История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Солдат всегда солдат ш и ш и я з ш ч и я и и и ш и и ш и в к а т а я я я ^ в и и г а и ^ и и я ю в и в а и и и и и к я и и в я и и и ш НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА СЕВЕРНОГО ФЛОТА «ДУША СОЛДАТА» Ш ДЯ на спектакль театра Се­ верного флота «Душа сол­ дата», я невольно вспомнил опубликованное в печати выступле­ ние Министра Обороны СССР Мар­ шала Советского Союза Р. Я. Ма­ линовского на проведенной в нача­ ле февраля встрече писателей и мастеров искусств с военными работниками. Вот его слова, обра­ щенные к «инженерам человече­ ских душ»: «У вас в руках могучее оружие — оружие художественного обра­ за. обладающего огромной силой эмоционального воздействия на ду­ ши и сердца людей. И если это оружие всегда исправно и нацеле­ но правильно — оно бьет верно. I без промаха. Об этом красноречиво свидетельствуют лучшие произве-; дения. играющие неоценимую роль в патриотическом воспитании наро­ да и армии, в формировании актив- і ных строителей коммунизма*. В афишах под названием спек­ такля стоит такое определение; жанра: «Комедия с музыкой и тан­ цами?». Известно, как мало идет у нас комедий, особенно музыкаль­ ных, и с какой жаждой ждут их = зрители. Поэтому афиша была мно­ гообещающей. но и настораживаю­ щей. Сколько раз случалось так: драматические театры брались за комедии «с музыкой и танцами», и, музыкальная сторона, как правило. = оставляла желать много лучшего. Но в данном случае опасения оказались напрасными. Они были развеяны уже после первых кар-: тин. Веселая, запоминающаяся му­ зыка композитора JI. Лядовой, пес-і ни и танцы, поставленные балет-; мейстером М. Лагутиным, настоль­ ко отгичались заразительностью и неподдельном юмором, что на вто-: рой план отходили вокальные и хореографические данные драмати­ ческих актеров. Трое друзей-сержантоз — Ды-; мов. Завалян и Творожник, отслу­ жив положенное, должны уйти в: запас. Гражданская жизнь, о кото-: рой они, может быть, мечтали в не-; легких армейских буднях, открыла перед ними свои двери. Но как'рас-: статься с товарищами, со своей; опасной специальностью минеров.' полученной в армии и еще столь необходимой?! Друзья решают ос-, таться на сверхсрочную. Но мало; только желать. В беседе со своими воспитанниками генерал Рубцов говорит о новых трудностях, кото-; рые встанут перед сержантами. Го­ товы ли они быть младшими коман­ дирами сверхсрочной службы? — Готовы. — отвечают друзья. — Отпуск вы получите не скоро.! — Согласны! — Вам предстоит трудное дело, справитесь? — Справимся! Дальше мы видим, что эти отве­ ты — не просто слова. Да. такие ребята ко всему готовы! Армия вос­ питала их настоящими людьми — мужественными и добрыми. Автор ставит своих героев в трудные ситуации, сталкивает их с разными людьми, и всегда воины оказываются на высоте. Вместе они ищут девушку, которую с первого взгляда полюбил их друг, с боль­ шой теплотой относятся к молодой матери, обманутой подлецом Бау­ линым. не колеблясь ни секунды. ; бросаются к обнаруженной в под- вале жилого дома фашистской бом­ бе. чтобы обезвредить ее. Постановщики спектакля глав­ ный режиссер театра заслуженный деятель искусств РСФСР И. Шой­ хет и заслуженный артист респуб­ лики Г. Градов нашли очень вер- ; ный ключ для решения спектакля. Яркое оформление (художник : А. Мещанинова), доходящие до ; гротеска отдельные образы, точное исполнение водевильных ситуаций (все-таки «Душа солдата» — это : скорее не комедия, а водевиль) соз­ дали веселое музыкальное сцени­ ческое произведение; Актеры очень удачно распреде- ; лены по ролям и с лихвой покры- вают недостатки пьесы, еще раз доказывая, что последнее слово н судьбе произведений драматургии і принадлежит все же театру. В спектакле целая галерея на- ; стоящих актерских удач. Подлин­ ным воспитателем солдат, умным и вдумчивым, предстает перед зрите­ лем Рѵбцоз в исполнении народно­ го артиста РСФСР С. Простякова. Генерал может по-отечески пого­ ворить со своими подчиненными, спеть с ними задушевную солдат­ скую песню. Он понимает и любит молодежь, готов прийти ей на помощь в трудную минуту. За внешней суровостью актер показы­ вает необыкновенно добрую душу военачальника. Очень мало места уделил дра­ матург жене Рубцова Елене Ни­ колаевне. но и в тех сценах, где мы видим ее. артистка Л. Тумано­ ва очень метко и точно рисует свою героиню. Веришь каждому слову,: жесту, поступку исполнительницы этой роли М. Скоромииковой. Соз-: данный ею образ — новая боль­ шая удача молодой актрисы. Интересна тройка друзей-сер- = жаитоз. роли которых исполняют: артисты А. Орлов. И. Москалев-’ ский и заслуженный артист РСФСР А. Найчук. На первый- взгляд эти парни кажутся очень: разными. Даже непонятно, что мо­ жет быть между пи.ми общего. Но : так кажется только вначале. Ин­ теллигентный и романтичный Ды­ мов, горячий, с головой, полной всяких «гениальных планов», осу-; ществление которых всегда ставит1 друзей в нелепое положение. Джан Завалян. никогда не унывающий, с: несколько тяжеловатым юмором: Творожник прекрасно дополняют- друг друга. Их не просто познако-; мила армия — она соединила их: нерушимыми узами солдатской дружбы. Актеры создали образы ребят с одинаково твердыми характерами.: но таких разных, таких знакомых и близких каждому зрителю. Здесь драматургу и исполнителям ѵда-: лось, как говорил Горький, подме­ тить необыкновенное в самых: обыкновенных людях, умело пока-; зать советских людей, советских- воинов. Но вот другой «коллектив» — і Лизочка и Баулин. Они тоже свя-! заны междѵ собой. Но связаны, ес­ ли можно так выразиться, ниточ-: кой. Если дружба сержантов по-' строена на честных и бескорыст­ ных взаимоотношениях, то связь: этой папы держится на лжи и день-; гах Лизочки, которые так любит: Баулин Обманувший не одну наив-; ную девушку, он решил попытать-: ся связать свою судьбу с Шуроч­ кой — дочерью генерала, который; в дальнейшем «может стать мар-: шалом, и тогда все бѵдѵт говорить*.; «►Вот идет мѵж дочери маршала*. : Актеры В. Ячменева и В. Хо- мич. играющие Лизочку и Баули­ на довольно точно чувствуют ост­ рые водевильные ситуации и.; главное, никогда не выходят за их' рамки, не создают карикатур. Одной из лучших работ в спек-; такле. несомненно, является заве­ дующий каруселью Хабибулин (ар­ тист С. Скворцов). Он хорошо пе­ редает акцент своего героя. Нацио­ нальную манеру поведения. Непло-; хо сыграна артистом В. Шинкаре-; вым .роль вахтера Пѵлн. Друзья-сержанты и люди, кото-; рые находятся рядом с ними, уве­ ренно идут в бой за овладение вы­ сотами боевой и политической под-; готовки, в бой за нового человека.; Если понадобится, они пойдут в настоящий бой с врагами нашей, Родины. Значит, можно с полным правом сказать: постановкой «Душа.солда­ та» Флотский театр верно нацелил: свое оружие. Ф. ШВАРЦ. НА СНИМКЕ: сцена из спектак­ ля «Душа солдата». Шѵрочка —; артистка М. Скоромннкова, стар­ ший сержант Дымов — артист: А. Орлов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz