История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Еедавно в Мурмавохе по- - 4 « т л я группа театроведов ігз Москвы к Ленинграда, она знакомилась с работой те­ атра Краснознаменного Се­ верного флота. Редакция обратилась • к критику И. А. Романовичу е просьбой поделиться своими впечатлениями об одной из последних работ театра «С вечера до полудня*. Ниже хы публикуем его статью. Т Т ОСЛЕДНЯЯ пьеса Виктора АА Розова «С вечера до полуд­ ня* продолжает тенденцию его драматургии. Как и Другие пьесы этого автора, она пред­ ставляет собой срез жизни. Н срез этот как всегда неожнда- яен. хотя речь идет о самых вростых. обыкновенных людях. Драматургия В. Розова все­ гда вызывает споры. Но как бы ян складывались о ней мнения, в его творчестве привлекает то, что он всегда показывает хоро­ ших людей нашего общества, показывает и в несчастье их ду­ ховную красоту, их человече­ скую значительность. В какие бы сложные и. так сказать, не­ выгодные условия автор ни ста­ вил своих героев, всегда привле­ кает сила характеров, душевная стойкость. С особой силой, ясностью эта авторская концепция проявляет­ ся в пьесе <С вечера до по­ лудня?». На первый взгляд кажется, что все хорошо в этой большой городской квартире. Вот веред вами писатель Жарков — гла­ ва семьи, дочь его Нина — ин­ женер. сын Ким — в прошлом, видимо, выдающийся спорт­ смен, а ныне тренер, внук Аль­ берт — способный школьник- старшеклассник. в котором уга­ дывается будущий талантливый человек. Казалось бы, перед на- В С Е Г О Н Е С К О Л Ь К О Ч А С О В . • • Т Е А Т Р ми довольно івпичтия вариим жизни крепко сколочевпой дружной советской семья. Но автор приоткрывает перед нами завесу над внутренней, со­ кровенной жизнью эпяс людей, и выясняется, что все не просто в их жизни, в не только ве про­ сто. во очень іврество в дра­ матично. Писатель Жарков, несмотря на то. что его письменный стоя забит огромный количеством рукописей, несмотря на то, что он беспрерывно «творят*, на поверку оказывается не писате­ лем, а графоманов. Когда-то его, дельного инженера я, види­ мо, крупного организатора про* нзводства. чья-то воля увела от его настожцей профессия я на­ сильно втолкнула в литератур­ ный цех. Прикомандированные в нему литературные «рабы» по­ могли создать пухлый производ­ ственный роман. Кончилась жизнь дельного инженера, н на­ чалось призрачное существова­ ние человека около литературы. Вторая несостолвшаяся судь­ ба — это Ким. Крупного спорт­ смена из него не получилось. Может быть, не только потому, что оп был к этому неспособен, може? быть, не хватало ему для этого воли, целеустремленности, бойцовских качеств. А, возмож­ но, причина его драмы в том. что. как и отец, он пошел не по тому пути — не по пути своего истинного призвания. Возмож­ но, Ким гораздо больше нашел себя в тренерской работе, во­ спитывая способных юниоров. Но внутренний разлад Кима с самим собой — не только в выборе профессии. Глубокая личная драма сотрясает его ду­ шу. От него несколько лет назад ушла любимая жена. мать его шестнадцатилетнего Альбер­ та. Теперь судьба сына составля­ ет главное содержание всех мыслей к чаяний Кима. Жестоко обошлась жизнь и с сестрой Кима Ниной. Автор глухо упоминает об ее несчаст­ ной любви, оставшейся когда-то без ответа, о загадочной ката­ строфе, происшедшей с груп­ пой альпинистов в горах, в ре­ зультате которой Нина оказа­ лась искалеченной не только фязячески, но и морально, о по­ пытке самоубийства... Но жнзнь продолжается, и Нева живет, потому что она вузква атой неустроенной семье — отцу, брату, племяннику. Жи­ вет уже без надежд на счастье, без надежд на семью. И тут во­ лей автора случайно появляет­ ся в ее жизни тот. из-за которо­ го все произошло когда-то: нз огонек в квартиру Жарковых за­ ходит приехавший в Москву в командировку физик Лева Груэ- дев. Самый младший в семье — юный Альберт. лишившийся матери, которую любит страст­ но, и столь же трепетно любя­ щий и жалеющий своего неудач­ ливого отца. Таково население этой боль­ шой нескладной, неуютной квар­ тиры в предлагаемых автором обстоятельствах. С вечера до полудня — все­ го несколько часов длится дей­ ствие этой пьесы. Но. происхо­ дят за эти часы решающие со­ бытия. Ойй заставляют зрителя о многом задуматься. При всей кажущейся камерности и интим­ ности Проблематики, пьеса Ро­ зова (и спектакль, созданный по ней театром Краснознаменного Северного флота) говорят о ве­ щах чрезвычайно важных: о мужестве, честности, человече­ ской общности. При всем том. что, казалось бы. автор представил нам драма­ тически ущербные жизненные судьбы, в конечном итоге пьеса Розова «работает» н а основную присущую всему его творчеству гуманистическую тему утверж­ дения человечности. Нет, не ущербные сен люди — Жарков, нашедший в себе не­ дюжинную силу признать свое поражение и сжечь прошлое вместе с рукописями; и Нина, которая в потрясающей по дра­ матизму сцене ночного разгово­ ра с Левой Груздевым не уни­ женно вымаливает милостыню любви, а гордо утверждается в своем женском н человеческом величин духа; и Ким, который ради счастья сына отрывает от сердца самое дорогое, чем он обладает. И хотя в пьесе В. Розова при­ сутствует элемент мелодрамы (этот термин в данном случае надо понимать не в обндно-сни- сходительном смысле, а как вполне правомерный в драма­ тургии жанр), но нота слезли­ вой сентиментальности в пьесе отсутствует. Это произведение жестокое и беспощадное, и в этом смысле можно говорить, что В. Розов плодотворно про­ должает чеховскую традицию в современном ее понимании. Каков же спектакль? Гово­ рить о каких-либо сложившихся традициях в постановке этой пьесы пока нельзя: «С вечера до полудня» только начинает свою сценическую жизнь. Тем боль­ ше честн театру Краснознамен­ ного Северного флота, что он одни из первых в стране поста­ вил ее. Режиссеру М. Шмойлову уда­ лось выстроить атмосферу спек­ такля, прочесть пьесу в согла­ сии с авторским замыслом, чет­ ко h логично расставить ее мо­ ральные. нравственные акценты. Можно сказать и о том. что ак­ терские работы в целом убеди­ тельны. Жаркова играет В. Хомнч с присущей этому актеру сдер­ жанной интеллигентной манерой исполнения, несколько даже не­ ожиданной в трактовке такого образа, как Жарков. Исполни­ тель хорошо раскрывает душев­ ное смятение героя, осознание своего писательского краха. Но вот дело доходит до кульмина­ ции, до того в полной степени героического поступка — сож­ жения рукописей, на который решается Жарков, и здесь В. Хо- мнчу может быть адресован упрек: мы. зрители, просто не видим всей внутренней патети­ ки этого момента. И когда «са- мосожженец» возвращается к себе, к своим близким, у зрите­ ля возникает неудовлетворен­ ность: право же, не может быть так спокоен н радостен человек, только что перечеркнувший всю свою жнзнь. Да, есть у него внутренняя радость освобожде­ ния от груза, так много лет да­ вившего его. Но этим актом Жаркое начинает дліГсеАі та* кую-то совершенно новую жизнь. Какой они будет? На втот вопрос актер ответить не смог, в чем, безусловно, виноват также и режиссер. Очень привлекает В. Веселов в роли Кима. Создан характер удивительно теплый, обаятель­ ный. Трепетность, талантли­ вость — такие слова не часто приходится адресовать актерам. В данном случае такое опреде­ ление заслуженно. , С моей точки зрения, удачна работа Г. МочаловоЙ. Какая-то странная блуждающая улыбка почти не покидает Нину. В ней печаль души, тоска неразделен­ ного чувства человека-однолюба. Быть может, эта улыбка еще н оттого, что Нина не вправе Дать волю своей скорби — ведь на ней держится дом. Только единожды она дает волю себе: в ночном разговоре с человеком, искалечившим ее жизнь. Эту сцену актриса проводит с той впечатляющей сдержанностью чувств, за которой угадывается не только ее отчаяние, но я женская гордость. Сдержанно, скупо но внеш­ ним средствам, убедительно по внешнему рисунку играет Ю. Ка- рамышев своего юного героя, перед которым стоят нелегкий жизненный выбор. Весьма сложная задача выпе­ ла на долю одаренного актера Я. Гришечкина. Пожалуй, фи­ зик Лева Груздев — единст­ венный преуспевающий персо­ наж в пьесе, к которому автор не скрывает своих антипатий. Его жизненная философия от­ пугивает, вызывает цепь тре­ вожных ассоциаций. Насторажи­ вают слова Груздева о том, что в жизни надо уметь «освобож­ даться», разрывать нити жиз­ ненных связей, когда это нуж­ но, безжалостно переступать моральные и этические пороги жизни... Быть может, рисуя этот характер, Розов в чем-то язме- авя севе; Груздев в тееее врад стает уж очень законченным. Ш чем-то однолинейным эгоистом^; Режиссер и актер, как мне ка* ищется, полемизируют с автор- ; ским толкованием. Ушла катего­ ричность самоуверенности, яв* явились элементы глубокого раэ* думья о жизни, что-то поколеба­ лось в стройном, математически выверенном душевном мире Ло­ вы Груздева. В этом я вижу обо* гащенне авторского материала роли. Неожиданен образ инженера Егорьева — друга Жаркова, на­ рисованный заслуженным арти­ стом РСФСР К. Липатовым. Здесь сочетаются несколько гру» боватые прозаические внешние приметы характера с большой душевной нежностью, тактом че­ ловека, глубоко заинтересован­ ного в судьбе своего старого то* варища. Если выше мы говорили о полных или почти полных во степени удачи актерских вопло­ щениях. то работа Н. Добро­ вольской над ролью Аллы Ва­ сильевны — бывшей жены Ки­ ма — представляется спорной. Надо отдать должное актрисе. Появляясь в конце пьесЫ. она смело и отважно пытается при­ строиться к образной системе спектакля, Делает это крепко в профессионально. Но внешние, да я возрастные данные испол­ нительницы мало соответству­ ют нашим представлениям е сильной, яркой личности. Каковы бы ни были отдель­ ные в, к счастью, носящие липа» частный характер недостатки этого спектакля, расценить его можно как заметное творческое событие. Каким бы разным ив было зрительское восприятф этого спектакля, безусловно од* но: он не оставляет зрителя рав­ нодушным, пробуждает его чув­ ства, вызывает плодотворные размышления о нашей ясизни. И . РОМАНОВИЧ. Театровед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz