История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

П О Т У С Т О Р О Н У Р А М П Ы р ОЛНЦЕмед- л Ѵ ленно кати- Ш Ш М л і ЛОСЬ К горизонту. Измуче н и ы м и. васпал в н н ы м и глазами Садиков сладил за ним. / г » . , if ицшшшш Сколько часов 7 11 иЦ/Лл прошло уже с тех Лор- как они гго- I шли в этот плот- " ный ’ •зенитный о г о н ь ? Ему, штурмаіну, приш­ лось самому са­ жать израненную, подбитую маши­ ну. И вог уже несколько часов ле­ жит он здесь, на узкой полоске ничейной земли, под перекрестным опнем своих и чужих. Лежит среди 5олота, на маленькой твердой пло­ щадке. чудом попавшей под коле­ са самолета. Раненный, под паля­ щим солнцем, среди болотных ис­ парений. без единого глотка воды. Наедине с мертвым, изуродован­ ным летчиком. Еще вчера он, ве- елый, беззаботный, хлопал его, Сергея, по плечу и требовал про­ честь что-нибудь «для души*. Все т а л и , что в короткие свободные минуты штурман любит читать сти­ хи, и нередко просили его об этом. И он читал их в душной полутьме землянки, вглядываясь в лица то­ варищей, странно измененные ко­ леблющимся светом керосиновой лампы. И знал, что не может чи­ тать плохо вот этим людям, кото­ рые уйдут завтра в бой, как уходи­ ли вчера и сегодня. Как знать, Зьггь может, именно в эти минуты и родилась в нем мечта о залитой огнями сцене, о сотнях, глаз, уст­ ремленных на него из глубины зрительного зала. ...А темнота подступала медлен­ но, слишком Медленно. Спаситель­ ная темнота, когда можно будет попробовать пробраться к своим, если, конечно, хватит сил. А силы уходили, таяли с каждой минутой. Он был почти без сознания, когда рядом раздалось тихое хлюпанье воды в болоте и кто-то невидимый негромко и осторожно окликнул его. Это были свси, разведчики. С РЕДИ фотографий, которых у Сергея Сергеевича много, как у всякого артиста, есть две старых, немного пожелтевших от времени. Они очень просты безыскусны, эти фотогра­ фии. Юноша с погонами младшего лейтенанта, с густой шевелюрой волос, с мягкой, немного застенчи­ вой улыбкой. Таким он был в те военные годы, в Оренбургском лет­ ном училище. И потом на франте, куда он рвался, как сотки его сверстников, и куда его не пуска­ ли, потому что в тылу тоже нуж­ ны были люди. Он все же сумел добиться сво- іего — в составе одной из эскадри­ лий улетел на прифронтовой аэрод­ ром. А потом было всякое — по­ леты, полеты, разрывы своих бомб вдоль линии немецких окопов, дежурства в кабігнах самолетов и снова полеты. И вынужденные по­ садки... Война. О Н СТОЯЛ перед строгим, ста­ рым зданием училища им. Щепкина. Худощавый, в выцвет­ шей гимнастерке с еще свежими следами погон на плечах. Стоял и не решался войти. Поминутно хло­ пали двери. Мимо него проходили пробегали юноши и девушки. В училище начались приемные экза- ѵіены. В большом светлом зале звучали стихи, гулко отдаваясь в пустых углах. И строгие экзамена- горы, среди которых было немало ізвестных артистов, наклоняясь вперед, что-то вписывали в свэи блокноты. Что мог он принести сюда, в это здание, он, юноша, со школьной :камьи ушедший на фронт? Может 5ыть. единственное свое богатство 7 “ стихи, читанные в перерывах иеждѵ боями, в душной полутьме землянки, в короткие минуты от­ дыха под крылом самолета? На- зерное, было что-то особенное в гго голосе, если угадали талант в лобком неумелом юноше эти лю- зи, всю жизнь отдавшие театру. Іосле многих тревог и волнений Сергей Садиков был принят на тервый курс театрального учили- ца им. М. С Щепкина. Учиться было нелегко. Этюды, постановка голоса, искусство гри­ ма, умение двигаться и говорить на сцене, носить костюмы разных эпох и народов — от греческой туники и фрака до крестьянской рубахи и сапог, владеть шпагой и рапирой, •тростью и цилиндром — многое из того, о чем должен знать и что должен уметь актер, было ему совершенно незнакомо. Он знал даже меньше, чем его сверст­ ники. Ведь его юность, юность сол­ дата, фронтовика, прошла вдали от театров и концертных залов. Но был талант, была бальшая .требо­ вательность к себе, было огромное чувство ответственности перед те­ ми, кто будет смотреть на него из зрительного зала. Он особенно по­ нял, почувствовал эту ответствен­ ность в тот памятный день, когда Артнет драматического театра Северного флота С. С. САДИКОВ. впервые, еще не актером, нет. а только статистом вышел на сцену московского Малого театра. Пока­ залось вдруг, что вог здесь, в пер­ вых рядах партера, сидят Они, его старые боевые товарищи. И это перед ними он держит сегодня от­ вет. За себя. За тех, кто рядом с ним. И за тех, кто не дожил. И за искусство. Наверное, эта взыскательность, это чистое, не терпящее лжи и фальши, почти благоговейное отно­ шение к театру, к сцене, к искус­ ству помогли ему получить на третьем курсе стипендию великого Садовского. Это был первый, еще небольшой, но уже успех. Это бы­ ло первое признание. Успех был у Садикова и потом, в первые годы самостоятельной работы на сцене флотского театра на Дальнем Востоке. Ему повезло. Главный режиссер театра А. М. Наль был требовательным, внима­ тельным человеком, взыскатель­ ным художникам. Садиков сыграл в то время немало интересных и сложных ролей. Но часто, стоя в полумраке кулис и вслушиваясь в аплодисменты, звучащие в зале, он испытывал горькое чувство неудов­ летворенности и острого недоволь­ ства собой. Казалось, что усколь­ зает что-то самое важное и глав­ ное, что он не может, не умеет пе­ редать зрителю затаенный, глу­ бинный смысл образа, роли. Тот смысл, который по-настоящему взволнует людей, сидящих в зале, заставит их вновь пережить, пере­ чувствовать. пересмотреть свою жизнь. Он и сейчас такой. Сергей Сер­ геевич Садиков, хотя с тех первых, неуверенных шагов на сцене про­ шло семнадцать лет. Семнадцать лет напряженного творческого тру­ да. неустанных поисков. И каждый раз он выходит на сцену словно впервые, словно в первых рядах партера сидят его товарищи в про­ битых пулями комбинезонах, с планшетками, потертыми на краях, те. кому снова уходить завтра в бой. Г ТИХИМ шуршанием ползет V занавес, открывая сцену. Яр­ кий свет ламп, звон бокалов, цыган­ ские напевы Миши Рекало — ко­ роткое. чуть щемящее веселье лю­ дей в перерывах между боями. И шумный, торжественный тост Бо­ ровского «За славу...», за то, что­ бы уметь поймать ее за крылья, как редкую, чудесную жар-птицу. И в ту минуту, когда умолкают товарищи, быть может, покоренные на мгновение этим обаянием силы, таланта, удачи, раздается не­ громкий, очень обыкновенный, но очень убежденный голос: «Чепу­ ха». И, слушая его. невольно сра­ зу веришь, что ему, капитан-лей- тенанту Максимову, действительно, все равно, кто именно добудет побе­ ду. Важно чтобы она была. В этом — весь Максимов. Таким и рисует его Садиков в спектакле по пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море». Умным сдержанным до за­ стенчивости. слегка ироничным, но внутренне очень убежденным. Че­ ловеком, все чувства и помыслы которого подчинены одному — по­ беде над немецко-фашистскими за­ хватчиками, причинившими ■ его стране, его народу столько бед, ли­ шений и горя. ...Качается рубка катера, у при­ чала, звенит печальная мелодия где-то . за сценой, выплывает из темноты узкая госпитальная кой­ ка. Идет картина за картиной, ме­ няются декорации. Но иногда вдруг действие - прерывается, за­ молкают актеры, остановленные негромким, но властным Голосом. Из темноты зрительного зала под­ ходит к сцене режиссер Исай Бо­ рисович Шойхет. Значит, что-то не так. что-то снова не удалось. Зна­ чит. не найдена еще та «изюмин­ ка», которая делает образ живым и доставерным. близким и понят­ ным зрителю. И они ищут ее, эту «изюминку*, актеры и режиссер, пробуя вновь м , вновь, тщательно выверяя каждую реплику, каждую интонацию. И так — изо дня в день, от репетиции к репетиции, от пьесы к пьесе. Сергей Сергеевич говорит, что к главному режиссеру теал*ра у него особое отношение. Он глубоко до­ веряет Исаю Борисовичу'как тре­ бовательному и умному художнику, благодарит его за то, что он помог ему, артисту Саднкову, раскрыть на сцене свою творческую индиви­ дуальность. Д КТЕРЫ бывают разные. ■г * Иные, добившись однажды ус­ пеха, проверив на зрителе свое ак­ терское обаяние, уже не могут отойти от удачно найденного обра­ за. И переносят его из роли в роль, из спектакля в спектакль. Но есть другие. Сохраняя что-то свое, главное, глубоко личное, свое на­ правление в искусстве, свое пони­ мание его, свою гражданскую уст­ ремленность, они в каждой роли бывают новыми, ищут что-то дру­ гое, свежее, не похожее на их прежние находки. Встречи с таки­ ми актерами Особенно интересны. Вот суетливо вбегает на сцену Гога Шнеерсон («Дорогами жиз­ ни»). Милый, немного рассеянный чудак, он трогает нас своим мяг­ ким, тонким лиризмом, юмором, но за этой его неловкостью, чисто внешней, мы угадываем человека большой и мужественной судьбы. Вот гангстер из «Золотого мальчи­ ка». Небрежно элегантный вид. се­ доватые виски — и *наглость, поражающая жестокость, пустой, холодный взгляд. Вот следователь из «Угрюм-реки». Острая, почти гротескная фигура. Ведерников из пьесы «Годы странствий», совет­ ский разведчик Игнатьев и еще многие, многие Другие.,. Садиков-артист — современен. Он всегда сдержан, лаконичен, ин­ теллигентен. Каждая его новая ра­ бота отличается богатой интеллек­ туальной окраской, в каждой его роли видна глубокая и сосредото­ ченная работа мысли. Он много работает, размышляет над ролью. И никогда не надеется только на свою интуицию и актерский темпе­ рамент, хотя, разумеется, считает их необходимыми для артиста. Он выходит на сцену убежденный, что перед ним умный зритель, с кото­ рым можно вести прямой и откро­ венный разговор, которому не на­ до «разжевывать» все до конца, который сам обладает и чувством юмора, и умением понять и оце­ нить замысел актера и драматур­ га. Р АННИМ утром, когда туск- 1 лый северный рассвет несме­ ло заглядывает в окна домов, в квартире Садиковых звенит бу­ дильник. Что-то ворча, поднимает­ ся Аленка, хлопочет Маргарита Сергеевна (ей тоже скоро на рабо­ ту, и ее жизнь вот уже много лет тоже тесно связана с театрам). А сквозь неплотно прикрытую дверь комнаты уже доносится четкий, размеренный голос. И маленькая Аленка, минутку постояв, тихонь­ ко отходит: отец занимается, ме­ шать нельзя. Он занимается гак всегда, каждое утро: тренинги, не­ пременные тренинги для голоса, для дыхания. Актер далжен безу­ пречно владеть своим голосовым аппаратом, ведь это «главное ору­ дие его производства», его музы­ кальный инструмент. А потом гремят в передней лы­ жи: Сергей Сергеевич уходит на прогулку. И эго тоже для театра. Потому что дает необходимую за­ рядку, бодрость, закаляет здо­ ровье, не позволяет распускаться, слабеть, уставать в гастральных поездках, которых у него, как и у всех актеров; флотского театра, очень много. А точно в 11’ — репетиция в театре И общественная работа, которой он тоже отдает много сил и времени. И, наконец, спектакль — то главное, ради чего и сущест­ вует все это: и тренировки, и репе­ тиции. и работа над ралью дома. Задолго до своего выхода на сцену, уже загримированный и со­ вершенно готовый, он стоит где- Нибудь за кулисами, молчаливый и незаметный, вслушиваясь в репли­ ки партнеров, чтобы сразу схватить нужный тон, включиться в общую мелодию спектакля. Он всегда в форме, всегда соб­ ран. подтянут, аккуратен. И в этом — гоже его большая любовь, его огромное уважение к искусству. Н. КУЗНЕЦОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz