История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ОТСТАЕМ ЛИ МЫ? О ЧЕНЬ ХОРОШО, что газе та «На страже Заполярья» развернула на своих стра ницах разговор о работе театра Се верного флота. Продолжить этот разговор особенно важно сейчас, после встречи руководителей пар тии и правительства с деятелями литературы и искусства, под впе чатлением которой мы все сейчас живем. Творческому коллективу, если он не хочет остановиться в своем поступательном движении вперед, нужно всегда советоваться с мас сами. прислушиваться к их голосу. «В битве за коммунизм, кото рую мы ведем, —. сказал товарищ Н. С. Хрущев, выступая 8 марта с. г. в Кремле, — важнейшее зна чение имеет воспитание всех лю дей в духе коммунистических идеа лов». И коллектив ^театра Северно го флота стремится к тому, чтобы его труд доставлял зрителям ра дость, помогал воинам-северомор- цам жить, трудиться, нести служ бу, бороться с трудностями, повы шать идейно-эстетический уровень. Как это удается флотскому театру — судить зрителям. Но, чтобы разговор о театре на страни цах газеты был более конкретным, более полным и точным, мы в этой статье постараемся осветить то, что определяет главное содержа ние работы театра, его лицо — репертуар. В ТВОРЧЕСКУЮ -ОЦЕНКУ деятельности театра входят два основных критерия: анализ репертуара с точки зрения его идейности, художественности, современности и анализ идейно художественного качества спектак лей. Допустим, что анализ деятельно сти театра с этих позиций произ веден. Достаточно ли будет этого для окончательного вывода, какой, например, сделал капитан 2 ранга Г. Эйдлин в своей статье «Не от ставать!» («На страже Заполярья» з а 31 января с. г.), основное содер жание которой выражает ее назва ние? На наш взгляд, недостаточно. Нельзя отрывать деятельность театра от источника его существо вания — от состояния драматур гии на сегодняшний день, тем бо лее, что в основе репертуарной по литики театра лежит тема совре менности. лежит образ человека, строящего коммунистическое завт ра нашей страны. Было бы,однобо- ко и неверно судить о театре, ссылаясь на его прошлые заслуги, на его прошлые этапные спектак ли. такие, как «Оптомистическая трагедия», «Разлом». «Офицер флота», «Кремлевские куранты» и т. д., не видя дыхания сегодняш него времени в творчестве театра. Да. перечисленные выше пьесы — советская классика, золотой фонд нашей драматургии. Но разве от сутствие этих пьес в репертуаре.и наличие в нем ряда современных пьес, якобы вызывающих сомне ния. говорит о том. что.театр оста новился в своем развитии и отста ет от запросов зрителей? В последние 2 —3 года перед театром встала необходимая зада ча: играть на флоте весь свой ре пертуар. Это значит: надо иметь соответствующие постановки, регу лярно выходить на кораблях туда, где театр ждут с нетерпением, где. по сути дела, по-настоящему про веряется творческая боеготовности коллектива. Поэтому при разгово ре о репертуаре театра нужно учи тывать не только соответствие те мы и идеи пьес задачам политиче ского и морально-этического воспи тания личного состава, но и эксплуатационную возможность спектакля на всех отдаленных точ ках флота, где площадки, как из вестно. не отличаются габаритами и совершенством сценического обо рудования. Репертуар текущего сезона пол ностью используется на всех отда ленных точках флота, и в этой большой гибкости мы-видим его достоинство. ' - ГГЛ ЕПЕРЬ ПЕРЕЙДЕМ кон- I кретно к анализу действую щего репертуара театра. Мы вправе разобрать драматиче ские произведения. Что же касаем ся качества воплощения их в спек таклях, то мы можем только ссылаться на отзывы зрителей и на личный контакт со зрительным залом, который так ценят актеры. Итак, обратимся непосредствен но к пьесам. Да. в списке дей ствующего репертуара нет произ ведения. достойного «Оптимистиче ской трагедии». Можно не сом неваться, что, если бы таковое поя вилось. оно обязательно было бы в репертуаре театра. Если вспомнить совсем недалекое прошлое, то мы увидим, что театр Северного фло та одним из первых в стране поста вил такие пьесы, как «Иркутская история» А. Арбузова. «Барабан щица» А Салынского. «Люди, ко торых я видел» С. Смирнова. Если нет аналогичных взлетов сейчас, то, видимо, нет. подобных произве дений / И все же такое положение ни в коей мере не снижает нашей требо вательности к подбору репертуара, скорее, наоборот, заставляет театр особенно внимательно разбираться в тех многочисленных произведе ниях, которые поступают в его портфель. Оценивая идущие на на шей сцене пьесы с точки зрения их идейности, художественности, современности, воспитательной ценности и эксплуатационной воз можности их постановок, можно со всей ответственностью сказать, что театр в своей репертуарной поли тике шагает в ногу, с требованиями сегодняшнего дня, выполняет за дачу идейно-эстетического воспи тания североморцев. Это подтвер ждается и те.ми оценками, которые даны нашим спектаклям зрителями на страницах флотской газеты. ( В самом деле, тема и идея пьес «Чайки над морем». «Ракетчики», «Под одной из крыш», «Океан», «Барабанщица» лежат в фарвате ре главной репертуарной линии флотского театра — героико-рэ- мантической. В этих пьесах,\ в каж дой по-своему, ставятся проблемы воинского долга, горячей любви к Родине, моральной чистоты, высо кой принципиальности воинов Со ветской Армии и Военно-Морского Флота. Пьеса и спектакль «День рожде ния Терезы» комментариев не тре буют, постановка эта совпала с кризисом в районе Карибского мо ря. Спектаклями «Палата», «Перед ужином». «Под одной из крыш» театр откликнулся на чрезвычайно важную тему современности — те му борьбы советского народа с по следствиями культа личности, по ставленную на повестку дня самой жизнью. «Лунная соната». «Безупречная репутация» — добротные комедии, не претендующие на классические сопоставления, но повествующие о хороших советских людях, кото рые попадают в необычные ситуа ции. помогают друг другу изжи вать свои недостатки. К сожале нию. в репертуаре театра мало ко медий. а они необходимы флотско му зрителю. Здоровый смех, хоро ший отдЫх нужны воинам после напряженного ратного труда. Что касается Сказки «Горя : бояться — счастья не видать», то она предназначена специально для детей, что также необходимо. П РОАНА Л И З И Р О В А В вкратце репертуар театра, нам хотелось бы сделать в порядке дружеской полемики не сколько критических замечаний в адрес тов. Эйдлина. о статье кото рого мы упомянули выше. Нам пон равился основной пафос статьи — искреннее беспокойство за судьбу флотского театра, желание помочь ему увидеть недостатки. В статье высказан, с нашей точки зрения, целый ряд правильных критических замечаний (отсутствие в репертуа ре театра классики: формальное перечисление в репертуарном спи ске пьес, которые не идут годами — «ОтеЛло». «Люди, которых я видел», «Оптимистическая траге дия». «Последние рубеяси», «Ир кутская история» и др.). Правиль но и то. что театр плохо реклами рует свои спектакли, мало исполь зует возможности радио, телевиде ния. флотской газеты Наш коллектив признает спра ведливость этих критических заме чаний. и уже в начале марта флот ские зрители вновь увидят спектак ли «Океан» и «Барабанщица». Возможно, будет поставлена пьеса В. Шекспира «Ричард III». При нимаются меры к расширению форм оекламированич спектаклей. Н О С НЕКОТОРЫМИ ПО ЛОЖЕНИЯМИ статьи мы согласиться не можем, ибо они неверны и дезориентируют чи тателей. Мы не можем, например, согласиться с оценкой нашей творческой деятельности тов. Эйдлнным. Он пишет: «...Внима тельно следя за репертуаром теат ра Северного флота, мы не можем пройти и мимо того, что часть пьес, поставленных здесь — это произ ведения легковесные или художе ственно неполноценные»- И даль ше приводит список пьес, которые, как пишет автор, не пользовались успехом: «Звезды не гаснут», «Время любить», «Двести тысяч на мелкие расходы». «Золотой мальчик», «Безупречная репута ция». «Лунная соната». Должны сказать, во-первых, что «Двести тысяч на мелкие расходы» — по становка четырехлетней давности. и нет смысла сейчас о ней гово рить. Во-вторых, нельзя относить пьесы «Звезды не гаснут» и «Зо лотой мальчик» к разряду легко весных и малохудожественных, неполноценных. Это просто не со ответствует действительности. Театру не удалось по этим пьесам сделать достоііные спектакли, кото рые пользовались бы успехом у зрителей. Это другой разгозор. Ес ли театру, к примеру, не удался спектакль по пьесе Шекспира, то это не значит, что промззедения Шекспира художественно неполно ценны. В-третьих, пьесы «Время любить». «Лунная соната» и «Бе зупречная репутация» — вполне художественно полноценные произ ведения. спектакли по этим пьесам долгое время, как у нас выражают-» ся администраторы, «кормили и кормят» театр. Например, матрос- ‘ ский клуб в Североморске по просьбе зри'^елей дважды повторял спектакль «Безупречная репута ция». Хорошие отзывы об этих комедиях теитр и о л у ? > jc č x от даленных гарнизонах флота. Не прав тов. Эйдлнн и в оценке спектаклей «Под одной из крыш> и «Палата». Автор статьи ссылает ся на то. что при повторных пред ставлениях этих спектаклей в Севе роморском Доме офицеров зал был пуст, и считает, что «эти факты дают серьезную пищу для р а з м ы ш лений». Дело в тс.ѵ. что ігр -ѵ-лѵдд будет верным судить по состоянию кассы о достоинствах спек.адля. Кстати, при повторном пред ставлении спектакля «Под ‘ од-, ной из крыш» зрительный зал здесь был полон. Спектакль зрите лям понравился, некоторые после: спектакля заходили за кулисы, взволнованно благодарили арти стов и говорили, что это — одна из лучших работ сезона; «Палата» и «Под одной из крыш» были пока заны на многих отдаленных точ ках. в Мурманске и области и по лучили самую положительную оценку. Спектакль «Палата», на пример. на конференции зрителей в г. Мончегорске был отмечен как наиболее глубокий, современный и ансамблевый спектакль театра. Та кие же отзывы были в печати. М Ы НАДЕЕМСЯ, что у чита теле^ газеты «На страже Заполярья» не создастся впечатление, что мы не хотим ви деть свои недостатки и упиваемся только похвалами в наш адрес- Нет. мы отчетливо видим наши сла бые стороны — даже в спектаклях «Палата» и «Под одной из крыш». Но в данном случае мы берем на вооружение положительную оце»« ку этих постановок, желая отстоять* истину, что они несут в себе мно го нужных, важных мыслей, вол нующих сегодня советских людей, и что воплощение этих пьес на на* шей( сцене никак не может наво* дить на грустные размышления о судьбе театра. Н а к о н е ц , в о т о ч е м . Г. Эйдлин пишет: «В пос леднее время мы видим меньше постановок главного ре» жиссера театра заслуженного дея теля искусств РСФСР И. Б. Шой- хета... Было бы очень хорошо, ес ли бы Зритель видел больше твор ческих работ Шойхета». Этот уп рек не соответствует действитель ности. В начале нынешнего теат рального сезона зрители увидели за короткий срок сразу три новых постановки Шойхета: «Чайки над морем». «День рождения Терезы». «Палата». Сейчас тов. Шойхет на ходится в длительной творческой командировке — ставит в Цент ральном театре Советской Армии спектакль «Судьба солдата». В ЗАКЛЮЧЕНИЕ нам хочет ся сказать, что. работая непосредственно на флоте, выезжая в отдаленные гарнизоны, показывая наши спектакли лично му составу флота, чувствуя живое дыхание зрительного зала, по лучая теплые слова благодарности после спектаклей, мы не ощущаем себя остановившимися в своем раз витии и убеждены, что не насту пит такое время, когда любовь к театру Северного флота сменится равнодушием, о чем предостерега ет тов. Эйдлин в своей статье. С. САДИКОВ, I артист.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz