История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Творчество ак тера театра Се верного флота за служенного ар тиста РСФСР Алексея Федоро вича Найчука хо рошо знакомо североморцам. Прив лекает не только яркое исполнение А. Найчуком многочисленных ро лей, но и необычайность судьбы актера. Алексей Федоровігч мыслящий, пытливый художник, обладающий широким художест венным кругозором, богатым жиз ненным опытом и незаурядным да ром. Это человек, увлеченный теат ром и существующий для него. 25 лет назад Найчук был далек от мысли стать профессиональным актером. Участие в художественной самодеятельности было, казалось только увлечением, не более. В те юношеские годы он мечтал стать военным.:Но жизнь решила иначе. После смерти отца он долгое время воспитывается у бабушки и, окон чив семилетку в селе Екатеринов ка Омской области, поступает в пе дагогическое училище города Та ра После его окончания живет и работает учителем в селе ЛОжни- коБо. Там он и встретил июнь гроз ного 194 І года. — Долго обивал я пороги воан комата — « вое безуспешно. Слы шал один ответ: молод еще, подрас т и , — вспоминает Алексей Федо рович. ^ Мне ведь тогда еще и 13-ти не было. И вот* наконец, по счастливилось: нашел «лазейку». Ушел на фронт добровольцем через райком комсомола. Мечта детства ^ іюсвятить себя военной службе —- стала сбываться. Сначала посла ли в Тюмень на курсы политбойцов, а потом — под Москву. Жаркое было время: враг стоял у порога столицы..,, ' Мужественно сражался с фашис тами в составе сибирской дивйзии комсомолец Найчук. А в 1942 году Алексей был тяжело ранен. Солда Iта отправили далеко в тыл, в род- Iные места. После излечения работает в Тар ской школе. В то время в Таре обосновался эвакуированный с Украины театр, и Алексей не пропускал ни одного спектакля, стал в театре завсегда таем. Близкое знакомство с искус ством — и былое увлечение пре вратилось в страсть. . При театре организовывалась студия. Услышав о наборе в нее, Алексей пришел в приемную ко миссию и заявил: «Хочу петь!». — Петь, .конечно, я не стал, — рассказывает Алексей Федорович, — но с тех пор начал учиться в драматической секции студии у пе дагога Е. П . .Просзетоза. Познавая тайны актерского мас- терстза, Найчук преподавал в шко ле и одновременно играл в театре. После войны театр был расфор мирован, и Алексей Федорович уезжает в Павлодарский драмати ческий театр, где работает до 1951 года. За этот период (в Павлодаре и Таре) он сыграл около 50 различ ных ролей, многие из них — в пос тановках произведений классики. Найчук, создавая образ, всегда до бивался широких, художественных обобщений, смело и дерзко решал сложные проблемы. Высокую идей ность. политическую устремлен ность вкладывает он в работу над каждой ролью. Созданные им обра зы^ Неанамова («Без вины винова тые» А. Островского), Пугачёва («Капитанская дочка» по А. Пуш кину), Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони). Фигаро («Фигаро» Бомарше), Большов («Свои люди сочтемся» А. Остроз- |ского). Черкин («Варвары» М. Горького) и многие другие пред ставляют несомненный и значи* Iтельный интерес. Артист играл не только класси ку. Его образы из советских пьес не менее ярки и точны. Это Рома- H 10 K в «Калиновой роще» А. Кор нейчука, Петька в «Чудесном спла ве» А. Кнршона, Максим в «Не на* зызая фамилий» В. Минко и мно гие другие разноплановые роли: :.ѵ |В 1951 году А. Найчука пригла* шают в Алма-Ату. Но неожиданно маршрут актера резко меняется — с юга на север. Он приезжает в театр Северного флота. — Потянуло ближе к романти ке, к флотской семье, — так об’яс- илет Алексей Федорович езое нео жиданное решение. В театре Северного флота иачн-і нается новый этап в творческой жизни артиста. Здесь ?го реперту ар обогатился героико-романтиче скими ролями. Душевная близость играемых им персонажей дает ак теру огромный материал и широ кую возможность самозабвенно творить. Многие роли служат укра шелием репертуара флотского те атра. Матрос Годун в «Разломе» Б. Лавренева — первая роль этого направления и нозый значительный этап в творческом росте актера Ему удалось создать обаятельный образ героя революции. Основная особенность исполнения этой роли А. Найчуком заключается з показе не только сильного, преданного ре волюции матроса, но и его истин ных переживаний; его душевной чуткости и отзывчивости. Сильные стороны игры Найчука — в прав дивом, полном лирической теплоты изображении человеческих; чувств в драматизме языка, близкого к народному, который оттеняет прав дивость образа. С такой же достоверностью ле пит Найчук образы вершителей ре- водфЦии в следующих своих рабо тах. Буквально одним точным штрихом, одной интонацией, мимо летным жестом создает он непов торимый рисунок. Развалистая «флотская» походка Алексея в «Оптимистической т р а г е д и и » Вс. Вишневского, мягкий юмор Шванди («Любовь Яровая» К. Тре нева) и т. д. Сколько теплоты и сердечности, сколько невысказан ной любви вложил в образ того же Алексея А. Ф. Найчук! Каждый зритель незаметно для себя оказы вается в гуще событий, рядом с Алексей»; '• Ярки и увлекательны образы то го же плана и в последующем твор честве Найчука. В качестве приме ра можно привести роль капитана Громова в драме С. Смирнова «Лю ди, которых я видел»; капитана 3 ранга Платонова в «Океане» А. Штейна, коммуниста-подполь- щика Митрофанова, того самого, который вместе с советской разведи чицей Нилой Снижко оставался во вражеском тылу. Обросший, уста лый, в грубой солдатской шинели, он буквально на несколько минут появляется в одной из картий «Ба рабанщицы». А. Салынского, и от разговора с ним легко вздыхают и юная партизанка, и весь зритель ный зал, которому очень хочется верить в благородство Нилы. И так во всех спектаклях. Алексей Федорович Найчук умеет находить для каждого образа взгляд; интонацию, жест,; рисую щие индивидуальный неповтори мый облик. , У Найчука есть особенная ост рота видения. особенное умение обобщить, собрать в фокусе наибо лее существенные — смешные или трагические — стороны изобража емого человека. За 14 лет работы в театре Се верного флота Алексей Федорович сыграл свыше 50 ролей, и в ос-; новном это были люди в шинелях. В каких только званиях ни был ; Иайчук на сцене! От матроса до адмирала, от солдата до генерала простирается «послужный список» актера за эти годы. — Военный репертуар, постоян ные встречи со зрителем, носящим любимую мною с детства форму со ветского воина, вселяют в меня но вые силы, — говорит актер. — И вместе с тем все это пред’являет; и большие требования к качествуI моей работы. Требовательность к себе, нова торство, поиски, высокая художе ственность — основные принципы актера, завоевавшего горячую лю бовь флотского зрителя. В 1954 году Алексею Федорови чу Иайчуку "было присвоено зва ние заслуженного артиста РСФСР. II Найчук оправдызает высокое до верие народа. Он создает незабы ваемые образы. Это писатель Но виков («Палата» С. Алешина), ко торого мы хорошо понимаем, когда он; пожилой и серьезно больной че ловек. отталкивает любимую моло дую женщину, чтобы не стать ей в тягость. Это Виктор («Иркутская история» А. Арбузова) — человек,, который во имя дружбы готов на все. Это Василий Заболотный («В день свадьбы» В. Розова) с его добрым, веселым характером. Это весельчак и балагур сержант Брын за («Душа солдата» Е. Шатунов* ского). Своей талантливой игрой во многих спектаклях Найчук заража ет зрителя, передает ему свое наст роение, заставляет волноваться вместе с героем. Ьсобо надо сказать об одной из последних работ А. Найчука —- ро ли Прохора Громова в инсцениров ке по ромайу В, Шишкова «УгрюІі^ река». — Долго я ждал тгікой роли, —- говорит Найчук. — Кипело все внутри и вот, наконец, вылилось... И недаром зритель отлично ви дит все идейное убожесгзо и нрав ственное разложение буржуазной среды, в которой живет ПрохОр и тлетворному влиянию которой не может противостоять. Эта роль по зволила в полной мере развернуть ся большому таланту актера. Очень сильный по природе голос (а им Найчук владеет блестяще) в за ключительной сцене спектакля зву чит мощно, громоподобно. Жест — резок, широк, игра подчинена стре мительным динамическим ритмам. II когда артист, устремившись впе ред. рассекая рукой воздух, вдох новенно произносит: «Вперед! Че рез трупы погибших. Только впе ред!» — образ Прохора становит ся особо ощутимым, видимым. В спектаклях с участием Найчу ка все как-то крупно, широко, брос ко. И вовсе не случайно в 1960 го ду в связи с 25-лётйем театра А. Найчук был занесён в Книгу почета флота. : : ; 'V' Алексей Федорович сейчас в расцвете своего таланта, обогащен ного многолетним опытом. И, как всегда, он весь — в поисках,... в упорном труде. Совсем недавно ак тер предстал перед взыскательным и требовательным зрителем в сво ей новой роли капитан-лейтенанта Боровского в пьесе Б. Лавренева «За тех. кто в море». 30-летию флотского театра посвящает ар тист эту работу. Он трудился над нею с огромным увлечением. _ Боровский очень сложен, про тиворечив. _ говорит А. Найчук. — И не случайно эта роль меня крайне интересует. Как Образ, как *■. характер. Судьба Боровского пр пьесе складывается весьма неваж^ но, но я верю в своего героя, верю в то. что где-то за пределами спек такля он станет настоящим челове ком. И стремлюсь донести все. что я (а это уже и он. мой герой) чув ствую. до зрителей. То, что актер справился с пос тавленной перед собой задачей, убедительно показала премьера. И когда после спектакля зрители дол- ; го и бурно аплодировали, отдавая, . должное коллективу театра, значи тельная доля их благодарности ад ресовалась одному из его замеча тельных актеров — Алексею Фе доровичу Найчуку. артисту, бой цу, идущему в ногу с жизнью, с на родом. с воинами флота. — У меня нет ролей больших и малых. Все они дороги мне. Каж дой из них я отдал часть своего сердца, часть самого себя, — гово рит Алексей Федорознч. — Жизнь наша удивительно интересна, и мне очень хочется (как, видимо, и всем актерам) снова и снова играть на шего современника. Пусть противо речивого. ищущего, может быть, ошибающегося, но — романтично го, влюбленного в свое дело, прок ладывающего свой путь. Будет ли это матрос, офицер или адмирал— неважно. Но это должен быть обя зательно человек во флотской фор ме. Я жду. очень жду его! И так обидно, что нет новых хороших пьес о нашем заполярном флоте, о североморцах! Я заканчиваю свой беглый рас-: сказ о заслуженном артисте рес-; публики. Я понимаю, сколь трудно в коротком очерке описать большую жизнь и дать обстоятельный твор ческий портрет славного челозека и большого художника. Да простят меня за неполноту материала пок лонники таланта Алексея Федоро вича Найчука. По я не ошибусь, если скажу, что североморцы очень гордится тем, что в нашем флот ском театре есть актер такого уди вительного дарования. Счастливого пути вам, Алексей Федорович, по нелегким, но радо стным дорогам искусства! ' Капитан-лейтенант Е. НИКИФОРОВ.. НА СНИМКЕ: А. Ф. Найчук. Фото Н. Шинкарева. «На с і раже Заполярья» 3 стр. 5 марта 1965 года.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz