История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
П Р Е М Ь Е Р А Ф Л О Т С К О Г О Т Е А Т Р А Человек уходит все даль ше к дальше. Вслед ему зву чит мелодия. А я думаю о нем, Викторе, человеке ду шевном, прошедшем Вели кую Отечественную войну, у которого под шинелью бьет ся горячее сердце. Я не знаю, ходил ли он в атаку, и так ли мужественно бил вра гов, как это делали 5ізвест- ные нам герои войны. Не знаю, потому что в пьесе Л. Зорина этого нет. И все- таки я верю, что Виктор ле жал в сыром окопе, ходил в атаку, встречался со смертью. Верю, потому что и в апгрные дни в и ж у его одержимым, горячим, вижу, как чиста и сильна его пер- Вот он утешает сзою любимую Гелю: — Я знаю, что ты нужна и нужна. Что же я еще дол жен знать? Разве этого .ма ло? Я просыпаюсь, чтобы те-, бя увидеть. Услышать твой голос... Я знаю, что никогда с тобой не соскучусь, не за хочу от тебя отдохнуть. То, что ты есть, всему придает смысл и вносит жизнь ре шительно во всё. Его слова идут от сердца, в них нет фальши, и веришь, что случись какая беда, — Виктор сумеет защитить свою любовь. Но вот. он сно ва приходит к девушке. Ему весело. Он говорит- Геле о том, что ему хочется, чтобы его скорее называли пан- млоды. По-польски это зна чит новобрачный. Но в гла зах Гели горе. Что же •слу чилось? Геля. Издан новый закон. Виктор. И что же' он ут верждает? Геля. Он воспрещает. Бра ки с иностранцами... Этот момент в спектакле кульминационный, и зри тель, затаив дыхание, с не терпением ждет, как же сло жатся дальше судьбы героев спектакля. Мне пришлось прочесть немало рецензий в газетах и журналах, авторы которых по-разному трактуют тему пьесы, ее идейную направ ленность. Одни утверждают, что, мол, Виктор спасовал перед законом и не смог от стоять свою любовь. Таким рецензентам незольно хочет ся задать вопрос: а что мог сделать Виктор, если издан закон, запрещающий брак с иностранцами? Преступить закон? Другие удивляются, что парень, говоря языком военным, предал девушку. Геля просит Виктора приду мать что-нибудь. Виктор обещает, но так ничего и не придумал. Что ж, зидимо, это хорошо, что автор заставляет зрите лей думать над разрешени ем конфликта. Виктор у Л. Зорина — фронтовик, фигура вначале крупная, цельная. Виктор не мог перешагнуть закон, ведь он — сын своего Отечества, и свою любозь, какой бы сильной она ни была, он не мог поставить выше госу дарственных интересов. И если сейчас нам хотят вну шить мысль, что такой за кон н енуж ен , значит, его отвергла сама жизнь, и ху дожник вправе доказать это силой своего художественно го таланта. И он доказывает. Свое мастерстзо драматур га Л. Зорин сосредоточил на психологическом раскрытии характеров, а это и есть главная задача художника. Нет, нельзя спокойно смот реть эту лирическую траге дию в исполнении артистов театра Краснознаменного Се верного флота-., (постановка режиссера Г. Эрнеста). Она по-настоящему, волнует, и хотя на сцене мы видим лишь двух актеров, напря жение спектакля, интерес к нему ничуть не ослабевают. Удачен подбор- актеров на эти две роли. Роль Виктора поручена Сергею Садикову,- артисту своеобразному, инте ресному. Это всегда новый, чуточку загадочный и тем пераментный актер. Вот Виктор впервые зна комится с Гелей в большом зале консерватории. Мы сра- .зу испытываем симпатию к этому парню: что-то необыч ное, есть в его лице, взволно ванно светятся его,; глаза. Виктор с виду. • бравый, он даже не прочь поострить, по шутить. Но вот он ‘ просит девушку прийти на свидание, и замечаешь в нем некото рую робость... . . • , Но дальше. В ч к і о р , стано вится другим, он как бы из меняет сам себе. Что же сде лало Виктора таким — чело веком себе чужим?' Любовь к польке? Нет, любовь вы звала в нем нозый ’ прилив сил. Не случайно же всю ночь он разгружает вагоны, чтобы собрать денег и ку пить Геле туфли. А принес их девушке — это случилось под Нозый год — и тут же уснул (вряд ли стоило авто ру акцентировать на этом свое внимание: ох, как до рого обходится Виктору лю бовь, ох, как обидно, что под -£овый год они не попали на вечер к знакомым Гели! Это штамп, довольно часто, в ря ду «неожиданных» сюжет ных ходов, появляющийся в произведениях литератуоы и искусства). Так в чем же де ло, кто виноват? Невольно возникает во прос: если Виктор так горя чо любил Гелю, то почему же он, не исправил свою ошибку,- когда был в Вар шаве? Наконец, почему по воле автора, оставшись без жены, (она ушла от него), он при встрече со своей первой любовью не стремится остаться с Гелей? Ведь в 47-см году он чуть ли не. по шел против, закона, а теперь роняет в оправдание вялую фразу: «Человек не всегда волен в своих- поступках». Прошло много лет. Время проверяет . человека: 'одни проносят свое чистое силь ное • чувствод через всю жизнь, другие сдаются об стоятельствам. Эта мысль крепнет, когда видишь на сцене заслужен ную артистку Сезеро-Осе- тинской АССР Марину Гав рилову в роли Гели. Артист ка не сразу раскрывает зри телей характер своей', герои ни. ‘ .В отношениях с Викто ром Геля сдержанна, хотя блеск. глаз да порой ти- ,хий, срывающийся голос •выдают ее любовь . к это му по-русски душевному "парню. Геля •— умная, тро гательная, и хотя внешне она. сдержаіша, веришь, что такая девушка может, полю- '.бйть на всю жизнь. • И вот что-интересно.. Если в спектакле «Гроссмейстер ский балл» Марина Гаврилова играет женщйнунмать. (кста ти,, на наш взгляд, роль ей очень удалась), то здесь она уже совершенно иная, нашла новые психологические пути для создания обаятельного образа Гели] В ней всё свое образно: голос нежный, лас ковый. И жесты, и мимика, и движения, и осторожность, с какой она обнимает Викто ра, — все это выражение ду шевной красоты героини, которую раскрывает актри са. Геля серьезна. И у нее щедрое сердце, ей хочется все отдать другому, чтобы он был красивее, лучше. Де вушка умеет владеть собой а трудные минуты. А ей бьіло нелегко, потому что уже тог да она гюлюбила Виктора. И если он с годами теряет ве ру в свою любовь, становит ся черствее, то она, Геля, верна сзоему первому боль шому чувству. При встрече в Москве, кодда она назсеіща прощается с Виктором, де вушка переживает трагиче ские минуты. Но Геля-Мари- на не теряет самообладания, она даже просит Виктора позвонить ей в отель «Вар шава», просит спокойно, хо тя чувствуешь, что ей в эту минуту очень тяжело. Вик тор обещает позвонить, но зрителю ясно, что звонка не будет. Потому что она для него теперь — эхо далекой юности. Теперь он не «Ви тек», а деловой человек, док тор наук. Улица. Ярко горят огни. Виктор уходит от настоящей любви. Мы слышим его чуть измененный голос: — ...Завтра отчаянно труд ный день. Отчаянно труд ный. Каждый свободного чем, хорошо, тает. Если раз хорошо. И мы понимаем: этот че ловек сам лишил себя счастья. Ал. ЗОЛОТОТРУБОВ. * * * НА СНИМКЕ: сцена' из спектакля театра Красно знаменного Северного флота. В роли Виктора — артист Сергей Садиков, в роли Ге ли — заслуженная артистка Северо-Осетинской АССР Марина Гаврилова. Фото Н. Шинкарева.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz