История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Ж И З Н Ь Г О Р А З Д О Б О Г А Ч Е Т Е А Т Р * Два товарища Валерий и Анатолий. Оба работают на одном заводе, в одном *по- «гговом ящике». Живут по соседству. И тот и другой воспитывались не в очень счастливых семьях. Отец Валерия писатель-неудач ник. За двенадцать лет «фундаментального» творче ства сочинил всего лишь семнадцать страниц и то, видно, не столько выражаю щих дарование, сколько вы дающих его отсутствие. Со мнительную, смахивающую скорее иа графоманство ра боту над романом он ком пенсирует заработками от драмодельческих, увы, тоже далеко «е первосортных ре приз для цирковых клоу нов. Много лет назад этот го ре-литератор оставил жену, мать, сьша и сошелся с не коей Шурой, женщиной, по всем авторским данным, не далекой, грубой, вульгар ной, не любящей мужа. Детство одного из цент ральных героев пьесы В. Войновича «Два товари ща» (Проходит в безотцов щине. Руководит его первы ми шагами по жизни горя чо любящая, как говорится, слепой любовью, мало интел лектуальная, псевдоинтел- дигентная мама и совсем недалекая, плененная стары ми, вплоть до библии, нор мами жизни бабушка. Ана логично не (повезло в отно шении родителей и Анато лию. «Евонный папаня» по профессии банщик, іто ха рактеру самый обыкновен ный холуй перед сильными, хам над слабыми, по миро воззрению — оголтелый ме щанин. Это самодур, изде вающийся над женой — безвольной и туповатой женщиной, над сыном. Однако на невезении с «предками» сходство друзей заканчивается. Во всем ос тальном они совершенно разные. Валерий помышля ет о работе вдохновен ной, творческой. Анатолий мечтает, если его чаяния вообще можно назвать меч той, о бешеных деньгах, о золотом кладе, об эпикурей ском довольстве, о жизни без заботы и труда. Высок полет замыслов Валерия. Низменны желания Анато лия, которому все равно кем стать, лишь бы пить, спать, жрать вдосталь, блудить без наказанно. Валерий со всем пылом и в то же время чи стотой кхности ждет встречи с той, что станет единствен ной, любимой подругой, спутницей на всю жизнь, го тов рыцарски защищать ее от любых бед. Для циника Анатолия любви нет. На первый взгляд, такие, диаметрально противопо ложные характеры друзей- сверстников дают драматур гу все возможности для со здания столкновений, психо логически сложных конф ликтов. Но іВойнович попро сту заставил овоих героев все рассказать о себе в при сутствии зрителей, откро венно © лоб, друг другу в лицо. Правда, не ясно, зачем Валерию тогда проверять верность Анатолия дружбе, испытывать его характер и взгляды, когда тот сразу, с первой встречи на сцене, а затем неоднократно раскры вает свое жизненное «кре до». Авторский чертеж прямо линейно прост. Вы хотите знать, почему Анатолий «та кой плохой, а не иной»? Пожалуйста, вот познакомь тесь с его родителями. В этой пьесе никто не скрыва ет своих мыслей, подлецы спешат заявить о своей под лости, честных заверить в незапятнанности их совести. «Два товарища» — коме дия. Так сказано в афише и программе. Комедия? Поче му? Может быть, это коме дия положений. Но где же тогда непременная веселость сюжета, смешные ситуации, диктуемые обязательными недоразумениями, попада ние действующих лиц впро сак? Значит, наверное, речь идет о комедии характеров. И этого нет. Нет, невысокого качества драматургический материал избран на сей раз для по становки театром Красно знаменного Северного фло та. Надо отдать должное ре жиссуре. Профессионально умело и омело режиссер В. Лысенко делает все воз можное для углубления и расширения литературного материала. Причем старает ся достигнуть ©того только сценическими средствами, без вторжения в писатель ский текст. Тут и остроум ные, насыщенные мыслью, чувствами и действием пан томимы, и поиски вырази тельного подтекста, и бога тая жизнь вне текста, опре деление внутренней логики событий, и множество при способлений, и точность, вы разительность .мизансцен... Хорошим помощником в добрых режиссерских наме рениях явилась художник В. В. Родионова. Предельно условно и одновременно убе дительно достоверно обозна чая место действия, автор декораций, следуя, 'Видимо, режиосерскому видению; пытается вдохнуть в пьесу поэтическую взволнован* ность. В этом же направлении стараются действовать мно гие актеры, среди которых исполнитель роли Валерия М. X. Дворкин вырывается далеко вперед. Несмотря на очень скудную литератур ную основу роли, молодой артист разработал ев с боль шой психологической глуби ной, наполнил эмоциональ ной приподнятостью, насы тил острой іи в то же время убедительной экспрессией. Самое главное, его Валерий —• интересная индивидуаль ность, человек-личность. Ак тер умеет мыслить на сцене, не боится самых сложных темжнритмических сдвигов, свободно ими вла деет. Это лучшая и. пожа луй, безукоризненная рабо та в спектакле. Жизненно, мягко, тактич но, хотя и очень уж баналь но, лепит характер матери Валерия Л. В. Туманова. Пытается изо всех сил хоть как-нибудь свести концы с концами исполнитель роли отца В- О. Хомич. И если ему это не удается, если об раз остается расплывчатым, безликим, будем справедли вы — из ничего нельзя сде лать что-нибудь. Старатель но разоблачает своего Федо ра —папашу Анатолия за служенный артист РСФСР С. Г. Аханов. Делая это с за- івидным мастерством, пожа луй, достигает главного — возбуждает в зрителях от- зращение, негодование. И лишь одно обстоятельство настораживает — некоторая тхатологичность образа. Скрупулезно и интересно, правда, несколько плакатяо, создает образ Тани 3. В. Шураиова. Выразительно лаконичен А. В. Печников (Грек). И асе же театр не побеж дает пьесы. Сплошь и ря дом в спектакле «белые пят на» (сцена у отца, начало второго акта и другие). По законам самой поверхност ной иллюстрации решаются сцены в милиции, избиения Валерия хулиганами и Ана толием, визита Тани в дом к новоявленному «кавале ру»-. Лишь обозначила и то очень туманно свою бабуш ку заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякина. Назойливо прямолинейны в избранных сценических средствах В. М. Полякова, (преподавательница) и дру гие. Спектакль «Два товари ща», к сожалению, не обо гатил добрые традиции кол лектива театра оеверо- ^р- цев. Действительность наша богата творческим созидани ем. Маркс говорил, что при коммунизме люди будут жить по законам красоты. Теперь эта мечта великого революционера становится явью. Строится коммунизм. И коммунизм делает чело века вдохновенным, под линно прекрасным. Таков герой нашего времени и та ким его надо показывать. Апрельский Пленум ЦК КПСС вновь подчеркнул, что работники культуры долж ны быть активными бойца ми идеологического фронта, выступать против попыток протаскивания в отдельных случаях в произведениях литературы и искусства взглядов, чуждых нам. За дача работников искусства — направлять овои усилия к созданию художествен ных образов, воплощающих многогранный чудесный лик социалистическом совре менности, советского чело века— борца и созидателя. Отступления от этих прин ципов ведут к мелкотемью, к обеднению жизни. Отсюда вывод: театр должен очень требовательно относиться к репертуару, к постановке спектаклей. В. ВЕНИАМИНОВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz