История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ФЛО Т С К ОМУ Т Е А Т Р У - 3 0 ЛЕ Т С Л О В О З Р И Т Е Л Е Й НАШ ОЫ 1 ДИИ ДРУГ Так мне хочется назвать флот ский театр, 30-летне которого мы отмечаем сегодня. И пусть коллективом театра это призна ние не будет расценено как обычный юбилейный компли мент, Оно — от всего сердца! Не сомневаюсь, что меня горя чо поддержат и другие многочис ленные почитатели флотского театра. Мы любим наш театр за то. что он живет одной жизнью с флотом, умело сочетает в Своей СЛЖиЪО! Нам очень нравятся спектакли театра Краснознаменного Север ного флота. Они вызывают чув ство гордости за свой народ, же лание еще бдительнее, зорче стоять на страже его мирного труда. Мы считаем работников театра своими боевыми соратни ками. Хочется от всей души поблаго дарить наших флотских артис тов. За мастерство, за то, что они поставили на вооружение флота могучую силу искусства. Старшина 1 статьи А. СМОЛЬЯНИНОВ. Старший матрос А . БАРДЮЖА. АРУЖЕСШЕ ШАРЖИ В. С. ЗАТЕПЯКИНОИ Заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякнна в роли Клюки («Угрюм-река» В. Шишкова). работе эстетическую силу искус ства с его высокой воспитатель ной ролью, помогает северомор цам достойно нести службу, кре пить боевую готовность флота, духовно и культурно расти. Мы любим наш театр и за то. что он стремится иметь свое творческое лицо, отличное от других театральных коллекти вов. Такое стремление позволи ло ему вырасти в зрелый коллек тив, заслуженно пользующийся широкой популярностью среди североморцев. Недаром они так внимательно и заинтересованно следят за творческой жизнью театра, всегда в курсе всех его радостей и горестей. Не знаю, может быть, иные люди думают, что в наше время уже можно прожить без театра, заменить его телевизором или кино. По-моему, это невозмож но. Театральное искусство облада ет особой силой воздействия, оно способно проникнуть в такие затаенные уголки наіпей духов ной жизни, куда не может про никнуть, по образному выраже нию писателя И. Эренбурга. «ни один, даже самый совершенный скальпель хирурга». ...Отзвенел третий звонок, за гораются огпи рампы, раздви гается занавес. И мы погружаем ся в увлекательный мир челове ческих судеб и страстей. Войди те тихонько в зрительный зал, где североморцы смотрят поста новку своего театра, и вы сразу почувствуете, увидите, как чут ко и жадно ловят они каждую реплику, каждое слово, летящие к ним со сцены, как щедро бла годарят они актеров за достав ленную ими радость. Пройдите в антракте в фоне, прислушайтесь к многоголосому говору, н вы почувствуете, что в театр пришел самый заинтересо ванный зритель. Широкую и заслуженную по пулярность наш театр завоевал благодаря слаженному и творче ски активному ансамблю масте ров сцены. После каждого спек такля в памяти надолго остают ся талантливая и яркая игра мно гих актеров, интересное и свое образное оформление спектак лей. В театре работает большая группа талантливых артистоів, встреча с которыми всегда радо стна. Это народный артист РСФСР С. Простяков, заслу женные артисты РСФСР В. За- тепякина, А. Найчук, Г. Градов, С. Аханов, С. Скворцов, арти сты С. Садиков, В. Хомич. В. Ра- чило и другие. К своему 30-летию театр при шел творчески зрелым, успешно решающим стоящие перед ним задачи. Хочется пожелать наше му общему другу — так дер жать! Подполновник медицинской службы Г. СКЛЯРОВ. ВОПЛОТИВ ОТ ВСЕЙ ДУШИ Театру Северного флота—30 лет. В сравнении со многими те атрами Союза, насчитывающими вековую историю, эта цифра ка жется скромной. Но совсем по- иному смотришь на нее, когда думаешь, что нашему родному, теперь Краснознаменному Север ному ‘ флоту всего 32 года. Они родились почти вместе, флот н театр. И вместе с ростом флота рос, мужал и набирался сил его драматический театр. Мы, моряки-североморцы, дав но, полюбили этот дружный кол лектив. Нас радует каждый его творческий успех, так же, как каждая наша* удачно выполнен ная боевая задача или боевое уп ражнение, Ведь это наш театр, который живет и трудится вмес те с нами Неприязнь к штампу, све жесть и полнота чувства, по стоянное стремление к чистоте и ясности художественной формы — вот что всегда отличало луч шие спектакли театра* Очень хочется, чтобы флот ские артисты чаще бывали на наших кораблях и в частях, где их всегда принимают как самых желанных гостей. Хочется еще раз горячо, от всей души поблагодарить весь коллектив драматического теат ра Краснознаменного Северного флота и в день его славного тридцатилетия пожелать ему больших творческих успехов. Капитан-лейтенант В.ВАСИЛЬЕВ. ОБРАЗ п ОЖЕЛТЕВШИЕ газетные вырезки... Тонкие тетрадки с выц ветшими чернилами, с косыми карандашными строчками, сде ланными наспех, в перерывах между боями, с надписью на по коробившейся полусогнутой обложке: «Дневник фронтовой бригады краснофлотского театра»,.. Книги отзывов, на страницах которых мель кают подписи военных комиссаров, политруков, командиров батареи защитников Рыбачьего, моряков, бравших Линнахамарн, сражавшихся в «Долин* смерти*... В них, этих газетных вырезках, торопливых за писях,— история театра, прошедшего свой боевой путь вместе с фло том, делившего с воинами все трудности и лишения, горечь неудач и радость побед. - Вот некоторые из этих записей, отрывки из газетных статей и За меток, писем и дневников. ГОД 1936... «У крутых скал одного из фиор дов Кольского залива возводились корпуса Дома военно-морского фло та. Еще леса опоясывали сте ны, еще не везде были навешены двери и окна, а в залах уже шла горячая подготовка к первому спек таклю краснофлотского драматиче ского кружка. Организаторы флот ской самодеятельности Обухов, Яикелевич. Прошин. Леснов горя чо обсуждали планы дальнейшей работы. Жены командиров шили костюмы. Местные художники го товили незатейливые декораций. Наконец, афиши известили о премьере пьесы А. Корнейчука «Гибель: эскадры». Так рождался театр Северного флота. (В. Мехнецов, режиссер театра Северного флота). ГОД 1939... «1939— 1940 годы были одной из памятных и ярких страниц истории театра. Шла война с белофиннами. 13 декабря театр получает задание — обслужить части Красной Ар мии и флота, действующие на Пет- самском Направлении. Разделив- ШйШш Вот вам Клюка — стара, седа. Но это, право, не всегда. Вмиг можно перевоплотиться И в молодицу превратиться. ♦ С. М. СКВОРЦОВУ Заслуженный артист РСФСР С . М. Скворцов в роли капитана («Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега). — А ваше мненье об игре Скворцова? — Скворцов всегда играет образцово. ♦ : Н. И. ШИНКАРЕВУ Артист Н. И. Шинкарев в роли Эрнандо («Хитроумная влюблен ная» Лопе де Вега). . О Сергее Григорьевиче Аханове можно рассказывать много. Один из основоположников нашего флотского театра, он 27 лет провел на сцене. В 1938 году пришел он в театр Север ного флота, в этом коллективе нахо дился всю Великую Отечественную войну, средствами искусства вдохнов ляя воинов на борьбу с врагом. Еще в довоенные годы вместе с другим ве тераном нашего теаща — артистом Р. М. Киссельманом Сергеи Григорье вич_ создал интересный и оригиналь ный номер «Веселые коки». То бы ли куплеты, которые постоянно об новлялись. Такая сатира тоже помо гала громить врага. А сколько ролей самого разного плана было сыграно в спектаклях в эти грозовые годы! Как правило, по становки североморского театра были актуальны и злободневны. «Рус ские люди» Константина Симонова впервые увидели свет рампы в театре Северного флота. Автор, который был в ту пору в Заполярье, читал флот ским артистам свою пьесу, ставшую затем знаменитой, уточнял детали, шлифовал материал и дал «добро» спектаклю. Среди других пьес — «Олеко Дундич», «Офицер флота», «Фронт», «Оптимистическая траге дия», «Так и будет»... Аханов играл ведущие роли в этих постановках. Сейчас на счету заслуженного ар тиста РСФСРС. Г. Аханова более 80 ролей. Тут русская и зарубежная классика, произведения советских драматургов, трагедии и водевили, драмы и комедии... Купцы, рабочие, солдаты, боцманы, генералы, адмира лы, офицеры, шахтеры, колхозники... Подлинно народные интонации, ду шевность, гордость за человека мож но видеть в каждой работе Аханова. Он всегда старается как можно глуб же проникнуть в существо характера своего героя, сыграть на сцене как можно естественнее. Широк творческий диапазон акте ра. Но больше всего лежит душа у Сергея Григорьевича к флотским ро лям. Людей советского Флота Аханов играет с огромным под’емом, ибо зна ет их жизнь не понаслышке. Актер- коммунист, вступивший в партию в суровые военные годы. считает свою работу в театре службой на Северном флоте. Особый этап в творчестве Сергея Григорьевича — воссоздание на сцене образа великого вождя и учителя тру дового народа Владимира Ильича Ле нина. Эта ответственная и сложней шая работа началась еще 15 л@г на зад, когда ставилась пьеса Вс. Виш невского «Незабываемый 1919-й». Поначалу, может быть, слишком мно го внимания уделялось чисто внеш ней стороне — гриму, жестам, дви жениям, разговору. А самое главное — ленинская мысль, его душевность, человечность — порою оставалось на Ш-'-' *• . - -* '"> ' в роли В. И. Ленина. втором плане. В напряженном труде рождался успех. Уже в следующем спектакле — в «Кремлевских куран тах» Н. Погодина — Сергей Григорье вич сумел показать все тонкие оттен ки характера Ильича. Ленин — чело век, Ленин— вождь, Ленин — бли стательный психолог во всем вели чии, благородстве и гуманизме вста вал в образе, созданном Ахановым. И не случайно после этого спектакля Сергея Григорьевича на несколько се зонов пригласили на роль Ильича в НЕВИДИМЫЕ ТВОРЦЫ СПЕКТАКЛЯ Пред вами Шинкарев—Эрнандо. А коль на сцене Шинкарев, Смеется зритель — будь здоров! — Без дополнительной команды. Г. С. ГРАДОВУ Заслуженный артист РСФСР Г. С. Градов в роли Петра Громо ва («Угрюм-река» В. Шишкова).г0^ і>ьіл градов адмиралом, ‘ капитаном,;; Был герцогом и даже королем. Но самым симпатичным, как ни странно, Он стал сибирским ухарем- - купцом. Начался спектакль. Открылся за навес. Перед зрителем предстали лю ди другой, далекой эпохи. Яркие, не привычные костюмы, высокие причес ки, причудливые декорации — чу жой, особенный мир, едва знакомый нам по книгам, картинам и кинофиль мам. И все это — и декорации, и костю мы, и другие детали, передающие ат мосферу, обстановку спектакля, соз дают люди, чьи фамилии не указаны на афишах и в театральных програм мах, которых не видит и не знает зри тель. И восхищаясь порой спектаклем, мыи не догадываемся, сколько труда, творческой фантазии вложили в него эти люди, прежде чем открылся зана вес. О некоторых из них, невидимых творцах спектакля, мне и хочется рас сказать сегодня. По представленным художником эскизам изготовляются декорации костюмы, парики и грим для артис тов, оружие и предметы домашнего обихода то, что потребуется на сцене по ходу спектакля. На декора циях мывидим лепку, в глубине сце ны — скульптуры. Они созданы ру ками заведующего бутафорским цехом Н. А. Студеникина, работающего в театре уже 30 лет, в том числе в те атре Северного флота — 14 лет. Николай Астафьевич умеет лепить и рисовать, знает столярное, слесар ное, ювелирное и много других ре месел. Ему известны свойства раз личных материалов, он умеет делать вещи из папье-маше и картона, бу маги и соломы, веревок и жести, де рева и пластмассы. Но одного умения здесь мало, нужно еще обладать вку сом художника, знать архитектурные стили, видеть предмет в определен ном ракурсе, требуемом для данного спектакля. Хрустальная ваза — из жести, прекрасная статуэтка — из мешковины и папье-маше. Н. А. Сту- деникин делает их поистине талант ливо, с большим вкусом и чувством меры. ...Действие происходит к давнюю пору. Артист надевает костюм вре мен короля Лира. Значит, заведую щей костюмерным цехом Юне Гри горьевне Хребтовой нужно не только подобрать необходимые ткани, но и знать раскрои и способ пошива костю ма, надо уметь сшить его так, чтобы он пе мешал артисту двигаться по сцене легко и непринужденно, чтобы он соответствовал не только эпохе и среде, но и помогал актеру выразить характер создаваемого им образа. Подготовить костюмы к тому или ино му спектаклю, вычистить их, отгла дить, привести в должный порядок, бережно хранить — эта обязанность также лежит на заведующей костю мерным цехом. Прическа, парик. усы, борода дела ются в гримерном цехе, которым вот уже 9 лет руководит Маргарита Сер геевна Елисеева. Каждая деталь гри ма с учетом характера образа, роли, а также внешности актера — ее ис полнителя (строения его лица и голо вы) создается гримерами — помощ никами Маргариты Сергеевны — под ее непосредственным руководством и наблюдением. Есть такие спектакли, в которых декорации меняются не только меж ду актами, в антрактах, но и во время так :называемых «чистых перемен», т. е. между картинами. На эти «пере мены» отпускается 2—3 минуты. Это короткое время принадлежит работни кам машинно-декорационного цеха. Они должны успеть снять одни деко рации и поставить другие. Каждый спектакль приписан к определенной бригаде рабочих этого цеха, руково дит которой бригадир. Один из ста рейших и опытнейших бригадиров — Дмитрий Нилович Сумароков, прора ботавший в театре Северного флота 15 лет. Немало обязанностей и у другого старейшего работника нашего театра главного администратора С. М. Хауне- на. Необходимо арендовать помещение для спектаклей, наладить рекламу, позаботиться об удобствах переезда артистов и их размещении, организо вать встречу и прием зрителей, соста вить календарный план показа спек таклей, наконец, снабдить цеха нуж ными материалами для подготовки но вого спектакля... Я коротко рассказал о нескольких людях, которых любят и уважают в нашем театре. Без их незаметной для зрителя, но такой важной работы не может открыться занавес, не могут выйти на сцену артисты. Заслуженный артист РСФСР Г. ГРАДОВ. НА СНИМКЕ (слева направо): Н. А. Студеннкнн, М. С. Елисеева, Ю. Г. Хребтова, С. М. Хаунен, Д. Н. Сумароков. О Фото Н. Шинкарева. Ленинградский Большой драматиче ский театр им. М. Горького. Прошло время, и вот Аханов вновь в Заполярье. И снова актер возвра щается к ленинской теме. Это— пье са А. Штейна «Между ливнями». Почти по полчаса в двух труднейших картинах, оставаясь наедине со зри телем (один на всей сцене!), Сергей Григорьевич смог держать людей в постоянном напряжении, умело и тон ко передать ход и логику ленинской мысли, рождение его гениальных за мыслов и планов. Скажите, кому не интересно встре титься с человеком, сыгравшим вели кого вождя? И ежедневно в театре раздаются телефонные звонки. Ахано ва приглашают к себе моряки кораб лей, воины отдаленных гарнизонов, школьники, студенты, рабочие... Мо лодежь хочет видеть «живого» Лени на. И она видит его — на творческих встречах, на вечерах. Вовремя недав ней гастрольной поездки флотского театра по Заполярью старые друзья С. Г. Аханов и Р. М. Киссельман 60 раз выступили с лекцией «Образ Ле нина в советской драматургии», иллю стрируя лекцию отрывками из пьес. Сегодня, в день тридцатилетия драматического театра Краснознамен ного Северного Флота, североморцы от души желают актеру-ветеранѵ доброго здоровья и счастья в жизни. М. ВЛАДОВ. шись на две бригады, театр гру зится на транспорты, готовящиеся к походу в Баренцево море. В одном порту к представителю театра обратились красноармейцы с просьбой дать концерт. На тран спорте выступать было негде; все палубы и каюты забиты. Остава лось одно — использовать трюм, котором находилось прессованнос сено и помещались лошади. — Ну, что же, в трюме — так в трюме! Быстро была сооружена сцена: на прессованное сено сверху нало жены листы фанеры, и концерт на чался! Зрители устроились с ком фортом... верхом і на лошадях, по два-трн человека на каждой». (Из воспоминаний В. Мехнецова) «...Сегодня мы впервые ступили на финский берег. Ночь. Куда ни кинешь взгляд, везде снег и обго релые хребты Домов, озаренные бликами костров, у которых греют ся наши бойцы. На специальном автобусе мы двинулись в одну из частей. Нако нец, добрались до своего «театра» — деревянного шалаша, приле пившегося под самой горой. Не ве рилось, что в этом убежище при дется выступать. Однако раздумы вать не приходилось, через десять минут концерт начался. Потолок мешал актерам выпрямиться, лам па «летучая мышь» коптила, ли ца зрителей смутно вырисовыва лись из мрака, и лишь оглушитель ные аплодисменты после каждого номера напоминали, что перед на ми множество смотрящих на нас друзей ѵ. (Из дневника актера Добро вольского). ГОД 1941... «Первый же концерт для артис тов стал первым боевым крещени ем. В воздухе появлялись самоле ты противника. Впервые в своей театральной практике артисты име ли возможность наблюдать превра щение зрителей в бойцов. Застуча ли пулеметы, заухали зенитки. Артисты восхищенно следили за действиями бойцов. Но вот сигнал отбоя. Роли снова переменились. Артисты опять на «Сцене», а зри тели-бойцы в «зрительном зале». — Ну, вот, товарищи, — шутит конферансье, — у вас кончилась боевая готовность, а у нас она на ступила». (Газета «За Родину»), «...Наше пребывание на фронте близилось к концу. Но предстояло еще самое главное — побывать в боевом охранении. Дорога туда шла через лощину, которую про звали «Долиной смерти». Пробира лись ползком. В землянках передовой линии развернуться негде. О концерте не может быть и речи. Мы читали от рывки из книг, пели пеісни под ба ян. рассказывали анекдоты. Всю ночь с нашей заставы раздавался громкий смех. В заключение бой цы попросили нас притихнуть. И мы услышали немецкий аккордеон. Он играл всего в 80— 100 метрах от землянки. Перед зарей мы сно ва ползком возвратились в распо ложение оснозных частей. За 10 дней наша бригада дала 44 концерта, побывав почти во всех подразделениях морских пе хотинцев». (Из воспоминаний артистов День- типа и Волохова). ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ «От имени краснофлотцев, ко мандиров, политработников и их семей благодарим коллектив крас нофлотского театра Северного фло та за работу по организации отды ха личного состава в боевой обста новке. Артисты краснофлотского теат ра обслужили за два дня весь лич ный состав, поставив 3 концерта а дивизионе и 2 концерта в Стронь тельстве-97. Концертами остались все довольны. Отмечаю исключи тельное желание артистов помочь части в боевой обстановке, так как, не теряя напрасно времени, они помогли нам и в хозяйственной ра боте. сами, добровольно. Это пока зывает. что наши артисты красно флотского театра, если понадобит ся, вместе с нами пойдут на защи ту Советской Родины с винтовкой в руках и так же умело выполнят долг гражданина СССР. Военком 2-го Отд. Артиллерий ского дивизиона старший политрук Зюзин. 7 декабря 1939 года». «Личный состав корабля ТЩ-37 благодарит артистов театра Север ного флота за отличное выступле ние. которое еще больше подняло боевой дух и патриотизм моряков. 30 августа 1941 года». «Большое спасибо коллективу театра за посещение лечащихся бойцов. Концерт... действует, как лекарство, освежающе; До скорой Встречи. Герой Советского Союза Губа нов. 25 августа 1941 года». «Личный состав Н-ской батареи благодарит всех.участников за за мечательный Концерт. Ваши выс тупления воодушевляют красно флотцев и офицеров на новые ге роические подвиги. Личный состав просит передать Военному Совету флота, что он готов в любую мину ту выполнить приказание командо вания. ~ Полуостров Рыбачий, 29 октяб ря 1944 года». «Почему так дорог и близок нам североморский театр? Почему в зрительном зале, когда идет спек такль нашего театра, устанавли вается исключительный контакт между актерами и зрителями? Я думаю, потому, что театр — это детище Северного флота. Тесная связь с флотом — неотъемлемая черта всей его деятельности... Герой Советского Союза контр- адмирал И. Колышкшь?й Март 1946 года». А РУЖЕСШЕ ШАРЖИ А. Ф. НАИЧУКУ Заслуженный артист РСФСР А. Ф. Найчук в роли Прохора Гро мова («Угрюм-река» В. Шишкова). Что громче: гром, ТУ-104, ^ ^ Иль, может, горная река? Нет, громче всех в подлунном мире Бас Алексея Найчука. Р. М. КИССЕЛЬМАНУ Артист Р. М. Киссельман в роли Кѵка («Угрюм-рекя* В. Шишкова). М О Я С Е М Ь Я Я молодой артист. Работаю вофлот ском театре всего два сезона. И сразу я встретил дружную, тесно спаянную семью артистов, во главе которой вот уже много лет стоит главный ре жиссер Исай Борисович Шойхет. Как сложилась моя творческая судьба? Могу сказать: хорошо. За не- 1 полные два года мне посчастливилось сыграть ряд больших и малых ролей. Среди них Сергей в «Аргонавтах», Брынза в «Душе солдата», Иван («Между ливнями»), Василий («В день свадьбы»), Красавин («Чайки над морем*). Если честно говорить, самой прият ной для меня работой была роль Ива на в спектакле по пьесе А. Штейна «Между ливнями». Тогда я вплотную столкнулся с режиссерским талантом Исая Борисовича Шойхета, с искус ством актеров старшего поколения — народного артиста РСФСР С. М. Прос тякова, заслуженных артистов РСФСР Г. С. Градова и С. Г. Аханова. Мне, молодому актеру, приятно и ра достно работать в коллективе, где есть такие артисты. Меня, бывшего воина, особенно привлекает военно-патриотическая тема. Мне понятны думы и чаяния матросов Северного флота. Это помог ло мне в:работе над образом Красави на в спектакле по пьесе Е. Бондаре вой «Чайки над морем». Я горжусь тем, что мне доверили такую роль. Создать на сцене образ советского мо ряка — разве это не счастье для ар тиста? Сейчас я закончил работу над ролью Марата в пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». Этот образ по корил меня своей чистотой. Поболь ше бытаких ролей! В. РАЧИЛО, артист театра. .< Рафаил Михайлович Киссельман В театральном деле - ^ ветеран. В группе ветеранов-северян Тоже самый первый — Киссельман. Ну и что ж. Предел ему не дан. Лет до ста играйте. Киссельман! В. О. ХОМИЧУ Артист В. О. Хомич в роли Иб- рагима-оглы («Угрюм-река» В. Ши шкова). Не любит Хомич сглаживать углы — И вышел острый Ибрагим оглы. Рисунки художника театра А. Мещаниновой^ Стихи подполковника медицин ской службы Л. Соколовского. Т Т Ѵ Ѵ Ѵ Ѵ Ѵ Ѵ Т Ѵ Ѵ Т Т Т У Т Т Ѵ «На страже Заполярья» 3 стр. 16 мая 1965 года.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz