История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
— „Горячее сердце" ■■■ I Т Е А Т Р Сзой 37-й сезон драматический театр Краснознаменного Север ного флота начал премьерой. Пьеса А. Н. Островского «Горя чее сердце» не очёнь известна мурманскому зрителю. Тем при ятнее обращение флотского твор ческого коллектива к этому, про изведению великого русского драматурга. В постановке теат ра. осуществленной ярко, с ин тересными режиссерскими и ак терскими находками, пьеса за звучала как-то по-особенному молодо и современно. Успех сопутствует спектаклю уже с первой картины. Этому в значительной мере способствует удачное распределение ролей: в «Горячем сердце» встреча емся с лучшими актерами теат ра С. Г. Ахановым, А. Ф. Найчу ком, Н. Е. Лукиновым, И. Г. Мос- калевским, К. И. Липатовым, В. О. Хомичем, Г. В. Мочаловой и другими. Заняты в спектакле и молодые актеры С. А. Мень шикова, А. В. Вербец, А. В. Ага фонов и другие. И каждый из них сумел раскрыть силу своего таланта в этой замечательной вещи Островского, глубоко про никнуть в создаваемый образ. Здесь было где развернуться и мощному темпераменту Найчу ка, и пластичности Мочаловой, и многоплановости Аханова, Хо- мича, Липатова.^ Вот на сцене появляется седо власый человек в длинной бе лой рубахе. Это полусумасшед- штгіі купец-самодур Павлин Пав- линыч Курослепов. Актер Луки- нов рисует своего героя таким жадным, невежественным, гру бым и бесчеловечным, что невоз можно не испытать чувства гад ливости. Великолепна по своему сати рическому звучанию, очень вы пукла личность городничего Градобоева — взяточника и плу та. Образ — бесспорная удача актера Москалевского. Явствен но ощущаешь тупость, алчность этого развращенного властью, много о себе мнящего, но на са мом деле жалкого и ничтожного главы города. Глядя на него, еще раз преисполняешься уважени ем к Островскому, безбоязнен но вынесшему в свое время на суд общественности такое острое социальное зло, коим является Градобоев. Правда, актер пре дельно сгущает краски. Но такое решение роли оправдано всей режиссурой спектакля, а потому не кажется ни навязчивым, ни вульгарным. Впечатляет в спектакле и скандалистка Матрена Харито новна, жена Курослепова, воин ствующая купчиха, обозленная на жизнь и превращающая су ществование в доме своей пад черицы в сущий ад. Актриса Мо- чалова мастерски вылепила этот образ женщины-хищницы, силь ной, эгоистичной и в то ж е вре мя по-своему несчастной. Ее Матрена Харитоновна подла и жестока, но в свою очередь она — жертва, порождение сущест вовавших в то время на Руси по рядков. Вот почему она вызыва ет не только осуждение, но и подспудное чувство жалости. И все это благодаря талантливой игре артистки Мочаловой. Сильными получились в спек такле сцены, где показан образ жизни людехі, претендующих на звание хозяев жизни: Куросле пова, городничего, Хлынова и его нахлебников. Эти люди погрязли в пьянстве, дикости и пошлости. В каждом из них есть сила, особенно отчетливо она ощуща ется в Хлынове, но сила эта тра тится на пустое, ничтожное, не достойное. Темная власть денег и безнаказанность вытравили из этих людей все человеческое, превратили их в существа, угне тающие всех и вся. Но только ли желание еще раз поведать людям о мрачных вре менах столетней давности заста вило театр Краснознаменного Северного флота обратиться к «Горячему сердцу»? Безусловно, нет. Очень интересно в этом пла не одно высказывание В. И. Не мировича-Данченко. Он говорил: «Надо ставить спектакли, скажем, Островского, не так, как ставили Островского при Островском, а каков был быт при Островском, причем взгляд на этот быт дол жен быть наш, сегодняшний, со временный». Вот эту сложную задачу и поставил перед собой театр. Выбор пьесы не был слу чаен. «Горячее сердце» затраги вает такие проблемы, стороны жизни, которые не утратили зло бодневности и сегодня, которые волнуют и сегодняшнего зрителя. Пьеса повествует не только о са модурстве купцов, она расска зывает и поучительную историю любви Параши — дочери Куро слепова, Василия и Гаврилы (классический треугольник, к которому очень часто прибегали русские писатели). Пьеса застав ляет нас осмыслить нравствен ную дилемму, вставшую перед Парашей (ее играет артистка Меньшикова). У,Параши — «горячее сердце», она любит красивого кудрявого юношу Василия, готова пойти за ним хоть на край света, ли шиться богатого наследства, стать солдаткой. Но ее возлюбленный оказывается не тем человеком, за которого его принимала де вушка: он себялюбив, эгоисти чен, во всем, даже в любви, ищет выгоды и ші на что большое и настоящее в жизни не способен. Горько ошибается Параша в Ва силии, нелегко дается ей это страшное открытие. А рядом жи вет влюбленный в девушку при казчик Гаврило, готовый ради нее на все. И девушка решается выйти замуж за нелюбимого, но преданного ей человека. Таков финал пьесы. Параша уходит со сцены несчастной, но гордой, в ее голосе вдруг проявились вла стные нотки хозяйской дочери, которая, разозлясь на жизнь, те перь сама не пощадит никого. А на сцене остается Гаврило, до бившийся любимой девушки, но не ставший от этого счастливее. Итак, Параша сделала выбор. Но правилен ли он, достоин ли ее «горячего сердца»? Вот те во просы, которые возникают у зри теля и заставляют его в кото рый раз задуматься над извеч ной проблемой человеческого счастья. Образ Параши, в целом, актрисе удался, только порой ка жется, что ее героиня несколько излишне рассудительна, ее серд цу порой не хватает именно го рячности, тепла. Зато сцену «вы бора» артистка проводит просто отлично: она тонко подчеркива ет взбунтовавшуюся гордость девушки, спесивость хозяйской дочери и оскорбленное человече ское достоинство. Неплохо раскрыт в спектакле характер Василия (актер Ага фонов), хотя есть сцены не сколько сыроватые, недоработан ные: например, сцена служения у Хлынова, сцена, где Василий играет на гитаре, поет. Хотелось бы, чтобы более тщательно был отшлифован и образ Гаврилы (артист Вербец). Молодой при казчик в трактовке Вербеца ча ще выглядит не скромным и за битым, а скорее каким-то без ликим. В целом ж е от спектакля веет свежестью. Он смотрится с ин тересом, волнует. По-моему, мо лодой режиссер дипломант Ле нинградского института театра, музыки и кино В. В. Кириллов успешно справился с поставлен ной задачей. Не упустив из виду сложной «бытовой» линии, он сумел подчеркнуть современ ность пьесы Островского, сделать упор на самых злободневных ее аспектах. Главная ж е новизна спектакля — в характерах, про читанных по-новому, заставляю щих и современного зрителя по чувствовать непреходящее зна чение общечеловеческих проб лем, поставленных Островским более ста лет назад. 3 . КИРИЕНКО . Директор средней школы № 38. Е. Мурманск.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz