История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Дорога длиной в 25 лет \ % Своеобразным штампом-шуткой стало сообщение, кочующее из ре­ цензии в рецензию, о том, что ка сцене театра Краснознамен­ ного Северного флота за­ служенный артист РСФСР Алексей Федорович Найчук прошел путь «от солдата до генерала и от мат­ роса до адмирала». А между тем в этой шутке большой смысл: сы­ грав ка сценах Тарского и Павло­ дарского театров, где он раньше работал, огромное количество ро­ лей самого разнопланового харак­ тера, А. Ф. Найчук на сцене театра Северного флота обрел свою, ге­ роико-романтическую, тему. Не только своя интонация, но и своя тема! — это ‘завидно сложившаяся творческая судьба. Первая встреча актера с труп­ пой флотского театра в спектакле «Разломи по пьесе Б. Лавренева била счастливой и обнадеживающей Роль Годуна стала определяющей в его даль­ нейшей актерской судьбе. Годун Найчука был масштгбен и богат как личность. Это был реальный харак­ тер, живая душа своего времени, а не информация об эпохе первых трудных, но и счастливых дней ре­ волюции. Следующей работой артиста в театре Северного флота стала роль Шванди в «Любови Яровой» К. Тре­ нева. Его Швандя был богат доб­ ром к людям, любовью к револю­ ции и к тому миру, который воз­ никнет с ее победой. Особо стре­ мился артист подчеркнуть в этом образе наивное упорство Шванди, стремление все понять и постиг­ нуть теперь, чтобы в будущем су­ меть построить такое же общество с «мировом масштабе». Спектакли «Разлом» и «Любовь Яровая» — серьезные вехи на творческом пути А . Ф. Найчука. Ахтер, владеющий секретом внут­ ренней характерности и обострен­ ным художественным чутьем, сы­ грал роли Годуна и Шванди с боль­ шой исторической достоверностью, сердцем проникая в суть жизнен­ ных явлений. Актерская работа А. Ф. Найчу­ ка в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского в значительной мере определила успех спектакля, поставленного народным артистом РСФСР И. Б. Шойхетом. Спектакль был отмечен дипломом ! степени на Всероссийском смотре, посвя­ щенном 40-летию Советской вла­ сти. Рисунок образа Алексея не од­ нозначен. Он является перед зри­ телями в моменты безудержной бравады, за которой угадывается внутренняя мука. Он показан во всей неукротимости своего харак­ тера, в умении глубоко любить. Вот Алексей подходит к комис­ сару, глядя на нее своими жарки­ ми глазами, в которых прогляды­ вается и затаенная, невысказанная любовь, и сердечная боль, и боязнь вспугнуть «чудо», явившее­ ся на его пути, и, в то же время, желание скрыть все это за напуск­ ной развязностью бывалого заале- кателя. Звучит гармошка. Наигры­ вая зазывающий мотиочик, Алек­ сей пытается скрьпь свою душев­ ную напряженность. Вдруг мотип- чик резко обрывается — потоки слов-вопросов обрушиваются на комиссара. За каждым словом — сильнейшее душевное движение, стремление знать правду о жизни, о революции. Минимум вырази­ тельных средств, и необычайно на­ пряженная, интенсивная внутрен­ няя жизнь. В спектакле «Угрюм-река» (по роману В.* Шишкова) А . Ф . Найчук создает образ Прохора Громова, российского заводчика, стяжателя и накопителя. Артисту удалось пе­ редать важную мысль о том, как человек, однажды поправ нравст­ венные нормы, шаг за шагом, кап­ ля по капле теряя себя, приходит к краху и нравственной несостоя­ тельности. Актер идет к проблемам соци­ альным через проблемы нравст­ венные. Артист — адвокат, он все­ гда старается понять своего героя. Что произошло в данном случае с Прохором? Прохор Громов — жертва. Жертва социального строя, нравственно калечившего людей. Следовательно, злая жизнь, про­ житая Громовым, не только его ви­ на, но и его беда, трагедия! — утверждает артист. Прохор Громов Найчука — фигура обобщающая при всей своей конкретности — волновала зрителей социальной и исторической значительностью. Каждый из характеров, создан­ ных заслуженным артистом РСФСР А. Ф. Найчуком, сложен по своей жизненной истории, по-своему не­ повторим, в каждом из них отра­ жается драматизм эпохи. В этой связи можно говорить и о капитане Громове (спектакль «Люди, которых я видел» по пьесе С. С. Смирнова), человеке неза­ урядного характера и трудной судьбы; и о Викторе Бойцове из «Иркутской истории» А. Арбузова, где артисту удалось передать глав­ ное — рождение личности, серьез­ ные духовные перемены, проке- шедшие * человеке под вяия імм подлинной дружбы и любви. Подробнее хотелось бы остано- виться на последней работе А . Ф. Найчука — на одной іиз трудней­ ших ролей в чеховском репертуа­ ре — роли • Войницкого в пьесе «Дядя Ваня», премьеру которой театр Северного флота показал во время своих нынешних гастролей. На исходе прожитой дядей Ва­ ней (Войницкмм) жизни негаданно пришла к нему любовь, несчастли­ вая, тревожная. Пришло и осозна­ ние того, что годы прожиты зря. Мало того, он покушается на жизнь Серебрякова, которого счи­ тает виновником своей неудавшей- ся жизни, а когда покушение не состоялось, помышляет о само­ убийстве. Да, совершенно несосто­ ятельный и кесостоявижйся чело­ век — этот Войницхий. Но артист . не презирает и не «обличает» своего героя. Борьба этого человека не увенчалась ус­ пехом — это правда (да и могло ли такое случиться в эпоху безвре­ менья, жертвой которой и явился дядя Ваня Войницкий?). Артист лю­ бит дядю Ваню и передает зри­ телю тепло чеховской тоски по за­ губленной жизни. Пусть Войницкий не побелил, но он, проклиная свою жизнь, не примирился с ней. Зри­ тель, уходя со спектакля, расстает­ ся с дядей Ваней, полным отчаян­ ной и страстной решимости рабо­ тать и ждать, • ждать и работать. Войницкий - Найчук — это человек тонких чувств и труженик, сын земли. В этой последней работе заслу­ женного артиста РСФСР А. Ф. Най­ чука с большой силой ощущается неутраченная творческая искрен­ ность. Это лишнее доказательство той истины, что с годами у настоя­ щего артиста не убывает творче­ ского волнения. Алексей Федорович Найчук вос­ принимает жизнь во всем ее мно­ гоцветий: он любит бродить по ле­ су, любит рыбалку, походы на лы­ жах, много читает, используя для этого каждую свободную минуту. И все же главной его любовью остается театр, труд в котором требует и больших физических за­ трат, постоянного напряжения. По этой нелегкой дороге он идет ужо 25 лет. Р . ЦАРЕВА. * • * • НА СНИМКЕ: заслуженный артнет РСФСР А. Ф. Найчук в роли генерала Лукьянова нз спектакля «Соловьиная ночь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz