История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
БОЛЬШАЯ УДАЧА ЗАМЕТКИ О НОВОМ СПЕКТАКЛЕ ФЛОТСКОГО ТЕАТРА Оцепенение проходит не сразу. Кажется, ты пронизан безумным блеском глаз Прохора Громова. — Могу или не могу?! Вот он впился глазами в пустой стул. Как жн?ой укор, появляются в темноте призраки погубленных им людей: Анфиса, отец, Ибрагим... Во имя денег убита любовь, от правлена на каторгу дружба, пре дана совесть. И уже не кажется таким неожиданным самоубийст во. Так жить нельзя. Нет, нельзя... Окончилось последнее действие нового спектакля театра Северного флота «Угрюм-река» по одноимен ному роману В. Шишкова. Зритель не сразу приходит в себя, захва ченный талантливой игрой акте ров. Успех театра настолько очеви ден, что хочется сразу же поде литься тон радостью, которую всег да ощущаешь, соприкасаясь с под линным искусством. Исполнителя главной роли зас луженного артиста РСФСР А. Ф. Найчука мы давно н хорошо знаем, но на этот раз мы как-то совсем по-новому увидели его на сцене. Перед нами был Прохор Громов, алчный и бездушный сибирский за водчик, шаг за шагом идущий к своей гибели. На сцене оживает старая Рос сия. Сила искусства вдыхает жизнь в события многолетней давности. Забываешь, что сидишь в зале н смотришь спектакль. Актер застав ляет нас поверить в то, что проис ходит на сцене, не только верно переданным внешним рисунком роли, но н правильно, глубоко раск рывая психологию своего героя. Хочется отметить также С. Г. Аха нова. А. С. Зельцину, В. О. Хоми- ча, А. А. Жданова, Н. И. Шойхет, С. М. Простякова, С. С. Садикова, Р. М. Киссельмана. Подлинное ма стерство показала в маленькой ро ли Клюки заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякина, еще раз подтвердив тем самым знаменитые слева К. С. Станиславского о том, что в театре нет малых ролей. Наш флотский театр поставил не одну замечательную пьесу. В книге отзывов можно прочесть не мало задушевных слов благодарно сти самых разных людей из самых отдаленных гарнизонов флота, нз разных городов нашей страны. И все же «Угрюм-река» — это, пожа луй, одна из больших удач театра. Главный режиссер театра И. Б. Шойхет продемонстрировал под линную творческую зрелость, по- новому зазвучали голоса и многих других артистов. Как во всяком спектакле, в «Уг- рюм-реке» есть свои сильные (их, несомненно, больше) н слабые сто роны. Можно спорить о некоторых частностях, можно н не говорить о них, но об одном просчете театра мне хотелось бы поговорить под робнее. Он кажется > мне принци пиально важным. Следя за А. Ф. Нанчуком, иног да испытываешь чувство жалости к его Прохору. Получается так, что все его переживания, конфлик ты с совестью проистекают нз са мого существа Прохора, нз особен ностей его характера. Мы видим, как мучается Прохор, и не чувст вуем, как стонут притесняемые им тысячи рабочих, не чувствуем бо ли и силы народа. Не всегда убе дительно показано, что преступле ния Прохора: убийство, подкуп, об ман — это не -просто личные его качества, а неизбежный путь, по которому он идет в условиях капи тализма, что, даже при желании, Громов не может быть дсбрым, что его конец логически неизбежен. Не совсем рельефно и убеди тельно отражена в спектакле ос новная сила, которая сокрушит Громова и ему подобных, — борьба рабочих за свое освобождение. Я, конечно, не подготовлен к глу бокому анализу работы режиссера и актеров. Взыскательный взгляд, быть может, найдет в новом спек такле целый ряд недоработок, но главное все же остается — боль шая удача театра. То, что проис ходит на сцене, глубоко волнует. В это веришь умом и сердцем. ’Имен но такие спектакли заставляют чувствовать силу искусства. Капитан-лейтенант Л. ЕВТУХОВ. НА СНИМКЕ: сцена нз спектак ля «Угрюм-река». Слева направо: Прохор ГРОМОВ — заслуженный артнет РСФСР А. НАИЧУК, Петр Данилович ГРОМОВ — заслужен ный артист РСФСР Г. ГРАДОВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz