История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
m e w ш щ ш y 2 ) J 4 J M B O ? 4 £ C f č O J 0 k O J J Z / Č M U e J ■wjr ЕЛОВЕК всегда определи* ет свое место в момент, ког- да бушуют революции и войны. И от этого выбора зависит его судьба. Поддавшийся, поплыв ший но течению обречен на ги бель. Слепо идущий против — бес силен. Побеждает тот, кто борется, постигая закономерности. Это под силу не всякому: нужны ясный ум. твердая воля и точное понимание конечной цели борьбы. Лишь тот, кто обладает такими качествами, способен вести за собой других. В этом философский смысл драмы Александра Щтейна «ДІежду лив нями». В центре ее — Ленин. Драматург предложил новое, очень своеобразное и смелое реше ние образа великого вождя и мыс лителя. Ленин-нолитик, Ленин-фи- лософ. наконец. Ленин-человек с особой силой раскрывается перед нами в двух больших монологах- раэмышленнях: мы становимся как бы очевидцами трудной, напряжен ной работы его гигантского ума. ...На столе перед Лениным — маленький кусочек хлеба. В стра не нет его, хлеба. Нет металла, топ лива. Голодают рабочие, стоят за воды. Разруха. Западная пресса льет потоки грязи на большевиков, на Ленина. Все это — сплошная ложь. Но почему буржуазные газе ты так уверенно пишут о восстании в Кронштадте? Из Питера сообща ют. что в крепости все спокойно. А вот волнения на заводах — горь кая правда. Но ее не надо бояться. «Мы сильны правдой, только прав дой, одной правдой...». Что же де ДРАМА А. ШТЕЙНА «МЕЖДУ ЛИВНЯМИ» В ТЕАТРЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА СПЕКТАКЛЕ театра Север- лать? *Нужен поворот. Нужно це лебное средство...». Гибкая ленин ская мысль анализирует, анализи рует, анализирует. Острое поли тическое чутье Ильича не ошиб лось. Уверения из Петрограда ока зались пустыми — в Кронштадте вспыхнул контрреволюционный мя теж. ■ И йот мы снова один на один с Лениным. Глубокая ночь, надо от дохнуть перед завтрашним выступ лением на сезде партии... Но Ильич не может уснуть, его мысли вновь и вновь возвращаются к кронштадтским событиям. Мятеж подготовлен и развязан белогвар- дейщиной и интервентами. Это яс но- Но в него вовлечены тысячи моряков Кронштадтской морской базы. Почему они повернули пушки против Советской власти? Как это могло случиться? Экономика... «Экономика весны двадцать перво го года превратилась в политику — вот суть», И еще — это ре зультат колоссальных потерь, ко торые понесла партия большевиков в гражданской войне. Вместо вы бывших коммунистов в армию и на флот пришла беспартийная дере венская молодежь. Мы не учли этого, а контрреволюция учла. Что же делать с мятежниками? Карать только зачинщиков... А остальных? «Разоружить, А потом? Убедить. И снова — вооружить. Но — убе дить...». В і л і ы і і а п л ь сев< ного флота роль В. И. Ле нина играет заслуженный артист РСФСР С. Аханов. Актеру удалось главное — убедительно по казать процесс рождения ленин ской мысли. Большие монологи слушаются с неослабевающим вни манием. потому что в них глубоко и многогранно раскрывается' лич ность Ленина. Могучая сила ума. человеческая простота, внимание к людям, суровая твердость в делах политических, обаятельный интел лектуальный юмор — все эти До рогие черты и черточки ленинского образа сливаются в единое целое и создают неповторимый характер Ильича. Монологи Ленина с блес ком написаны А. Штейном, и в большинстве случаев С. Аханову удается передать то многообразие красок, какое вложил в них драма тург. Единственное, что хочется пожелать актеру, это стараться бо лее выразительно, более четко пе редавать динамику ленинской мыс ли, стремительные, всегда неожи- деле это, конечно, не так. Ленин ские монологи не только органич но входят в пьесу, по, как мощный источник света, освещают, выделя ют то общее, характерное для все го кронштадтского мятежа, что та ится за личными судьбами героев пьесы. И драма отца и сына, ока завшихся по разные стороны крон штадтского льда, предстает перед нами как глубокая философская и политическая трагедия. Гордея Позднышева играет на родный артист РСФСР С. Простя ков. Очень сильно в его исполне нии прозвучала трагедия Поздны- щева-отца. Мы чувствуем, что за внешней сдержанностью, с кото рой Гордей пытается вначале убе дить сына в ошибке, • скрывается огромная боль. И, как взрыв, как молния, прорываются эта боль, это отчаяние в момент последнего раз говора с Иваном. Образ Позднышева-старшего на писан драматургом так, что на пер вый план в нем выдвинуты личные переживания. Но верные, точные данные повороты гениального ума. *штрихи — крепкая, подтянутая Сейчас в образе, созданном С. Аха новым. этой свободы движения мысли недостает. Внешне — сюжетно — ленин ские сцены почти не связаны с ос новным действием пьесы А. Штей на. Кажется: не будь этих сцен, и Ничто не изменится в истории Гордея и Ивана Позднышевых, ко торая и составляет сюжетное «яд ро» «Между ливнями». На самом фигура, спокойные, уверенные ин тонации, умение быстро оценить обстановку — позволяют зрителям увидеть в Позднышеве — С. Прос- тякове не только любящего отца, но и настоящего революционера* большевика. А это очень важно, потому что в кронштадтских сценах спектакля Позднышев — единст венный коммунист. который про тивостоит (хотя непосредственно с ними и не сталкивается) и махро вым контрреволюционерам барону фон Рнлькену, и генералу Козлов скому, и Гуще — одному из лиде ров мятежа, и перерожденцу ІІІа- лашову. В одной лишь сцене опыт ный актер не до конца, на наш взгляд, использовал возможность раскрыть этот план образа. В ка земате морской следственной тюрь мы, куда мятежники бросили арес тованных большевиков. Простяков несколько вял. в нем ощущается какая-то расслабленность. А меж ду тем, на наш взгляд, именно в этой сцене Позднышев должен быть собран и напряжен, как пру жина, — ведь он не только чувст вует тяжесть и ответственность создавшегося положения, но мучи тельно ищет выход из него. Прекрасным партнером С. Прос- тякова оказался молодой артист В. Рачнло, исполнитель роли Ива на Поздньпцева. После ленинских монологов сцены отца и сына — самые яркие эпизоды спектакля. Иван — сложный, противоречивый характер. Актер хорошо показыва ет суб'ективную честность своего героя, который искренне поверил в правоту дела «третьей революции» — как демагогически называли кронштадтский мятеж его главари. С какой душевной болью говорит Иван (В. Рачило) о голоде, о раз рухе, о «комиссарах», предавших революцию! В этом-то и заключа лась трагическая ошибка Поздны- шева-младшего и сотен его товари - 1 кость позиции Гущи, которого ло- кен — несомненная удача С. Са* дикова. который не просто зафик сировал бешеную ненависть баро на к Советской власти, но и рас крыл образ ограниченного, слепого в своей ненависти человека. Нес колькими штрихами набросал об раз беспринципного человека, ци ника заслуженный артист РСФСР Г. Градов, исполняющий роль ге нерала Козловского. Нам кажется, что верный тон нашел И, Моска левекий. который играет «красно го набата», журналиста. Артист су мел передать несколько наивную романтичность, с какой «Красный набат» воспринимает происходя щее, иронию, с какой он относится к себе, н его настоящую, горячую преданность революции. ЕСКОЛЬКО детальнее хо^ чется поговорить о трех об разах. Прежде всего, Гуща (артист Н. Новиков) — один из гла варей мятежа, причем (это особен но важно) 'г—, матрос. Если мы ви дели трагическую ошибку Ивана Позднышева. рядового участника мятежа, то сложнее обстоит дело с Гущей. Кто он — сознательный враг, просто авантюрист или такой же запутавшийся человек, как Иван, как другие? Что Гуща нена видит белопогонников — это мы видим, как видим и то, что он нена видит коммунистов. Значит, есть у него какая-то своя идея, которая увлекает и других матросоз? Но какая? Эти вопросы остаются в пьесе без ответа. А. Штейн пра вильно раскрыл политическую шат н щей. Они не прошли суровой шко лы революции и гражданской вой ны. Трудности первых лет Совет ской власти испугали их, показа лись непреодолимыми, а деятель ность перерожденцев, случайных людей, примазавшихся к партии, Иван Позднышев и другие приня ли за существо і партии. Этим и воспользовалась контрреволюция — «экономика... превратилась в политику...». Слова контрреволю ционеров о «светлой «третьей ре волюции», о «Советской власти без коммунистов» : оказались при манкой. Но Иван Позднышев по нял ЭТО СЛИШКОМ ПОЗДИРѵ* V1 ~ Д РАМА ' «Между ливнями» — произведение сложное, многопланное. Все образы, все сюжетные ходы имеют тонкую взаимосвязь, составляют цельную драматическую конструкцию. К со* жалению, мы не имеем возможнос ти подробно останавливаться на этом. Отметим коротко лишь от дельные актерские работы. Колоритную фигуру матроса Расколупы создал заслуженный артист РСФСР. А. Найчук, Обога тивший спектакль сочным юмором. Запоминается Л. Туманова в ролч баронессы фон Рнлькен. С мягкой улыбкой актриСа показывает, как в ее героине старое, отжившее начи нает незаметно уступать дорогу то му большому, новому, что принесла в ее н^изнь революция. Фон Риль- гика событий заставляет стать ря дом с фон Рнлькеном и Козлов* ским. А вот психологическая моти вировка поведения Гущи оказалась слабой. И это отразилось в игре Н. Новикова. Отдельные эпизоды актер проводит темпераментно, броско, но когда пытаешься свя зать их в одно целое, образ распа дается. Эта же неясность психологиче ских мотивов сказалась и на игре способной актрисы А. Журавлевой, которая в роли «Таськи-боцмана» ярко рисует лишь внешнюю линию поведения своей героини. И. нако нец, об одной — принципиальной, на наш взгляд, — актерской неуда че. Б. Соловьев играет комендан та Кронморбазы Шалашова этаким мягким, не очень приметным, че ловечком. По существу же Такие, как Шалашов. были в числе глав ных виновников мятежа. Он и ему подобные своим комчванством. бю рократическими замашками подры вали у матросской массы доверие к партии. Ведь именно к Шалашо- ву хотел обратиться за помощью Иван Позднышев, когда умирала мать: «Пришел» а войти... не смел». На примере таких вот шалашовых строили свою пропаганду контрре волюционеры. А. ЩтеЙН очень точ но довел до конца логику образа— в трудную минуту Шалашов не вы держивает и отказывается от пар тии. доказав тем самым случай ность своего пребывания в ее ря дах. Все это, к сожалению, прошло мимо актера. Б. Соловьев создал лишь невыразительную фигуру ка кого-то неврастеника, хотя у Него были (пусть не очень большие) воз можности создать интересный, а главное —- важный образ. С ПЕКТАКЛЬ «Между лив нями» в театре Северного флота радует ясностью и четкостью решения. К тонким крас кам драматургии А. Штейна поста* новщик заслуженный деятель ис кусств РСФСР И. Шойхет добавил яркие краски своей режиссерской палитры. К удачным находкам сле дует отнести пролог спектакля, где на фоне тревожного красного заре ва мы видим Ильича и слышим сло ва эпиграфа: «Ленину было труд но, когда начинал. Трудно было в семнадцатом — когда брали власть. Трудно было в восемнадца том. девятнадцатом, двадцатом... Но труднее всего было — весной двадцать первого года». Это сразу приподнимает весь спектакль, уг лубляет звучание тех Сцен, кото рые идут до первого монолога Ле нина. Закономерно и появление Ильича в финале. Отличное образ ное воплощение нашла у И. Шой хета мысль о том. что истинными руководителями кронштадтского мятежа были контрреволюционеры фон рилькены и козловские, а не «вожди» вроде Гущи. Можно при вести и другие интересные детали, которые помогают спектаклю и его создателям донести до зрителей важные мысли пьесы. Художник А. Шияновский верно почувствовал жанровое своеобра зие драмы А. Штейна и предложил лаконичное, образное решение оформления спектакля. Проекция на заднике и несколько необходи мых деталей выразительно переда ют обстановку и место действия в отдельных эпизодах. Спектакль «Между ливнями» — большая и интересная работа теат ра Северного флота, значительная веха на творческом пути талантли вого коллектива. Конст. К0СС08.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz