История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Н Е Б О Й С Я Б Ы Т Ь С Ч А С Т Л И В ЫМ , МА Р А Т ! Узкий, трепещущий луч света падает на темную сцену, и откуда- то из глубины, словно издалека, медленно появляются три фигуры. Все ближе и ближе подходят они к нам, все ярче свет, освещающий их лица. Вот они — Лика, Марат, Леонндик... Три человека„ Три друга... Три судьбы... Так начинается новый спектакль драматического театра Краснозна мённого Северного флота по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». Полупустая сцена. Ободранный не то кроватб, не то широ кая тахта с множеством одеял. Буржуйка; От всей этой обстанов ки веет холодом, одиночеством, большим человеческим несчастьем. Март 42-го. Ленинградская блокад ная зима... Удивительное чувство оставляет в душе этот спектакль. Что-то ^очёнь трепетное, немного грустное, нежное и очень хорошее. О чем же он? О дружбе? Да, о ней. О верно сти? И о ней тоже, О трудной судь бе поколения, юным вступившего в войну? О ранах физических и ду шевных, которые не залечиваются легко и часто остаются на всю жизнь? И об этом^ Но не только об этом... Итак, знакомьтесь: Лика, Марат, Леонндик. Лика (артистка Марина Скором- ннкова) предстает перед нами сов сем еще девочкой, маленьким чело веком в спортивных шароварах и свитере со смешной детской игруш кой в руках. Но скоро мы понима ем. что эта девочка — очень твер дый и глубоко искренний человек, не прощающий лжи, обмана даже - в мелочах, чёловек, для которого самое главное в жизни — все от давать другому, жертвовать всем для друга. Трудно сказать, какой акт сыг ран Скоромниковой лучше. Пер вый ли, в котором и начинаю щаяся дружба,. и зарождающаяся женственность (актриса показыва ет ее очень ненавязчиво и очень трогательно), и еще не осознанная любовь. Или второй, в котором Ли ка уже не девочка и еще не женщи на. Тоскующая, любящая, ожидаю щая. Здесь она должна принять ре шение. За кого из двух друзей она выйдет замуж? З а Марата, которо го любит давно? Или за Леонидика, который тоже ей дорог? И она ста рается вглядеться в них, понять их обоих. А понять так трудно. Ведь один, Марат, вернулся с фронта в блеске славы и удачи. И он всегда старался казаться сильнее, чем есть на самом деле. Даже в юности (в первом акте), когда придумывал несущестшующнх диверсантов. Да же теперь, когда стесняется гово рить о своей любви вслух... А Лео- нидик... Он потерял на фронте ру ку. ‘Й не боится говорить о своей любви, не боится показаться сла бым. Он выглядит даже слабее, чем есть на самом деле. И его нельзя бросить, потому что в одиночестве он пропадет, потому что она, Лика, для него все на свете — мать, се стра, любимая. Слабый остается, сильный уез жает. Тонко, без лишней патетики играет в этой сцене Скоромникова. Она просто предлагает Леонидику чашку чая. И в этом жесте — все. Отныне она берет на себя все забо ты о нем, она жертвует для него любовью, мечтой. Нужна ли эта жертва? В третьем акте Лика — Скором- ннкова усталая, какая-то очень спо койная, "даже разочарованная. Она совсем не та, что в первых двух действиях. И это не только воз раст, не только разница в годах. Лика словно потеряла что-то самое главное. Как будто ушли радость жизни, творческая активность* спо собность мечтать. Нет, совсем не кажется счастливой эта Лика. А Леонндик? Посмотрите, каким бла гополучным он стал. Элегантный черный костюм, безукоризненная прическа. Ничего похожего на его старую выцветшую фронтовую гим настерку, на вихры, словно выда вавшие внутреннее беспокойство. Ни следа и от этого беспокойства, нервности, сомнений, душевного надлома. Никаких острых углов, никакого взлета фантазии. Все при вычно, серо, обыденно. Таким он стал теперь, Леонндик, поэт, преж де легко ранимый, мятущийся че ловек. И это Лика сделала его та ким. Своей чрезмерной, даже ме- О НОВОМ СПЕКТАКЛЕ ТЕАТРА ФЛОТА лочной опекой, своим стремлением оградить мужа от тревог и сомне ний. укрыть в тихой надежной га вани. Артист Игорь Москалевский очень точно и тонко показывает эту внутреннюю логику развития обра за. КажДой деталью, интонацией, верно найденным штрихом. Горячо и упрямо отказывается Леонндик— Москалевский от ликиных услуг во втором акте. Еще не научив шись жить без руки, он упорно ста рается все делать сам. И шинель он тоже надевает сам. А в третьем ак те он принимает заботы Лики рав нодушно, чуточку устало, без бла годарности. Он уже больше не бо рется. И стихи он теперь пишет та кие же —- гладенькие, без внутрен него напряжения, без риска, без борьбы. Думается, что роль Леонн- дика — наиболее крупная удача И. Москалевского за последнее время. Артист открыл в этом спек такле новые, неизвестные до сих пор грани своего дарования. А что же Марат? Марат, кото рый всегда был самым сильным, самым активным в дружеском трио. И для него были трудными эти го ды. И ему не принесла счастья эта жертва во имя дружбы. И он в чем- то потерял себя. Но, как и всегда, он, Марат, вносит сомнение в жизнь друзей: правильно ли живут они? Открывает глаза Лике на ее преступление перед самой собой. Да, она совершила это преступле ние, изменила своей мечте большой светлой мечте о научно- исследовательской работе, удоволь ствовалась меньшим, в то время как была способна на большее. И это он, Марат, убеждает Леонидика в том, что «даже за день до смерти не поздно Начать жизнь сначала». Сергей Садиков, интересный тонкий актер, снова продемонстриг ровал свою способность к вдумчи вой серьезной работе. Его Марат запоминается надолго. Интересно, что и здесь в полной мере прояви лось свойственное Садикову каче ство — никогда не останавливать ся, снова и снова работать над ро лью, даже если спектакль уже при нят н одобрен публикой. Уже во втором спектакле он был лучше, П Р А В Д И В Ы Е О Б Р А 3 Ы Прекрасный подарок сделал флотским зрителям драматиче ский театр Краснознаменного Северного флота, поставив спек такль по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». Режиссер-постановщик спек такля заслуженный деятель искусств РСФСР И. Б. Шойхет с большим мастерством и тактом поставил эту сложную психоло гическую пьесу, а исполнители создали глубоко правдивые, жиз ненные образы. Артисты С. Са диков (Марат) и И. Москалев ский (Леонндик) не «играют» своих героев, а живут на сцене, как люди, сами прошедшие в прошлом через горнило войны. Вероятно, именно в этом причи на их актерской удачи. '-'VC Правдивый образ создала М. Скоромникова (Лика).: 4 Интересен замысел художни ка спектакля А. Мещаниновой. Скупыми, но выразительными средствами оформление помога ет зрителям почувствовать об становку и время, в которых живут герои. Я. КАТНОВНИК. ' чем в первом. Мягче, тоньше, внут ренне свободнее. И вот последняя сцена пьесы. Возбужденный,: скрывающий вол нение Леонндик. Недоумевающая, но постепенно заражающаяся его волнением Лика. Что-то будет, что-« то должно сейчас произойти. И это — «что-то» происходит. Потерявший веру в себя, даже озлобившийся Леонидик находит в себе силы раз рубить узел, в течение многих лет душивший всех троих, потому что никогда, даже «за день до смерти не поздно начать жить сначала». Посмотрите на этого нового Лео- ниднка, принявшего, наконец, ре шение. Москалевский удивительно верно и ярко проводит эту послед нюю сцену. Куда девались привыч ная равнодушная усталость Леонн- днка, его обыденность? Сколько нежной, восхищенной, грустной и слегка снисходительной любви к Лике в его жестах! Он освобож дается от ее опеки, от ее забот, ее жертвы, потому что они не принес ли ему счастья, как не принесли: его ни самой Лике, ни Марату. По тому что нельзя лишать человека возможности жить и мыслить са мому, самостоятельно, потому что нельзя ставить ему искусственные подпорки. А Лика и Марат? Они должны быть счастливы. Во имя всех тех,! кто мечтал о счастье и не дожил, всех тех, кто был с Маратом под. Ленинградом, под Бреславлем, кто) навсегда остался на полях сраже-: ний, во имя прошлого и будущего.; И не надо жертв. Только счастли-і вый человек может сделать счаст-: ливым и сильным другого. «Ты; только не бойся, не бойся быть сча-j стливым... Не бойся, мой бедный Марат!». Этими словами Лики кончается интересный, тонкий и слаженный по ансамблю спектакль. Спектакль;, в котором три актера весь вечер держат нас в состоянии огромного напряжения, заставляют думать и волноваться за судьбу трех очень хороших, немного запутавшихся людей. Спектакль, в котором все хорошо, начиная от режиссер ского решения (режиссер — заслу женный деятель искусств РСФСР И. Б. Шойхет) до художественно го оформления (А. А. Мещанино ва). В котором верно найден «ключ» мизансцен и угаданы инто нации — лирические, теплые, чуть грустноватые, с мягкой арбузов- ской усмешкой. Может быть, кое-что еще немно го недоделано. Талантливой М. Скоромниковой, например, хо чется пожелать быть более орга ничной (чтобы не проскальзывали вдруг нотки «слесаренка» из «Ду ши солдата»). Думается, чуть боль ше затаенной нежности, трепет ной, как натянутая струна, долж но быть в отношениях между Мара том и Ликой, несмотря на их внеш нюю резковатость. Пожалуй, не много больше, чем следует, суетли вости у Марата — Садикова в пер вом акте. Зритель и так поверит, что его герою всего семнадцать. Но все это детали. А в общем хочется от всей души поздравить коллектив театра с хорошей рабо той, с большой, настоящей уда чей. Н. КУЗНЕЦОВА. НА СНИМКЕ: сцена из спектак ля «Мой бедный .Марат». Слева на право: /Марат — артист С. Сади ков, Леонндик — артист И. Моска- левский, Лика — артистка М. Ско- ромннкова. Фото В. Михеева.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz