История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Она была на втором курсе ху дожествен н о г о училища в Ле нинграде, когда разразилась вой на. Занятия в училище прекратились. Тогда она пошла на курсы шоферов, чтобы потом подвозить все необходимое для бойцов, быть полезной фронту. Но машины нужны были армии, и их забрали у школы. Курсы закры лись. Она пошла в райвоенкомат и по просилась на фронт. Но ей сказа ли, что фронт сейчас везде, и на до работать там. где ты больше всего .можешь принести пользы Ро дине. Предложили поехать на лесо заготовки — Ленинград задыхал ся без топлива. И она поехала в Лисий Нос. Два тяжелых голод ных, холодных блокадных года ра ботала она здесь. Только природ ное здоровье и молодость сохрани ли ей жизнь... В 1944 году возобновились заня тия в училище. А год спустя, она. окончив его и отлично выдержав конкурсные экзамены, поступила в Академию художеств, которую с отличием окончила в 195 І году. Чтобы подчеркнуть настойчи вость и энергию этой женщины, хочется сказать, что после неудач ного брака она осталась одна с грудным ребенком на руках. Надо было обеспечивать себя, ребенка, помогать матери, платить няне. И чтобы продолжать занятия в Ака демии, она добилась повышенной государственной і стипендии: учи лась на круглые «пятерки». А сколько раз во время каникул, пос ле практики, она ходила на товар ную станцию, чтобы подработать на погрузке и разгрузке железно дорожных вагонов! Студентам того трудного времени все это хорошо знакомо.:.;: И вот четырнадцать лет назад она пришла в театр Северного фло та и стала работать здесь ху дожником. Она сразу обратила на себя внимание одаренностью, дело витостью и одержимостью в рабо те. Хотите познакомиться с ней? Зайдите во флотский театр и спросите Антониду Антоновну Me щанинову. Вы увидите маленькую, подтянутую, без следов косметики на лице, в строгого покроя и цве та платье подвижную женщину — художника театра. За годы работы в театре Северного фло та Антонида Антонѵхв- на оформила более СО спектаклей, и неизмен но и зрители, и крити ки, и печать отмечают в ее творчестве боль шой художественный вкус, изящество и про стоту оформления. Вот, например, что писала минувшим летом газе та Закавказского воен ного округа «Ленин ское знамя»: «Бели ко медия «Душа солдата» запоминается. то в этом немалая доля за слуги художника Ме щаниновой. Она удачно нашла штрихи, дета ли. которые дополняют спектакль, подчеркива ют его настроение». Или (о спектакле «Чайки над морем»): «Суровая природа Заполярья на шла выразительное отображение в декора циях художника Меща ниновой. Лаконично и просто, в хорошей жи вописной манере решено оформле ние всех картин». Не только большим дарованием, но и огромным трудолюбием обла дает Антонида Антоновна. Пос ледние годы она работала одна — без главного и второго художников, а подчас и без декоратора, я без заведующего постановочной час тью. Было время, когда она офор мляла по три спектакля одновре менно («Опасная профессия». «Дав ным-давно». «Блудный сын»), не требуя за это никаких привилегий и наград. Более того, этот упор ный и нелегкий труд она сочетала с активной общественной работой как в театре, так и на флоте и в области. В спектаклях, оформленных А. А. Мещаниновой, каждая мель чайшая, совсем, на первый взгляд, неважная деталь в декорациях, кос тюмах, реквизите отыскана и подо брана по форме, по цвету ею лич но или согласно ее эскизам. А сколько надо иметь такта, вы держки и умения,* чтобы спокойно и ровно настойчиво убеждать ар тистов имегь костюмы именно та кие и тех цветов, которые наибо лее подходили бы к раскрытию су ти характера персонажей и гармо нировали с оформлением спектчк- А. А. Мещанинова. ля и костюмами партнеров! Если, к примеру, артистка брюнетка и знает, как ей «идут» огненные, «горячие» тона, попробуйте дока зать, что ей на сей раз надо быть на сцене в костюме «теплых» то нов. что ее любимые цвета бу дут не видны на красочном « т о п чем» фоне декораций! Порою очень нелегко это сделать. Антонида Антоновна обладает еще одним редчайшим даром теат рального художника, который мо гут по достоинству и полностью оценить, пожалуй, только артисты. Каждый актер знает, что. если «суть с внешностью не в ладѵ». полноценного художественного об раза не получится. Поэтому ар ПУСТЬ КРЕПНУТ КОНТАКТЫ На протяжении всей своей тридцатилетней истории коллектив драматического театра Северного флота черпал силы в живой связи с флотским зрителем Этой доброй традиции мы верны и ныне. И включает она не только спектакли и концертную деятельность. Ак теры и режиссеры театра тесно связаны с матросской художественной самодеятельностью, проводят с ее участниками консультации, семина ры, творческие встречи, сказывают самодеятельным артистам практи ческую помощь в постановке драматических произведений. Нам нередко встречаются в отдельных коллективах очень спо собные люди, среди которых есть имеющие специальное театральное образование. При соответствующей поддержке со стороны театра они могли бы не только стать квалифицированными руководителями флотской художественной самодеятельности, но и не прерывать обще ния с профессиональным искусством. Если такие товарищи обратятся тисты старательно ищут внешний; облик того человека, которого им предстоит воссоздать на сцене.; Ищут в жизни, на снимках в газе тах и журналах... Ищут эти внеш ние черты своего героя и псдчас: так и не находят их... Антонида же Антоновна в самом начале работы над новым спектаклем спешит прийти на помощь актеру. Она вы полняет эскизы на гримы с таким проникновением в суть образа и с; таким знанием индивидуальности исполнителя, что артисту ничего не остается, как только горячо, от всего сердца поблагодарить худож ника. Эскизы гримов в исполнений • Мещаниновой — это самостоятель ная художественная ценность.. Увы, таким даром обладают очень немногие театральные художники. И даже способнейшие из них з а - ; частую просто не хотят утруждать себя хлопотлизой и кропотливой работой. Ведь нужно глубоко про никнуть в замысел драматурга, постановщика, исЛолнителя... У драматического театра Север ного флота — театра в основном передвижного — много специфики. Мещанинова хорошо изучила зги особенности, и потому оформление, созданное ею. и на малых сцениче ских площадках сохраняет свои большие достоинства. В театре вы всегда найдете Ан- тониду Антоновну там, где она больше всего нужна в данный мо мент. Разговаривая с ней, вы не вольно обращаете внимание на се пытливый взгляд. Может быть.; именно это умение так по-детски заинтересованно слушать собесед ника и позволяет многим работни кам театра называть уже немоло дую женщину просто Тоней, нашей Тоней. Но беда вам. если вы опро метчиво окажете что-либо в защи ту абстракционизма или других ан- тиреалистических течений в искус стве. Не узнать тогда нашей Тонн, вам не сдобрс-вать! Настоящий художник-реалист, впитавший все .лучшие традиции нашего декоративного искусстза, Мещанинова пытливо асматрнззет- ся в жизнь, стремится идти с ней в ногу, постоянно ищет новые ^ е - ; шения в оформлении спектаклей. : У Анганнды Антоновны большие творческие планы. Сейчас она офор- ! мляет одновременно два спектак* і ля — «Чти отца езоегэ...» В. Лав рентьева и «Мей бедный Марат» А. Арбузова, мечтает оформить сатирическую злую пьесу. Доброй удачи вам. Антонида ; Антоновка, дорогая наша Тоня! Народный артист РСФСР С. ПРОСТЯКОВ. — -----о АРТИСТЫ В ГОСТЯХ У М0РЯК08 Недавно в нашем гарнизонном і .матросском клубе состоялся кон церт артистов драматического теат- і Ра Северного флота. Гости покупа ли нам сцену из спектакля «Крем- ; левскне куранты». В сцене были : заняты заслуженный артист РСФСР С. Аханов и артист Р. Ки- ; сельман. С большим интересом ■ просмотрели мы и сцены из дру- • гих пьес которые ставит наш театр. Моряки тепло поблагодарили артистов за выступление и поже- і лали им новых творческих успе хов. Матрос В. ПЛАТОНОВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz