчиха, обозленная на жизнь и превращающая су­ ществование в доме своей пад­ черицы в сущий ад. Актриса Мо- чалова мастерски вылепила этот образ женщины-хищницы, силь­ ной, эгоистичной и в то ж е вре­ мя по-своему несчастной. Ее Матрена Харитоновна подла и жестока, но в свою очередь она — жертва, порождение сущест­ вовавших в то время на Руси по­ рядков. Вот почему она вызыва­ ет не только осуждение, но и подспудное чувство жалости. И все это благодаря талантливой игре артистки Мочаловой. Сильными получились в спек­ такле сцены, где показан образ жизни людехі, претендующих на звание хозяев жизни: Куросле­ пова, городничего, Хлынова и его нахлебников. Эти люди погрязли в пьянстве, дикости и пошлости. В каждом из них есть сила, особенно отчетливо она ощуща­ ется в Хлынове, но сила эта тра­ тится на пустое, ничтожное, не­ достойное. Темная власть денег и безнаказанность вытравили из этих людей все человеческое, превратили их в существа, угне­ тающие всех и вся. Но только ли желание еще раз поведать людям о мрачных вре­ менах столетней давности заста­ вило театр Краснознаменного Северного флота обратиться к «Горячему сердцу»? Безусловно, нет. Очень интересно в этом пла­ не одно высказывание В. И. Не­ мировича-Данченко. Он говорил: «Надо ставить спектакли, скажем, Островского, не так, как ставили Островского при Островском, а каков был быт при Островском, причем взгляд на этот быт дол­ жен быть наш, сегодняшний, со­ временный». Вот эту сложную задачу и поставил перед собой театр. Выбор пьесы не был слу­ чаен. «Горячее сердце» затраги­ вает такие проблемы, стороны жизни, которые не утратили зло­ бодневности и сегодня, которые волнуют и сегодняшнего зрителя. Пьеса повествует не только о са­ модурстве купцов, она расска­ зывает и поучительную историю любви Параши — дочери Куро­ слепова, Василия и Гаврилы (классический треугольник, к которому очень часто прибегали русские писатели). Пьеса застав­ ляет нас осмыслить нравствен­ ную дилемму, вставшую перед Парашей (ее играет артистка Меньшикова). У,Параши — «горячее сердце», она любит красивого кудрявого юношу Василия, готова пойти за ним хоть на край света, ли­ шиться богатого наследства, стать солдаткой. Но ее возлюбленный оказывается не тем человеком, за которого его принимала де­ вушка: он себялюбив, эгоисти­ чен, во всем, даже в любви, ищет выгоды и ші на что большое и настоящее в жизни не способен. Горько ошибается Параша в Ва­ силии, нелегко дается ей это страшное открытие. А рядом жи­ вет влюбленный в девушку при­ казчик Гаврило, готовый ради нее на все. И девушка решается выйти замуж за нелюбимого, но преданного ей человека. Таков финал пьесы. Параша уходит со сцены несчастной, но гордой, в ее голосе вдруг проявились вла­ стные нотки хозяйской дочери, которая, разозлясь на жизнь, те­ перь сама не пощадит никого. А на сцене остается Гаврило, до­ бившийся любимой девушки, но не ставший от этого счастливее. Итак, Параша сделала выбор. Но правилен ли он, достоин ли ее «горячего сердца»? Вот те во­ просы, которые возникают у зри­ теля и заставляют его в кото­ рый раз задуматься над извеч­ ной проблемой человеческого счастья. Образ Параши, в целом, актрисе удался, только порой ка­ жется, что ее героиня несколько излишне рассудительна, ее серд­ цу порой не хватает именно го­ рячности, тепла. Зато сцену «вы­ бора» артистка проводит просто отлично: она тонко подчеркива­ ет взбунтовавшуюся гордость девушки, спесивость хозяйской дочери и оскорбленное человече­ ское достоинство. Неплохо раскрыт в спектакле характер Василия (актер Ага­ фонов), хотя есть сцены не­ сколько сыроватые, недоработан­ ные: например, сцена служения у Хлынова, сцена, где Василий играет на гитаре, поет. Хотелось бы, чтобы более тщательно был отшлифован и образ Гаврилы (артист Вербец). Молодой при­ казчик в трактовке Вербеца ча­ ще выглядит не скромным и за ­ битым, а скорее каким-то без­ ликим. В целом ж е от спектакля веет свежестью. Он смотрится с ин­ тересом, волнует. По-моему, мо­ лодой режиссер дипломант Ле­ нинградского института театра, музыки и кино В. В. Кириллов успешно справился с поставлен­ ной задачей. Не упустив из виду сложной «бытовой» линии, он сумел подчеркнуть современ­ ность пьесы Островского, сделать упор на самых злободневных ее аспектах. Главная ж е новизна спектакля — в характерах, про­ читанных по-новому, заставляю­ щих и современного зрителя по­ чувствовать непреходящее зна­ чение общечеловеческих проб­ лем, поставленных Островским более ста лет назад. 3 . КИРИЕНКО . Директор средней школы № 38. Е. Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz