История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
О ЧЕСТНОСТИ НАСТОЯЩЕЙ ИМНИМОЙ Действие новой пьесы В. Ро- j зова «В день свадьбы», постав ленной театром Северного фло та, происходит во дворе неболь шого дома, в рабочем поселке на высоком берегу Волги. Ни каких цветущих деревьев, рос кошных цветочных клумб на сцене нет. В центре двора про ветриваются домашние вещи, на заборе сушатся тряпки. Нет и никаких возвышенных разгово ров между людьми, живущими в этом доме. Речь идет о покупке і мяса, селедок и постного масла.; Все сугубо прозаично, и вместе с тем высокая поэзия пронизы вает пьесу от первой сцены до последней. Три года дружили двое очень ! хороших людей — Нюра н Ми хаил. Завтра их свадьба. По-хо рошему завидуют невесте подру жки, одобряют Михаила друзья, счастлив отец Нюры Илья Гри горьевич Салов. «Теперь круг твоей жизни замкнулся, прича лил, брат, теперь ровно пойдет, хорошо», — уверенно говорит Михаилу Салов. Но так ли ровно н хорошо бу дет, еслн оказывается, что ста рая любовь Михаила не потухла, а вспыхнула с новой силой при первой же встрече после много летней разлуки с Клавой? Он сам считает, что честный чело век не должен отказываться от своего слова. Он станет мужем любящей его Нюры и никогда не обидит ее изменой. Свадьба назначена, гости приглашены, уже решено, как назовут детей — действительно, замыкается круг жизни Михаила, чему помо гает многократно варьируемая в пьесе житейская мудрость — «Привыкнут, обтерпятся и пой- д е т * . | 5 ' ; ѵ / ' .. Мы знакомимся с переполнен ной счастьем Нюрой н затем ви дим ее потрясенной горем: Ми хаил любит другую. Первое ее движение — не отдавать своего счастья, бороться за него. Нет, будет свадьба, будет! Конечно, будет — в этом ник то не сомневается. Но не выду манная ли это честность — сдержать свое слово при таких обстоятельствах? Будет ли нас тоящее счастье не только у Ми хаила, но н у Нюры? «С одной стороны, порядок, условие, а с другой... Одно дело себя в ру ках держать, да какая у них жизнь будет? Впереди-то что им маячит?» — терзается Салов. Режиссер И. Б. Шойхет имен но эту проблему решает «круп ным планом» в своем спектакле. Право каждого художника на свое видение пьесы неоспоримо, и такое ее прочтение не противо речит драматургу, хотя, с моей точки зрения, несколько сужи вает горизонты пьесы, делает ее более камерной. Такая трактов ка вручает судьбу спектакля Нюре — именно она решает ос новную проблему пьесы. Артист ка Скоромникова, терпя пораже нне в некоторых деталях, одер жявает радостную творческую і победу на главном направлении: ее Нюра проста и душевна. Это чистый сердцем и делами чело век. Трудно ей отказаться от любимого, от семьи. Но, увидев в загсе глаза Михаила, который как бы свой смертный приговор подписывал, Нюра разрывает брак. Она не хочет жить в ме- щанской лжи, «владеть» мужем, любящим другую. «Тебя люблю, не себя...* — говорит она, про щаясь со своим счастьем. Эти высокие человеческие чувства бережно и взволнованно несет благодарному зрителю молодая артистка. В таком же ключе иг рают ее ближайшие партнеры — Михаил — артист С. С. Садиков и его друг Василий — артист А. Ф. Найчук. И это определяет успех спектакля. Многое решают в пьесе и ос тальные персонажи. Из них складывается та среда, которая вырастила Нюру, их судьбы до полняют и развивают централь ный конфликт. Поэтому так ва жен успех артистки О. Ф. Яко венко, донесшей до нас все обаяние юности ее героини Оли и опустошенность Риты (артист ка В. 3. Ячменева). Ничтожный мещанин и демагог Николай, зло и точно сыгранный Б. И. Со ловьевым, дает по контрасту верную тональность централь ным лирическим эпизодам. Обо гатит спектакль и заслуженный артист республики Г. С. Градов, если разовьет верно намеченный нм рисунок роли Салова. Сей час ему не хватает эмоциональ ного накала. Недостаточно внут ренней достоверности у артист ки А. И. Журавлевой, играющей Майю. Очень поможет спектак лю свежее декоративное реше ние, которое пока еще не найде но. Все это легко устранимые частные недостатки. Не надо только считать работу над спек таклем завершенной. Новые спектакли театра «Между ливнями» и «В день свадьбы* — значительные ра боты. Режиссура сохранила мас штабность исторических собы тий пьесы А. Штейна, раскрыла романтическую прнподнятость пьесы В. Розова. Зрелость и ма стерство коллектива мы увидели в большом творческом под’еме, с которым были созданы многие образы, в той взыскательности к себе, без которой нет подлнн ного искусства. Театр Северно го флота стоит на верном пути. И. ЛЮБИНСКИЙ, кандидат искусствоведче- , сних наук.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz