История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
С ВОИ тридцать второй теат ральный .сезон драматиче ский театр Краснознаменного Северного флота открыл дра мой молодого белорусского дра матурга А. Делендпка «Вызов богам». В ней автор затрагивает извечную проблему жизни и смерти, победы человеческого разума над таинственными явле ниями природы. Это первая пье са А. Делендика, по профессии врача-психнатра. Она решена в плане острой психологической драмы. Будущий врач-хирург Инга в годы войны совсем еще девоч кой попала в фашистский ла- • герь смерти. Там она стала од ним из объектов для изуверских экспериментов пала чей в белых халатах. Лишь немногие из спасенных детей оста лись живыми. И сре- ' дн них — Инга. Дол гие годы ничто не на поминало ей о прош лом. Сча с т л и в а я юность после войны, учеба в институте, . перспективы самосто- •' ятельной науч н о й работы... И вдруг__________ мечты ее рушат ся. Анализ крови, произведен- . ный молодым ученым Асколь дом Папановым, показал, что де вушке осталось жить совсем не долго. Инга узнает, что она об- . речена. Вадим, талантливый конструк тор, страстно любящий Ингу, узнав об угрожающем ей не счастье, решает бороться за нее. Он отказывается от блестящей карьеры ученого и увозит мо лодую жену в Полесье, где она должна работать после оконча- ■ния института. — Мы бросим вызов. Вызов - богам, черту, дьяволу и тем га дам с черно-белыми... Слы шишь? Ты будешь жить. Бу дешь! Ты меня еще не знаешь... Я не отдам тебя! Я люблю! Слы шишь? Люблю тебя! Так говорит Вадим Инге. Там, в Полесье, Инга рабо тает врачом маленькой участко вой больницы. У девушки—люби мая работа, ее окружают друзья, с ней рядом Вадим. Хорошие со ветские люди заботятся о ней, оберегают ее. И под воздействи ем внешних и внутренних фак торов — большого чувства, на стоящего человеческого тепла _ — происходит невозможное: Ин га выздоравливает. Смерть от ступила. Ходом течения болезни поражен и Аскольд Поланов: — Боюсь . что-нибудь утвер ждать, — говорит он после об следования Инги, — но первый тайм она выиграла достоверно! Такова фабула драмы А. Де лендика «Вызов богам», постав ленной режиссером В. Лысенко на сцене флотского театра. Драматургический материал пьесы очень неровен. Он имеет .немало существенных недостат ков. Несомненно, затронутая в драме проблема всепобеждаю щей любви — актуальна и се- тодня. Однако в данном случае по воле автора любовь приобре тает несколько утилитарный, практический характер. И дело вовсе не в том, что мы не верим в психологический фактор при лечении даже самых неизлечи мых болезней. Просто в пьесе вопрос поставлен несколько прямолинейно, примитивно/ а это не может не влиять на прав доподобность основного конф ликта, на его философский смысл, на достоверность. Оставляют желать лучшего (мы пока говорим только о пьесе}) и образы действующих лиц. Большинство из них, за ис ключением Инги и Вадима, так и не получили развития, у них отсутствуют яркие характеры, они схематичны. К ним прихо дится отнести Максима, Галину с ее «незаконченной» любовью к Аскольду, Светлану, дальней шая судьба которой совершенно непонятна. В восьмом номере журнала «Театр» опубликован новый ва риант пьесы. И нельзя не отме тить, что он значительно отли чается от того, который осу ществил на своей сцене театр флота, —. отличается в лучшую сторону. В нем убраны некото- =3 Т Е А Т Р щг ИНГА БУДЕТ Ж И Т Ь рые эпизоды, мешающие разви тию драмы Инги (взять хотя бы ничего не дающую для спектак ля сцену у начальника авто парка Долбика), нет здесь и вто ричного и совершенно ненужно го появления сектантки Капари- хи и т. д. Но зато есть новые сцены (например, сцена с буро виками), играющие важную роль в динамике событий. Как же подошел театр к во площению в целом интересной по замыслу драмы «Вызов бо гам»? Режиссер В. Лысенко пришел к выводу, что идею спек такля лучше всего выражает четверостишие А. . Мицкевича, которое А. Деленднк сделал эпи графом своей драмы: «Нет, лучше с бурей силы иернть, Последний миг борьбе отдать, Чем выбраться на тнхий берег И раны горестно считать». Такой эпиграф, конечно, да ет широкую возможность соот ветствующим образом настроить зрителя, провести, так сказать, его психологическую подготовку. И, преодолев недостатки драма тургического характера, режис сер В. Лысенно добился в спек такле необходимого звучания темы борьбы со смертью, с не избежностью. Зрителя не может не тревожить судьба Инги, ко торая по вине гитлеровских вы кормышей должна была погиб нуть. На протяжении всего спек такля зритель мысленно бо рется за Ингу и искренне ра дуется ее победе. Сложнейшую роль Инги в спектакле играет артистка А. Журавлева, играет ее очень искренне и правдиво. Мы ви дим Ингу всегда целеустрем ленной, хорошо сознающей свою цель в жизни. Инга как человек не лишена юмора, ей свойственны порывы подлин ной радости, веселья, она спо собна на большую любовь. Тако ва эта советская девушка, для которой жизнь — возможность принести людям как можно больше пользы. И Инга не соби рается истратить ее по пустя кам. . Правда, порой А. Журавлева впадает в излишний мелодрама тизм. Особенно это относится к сцене с остановившимся будиль ником. Она проходит фальшиво и так напоминает сцену из хо рошо известной мелодрамы A. Дюма-сына «Дама с камелия ми» (вспомните Маргариту Готье и сцену ее смерти!). Нам кажется, что в данном случае режиссеру изменило чувство вкуса и меры. Аскольда играет артист В. Хо- мнч. Это поначалу очень убе дительный образ, который по ви не автора пьесы потом просто растворяется в событиях и вы полняет чисто служебную роль. Тем не менее, и на таком огра ниченном материале артист су мел создать запоминающийся образ. Вадим в исполнении артиста B. Рачило — развязный н очень недалекий паре н ь, любящий поволочить ся за девушками, внутренний мир ко торого огранич е н твистом и плоскими остротами. Эти ост роты — блестящ и й материал для иро нии Инги. Но неволь но возникает вопрос, как могла такая оду хотворенная светлая девушка, как Инга, полюбить та к о г о слишком заурядного человека. Что она смогла в нем найти? Да и может ли та кой человек быть талантливым конструктором? Правда, в минуту опасности для Инги Вадим самоотвержен но берет на себя всю тяжесть борьбы за нее. Казалось бы, что теперь он и сам должен стать другим, более серьезным, внут ренне собранным, ведь у него теперь есть, кроме любви, и цель в жизни. Но, к сожалению ар тист Рачило не смог найти не обходимых артистических кра сок, чтобы показать изменения, происшедшие с Вадимом. Вади му—Рачило не хватает более глу бокого, проникновенного понима ния своей ответственности перед Ингой. Мы не видим у него ни подлинных раздумий, ни пере живаний, ни мучительных поис ков выхода из создавшегося по ложения. ' Отдельно хочется поговорить о работе художника А. Мещани новой. Мы не можем согласить ся с предложенным решением оформления спектакля. В своей основе «Вызов бо гам» — спектакль ярко оптими стического звучания. Так почему же он решен в таких мрачно черно-белых тонах, которые утя желяют всё происходящее на сцене, лишают спектакль того самого солнца, о котором в нем говорится довольно много? Очень назойлив, например, ста нок ^с лестницей. Ко всему, он явно неудобен для актеров и громоздок. Наконец, отсутствие ярких деталей мешает зрителю определить, где же происходит действие. Возможно поэтому, мы каждый раз видим светящиеся надписи: «Сквер», «Комната Вадима». Эти надписи отвлека ют зрителя. Тем не менее, спектакль «Вы зов богам» не может оставить равнодушным зрителя, он волну? ет, заставляет задуматься над тем, что еще и сегодня живы и благополучно здравствуют те, кто тысячам таким, как Инга, принес смерть п муки. И совсем не случайно автор устами одно го из героев вспоминает о Хи росиме. Это как бы еще одно напоминание о необходимости быть бдительными, бороться за мир, за жизнь и подлинное сча стье людей. В. СОЛНЦЕВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz