История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

m e w ш щ ш y 2 ) J 4 J M B O ? 4 £ C f č O J 0 k O J J Z / Č M U e J ■wjr ЕЛОВЕК всегда определи* ет свое место в момент, ког- да бушуют революции и войны. И от этого выбора зависит его судьба. Поддавшийся, поплыв­ ший но течению обречен на ги­ бель. Слепо идущий против — бес­ силен. Побеждает тот, кто борется, постигая закономерности. Это под силу не всякому: нужны ясный ум. твердая воля и точное понимание конечной цели борьбы. Лишь тот, кто обладает такими качествами, способен вести за собой других. В этом философский смысл драмы Александра Щтейна «ДІежду лив­ нями». В центре ее — Ленин. Драматург предложил новое, очень своеобразное и смелое реше­ ние образа великого вождя и мыс­ лителя. Ленин-нолитик, Ленин-фи- лософ. наконец. Ленин-человек с особой силой раскрывается перед нами в двух больших монологах- раэмышленнях: мы становимся как бы очевидцами трудной, напряжен­ ной работы его гигантского ума. ...На столе перед Лениным — маленький кусочек хлеба. В стра­ не нет его, хлеба. Нет металла, топ­ лива. Голодают рабочие, стоят за­ воды. Разруха. Западная пресса льет потоки грязи на большевиков, на Ленина. Все это — сплошная ложь. Но почему буржуазные газе­ ты так уверенно пишут о восстании в Кронштадте? Из Питера сообща­ ют. что в крепости все спокойно. А вот волнения на заводах — горь­ кая правда. Но ее не надо бояться. «Мы сильны правдой, только прав­ дой, одной правдой...». Что же де­ ДРАМА А. ШТЕЙНА «МЕЖДУ ЛИВНЯМИ» В ТЕАТРЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА СПЕКТАКЛЕ театра Север- лать? *Нужен поворот. Нужно це­ лебное средство...». Гибкая ленин­ ская мысль анализирует, анализи­ рует, анализирует. Острое поли­ тическое чутье Ильича не ошиб­ лось. Уверения из Петрограда ока­ зались пустыми — в Кронштадте вспыхнул контрреволюционный мя­ теж. ■ И йот мы снова один на один с Лениным. Глубокая ночь, надо от­ дохнуть перед завтрашним выступ­ лением на сезде партии... Но Ильич не может уснуть, его мысли вновь и вновь возвращаются к кронштадтским событиям. Мятеж подготовлен и развязан белогвар- дейщиной и интервентами. Это яс­ но- Но в него вовлечены тысячи моряков Кронштадтской морской базы. Почему они повернули пушки против Советской власти? Как это могло случиться? Экономика... «Экономика весны двадцать перво­ го года превратилась в политику — вот суть», И еще — это ре­ зультат колоссальных потерь, ко­ торые понесла партия большевиков в гражданской войне. Вместо вы­ бывших коммунистов в армию и на флот пришла беспартийная дере­ венская молодежь. Мы не учли этого, а контрреволюция учла. Что же делать с мятежниками? Карать только зачинщиков... А остальных? «Разоружить, А потом? Убедить. И снова — вооружить. Но — убе­ дить...». В і л і ы і і а п л ь сев< ного флота роль В. И. Ле­ нина играет заслуженный артист РСФСР С. Аханов. Актеру удалось главное — убедительно по­ казать процесс рождения ленин­ ской мысли. Большие монологи слушаются с неослабевающим вни­ манием. потому что в них глубоко и многогранно раскрывается' лич­ ность Ленина. Могучая сила ума. человеческая простота, внимание к людям, суровая твердость в делах политических, обаятельный интел­ лектуальный юмор — все эти До­ рогие черты и черточки ленинского образа сливаются в единое целое и создают неповторимый характер Ильича. Монологи Ленина с блес­ ком написаны А. Штейном, и в большинстве случаев С. Аханову удается передать то многообразие красок, какое вложил в них драма­ тург. Единственное, что хочется пожелать актеру, это стараться бо­ лее выразительно, более четко пе­ редавать динамику ленинской мыс­ ли, стремительные, всегда неожи- деле это, конечно, не так. Ленин­ ские монологи не только органич­ но входят в пьесу, по, как мощный источник света, освещают, выделя­ ют то общее, характерное для все­ го кронштадтского мятежа, что та­ ится за личными судьбами героев пьесы. И драма отца и сына, ока­ завшихся по разные стороны крон­ штадтского льда, предстает перед нами как глубокая философская и политическая трагедия. Гордея Позднышева играет на­ родный артист РСФСР С. Простя­ ков. Очень сильно в его исполне­ нии прозвучала трагедия Поздны- щева-отца. Мы чувствуем, что за внешней сдержанностью, с кото­ рой Гордей пытается вначале убе­ дить сына в ошибке, • скрывается огромная боль. И, как взрыв, как молния, прорываются эта боль, это отчаяние в момент последнего раз­ говора с Иваном. Образ Позднышева-старшего на­ писан драматургом так, что на пер­ вый план в нем выдвинуты личные переживания. Но верные, точные данные повороты гениального ума. *штрихи — крепкая, подтянутая Сейчас в образе, созданном С. Аха­ новым. этой свободы движения мысли недостает. Внешне — сюжетно — ленин­ ские сцены почти не связаны с ос­ новным действием пьесы А. Штей­ на. Кажется: не будь этих сцен, и Ничто не изменится в истории Гордея и Ивана Позднышевых, ко­ торая и составляет сюжетное «яд­ ро» «Между ливнями». На самом фигура, спокойные, уверенные ин­ тонации, умение быстро оценить обстановку — позволяют зрителям увидеть в Позднышеве — С. Прос- тякове не только любящего отца, но и настоящего революционера* большевика. А это очень важно, потому что в кронштадтских сценах спектакля Позднышев — единст­ венный коммунист. который про­ тивостоит (хотя непосредственно с ними и не сталкивается) и махро­ вым контрреволюционерам барону фон Рнлькену, и генералу Козлов­ скому, и Гуще — одному из лиде­ ров мятежа, и перерожденцу ІІІа- лашову. В одной лишь сцене опыт­ ный актер не до конца, на наш взгляд, использовал возможность раскрыть этот план образа. В ка­ земате морской следственной тюрь­ мы, куда мятежники бросили арес­ тованных большевиков. Простяков несколько вял. в нем ощущается какая-то расслабленность. А меж­ ду тем, на наш взгляд, именно в этой сцене Позднышев должен быть собран и напряжен, как пру­ жина, — ведь он не только чувст­ вует тяжесть и ответственность создавшегося положения, но мучи­ тельно ищет выход из него. Прекрасным партнером С. Прос- тякова оказался молодой артист В. Рачнло, исполнитель роли Ива­ на Поздньпцева. После ленинских монологов сцены отца и сына — самые яркие эпизоды спектакля. Иван — сложный, противоречивый характер. Актер хорошо показыва­ ет суб'ективную честность своего героя, который искренне поверил в правоту дела «третьей революции» — как демагогически называли кронштадтский мятеж его главари. С какой душевной болью говорит Иван (В. Рачило) о голоде, о раз­ рухе, о «комиссарах», предавших революцию! В этом-то и заключа­ лась трагическая ошибка Поздны- шева-младшего и сотен его товари - 1 кость позиции Гущи, которого ло- кен — несомненная удача С. Са* дикова. который не просто зафик­ сировал бешеную ненависть баро­ на к Советской власти, но и рас­ крыл образ ограниченного, слепого в своей ненависти человека. Нес­ колькими штрихами набросал об­ раз беспринципного человека, ци­ ника заслуженный артист РСФСР Г. Градов, исполняющий роль ге­ нерала Козловского. Нам кажется, что верный тон нашел И, Моска­ левекий. который играет «красно­ го набата», журналиста. Артист су­ мел передать несколько наивную романтичность, с какой «Красный набат» воспринимает происходя­ щее, иронию, с какой он относится к себе, н его настоящую, горячую преданность революции. ЕСКОЛЬКО детальнее хо^ чется поговорить о трех об­ разах. Прежде всего, Гуща (артист Н. Новиков) — один из гла­ варей мятежа, причем (это особен­ но важно) 'г—, матрос. Если мы ви­ дели трагическую ошибку Ивана Позднышева. рядового участника мятежа, то сложнее обстоит дело с Гущей. Кто он — сознательный враг, просто авантюрист или такой же запутавшийся человек, как Иван, как другие? Что Гуща нена­ видит белопогонников — это мы видим, как видим и то, что он нена­ видит коммунистов. Значит, есть у него какая-то своя идея, которая увлекает и других матросоз? Но какая? Эти вопросы остаются в пьесе без ответа. А. Штейн пра­ вильно раскрыл политическую шат н щей. Они не прошли суровой шко­ лы революции и гражданской вой­ ны. Трудности первых лет Совет­ ской власти испугали их, показа­ лись непреодолимыми, а деятель­ ность перерожденцев, случайных людей, примазавшихся к партии, Иван Позднышев и другие приня­ ли за существо і партии. Этим и воспользовалась контрреволюция — «экономика... превратилась в политику...». Слова контрреволю­ ционеров о «светлой «третьей ре­ волюции», о «Советской власти без коммунистов» : оказались при­ манкой. Но Иван Позднышев по­ нял ЭТО СЛИШКОМ ПОЗДИРѵ* V1 ~ Д РАМА ' «Между ливнями» — произведение сложное, многопланное. Все образы, все сюжетные ходы имеют тонкую взаимосвязь, составляют цельную драматическую конструкцию. К со* жалению, мы не имеем возможнос­ ти подробно останавливаться на этом. Отметим коротко лишь от­ дельные актерские работы. Колоритную фигуру матроса Расколупы создал заслуженный артист РСФСР. А. Найчук, Обога­ тивший спектакль сочным юмором. Запоминается Л. Туманова в ролч баронессы фон Рнлькен. С мягкой улыбкой актриСа показывает, как в ее героине старое, отжившее начи­ нает незаметно уступать дорогу то­ му большому, новому, что принесла в ее н^изнь революция. Фон Риль- гика событий заставляет стать ря­ дом с фон Рнлькеном и Козлов* ским. А вот психологическая моти­ вировка поведения Гущи оказалась слабой. И это отразилось в игре Н. Новикова. Отдельные эпизоды актер проводит темпераментно, броско, но когда пытаешься свя­ зать их в одно целое, образ распа­ дается. Эта же неясность психологиче­ ских мотивов сказалась и на игре способной актрисы А. Журавлевой, которая в роли «Таськи-боцмана» ярко рисует лишь внешнюю линию поведения своей героини. И. нако­ нец, об одной — принципиальной, на наш взгляд, — актерской неуда­ че. Б. Соловьев играет комендан­ та Кронморбазы Шалашова этаким мягким, не очень приметным, че­ ловечком. По существу же Такие, как Шалашов. были в числе глав­ ных виновников мятежа. Он и ему подобные своим комчванством. бю­ рократическими замашками подры­ вали у матросской массы доверие к партии. Ведь именно к Шалашо- ву хотел обратиться за помощью Иван Позднышев, когда умирала мать: «Пришел» а войти... не смел». На примере таких вот шалашовых строили свою пропаганду контрре­ волюционеры. А. ЩтеЙН очень точ­ но довел до конца логику образа— в трудную минуту Шалашов не вы­ держивает и отказывается от пар­ тии. доказав тем самым случай­ ность своего пребывания в ее ря­ дах. Все это, к сожалению, прошло мимо актера. Б. Соловьев создал лишь невыразительную фигуру ка­ кого-то неврастеника, хотя у Него были (пусть не очень большие) воз­ можности создать интересный, а главное —- важный образ. С ПЕКТАКЛЬ «Между лив­ нями» в театре Северного флота радует ясностью и четкостью решения. К тонким крас­ кам драматургии А. Штейна поста* новщик заслуженный деятель ис­ кусств РСФСР И. Шойхет добавил яркие краски своей режиссерской палитры. К удачным находкам сле­ дует отнести пролог спектакля, где на фоне тревожного красного заре­ ва мы видим Ильича и слышим сло­ ва эпиграфа: «Ленину было труд­ но, когда начинал. Трудно было в семнадцатом — когда брали власть. Трудно было в восемнадца­ том. девятнадцатом, двадцатом... Но труднее всего было — весной двадцать первого года». Это сразу приподнимает весь спектакль, уг­ лубляет звучание тех Сцен, кото­ рые идут до первого монолога Ле­ нина. Закономерно и появление Ильича в финале. Отличное образ­ ное воплощение нашла у И. Шой­ хета мысль о том. что истинными руководителями кронштадтского мятежа были контрреволюционеры фон рилькены и козловские, а не «вожди» вроде Гущи. Можно при­ вести и другие интересные детали, которые помогают спектаклю и его создателям донести до зрителей важные мысли пьесы. Художник А. Шияновский верно почувствовал жанровое своеобра­ зие драмы А. Штейна и предложил лаконичное, образное решение оформления спектакля. Проекция на заднике и несколько необходи­ мых деталей выразительно переда­ ют обстановку и место действия в отдельных эпизодах. Спектакль «Между ливнями» — большая и интересная работа теат­ ра Северного флота, значительная веха на творческом пути талантли­ вого коллектива. Конст. К0СС08.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz