История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
РЕІШРТУАРЕ каждого театра * есть спектакли, позволяющие судить о почерке і коллектива. Среди спектаклей, идущих сейчас на сцене театра Краснознаменно го Северного флота, есть та кой, о котором хочется пого ворить сегодня Это постанов ка по пьеСс А. и П. Тур «Чрезвычайный посол». Со бытия. которые разворачива-. ются в пьесе, охватывают большой временной период. Перед нами предстают годы революции, гражданской вой ны, предвоенный период и го ды борьбы с фашизмом. В центре событий судьба Елены Кольцовой. Прообра зом ее явилась известная ре волюционерка М. Коллоитай. Исполнительница роли Коль цовой точно раскрывает образ. Беззаветная преданность рево люции, верность партийному делу — вот что проносит ар тистка В. Бояринцева через весь спектакль. Именно этим определяются поступки герои ни, где бы она ни была, будь то революционный Петроград, маленький полустанок, зате рявшийся в степи, или при емная короля. Актриса дает образ в разви тии. В каждой сцене мы от крываем для себя что-то но вое, интересное в характере Кольцовой. В сцене разгово ра с Владимиром Ильнчем Лениным видим, как горько ей слушать справедливое за мечание. Но в то же время мы с интересом следим, как ге роиня пытается разобраться в своих ошибках. Бояринцева, обладая мяг ким природным юмором, очень удачно использует его яри раскрытии образа.. Так, во время- беседы с королем Коль-' цова-Боярйнцёва ъ критиче ский момент остроумной шут-ѵ кой разряжает атмосферу. И делает это непринужденно, мягко, с такой подкупающей улыбкой, что король не только нарушает закон церемониала, но и отменяет свое решение о высылке Кольцовой из страны. В сценах с Андреем Кольцо ва раскрывается как человек, глубоко любящий и тоскую щий. Она всем сердцем стре мится к Андрею. Мы видим, как борется Елена сама с со бой, мы чувствуем горький ко мок, который стоит у нее в горле. Большим усилием воли К-ольцова-Бояринцева застав ляет себя ровным, спокойным голосом отказаться от встре чи. Какую-то секунду стоят она усталая, беспомощная... Но раздается звонок в прием ной и, стряхнув оцепенение, дипломат быстрым шагом идет к столу. Снова мы видим во левого, целустремленного че ловека, решающего государст венные дела. В сценах, связанных с по сольской деятельностью Коль цовой, артистка Бояринцева показывает умение героини предсказать ход событий. Встречи с Хельмером — это поединок не только двух ди- *пломатов. Это ѵ борьба двух миров, где победа в конечном итоге остается за Кольцовой. Но борьба эта' сложна и опас на, требует большого напря жения. Зритель внимательно следит, как Кольцова-Боярин цева мучительно ищет выход из западни, которую поставил Хельмер. Вдруг ее лицо свет леет и, наконец, озаряется счастливой улыбкой. Да, выход найден! А сколь ко выдержки и усилий надо приложить, чтобы помешать вступлению в войну против Советского Союза нейтрально го государства, где послом Кольцова, или добиться разо ружения 15 немецких дивизий. Кольцова в изображении Бояринцевой — глубоко убеж денный в своей правоте чело век. И эта убежденность по могает ей идти к своей цели. Среди образов, которые про ходят перед зрителем, запоми нается король в исполнении засл. арт. республики К. Ли патова. Его король немного чудаковатый. Ои нумизмат, обожает вышивать крестом и вообще он напоминает скорее добродушного старичка, не жели короля. С улыбкой мы смотрим, как король-Липатов ведет беседу с новым послом. Вот ои осматривается но сто ронам, ка* - бы недоуменно спрашивая: ; ' — Как же быть? .Когда-то удалил из страны Кольцову, а теперь принимать приходит ся. И от его взгляда веет такой детской беспомощностью, что невольно улыбаешься и дума ешь:* какой же это король?- А вот король ведет разговор о вышивании. Он так непод дельно радуется похвалам Кольцовой, что заражает сво ей радостью весь зрительный зал. Короля К. Липатов играет с большим чувством юмора, по зволяющим нанять, насколько эта фигура несовершенна. Узнав, что по закону нельзя наградить советского посла, он переживает и чуть не пла чет. Интересен в роли Чумако ва. артист С. Садиков. Чума ков смертельно ненавидит вра гов революции. И артист Са диков подчеркивает это гсри раскрытии образа. Особенно удачно решена сцена с Бор гом. Мы чувствуем, как под учтивой улыбкой Чумакова’ кипит ненависть к сытому, са- • . . ..ч модовольному советнику. В том, как говорит. Чумаков-Са- дйков, в его. жестах угадывает ся страстное желание балтий ского моряка высказаться от души, держа в руках не цн-. линдр, а маузер. В спектакле много действую щих лиц, которые мало нахо дятся на сценеі Но актеры сумели так интересно оживить эти образы, что зритель на долго запоминает Андрея Се дых (арт. В. Поляков), дис петчера (засл. арт. республи ки С. Аханов), Кристину, (заел арт. республики В. За- тепякина). Спектакль получился инте ресным. Большая заслуга в этом режиссера Г. Эрнста. Хорошее впечатление остав ляет оформление спектакля, выполненное художником В. Рыбиным. Особенно эф фектно сделан светящийся го-* род. И все же ряд оплошностей снижает художественную ценность некоторых эпизодов спектакля. Например, ряд сцен из воспоминаний Кольцо вой проходит где-то там, в глубине сцены, и “многое от этого теряется. В сценах; ког да продавцы газет сообщают новости, музыка забивает го лоса актеров, нечетко отрабо таны световые эффекты,' дела ются длинные паузы между эпизодами, а от этого нару шается ритм действия. И, тем не менее, не-изменяется общее впечатление о спектакле. Театр вместе со зрителем прочитал еще одну страницу из истории нашего государст ва. Он принес в зал дыхание революции, показал людей, твооияпіих историю. А. СЕВЕРОВ. Е щ е о д н а с т р а н и ц а
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz