История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Еедавно в Мурмавохе по- - 4 « т л я группа театроведов ігз Москвы к Ленинграда, она знакомилась с работой те атра Краснознаменного Се верного флота. Редакция обратилась • к критику И. А. Романовичу е просьбой поделиться своими впечатлениями об одной из последних работ театра «С вечера до полудня*. Ниже хы публикуем его статью. Т Т ОСЛЕДНЯЯ пьеса Виктора АА Розова «С вечера до полуд ня* продолжает тенденцию его драматургии. Как и Другие пьесы этого автора, она пред ставляет собой срез жизни. Н срез этот как всегда неожнда- яен. хотя речь идет о самых вростых. обыкновенных людях. Драматургия В. Розова все гда вызывает споры. Но как бы ян складывались о ней мнения, в его творчестве привлекает то, что он всегда показывает хоро ших людей нашего общества, показывает и в несчастье их ду ховную красоту, их человече скую значительность. В какие бы сложные и. так сказать, не выгодные условия автор ни ста вил своих героев, всегда привле кает сила характеров, душевная стойкость. С особой силой, ясностью эта авторская концепция проявляет ся в пьесе <С вечера до по лудня?». На первый взгляд кажется, что все хорошо в этой большой городской квартире. Вот веред вами писатель Жарков — гла ва семьи, дочь его Нина — ин женер. сын Ким — в прошлом, видимо, выдающийся спорт смен, а ныне тренер, внук Аль берт — способный школьник- старшеклассник. в котором уга дывается будущий талантливый человек. Казалось бы, перед на- В С Е Г О Н Е С К О Л Ь К О Ч А С О В . • • Т Е А Т Р ми довольно івпичтия вариим жизни крепко сколочевпой дружной советской семья. Но автор приоткрывает перед нами завесу над внутренней, со кровенной жизнью эпяс людей, и выясняется, что все не просто в их жизни, в не только ве про сто. во очень іврество в дра матично. Писатель Жарков, несмотря на то. что его письменный стоя забит огромный количеством рукописей, несмотря на то, что он беспрерывно «творят*, на поверку оказывается не писате лем, а графоманов. Когда-то его, дельного инженера я, види мо, крупного организатора про* нзводства. чья-то воля увела от его настожцей профессия я на сильно втолкнула в литератур ный цех. Прикомандированные в нему литературные «рабы» по могли создать пухлый производ ственный роман. Кончилась жизнь дельного инженера, н на чалось призрачное существова ние человека около литературы. Вторая несостолвшаяся судь ба — это Ким. Крупного спорт смена из него не получилось. Может быть, не только потому, что оп был к этому неспособен, може? быть, не хватало ему для этого воли, целеустремленности, бойцовских качеств. А, возмож но, причина его драмы в том. что. как и отец, он пошел не по тому пути — не по пути своего истинного призвания. Возмож но, Ким гораздо больше нашел себя в тренерской работе, во спитывая способных юниоров. Но внутренний разлад Кима с самим собой — не только в выборе профессии. Глубокая личная драма сотрясает его ду шу. От него несколько лет назад ушла любимая жена. мать его шестнадцатилетнего Альбер та. Теперь судьба сына составля ет главное содержание всех мыслей к чаяний Кима. Жестоко обошлась жизнь и с сестрой Кима Ниной. Автор глухо упоминает об ее несчаст ной любви, оставшейся когда-то без ответа, о загадочной ката строфе, происшедшей с груп пой альпинистов в горах, в ре зультате которой Нина оказа лась искалеченной не только фязячески, но и морально, о по пытке самоубийства... Но жнзнь продолжается, и Нева живет, потому что она вузква атой неустроенной семье — отцу, брату, племяннику. Жи вет уже без надежд на счастье, без надежд на семью. И тут во лей автора случайно появляет ся в ее жизни тот. из-за которо го все произошло когда-то: нз огонек в квартиру Жарковых за ходит приехавший в Москву в командировку физик Лева Груэ- дев. Самый младший в семье — юный Альберт. лишившийся матери, которую любит страст но, и столь же трепетно любя щий и жалеющий своего неудач ливого отца. Таково население этой боль шой нескладной, неуютной квар тиры в предлагаемых автором обстоятельствах. С вечера до полудня — все го несколько часов длится дей ствие этой пьесы. Но. происхо дят за эти часы решающие со бытия. Ойй заставляют зрителя о многом задуматься. При всей кажущейся камерности и интим ности Проблематики, пьеса Ро зова (и спектакль, созданный по ней театром Краснознаменного Северного флота) говорят о ве щах чрезвычайно важных: о мужестве, честности, человече ской общности. При всем том. что, казалось бы. автор представил нам драма тически ущербные жизненные судьбы, в конечном итоге пьеса Розова «работает» н а основную присущую всему его творчеству гуманистическую тему утверж дения человечности. Нет, не ущербные сен люди — Жарков, нашедший в себе не дюжинную силу признать свое поражение и сжечь прошлое вместе с рукописями; и Нина, которая в потрясающей по дра матизму сцене ночного разгово ра с Левой Груздевым не уни женно вымаливает милостыню любви, а гордо утверждается в своем женском н человеческом величин духа; и Ким, который ради счастья сына отрывает от сердца самое дорогое, чем он обладает. И хотя в пьесе В. Розова при сутствует элемент мелодрамы (этот термин в данном случае надо понимать не в обндно-сни- сходительном смысле, а как вполне правомерный в драма тургии жанр), но нота слезли вой сентиментальности в пьесе отсутствует. Это произведение жестокое и беспощадное, и в этом смысле можно говорить, что В. Розов плодотворно про должает чеховскую традицию в современном ее понимании. Каков же спектакль? Гово рить о каких-либо сложившихся традициях в постановке этой пьесы пока нельзя: «С вечера до полудня» только начинает свою сценическую жизнь. Тем боль ше честн театру Краснознамен ного Северного флота, что он одни из первых в стране поста вил ее. Режиссеру М. Шмойлову уда лось выстроить атмосферу спек такля, прочесть пьесу в согла сии с авторским замыслом, чет ко h логично расставить ее мо ральные. нравственные акценты. Можно сказать и о том. что ак терские работы в целом убеди тельны. Жаркова играет В. Хомнч с присущей этому актеру сдер жанной интеллигентной манерой исполнения, несколько даже не ожиданной в трактовке такого образа, как Жарков. Исполни тель хорошо раскрывает душев ное смятение героя, осознание своего писательского краха. Но вот дело доходит до кульмина ции, до того в полной степени героического поступка — сож жения рукописей, на который решается Жарков, и здесь В. Хо- мнчу может быть адресован упрек: мы. зрители, просто не видим всей внутренней патети ки этого момента. И когда «са- мосожженец» возвращается к себе, к своим близким, у зрите ля возникает неудовлетворен ность: право же, не может быть так спокоен н радостен человек, только что перечеркнувший всю свою жнзнь. Да, есть у него внутренняя радость освобожде ния от груза, так много лет да вившего его. Но этим актом Жаркое начинает дліГсеАі та* кую-то совершенно новую жизнь. Какой они будет? На втот вопрос актер ответить не смог, в чем, безусловно, виноват также и режиссер. Очень привлекает В. Веселов в роли Кима. Создан характер удивительно теплый, обаятель ный. Трепетность, талантли вость — такие слова не часто приходится адресовать актерам. В данном случае такое опреде ление заслуженно. , С моей точки зрения, удачна работа Г. МочаловоЙ. Какая-то странная блуждающая улыбка почти не покидает Нину. В ней печаль души, тоска неразделен ного чувства человека-однолюба. Быть может, эта улыбка еще н оттого, что Нина не вправе Дать волю своей скорби — ведь на ней держится дом. Только единожды она дает волю себе: в ночном разговоре с человеком, искалечившим ее жизнь. Эту сцену актриса проводит с той впечатляющей сдержанностью чувств, за которой угадывается не только ее отчаяние, но я женская гордость. Сдержанно, скупо но внеш ним средствам, убедительно по внешнему рисунку играет Ю. Ка- рамышев своего юного героя, перед которым стоят нелегкий жизненный выбор. Весьма сложная задача выпе ла на долю одаренного актера Я. Гришечкина. Пожалуй, фи зик Лева Груздев — единст венный преуспевающий персо наж в пьесе, к которому автор не скрывает своих антипатий. Его жизненная философия от пугивает, вызывает цепь тре вожных ассоциаций. Насторажи вают слова Груздева о том, что в жизни надо уметь «освобож даться», разрывать нити жиз ненных связей, когда это нуж но, безжалостно переступать моральные и этические пороги жизни... Быть может, рисуя этот характер, Розов в чем-то язме- авя севе; Груздев в тееее врад стает уж очень законченным. Ш чем-то однолинейным эгоистом^; Режиссер и актер, как мне ка* ищется, полемизируют с автор- ; ским толкованием. Ушла катего ричность самоуверенности, яв* явились элементы глубокого раэ* думья о жизни, что-то поколеба лось в стройном, математически выверенном душевном мире Ло вы Груздева. В этом я вижу обо* гащенне авторского материала роли. Неожиданен образ инженера Егорьева — друга Жаркова, на рисованный заслуженным арти стом РСФСР К. Липатовым. Здесь сочетаются несколько гру» боватые прозаические внешние приметы характера с большой душевной нежностью, тактом че ловека, глубоко заинтересован ного в судьбе своего старого то* варища. Если выше мы говорили о полных или почти полных во степени удачи актерских вопло щениях. то работа Н. Добро вольской над ролью Аллы Ва сильевны — бывшей жены Ки ма — представляется спорной. Надо отдать должное актрисе. Появляясь в конце пьесЫ. она смело и отважно пытается при строиться к образной системе спектакля, Делает это крепко в профессионально. Но внешние, да я возрастные данные испол нительницы мало соответству ют нашим представлениям е сильной, яркой личности. Каковы бы ни были отдель ные в, к счастью, носящие липа» частный характер недостатки этого спектакля, расценить его можно как заметное творческое событие. Каким бы разным ив было зрительское восприятф этого спектакля, безусловно од* но: он не оставляет зрителя рав нодушным, пробуждает его чув ства, вызывает плодотворные размышления о нашей ясизни. И . РОМАНОВИЧ. Театровед
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz