История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
~ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 23 августа 1944 г., № 200 (270). СПЕКТАКЛЬ ТЕАТРА СЕВЕРНОГО ФЛОТА ТОЛЬКО ВПЕРЕД! Майор Г. Когда в Доме флота раздвигает - 1 ся бархатный театральный заиавес, перед зрителем предстает второй занавес, сделанный к спектаклю «Офицер флотаі». На нем изобра жен символизирующий невскую столицу «Медный всадник»', а на широкой Неве — вмерзшие в лед балтийские корабли. Да, это — Ленинград в трудную зиму 1941 — 42 годов! Взвивается второй зана вес, и «а, сцене зритель видит уго лок Ленинграда, осажденного нем цами и финнами: старый петербург ский дом, за аркой двора — -набе режная, у парапета которой стоит скованная льдом подводная, лодка. С первого же акта спектакля си дящие в зрительном зале офицеры переносятся -на Балтику, в город Ленина, в суровую обстановку бло кады, начинают жить тем и чувст вовать то, чем жили и что чувст вовали моряки-балтийцы и гражда не Ленинграда, героически боров шиеся с фашистскими ордами в у с ловиях голода, холода, непрестан ных авиационных налетов и вар варских а-ртнллерийских обстре лов. Сходящий с подводной лодки на набережную капитан-лейтенант Горбунов отдает последнюю гале ту голодной старухе... Так мы :шакомим-оя с центральным героем пьесы «Офицер флота» командиром подводной лодки Горбуновым. С •лого момента мы е неослабеваю щим вниманием следим за каждым поступком, прислушиваемся к каж дому слову Виктора Горбунова, и каждый его поступок и каждое его слово пробуждают множество мыслей в любом офицере флота, который смотрит новый нашего североморского театра. Спектакль кончается картиной, показывающей Горбунова в море, на мостике подводной лодки. По зади уже ряд успешных атак. Горбунов, израсходовав все тор педы, последний вражеский корабль топит снарядами своих пушек. В ре зультате артиллерийского боя лод ка серьезно повреждена и находит ся в критическом положении. Все меры к спасению исчерпаны, и Гор бунов принимает решение взорвать лодку, если противник попытается ее захватить. Однако в последнюю минуту к терпящему бедствие Гор бунову подходит другая подводная лодка, которой командует его бое вой товарищ капитан 3-го ранга Копдраггьвв. Экипаж снят, по при казу старшего начальника сходит Павлов с затопляемой лодки и Горбунов. Он переходит на -новую лодку и тут же, вместе с Кондратьевым, идет атаковать показавшийся на горизонте немецкий миноносец. Какая нравственная сила потре бовалась капитан-лейтенанту Гор бунову, чтобы после всех испыта ний -непомерно трудного подводно го похода, оказавшись спасенным от неминуемой гибели, не только -сохранить, -но и ум-ножить жажду боя с врагами Родины, итти только вперед, несмотря на -все ожидаю щие его новые опасности, испыта ния, трудности. -Величайшая -нрав ственная сила-, несгибаемая воля к победе, никогда не оставляющие Горбунова чувства воинского дол га и партийной ответственности большевика, — это и есть харак терные черты, присущие офицеру советского Военно-Морского Фло та. «Только вперед!» — такими ело -вами, произнесенными капитан-лей тенантом Горбуновым, заканчи вается спектакль. Слова эти как будто относятся к предстоящему бою, но, вместе с тем, они являют ся лейтмотивом всего спек такля. Ничто не может по мешать неудержимому стремле нию Іорбунова всегда итти впе ред -ни личные блага, ни личные привязанности, ни препятствия, чи нимые чуждыми флоту чиновника ми (вроде пакостного бюрократа Селянина), ни трудности подводной войны в минированной немцами Балтике. Для Горбунова, нет ниче го дороже чести офицера флота, чести военно-морского флага. Коі п" Горбунов уходит в боевой по- в его жизни лет других це лен, кроме одной цели- -победить! Черты офицера флота Горбунова в той или иной мере свойственны каждому советскому моряку, в том числе и офицерам морской авиации. Разве девиз Горбунова «Только вперед!» не перекликает ся, например, с боевым девизом мо их товарищей — североморских штурмовиков: «Штурмовики с бое вого курса не сворачивают!»? Воля и мужество, решимость и упорство, партийная принципиаль ность и высокое благородство, ярко выраженные в волнующем и глубо ко запечатлевающемся обра-зе ка питан-лейтенанта Горбунова, как бы призывают каждого офицера- летчика развивать в себе эти каче ства. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ На набережной Невы. Екатерина Ивановна (арт. Е. Соснова) и каритан-лейтенант Горбунов (арт. Б. Ильясов), В нашу среду, в среду офицеров Северного флота, вступил новый товарищ, которого все мы сразу по любили вне зависимости от того, выходим ли мы в -море на больших или малых кораблях, на подводных лодках или на самолетах. Капитан- лейтенант Горбунов, первое знаком ство с которым состоялось у нас в Домах флота, быстро стал желан ным, хотя и незримым гостем землянок, предметом широких одобрительных толков и обсужде ний в офицерской среде. Он завое вал нашу любовь и симпатию не лег кой общительностью, порой дела ющей бывалого и веселого офи цера центром кают-компаней-ских бесед и незаменимым сотрапезни ком. Он импонировал нам и не за конченной зрелостью отстоявших ся -суждений, не авторитетом зна ния и воинской мудрости, которые зачастую превращают старших офи церов в непоколебимое оценочное мерило для офицерской молодежи. Нет, капитан-лейтенант Горбу нов^ пришел к нам, как дав нишний знакомец, как товарищ по боевым походам, как друг, с кото рым мы уже не рае делились сокро венными мыслями в трудную мину ту, как наш сверстник, как офицер . флота нашего поколения, флотско- j го поколения -Великой Отечествен ной войны. «Офицер флота» — таково на звание новой пьесы Александра Крона, а капитан-лейтенант Горбу нов ~ ее герой, ее центральный персонаж. Пьеса поставлена теат ром Северного флота, и к нам, офи церам флота, обращены одновре менно и голос автора пьесы и го лос ее героя. Трудно разделить эти голоса: в подлинном и высоком смысле слова театрально-публици стическое произведение, пьеса эта ставит перед нами образ положи тельного героя во всей его кри стальной чистоте, прозрачности и прямолинейной последовательно сти, образ такого героя, по кото рому можно и должно равняться офицеру флота во всем его житей ском, служебном и боевом поведе нии. В узкой среде литера турной критики кое-кто вновь начинает болтать о том, что не бывает, дескать, героев без суч ка, без задоринки, что нехорошо, мол, превращать героя в рупор для авторских высказываний, что не может, якобы, быть полноценным произведение, в котором публици стнческий элемент и «общие рас суждения» персонажей занимают добрую половину текста. Знакомые -мелодии, давно опровергнутые жизнью вздорные и вредные взгля-, ды! Не этим ли же эстетическим жупелом встретили -критики-«эсте ты» появление бессмертного рома на Чернышевского «Что делать?» в котором великий русский писа тель вывел таких героев своего времени, как Рахметов, Лопухов, Кирсанов и другие, которым суж дено. было стать знаменем целого поколения революционной молоде жи и незримо итти в его первых рядах на протяжении многих лет? Прошли годы, десятки лет, я ро ман Чернышевского попрежнему привлекает и волнует молодые умы. которые находят себе в нем драгоценную духовную пищу. То же можно сказать и о повести Островского «Как закалялась сталь». Как бы на первых порах ни морщились некоторые запозда лые жрецы «чистого искусства», наша молодежь сразу признала и приняла повесть Ост-ровского, сде лала ее своей любимой книгой и стала по ней учиться деятельной жизни во имя революции. Можно сказать без преувеличения, что ли тературный образ Павла Корчагина стал путеводным образом в ста новлении общественного сознания каждого «ашего комсомольца, Мы не собираемся, конечно, ста вить в один ряд такие разные по своему содержанию, теме, глубине мысли и художественной силе про изведения, как роман Чернышев ского, повесть Островского и пьеса Крона. Н о пьеса Крона, безус ловно, продолжает одну с ними плодотворную традицию русской литературы: она пред’являет свое му зрителю и читателю такого героя, -который как бы сумми рует, об ’единяет в себе лучшие черты морского офицерства наших дней и, ставя этого своего героя -в Капитан-лейтенант Горбунов (арт. Б. Ильясов). трудные и сложные положения, показывает, как большевистская принципиальность, профессиональ ная -воинская этика и ненависть к врагам Родины помогают офицеру флота неуклонно итти вперед по пути чести и боевого успеха. Поэто му зритель взволнованно следит за судьбой Горбунова, в котором он узнает близкие ему черты. Сюжет пьесы прост и незамысло ват и вряд ли есть -смысл последо вательно пересказывать его. Успех и ценность пьесы А. Крона не в бо гатстве внешних драматургических коллизий, а прежде всего в том, что драматургу безусловно удался образ центрального персонажа ка питан-лейтенанта Горбунова, кото рый поставлен в необходимо-сть своими силами ремонтировать в осажденном Ленинграде подвод ную лодку, настойчиво преодоле вая при этом безразличие и к ос ность некоторых слабохарактерных или недостойных флотских коман диров. Моральный облик Горбуно ва, сложившийся в результате глу бокого осознания воинского долга и офицерской чести, противопостав лен, с одной стороны, моральному облику капитана 3-го ранга Конд ратьева, храброго и милого челове ка, лишенного, однако, в быту и службе необходимой офицеру прин ципиальности, и, с другой стороны, моральному облику военин.женера 3-го ранга Селянина, чуждого фло ту бюрократа, труса, ничтожной личности без чести и совести. Из взаимоотношений этих трех дей ствующих лиц вытекает движущий пьесу конфликт, разрешаемый -в ка бинете контр-адмирала Белоброва. Особенности коллизий, носящих все без исключения морально-эти ческий характер, дают драматургу возможность остро поставить и об разно разрешить коренные вопросы традиционного поведения лучших представителей русского морского офицерства, а также вопросы .вер ности, дружбы, офицерского до стоинства. Пройдя через горнило выпавших на его долю испытаний, Горбунов к -концу пьесы запечат левается в нашей памяти таким же безукоризненным «рыцарем без страха и упрека», каким он пред стал перед нами в момент его вы хода на сцену в первом акте, толь ко более сложны^ и глубоким. И невольно вспоминаются слова Л . Толстого, сказанные им об од. ном из защитников Севастополя: «Много ему надо было пройти мо ральных -страданий, чтобы сделать ся тем спокойным, терпеливым че ловеком в труде и опасности, ка ким мы привыкли видеть русского офицера». Артист Б. Ильясов провел труд, ную роль Г орбунова на протяже нии всего спектакля умно, убеж- денно, горячо и в то же время правдиво и естественно. Его.рабо-^ та, учитывая особенности пьесы в~ целом и роли .в частности, заслу живает особой похвалы. К с ож ал е / кию. в его игре иногда сказывает ся излишняя нервозность, чуждый целеустремленным людям типа Горбунова некоторый истерический надлом. Артисты Е. Кузнецов (ка питан 3-го ранга Кондратьев), С. Аханов (контр-адмирал Белобров), Р. Кис-сельман (воепинженер 3-го ранга Селянин) и другие создали- запоминающ иес я образы. Остальные действующие лица выполняют, по существу, служеб- I ные задачи и их место в пьесе и спектакле не выходит за пределы отдельных эпизодов. Офицеры, старшины и краснофлотцы так же, как и представители гражданского населения Ленинграда, способству ют воссозданию ,на сцене общей атмосферы блокированного фаши стами героического города, но их образы либо слабо выписаны, либо их характеристики доведены и у автора и у актеров д о степени гро теска. К первым следует отнести художника Ивана Константинови ча (арт. Е. Котов), его дочь Екате рину Ивановну (арт. Е. Сос-нова), Юлию Антоновну (арт. М . М ирон о ва) и других, к о вторым — Нико- ла-я Эрастовича (арт. А. Малых), его жену 1 а-мару (арт. В. Муха-рин- ская) и в особенности Маришу (арт. Г. Д обрж анская). Отдельно хочется отметить арт. А. Хлопото- ва в роли старшего краснофлотца Соло-вцова и арт. Н. Волохова в р о ли безымянного шофера, каждый из которых (один в роли крупного плана, другой — в совершенно про ходной) сумел заставить зрителя надолго себя запомнить. Постановщик спектакля Вален тин Плучек -снова зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Преды дущие его работы («Слуга двух господ», «Собака -на сене», «Дав- ны-м-давно») были построены на драматургическом материале, да вавшем простор его ре/ііис-серской изобретательности. «Офицер фло та* — пьеса разговорная, чрезвы чайно сложная для постановки. В. Плучек, глубоко пб-няв идейное существо пьесы, разрешил стояв шие перед ним трудности, проак- центировав узловые моменты этих идейных столкновений, ка-к столк новений противоборствующих ха- рактеро-в, и тем самым придал спек таклю в целом необходимую ему Линамику, ' Всяческого одобрения заслужи вает и работа художников В. "и Т Степановых. Своим оформлением спектакля они вывели его за рамки узких интерьеров на широкий го родской простор и в море. «Офицер флота» прочно войдет в co-знание моряков Северного флота, з том числе и летчиков-северомор- цев. Искусство в обобщенной и об разной форме еще раз поставило перед ними те высокие проблемы нравственного порядка, которыми они живут изо дня в день. Со спек такля они уходят еще бо-лее мо рально-вооруженными для борьбы с -врагами своей Родины: возвыша ющий пример Горбунова стоит пе ред их глазами. С. В А РШ А В СК И Й , Б. И 1,СТ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz