История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ОТСТАЕМ ЛИ МЫ? О ЧЕНЬ ХОРОШО, что газе­ та «На страже Заполярья» развернула на своих стра­ ницах разговор о работе театра Се­ верного флота. Продолжить этот разговор особенно важно сейчас, после встречи руководителей пар­ тии и правительства с деятелями литературы и искусства, под впе­ чатлением которой мы все сейчас живем. Творческому коллективу, если он не хочет остановиться в своем поступательном движении вперед, нужно всегда советоваться с мас­ сами. прислушиваться к их голосу. «В битве за коммунизм, кото­ рую мы ведем, —. сказал товарищ Н. С. Хрущев, выступая 8 марта с. г. в Кремле, — важнейшее зна­ чение имеет воспитание всех лю­ дей в духе коммунистических идеа­ лов». И коллектив ^театра Северно­ го флота стремится к тому, чтобы его труд доставлял зрителям ра­ дость, помогал воинам-северомор- цам жить, трудиться, нести служ­ бу, бороться с трудностями, повы­ шать идейно-эстетический уровень. Как это удается флотскому театру — судить зрителям. Но, чтобы разговор о театре на страни­ цах газеты был более конкретным, более полным и точным, мы в этой статье постараемся осветить то, что определяет главное содержа­ ние работы театра, его лицо — репертуар. В ТВОРЧЕСКУЮ -ОЦЕНКУ деятельности театра входят два основных критерия: анализ репертуара с точки зрения его идейности, художественности, современности и анализ идейно­ художественного качества спектак­ лей. Допустим, что анализ деятельно­ сти театра с этих позиций произ­ веден. Достаточно ли будет этого для окончательного вывода, какой, например, сделал капитан 2 ранга Г. Эйдлин в своей статье «Не от­ ставать!» («На страже Заполярья» з а 31 января с. г.), основное содер­ жание которой выражает ее назва­ ние? На наш взгляд, недостаточно. Нельзя отрывать деятельность театра от источника его существо­ вания — от состояния драматур­ гии на сегодняшний день, тем бо­ лее, что в основе репертуарной по­ литики театра лежит тема совре­ менности. лежит образ человека, строящего коммунистическое завт­ ра нашей страны. Было бы,однобо- ко и неверно судить о театре, ссылаясь на его прошлые заслуги, на его прошлые этапные спектак­ ли. такие, как «Оптомистическая трагедия», «Разлом». «Офицер флота», «Кремлевские куранты» и т. д., не видя дыхания сегодняш­ него времени в творчестве театра. Да. перечисленные выше пьесы — советская классика, золотой фонд нашей драматургии. Но разве от­ сутствие этих пьес в репертуаре.и наличие в нем ряда современных пьес, якобы вызывающих сомне­ ния. говорит о том. что.театр оста­ новился в своем развитии и отста­ ет от запросов зрителей? В последние 2 —3 года перед театром встала необходимая зада­ ча: играть на флоте весь свой ре­ пертуар. Это значит: надо иметь соответствующие постановки, регу­ лярно выходить на кораблях туда, где театр ждут с нетерпением, где. по сути дела, по-настоящему про­ веряется творческая боеготовности коллектива. Поэтому при разгово­ ре о репертуаре театра нужно учи­ тывать не только соответствие те­ мы и идеи пьес задачам политиче­ ского и морально-этического воспи­ тания личного состава, но и эксплуатационную возможность спектакля на всех отдаленных точ­ ках флота, где площадки, как из­ вестно. не отличаются габаритами и совершенством сценического обо­ рудования. Репертуар текущего сезона пол­ ностью используется на всех отда­ ленных точках флота, и в этой большой гибкости мы-видим его достоинство. ' - ГГЛ ЕПЕРЬ ПЕРЕЙДЕМ кон- I кретно к анализу действую­ щего репертуара театра. Мы вправе разобрать драматиче­ ские произведения. Что же касаем­ ся качества воплощения их в спек­ таклях, то мы можем только ссылаться на отзывы зрителей и на личный контакт со зрительным залом, который так ценят актеры. Итак, обратимся непосредствен­ но к пьесам. Да. в списке дей­ ствующего репертуара нет произ­ ведения. достойного «Оптимистиче­ ской трагедии». Можно не сом­ неваться, что, если бы таковое поя­ вилось. оно обязательно было бы в репертуаре театра. Если вспомнить совсем недалекое прошлое, то мы увидим, что театр Северного фло­ та одним из первых в стране поста­ вил такие пьесы, как «Иркутская история» А. Арбузова. «Барабан­ щица» А Салынского. «Люди, ко­ торых я видел» С. Смирнова. Если нет аналогичных взлетов сейчас, то, видимо, нет. подобных произве­ дений / И все же такое положение ни в коей мере не снижает нашей требо­ вательности к подбору репертуара, скорее, наоборот, заставляет театр особенно внимательно разбираться в тех многочисленных произведе­ ниях, которые поступают в его портфель. Оценивая идущие на на­ шей сцене пьесы с точки зрения их идейности, художественности, современности, воспитательной ценности и эксплуатационной воз­ можности их постановок, можно со всей ответственностью сказать, что театр в своей репертуарной поли­ тике шагает в ногу, с требованиями сегодняшнего дня, выполняет за­ дачу идейно-эстетического воспи­ тания североморцев. Это подтвер­ ждается и те.ми оценками, которые даны нашим спектаклям зрителями на страницах флотской газеты. ( В самом деле, тема и идея пьес «Чайки над морем». «Ракетчики», «Под одной из крыш», «Океан», «Барабанщица» лежат в фарвате­ ре главной репертуарной линии флотского театра — героико-рэ- мантической. В этих пьесах,\ в каж­ дой по-своему, ставятся проблемы воинского долга, горячей любви к Родине, моральной чистоты, высо­ кой принципиальности воинов Со­ ветской Армии и Военно-Морского Флота. Пьеса и спектакль «День рожде­ ния Терезы» комментариев не тре­ буют, постановка эта совпала с кризисом в районе Карибского мо­ ря. Спектаклями «Палата», «Перед ужином». «Под одной из крыш» театр откликнулся на чрезвычайно важную тему современности — те­ му борьбы советского народа с по­ следствиями культа личности, по­ ставленную на повестку дня самой жизнью. «Лунная соната». «Безупречная репутация» — добротные комедии, не претендующие на классические сопоставления, но повествующие о хороших советских людях, кото­ рые попадают в необычные ситуа­ ции. помогают друг другу изжи­ вать свои недостатки. К сожале­ нию. в репертуаре театра мало ко­ медий. а они необходимы флотско­ му зрителю. Здоровый смех, хоро­ ший отдЫх нужны воинам после напряженного ратного труда. Что касается Сказки «Горя : бояться — счастья не видать», то она предназначена специально для детей, что также необходимо. П РОАНА Л И З И Р О В А В вкратце репертуар театра, нам хотелось бы сделать в порядке дружеской полемики не­ сколько критических замечаний в адрес тов. Эйдлина. о статье кото­ рого мы упомянули выше. Нам пон­ равился основной пафос статьи — искреннее беспокойство за судьбу флотского театра, желание помочь ему увидеть недостатки. В статье высказан, с нашей точки зрения, целый ряд правильных критических замечаний (отсутствие в репертуа­ ре театра классики: формальное перечисление в репертуарном спи­ ске пьес, которые не идут годами — «ОтеЛло». «Люди, которых я видел», «Оптимистическая траге­ дия». «Последние рубеяси», «Ир­ кутская история» и др.). Правиль­ но и то. что театр плохо реклами­ рует свои спектакли, мало исполь­ зует возможности радио, телевиде­ ния. флотской газеты Наш коллектив признает спра­ ведливость этих критических заме­ чаний. и уже в начале марта флот­ ские зрители вновь увидят спектак­ ли «Океан» и «Барабанщица». Возможно, будет поставлена пьеса В. Шекспира «Ричард III». При­ нимаются меры к расширению форм оекламированич спектаклей. Н О С НЕКОТОРЫМИ ПО­ ЛОЖЕНИЯМИ статьи мы согласиться не можем, ибо они неверны и дезориентируют чи­ тателей. Мы не можем, например, согласиться с оценкой нашей творческой деятельности тов. Эйдлнным. Он пишет: «...Внима­ тельно следя за репертуаром теат­ ра Северного флота, мы не можем пройти и мимо того, что часть пьес, поставленных здесь — это произ­ ведения легковесные или художе­ ственно неполноценные»- И даль­ ше приводит список пьес, которые, как пишет автор, не пользовались успехом: «Звезды не гаснут», «Время любить», «Двести тысяч на мелкие расходы». «Золотой мальчик», «Безупречная репута­ ция». «Лунная соната». Должны сказать, во-первых, что «Двести тысяч на мелкие расходы» — по­ становка четырехлетней давности. и нет смысла сейчас о ней гово­ рить. Во-вторых, нельзя относить пьесы «Звезды не гаснут» и «Зо­ лотой мальчик» к разряду легко­ весных и малохудожественных, неполноценных. Это просто не со­ ответствует действительности. Театру не удалось по этим пьесам сделать достоііные спектакли, кото­ рые пользовались бы успехом у зрителей. Это другой разгозор. Ес­ ли театру, к примеру, не удался спектакль по пьесе Шекспира, то это не значит, что промззедения Шекспира художественно неполно­ ценны. В-третьих, пьесы «Время любить». «Лунная соната» и «Бе­ зупречная репутация» — вполне художественно полноценные произ­ ведения. спектакли по этим пьесам долгое время, как у нас выражают-» ся администраторы, «кормили и кормят» театр. Например, матрос- ‘ ский клуб в Североморске по просьбе зри'^елей дважды повторял спектакль «Безупречная репута­ ция». Хорошие отзывы об этих комедиях теитр и о л у ? > jc č x от­ даленных гарнизонах флота. Не прав тов. Эйдлнн и в оценке спектаклей «Под одной из крыш> и «Палата». Автор статьи ссылает­ ся на то. что при повторных пред­ ставлениях этих спектаклей в Севе­ роморском Доме офицеров зал был пуст, и считает, что «эти факты дают серьезную пищу для р а з м ы ш ­ лений». Дело в тс.ѵ. что ігр -ѵ-лѵдд будет верным судить по состоянию кассы о достоинствах спек.адля. Кстати, при повторном пред­ ставлении спектакля «Под ‘ од-, ной из крыш» зрительный зал здесь был полон. Спектакль зрите­ лям понравился, некоторые после: спектакля заходили за кулисы, взволнованно благодарили арти­ стов и говорили, что это — одна из лучших работ сезона; «Палата» и «Под одной из крыш» были пока­ заны на многих отдаленных точ­ ках. в Мурманске и области и по­ лучили самую положительную оценку. Спектакль «Палата», на­ пример. на конференции зрителей в г. Мончегорске был отмечен как наиболее глубокий, современный и ансамблевый спектакль театра. Та­ кие же отзывы были в печати. М Ы НАДЕЕМСЯ, что у чита­ теле^ газеты «На страже Заполярья» не создастся впечатление, что мы не хотим ви­ деть свои недостатки и упиваемся только похвалами в наш адрес- Нет. мы отчетливо видим наши сла­ бые стороны — даже в спектаклях «Палата» и «Под одной из крыш». Но в данном случае мы берем на вооружение положительную оце»« ку этих постановок, желая отстоять* истину, что они несут в себе мно­ го нужных, важных мыслей, вол­ нующих сегодня советских людей, и что воплощение этих пьес на на* шей( сцене никак не может наво* дить на грустные размышления о судьбе театра. Н а к о н е ц , в о т о ч е м . Г. Эйдлин пишет: «В пос­ леднее время мы видим меньше постановок главного ре» жиссера театра заслуженного дея­ теля искусств РСФСР И. Б. Шой- хета... Было бы очень хорошо, ес­ ли бы Зритель видел больше твор­ ческих работ Шойхета». Этот уп­ рек не соответствует действитель­ ности. В начале нынешнего теат­ рального сезона зрители увидели за короткий срок сразу три новых постановки Шойхета: «Чайки над морем». «День рождения Терезы». «Палата». Сейчас тов. Шойхет на­ ходится в длительной творческой командировке — ставит в Цент­ ральном театре Советской Армии спектакль «Судьба солдата». В ЗАКЛЮЧЕНИЕ нам хочет­ ся сказать, что. работая непосредственно на флоте, выезжая в отдаленные гарнизоны, показывая наши спектакли лично­ му составу флота, чувствуя живое дыхание зрительного зала, по­ лучая теплые слова благодарности после спектаклей, мы не ощущаем себя остановившимися в своем раз­ витии и убеждены, что не насту­ пит такое время, когда любовь к театру Северного флота сменится равнодушием, о чем предостерега­ ет тов. Эйдлин в своей статье. С. САДИКОВ, I артист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz