История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
М Ш И М А В Ш •М Свой новый спектакль «Чрезвычайный посол» (по пьесе Ариадны и Петра Тур) театр Краснознаменного Се верного флота посвящает 50-летню Советской власти постановщик — Г. А. Эрнст). Героиня пьесы — первая в мире женщина-дип ломат Елена Николаевна {ольцова, посланница Стра ны Советов, прообразом ко торой явилась отважная большевичка, сподвижница великого Ленина Александ ра Михайловна Коллонтай. Спектакль «Чрезвычай ный посол» в театре Север ного флота рассказывает не просто о судьбе этой выда ющейся женщины, но и о трудном начале пути толь ко что образованного Совет ского государства, и о том, как оно с первых же лет сво его существования застави ло считаться с собой прави тельства соседних капитали стических стран. Артистка В. Г. Бояринце ва, исполняющая роль Кольцовой, сумела раскрыть незаурядность своей герои ни, показать ее силу и му жество. И что очень сущест венно, ее героиня удиви тельно женственна и обая тельна. А именно в этом ре волюционеркам на сцене и экране еще недавно при нято было отказывать. Энергичная, решительная, среде революционных матросов она — своя и в то же время совсем иная, от личная от них, особенная. Несмотря на молодость, в ее отношении к товарищам проглядывает что-то мате ринское. Она и гневается на них как-то по-своему, как гневается мать на неразум ных детей, одновременно и негодуя, и любуясь ими. Хороша сцена разговора Елены по телефону с Влади миром Ильнчем. Полушут ливый вопрос: «Часто ли вы смотрите на звезды? — сна чала заставляет Елену рас теряться. Но привычка от носиться ко всему серьезно сильна в ней. С покор ностью ученицы и так же сосредоточенно, как только что работала над решением важных общественных за дач. она отыскивает взгля дом на небе красноватую звездочку, которую древние греки называли звездой Мира. И это созерцание ночного неба пробужда ет в ней какие-то неожи данные и непривычные мысли, будит воспомина ния. Удивительное в это время лицо .у Кольцовой- Бояринцевой... Мягко и почтительно, с достоинством держится она во дворце, на приеме у коро ля той страны, в которую направилась с дипломати ческой миссией. И только лукавые искорки в глазах, тонкая ирония в голосе, улыбке выдают истинное от ношение Кольцовой к этим господам. Несколько слабее, на наш взгляд, получились сцены встреч Кольцовой с Андре ем Седых. Думается, сила взаимного чувства этих лю дей, глубокий драматизм их любви, принесенной в жерт ву великому долгу, еще не нашли в спектакле настоя щего отражения. В спектакле есть такой момент. Правительство страны, где находится с дипломатической миссией Кольцова, решает предоста вить Советскому Союзу кре дит. Реакционные круги рас считывают, что парламент не утвердит этого решения. Кольцова разгадывает хит рый маневр недругов Стра ны Советов. Ей приходит мысль, что наша страна должна отказаться от креди та. На сцене это решение приходит к Кольцовой слиш ком легко. А разве просто было пойти на такой шаг в тот момент, когда нашей стране, как воздух, нужны были деньги (и она это пре красно знала)? В спектакле же все это похоже на подго-- товку к веселому, забавному розыпрышу неприятелей и только. В последней части, когда Елена Кольцова выходит на авансцену, чтобы сказать несколько слов залу, ее об ращение к детям и внукам звучит так дружески и заду шевно, с такой материнской теплотой, что невольно про щаешь актрисе отдельные минусы. Блестящей работой пора довал заслуженный артист РСФСР К. И. Липатов, сы гравший в спектакле роль короля. Король в его испол нении — ничем не примеча тельный заурядный человек, с гораздо большим увлече нием занимающийся коллек ционированием монет и вы шиванием, нежели государ ственными делами. Артист с мягким юмором показывает неподдельное восхищение, которое внуша ет этому монарху советская женщина-дипломат, ради ко торой он с удовольствием на рушает определенный зако ном и освященный традици ей ритуал. И только в последнем действии актер дает воз можность зрителю заду маться над тем, не скры вается ли за маской за урядности и простодушия умный и дальновидный политик, раньше других своих" соотечественников оценивший растущее могу щество своего восточного со седа. Значителен коммерсант Юлиус Хельмер в исполне нии заслуженного артиста РСФСР С. М. Простякова. Где бы ни находился Хель мер, с кем бы ни разговари вал, мы видим, как цепко ловит он интересующие его сведения, как работает его мысль, оценивая, выгодно или невыгодно для его дел складывается на сегодня об становка. Радует законченностью, продуманностью работа С. С. Садішова, исполнив шего роль помощника Коль цовой Ивана Никитича Чу макова. Трудно укрощать свой непокорный нрав бал тийскому моряку, переоде тому в костюм дипломата, трудно научиться «искусст ву улыбаться». Сцена дипло матического «дебюта» Ива на Никитича в его встрече с министром Боргом (артист Н. Е. Лукинов) — одна из самых удачных в спектакле. Актеру удалось решить и проблему «старения» на сцене. Ивана Никитича дней революции и Ивана Ники тича дней Великой Отечест венной войны разделяют де сятилетия, и зритель почти видит, как прошли для Чу макова эти десятилетия. Точен и достоверен в сво ей маленькой роли диспетче ра заслуженный артист РСФСР С. Г. Аханов. Спектакль -. идет в хоро шем темпе. Но к режиссеру есть и ряд претензий. Поче му в цельном, мягко решен ном спектакле вдруг появ ляется гротескная фигура корреспондентки с приклеен ным носом? Правда, ее пре бывание на сцене длится не сколько секунд, тем не ме нее появление ее в этом спектакле вызывает недоу мение. Нельзя не отметить и другое: очень уж мешковато выглядит придворный (ар тист А. А. Жданов). Мешает и то, что декора ции картин меняются, хоть и в темноте, но при подсвечен ном заднем занавесе, и это дает возможность зрителям дроследить за всей техноло гией перемены декорации! Все это несложно выпра вить.. Важно, что спектакль, интересен и значителен. Об ращенный к молодежи — детям и внукам людей, де лавших революцию и отстаи вавших ее завоевания, он призывает зрителей пом нить и ценить титаническую подвижническую деятель ность старшего поколения, учиться у него любить свою Родину, работать для ее блага, для ее счастья. Р. МУСС.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz