История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

О ЧЕСТНОСТИ НАСТОЯЩЕЙ ИМНИМОЙ Действие новой пьесы В. Ро- j зова «В день свадьбы», постав­ ленной театром Северного фло­ та, происходит во дворе неболь­ шого дома, в рабочем поселке на высоком берегу Волги. Ни­ каких цветущих деревьев, рос­ кошных цветочных клумб на сцене нет. В центре двора про­ ветриваются домашние вещи, на заборе сушатся тряпки. Нет и никаких возвышенных разгово­ ров между людьми, живущими в этом доме. Речь идет о покупке і мяса, селедок и постного масла.; Все сугубо прозаично, и вместе с тем высокая поэзия пронизы­ вает пьесу от первой сцены до последней. Три года дружили двое очень ! хороших людей — Нюра н Ми­ хаил. Завтра их свадьба. По-хо­ рошему завидуют невесте подру­ жки, одобряют Михаила друзья, счастлив отец Нюры Илья Гри­ горьевич Салов. «Теперь круг твоей жизни замкнулся, прича­ лил, брат, теперь ровно пойдет, хорошо», — уверенно говорит Михаилу Салов. Но так ли ровно н хорошо бу­ дет, еслн оказывается, что ста­ рая любовь Михаила не потухла, а вспыхнула с новой силой при первой же встрече после много­ летней разлуки с Клавой? Он сам считает, что честный чело­ век не должен отказываться от своего слова. Он станет мужем любящей его Нюры и никогда не обидит ее изменой. Свадьба назначена, гости приглашены, уже решено, как назовут детей — действительно, замыкается круг жизни Михаила, чему помо­ гает многократно варьируемая в пьесе житейская мудрость — «Привыкнут, обтерпятся и пой- д е т * . | 5 ' ; ѵ / ' .. Мы знакомимся с переполнен­ ной счастьем Нюрой н затем ви­ дим ее потрясенной горем: Ми­ хаил любит другую. Первое ее движение — не отдавать своего счастья, бороться за него. Нет, будет свадьба, будет! Конечно, будет — в этом ник­ то не сомневается. Но не выду­ манная ли это честность — сдержать свое слово при таких обстоятельствах? Будет ли нас­ тоящее счастье не только у Ми­ хаила, но н у Нюры? «С одной стороны, порядок, условие, а с другой... Одно дело себя в ру­ ках держать, да какая у них жизнь будет? Впереди-то что им маячит?» — терзается Салов. Режиссер И. Б. Шойхет имен но эту проблему решает «круп­ ным планом» в своем спектакле. Право каждого художника на свое видение пьесы неоспоримо, и такое ее прочтение не противо­ речит драматургу, хотя, с моей точки зрения, несколько сужи­ вает горизонты пьесы, делает ее более камерной. Такая трактов­ ка вручает судьбу спектакля Нюре — именно она решает ос­ новную проблему пьесы. Артист­ ка Скоромникова, терпя пораже нне в некоторых деталях, одер жявает радостную творческую і победу на главном направлении: ее Нюра проста и душевна. Это чистый сердцем и делами чело­ век. Трудно ей отказаться от любимого, от семьи. Но, увидев в загсе глаза Михаила, который как бы свой смертный приговор подписывал, Нюра разрывает брак. Она не хочет жить в ме- щанской лжи, «владеть» мужем, любящим другую. «Тебя люблю, не себя...* — говорит она, про­ щаясь со своим счастьем. Эти высокие человеческие чувства бережно и взволнованно несет благодарному зрителю молодая артистка. В таком же ключе иг­ рают ее ближайшие партнеры — Михаил — артист С. С. Садиков и его друг Василий — артист А. Ф. Найчук. И это определяет успех спектакля. Многое решают в пьесе и ос­ тальные персонажи. Из них складывается та среда, которая вырастила Нюру, их судьбы до полняют и развивают централь­ ный конфликт. Поэтому так ва­ жен успех артистки О. Ф. Яко­ венко, донесшей до нас все обаяние юности ее героини Оли и опустошенность Риты (артист­ ка В. 3. Ячменева). Ничтожный мещанин и демагог Николай, зло и точно сыгранный Б. И. Со­ ловьевым, дает по контрасту верную тональность централь­ ным лирическим эпизодам. Обо­ гатит спектакль и заслуженный артист республики Г. С. Градов, если разовьет верно намеченный нм рисунок роли Салова. Сей­ час ему не хватает эмоциональ­ ного накала. Недостаточно внут­ ренней достоверности у артист­ ки А. И. Журавлевой, играющей Майю. Очень поможет спектак­ лю свежее декоративное реше­ ние, которое пока еще не найде­ но. Все это легко устранимые частные недостатки. Не надо только считать работу над спек­ таклем завершенной. Новые спектакли театра «Между ливнями» и «В день свадьбы* — значительные ра­ боты. Режиссура сохранила мас­ штабность исторических собы­ тий пьесы А. Штейна, раскрыла романтическую прнподнятость пьесы В. Розова. Зрелость и ма­ стерство коллектива мы увидели в большом творческом под’еме, с которым были созданы многие образы, в той взыскательности к себе, без которой нет подлнн ного искусства. Театр Северно­ го флота стоит на верном пути. И. ЛЮБИНСКИЙ, кандидат искусствоведче- , сних наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz