История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
П О Т У С Т О Р О Н У Р А М П Ы р ОЛНЦЕмед- л Ѵ ленно кати- Ш Ш М л і ЛОСЬ К горизонту. Измуче н и ы м и. васпал в н н ы м и глазами Садиков сладил за ним. / г » . , if ицшшшш Сколько часов 7 11 иЦ/Лл прошло уже с тех Лор- как они гго- I шли в этот плот- " ный ’ •зенитный о г о н ь ? Ему, штурмаіну, приш лось самому са жать израненную, подбитую маши ну. И вог уже несколько часов ле жит он здесь, на узкой полоске ничейной земли, под перекрестным опнем своих и чужих. Лежит среди 5олота, на маленькой твердой пло щадке. чудом попавшей под коле са самолета. Раненный, под паля щим солнцем, среди болотных ис парений. без единого глотка воды. Наедине с мертвым, изуродован ным летчиком. Еще вчера он, ве- елый, беззаботный, хлопал его, Сергея, по плечу и требовал про честь что-нибудь «для души*. Все т а л и , что в короткие свободные минуты штурман любит читать сти хи, и нередко просили его об этом. И он читал их в душной полутьме землянки, вглядываясь в лица то варищей, странно измененные ко леблющимся светом керосиновой лампы. И знал, что не может чи тать плохо вот этим людям, кото рые уйдут завтра в бой, как уходи ли вчера и сегодня. Как знать, Зьггь может, именно в эти минуты и родилась в нем мечта о залитой огнями сцене, о сотнях, глаз, уст ремленных на него из глубины зрительного зала. ...А темнота подступала медлен но, слишком Медленно. Спаситель ная темнота, когда можно будет попробовать пробраться к своим, если, конечно, хватит сил. А силы уходили, таяли с каждой минутой. Он был почти без сознания, когда рядом раздалось тихое хлюпанье воды в болоте и кто-то невидимый негромко и осторожно окликнул его. Это были свси, разведчики. С РЕДИ фотографий, которых у Сергея Сергеевича много, как у всякого артиста, есть две старых, немного пожелтевших от времени. Они очень просты безыскусны, эти фотогра фии. Юноша с погонами младшего лейтенанта, с густой шевелюрой волос, с мягкой, немного застенчи вой улыбкой. Таким он был в те военные годы, в Оренбургском лет ном училище. И потом на франте, куда он рвался, как сотки его сверстников, и куда его не пуска ли, потому что в тылу тоже нуж ны были люди. Он все же сумел добиться сво- іего — в составе одной из эскадри лий улетел на прифронтовой аэрод ром. А потом было всякое — по леты, полеты, разрывы своих бомб вдоль линии немецких окопов, дежурства в кабігнах самолетов и снова полеты. И вынужденные по садки... Война. О Н СТОЯЛ перед строгим, ста рым зданием училища им. Щепкина. Худощавый, в выцвет шей гимнастерке с еще свежими следами погон на плечах. Стоял и не решался войти. Поминутно хло пали двери. Мимо него проходили пробегали юноши и девушки. В училище начались приемные экза- ѵіены. В большом светлом зале звучали стихи, гулко отдаваясь в пустых углах. И строгие экзамена- горы, среди которых было немало ізвестных артистов, наклоняясь вперед, что-то вписывали в свэи блокноты. Что мог он принести сюда, в это здание, он, юноша, со школьной :камьи ушедший на фронт? Может 5ыть. единственное свое богатство 7 “ стихи, читанные в перерывах иеждѵ боями, в душной полутьме землянки, в короткие минуты от дыха под крылом самолета? На- зерное, было что-то особенное в гго голосе, если угадали талант в лобком неумелом юноше эти лю- зи, всю жизнь отдавшие театру. Іосле многих тревог и волнений Сергей Садиков был принят на тервый курс театрального учили- ца им. М. С Щепкина. Учиться было нелегко. Этюды, постановка голоса, искусство гри ма, умение двигаться и говорить на сцене, носить костюмы разных эпох и народов — от греческой туники и фрака до крестьянской рубахи и сапог, владеть шпагой и рапирой, •тростью и цилиндром — многое из того, о чем должен знать и что должен уметь актер, было ему совершенно незнакомо. Он знал даже меньше, чем его сверст ники. Ведь его юность, юность сол дата, фронтовика, прошла вдали от театров и концертных залов. Но был талант, была бальшая .требо вательность к себе, было огромное чувство ответственности перед те ми, кто будет смотреть на него из зрительного зала. Он особенно по нял, почувствовал эту ответствен ность в тот памятный день, когда Артнет драматического театра Северного флота С. С. САДИКОВ. впервые, еще не актером, нет. а только статистом вышел на сцену московского Малого театра. Пока залось вдруг, что вог здесь, в пер вых рядах партера, сидят Они, его старые боевые товарищи. И это перед ними он держит сегодня от вет. За себя. За тех, кто рядом с ним. И за тех, кто не дожил. И за искусство. Наверное, эта взыскательность, это чистое, не терпящее лжи и фальши, почти благоговейное отно шение к театру, к сцене, к искус ству помогли ему получить на третьем курсе стипендию великого Садовского. Это был первый, еще небольшой, но уже успех. Это бы ло первое признание. Успех был у Садикова и потом, в первые годы самостоятельной работы на сцене флотского театра на Дальнем Востоке. Ему повезло. Главный режиссер театра А. М. Наль был требовательным, внима тельным человеком, взыскатель ным художникам. Садиков сыграл в то время немало интересных и сложных ролей. Но часто, стоя в полумраке кулис и вслушиваясь в аплодисменты, звучащие в зале, он испытывал горькое чувство неудов летворенности и острого недоволь ства собой. Казалось, что усколь зает что-то самое важное и глав ное, что он не может, не умеет пе редать зрителю затаенный, глу бинный смысл образа, роли. Тот смысл, который по-настоящему взволнует людей, сидящих в зале, заставит их вновь пережить, пере чувствовать. пересмотреть свою жизнь. Он и сейчас такой. Сергей Сер геевич Садиков, хотя с тех первых, неуверенных шагов на сцене про шло семнадцать лет. Семнадцать лет напряженного творческого тру да. неустанных поисков. И каждый раз он выходит на сцену словно впервые, словно в первых рядах партера сидят его товарищи в про битых пулями комбинезонах, с планшетками, потертыми на краях, те. кому снова уходить завтра в бой. Г ТИХИМ шуршанием ползет V занавес, открывая сцену. Яр кий свет ламп, звон бокалов, цыган ские напевы Миши Рекало — ко роткое. чуть щемящее веселье лю дей в перерывах между боями. И шумный, торжественный тост Бо ровского «За славу...», за то, что бы уметь поймать ее за крылья, как редкую, чудесную жар-птицу. И в ту минуту, когда умолкают товарищи, быть может, покоренные на мгновение этим обаянием силы, таланта, удачи, раздается не громкий, очень обыкновенный, но очень убежденный голос: «Чепу ха». И, слушая его. невольно сра зу веришь, что ему, капитан-лей- тенанту Максимову, действительно, все равно, кто именно добудет побе ду. Важно чтобы она была. В этом — весь Максимов. Таким и рисует его Садиков в спектакле по пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море». Умным сдержанным до за стенчивости. слегка ироничным, но внутренне очень убежденным. Че ловеком, все чувства и помыслы которого подчинены одному — по беде над немецко-фашистскими за хватчиками, причинившими ■ его стране, его народу столько бед, ли шений и горя. ...Качается рубка катера, у при чала, звенит печальная мелодия где-то . за сценой, выплывает из темноты узкая госпитальная кой ка. Идет картина за картиной, ме няются декорации. Но иногда вдруг действие - прерывается, за молкают актеры, остановленные негромким, но властным Голосом. Из темноты зрительного зала под ходит к сцене режиссер Исай Бо рисович Шойхет. Значит, что-то не так. что-то снова не удалось. Зна чит. не найдена еще та «изюмин ка», которая делает образ живым и доставерным. близким и понят ным зрителю. И они ищут ее, эту «изюминку*, актеры и режиссер, пробуя вновь м , вновь, тщательно выверяя каждую реплику, каждую интонацию. И так — изо дня в день, от репетиции к репетиции, от пьесы к пьесе. Сергей Сергеевич говорит, что к главному режиссеру теал*ра у него особое отношение. Он глубоко до веряет Исаю Борисовичу'как тре бовательному и умному художнику, благодарит его за то, что он помог ему, артисту Саднкову, раскрыть на сцене свою творческую индиви дуальность. Д КТЕРЫ бывают разные. ■г * Иные, добившись однажды ус пеха, проверив на зрителе свое ак терское обаяние, уже не могут отойти от удачно найденного обра за. И переносят его из роли в роль, из спектакля в спектакль. Но есть другие. Сохраняя что-то свое, главное, глубоко личное, свое на правление в искусстве, свое пони мание его, свою гражданскую уст ремленность, они в каждой роли бывают новыми, ищут что-то дру гое, свежее, не похожее на их прежние находки. Встречи с таки ми актерами Особенно интересны. Вот суетливо вбегает на сцену Гога Шнеерсон («Дорогами жиз ни»). Милый, немного рассеянный чудак, он трогает нас своим мяг ким, тонким лиризмом, юмором, но за этой его неловкостью, чисто внешней, мы угадываем человека большой и мужественной судьбы. Вот гангстер из «Золотого мальчи ка». Небрежно элегантный вид. се доватые виски — и *наглость, поражающая жестокость, пустой, холодный взгляд. Вот следователь из «Угрюм-реки». Острая, почти гротескная фигура. Ведерников из пьесы «Годы странствий», совет ский разведчик Игнатьев и еще многие, многие Другие.,. Садиков-артист — современен. Он всегда сдержан, лаконичен, ин теллигентен. Каждая его новая ра бота отличается богатой интеллек туальной окраской, в каждой его роли видна глубокая и сосредото ченная работа мысли. Он много работает, размышляет над ролью. И никогда не надеется только на свою интуицию и актерский темпе рамент, хотя, разумеется, считает их необходимыми для артиста. Он выходит на сцену убежденный, что перед ним умный зритель, с кото рым можно вести прямой и откро венный разговор, которому не на до «разжевывать» все до конца, который сам обладает и чувством юмора, и умением понять и оце нить замысел актера и драматур га. Р АННИМ утром, когда туск- 1 лый северный рассвет несме ло заглядывает в окна домов, в квартире Садиковых звенит бу дильник. Что-то ворча, поднимает ся Аленка, хлопочет Маргарита Сергеевна (ей тоже скоро на рабо ту, и ее жизнь вот уже много лет тоже тесно связана с театрам). А сквозь неплотно прикрытую дверь комнаты уже доносится четкий, размеренный голос. И маленькая Аленка, минутку постояв, тихонь ко отходит: отец занимается, ме шать нельзя. Он занимается гак всегда, каждое утро: тренинги, не пременные тренинги для голоса, для дыхания. Актер далжен безу пречно владеть своим голосовым аппаратом, ведь это «главное ору дие его производства», его музы кальный инструмент. А потом гремят в передней лы жи: Сергей Сергеевич уходит на прогулку. И эго тоже для театра. Потому что дает необходимую за рядку, бодрость, закаляет здо ровье, не позволяет распускаться, слабеть, уставать в гастральных поездках, которых у него, как и у всех актеров; флотского театра, очень много. А точно в 11’ — репетиция в театре И общественная работа, которой он тоже отдает много сил и времени. И, наконец, спектакль — то главное, ради чего и сущест вует все это: и тренировки, и репе тиции. и работа над ралью дома. Задолго до своего выхода на сцену, уже загримированный и со вершенно готовый, он стоит где- Нибудь за кулисами, молчаливый и незаметный, вслушиваясь в репли ки партнеров, чтобы сразу схватить нужный тон, включиться в общую мелодию спектакля. Он всегда в форме, всегда соб ран. подтянут, аккуратен. И в этом — гоже его большая любовь, его огромное уважение к искусству. Н. КУЗНЕЦОВА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz