История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

МЫ СЧИТАЕМ -ЭТО В КЛЮЧАЯСЬ' в разговор о драматическом театре Се­ верного флота, нам хочется поделиться своими впечатлениями лишь об одном спектакле — пос­ ледней постановке коллектива «Перед ужином». «Милый мой магнитофон, запом­ ни нас такими, какие мы есть. Авось, со временем мы будем луч­ ше и что-нибудь сделаем для чело­ вечества. Авось!» Этими словами Вани Неделина заканчивается пьеса Виктора Ро­ зова. В ішх, на наш взгляд, заклю­ чен основной смысл новой работы талантливого советского драматур- га. Всего несколько месяцев назад завершил автор пьесу, а ее уже смотрят московские зрители. Хоро­ шо, что и наш театр Северного флота не отстал, проявил похваль­ ную оперативность и показал се­ вероморцам спектакль, насыщен­ ный раздумьями о /том новом, что вйесли в жизнь советского народа последние годы.^ «Перед ужином» — типично «розовская» пьеса. И драматурги­ ческими приемами, и образами ге­ роев, и идейно-художественньгми проблемами она напоминает преды­ дущие пьесы В. Розова — «В поисках радости*. «В добрый час> и другие. Здесь действие также ограничивается стенами квартиры, а основное внимание уделяется се­ мейным взаимоотношениям, проб­ леме «отцов и детей*, раскрытию внутреннего мира героев. Правда, нам кажется, эта пьеса в художест­ венном отношении несколько бед­ нее предыдущих: меньше действия, больше рассуждений, повторяются отдельные образы и сюжетные на­ строения. И все же произведение по-розовски талантливо, остроумно и злободневно, ибо ставит острые психологические вопросы, связан­ ные с преодолением вредных пос­ ледствий культа личности Сталина. Спектакль поставлен москов­ ским режиссером заслуженным деятелем искусств РСФСР Л. Л. Полонским. Поставлен отлично. Найдены, как мы считаем, един­ НА СНИМКЕ: сцена нз спектакля «Перед ужином*. Илларион Николаевич Егоров (заслуженный артист РСФСР А. НАИЧУК) и его Мария Ивановна (заслуженная артистка РСФСР В. ЗАТЕПЯ­ КИНА). Фото Н. Шинкарева. ственно верные темп, тон, рисунок спектакля, которые и обеспечивают ему заслуженный успех у зрите­ лей. Весь актерский коллектив, глубоко проникнув в замысел н стиль автора,! играет дружно, сла­ женно проводит все сцены от нача­ ла до конца как бы на одном ды­ хании. Мизансцены продуманны и рельефны. Наиболее интересные реплики преподносятся выпукло, убедительно. Чувствуется, что ар­ тисты полюбили пьесу и играют в спектакле с большим удовольст­ вием. Удача постановки в целом зако-- номерно связана с удачами испол­ нителей отдельных ролей. Хочется начать разбор образов пьесы и работы исполнителей не «по стар­ шинству*, а, наоборот, с самых юных героев. Им. юным, посвяща­ ет Розов свое творчество, призывая чутко и мудро вникать в их пере­ живания, не обрывать грубостью и черствостью их устремлений: де­ ти особенно чувствительны ко вся­ кой лжи и фальши. 14-летний Иван Неделин в от­ личном исполнении артиста В. Кар­ повича — типичный подросток, уг­ ловатый, порывистый, искренний, но в то же время довольно глубоко постигающий мысли и поступки взрослых. Когда его мать Анна Ивановна делает попытку воспре-, пятствовать любви Гриши и Вероч­ ки. Иван взволнованно восклицает: «Мама, ты же сама учила нас че­ стности!*. Когда мещанка Эмма Константиновна бросает Ивану обидные слова: «Кто нз тебя вы­ растет?», Ваня отвечает, что он хочет остаться таким же по-юноше­ ски прямым и искренним. Роль одноклассницы Ивана Иринки Песковой исполняет М. Скоромникова. Артистка уже заво­ евала симпатии флотских зрителей своей правдивой теплой игрой. И в этом спектакле Скоромникова вер­ на себе. Образ школьницы, создан­ ный ею. жизненно естествен. Гриша Неделин. Верочка Голу­ бева и Валерьян — среднее поко­ ление героев пьесы. Это бывшие- одноклассники, друзья, но люди со­ вершенно разных характеров. В первую очередь о Григории Неделине, старшем брате Ивана. Он — наиболее «рассуждающий* герой, в уста которого Розов вкла­ дывает свои раздумья о новых яв­ лениях нашей жизни, о различных морально-этических вопросах. Роль Гриши трудна. Здесь удача воз­ можна только при полной искрен­ ности исполнителя. Малейшая фальшь испортит образ. И надо сказать, артист Э. Брокш успешно справился со сложной задачей. Это тем более радует, что артист вы­ ступал на премьере всего лишь после одной репетиции, срочно за­ менив заболевшего Н. Новикова. Даже сложную сцену об’яснения в любви Верочке Брокш провел есте­ ственно и убедительно, хотя автор, думается, здесь несколько пере­ усердствовал. Об’яснение затяну­ то, а финальный обморок Гриши от «накала чувств», пожалуй, вов­ се ни к чему. Режиссер в ряде мест сделал довольно удачные сокраще­ ния текста. Возможно, следовало бы слегка «урезать* и эту сцену. Совершенно точный, запоминаю­ щийся образ Валерьяна, друга Гриши и мужа Верочки, создал артист С. Садиков. Валерьян — вроде бы хороший, веселый, при­ ветливый парень, нравящийся де­ вушкам и друзьям Но Садиков очень тонко, без всякого нажима раскрывает душевную легковес­ ность своего героя. Валерьян иск­ ренне удивлен уходом от него Ве­ рочки. Ведь он ничего особенного не сделал. Ну, подумаешь, шу.тя поцеловался с «задрипанной Зин­ кой». Валерьян продолжает «любить* Верочку, но сущность его любви излагается им в таком «философском* рассуждении: «...Я люблю ее не так. как раньше. Спо­ койно. Просто. Без мальчишеской угорелости. А ей именно и подавай эту-то угорелость. Она как бы за­ стряла и не растет... Любовь тоже не какая-то постоянная величина... Она модифицируется, изменяется. Я, честно говоря, немного об’елся ее любовью». Или: «В век таранта­ са и лучины были одни чувства. Не могут быть они такими же, как в век счетно-решающих машин и космических скоростей». Верочку Голубеву играет заслѵ- жеатая артистка Чувашской АССР А. Камардина. Автор пьесы не да­ ет большого сценического материа­ ла для исполнительницы этой роли. Но Камардина, играя, как и в прежних спектаклях, в сдержан­ ной манере, показывает простую и душевную молодую женщину, ко­ торую жизнь поставила перед не­ легким выбором. Правда, хотелось бы видеть в игре артистки больше огонька. Роли представителей старшего поколения исполняют ведущие ар­ тисты театра — народный артист РСФСР С. Простяков (Николай Федорович Неделин), заслуженный артист РСФСР А. Найчук (Илла­ рион Николаевич Егоров), заслу­ женная артистка РСФСР В. Зате­ пякина (Мария Ивановна Егорова), артистка Л. Туманова (Анна Ива­ новна Неделина), артист В. Хомнч (Серегин). Исполнители создают яркие образы людей с разными ха­ рактерами. разными жизненными идеалами, разным культурным и моральным уровнем. Николай Федорович Неделин — цельная натура, настоящий комму­ нист, образованный и скромный. Эти качества своего героя С. Про­ стяков не выпячивает, они прояв­ ляются как само собой разумею­ щееся. Неделин глубоко понимает перемены, происходящие в жизни советского общества, и всеми сила­ ми способствует претворению в жизнь задач, поставленных XX и XXII с’ездами партии. Очень колоритен Илларион Ни­ колаевич Егоров в исполнении А. Найчука. «Старым боевым ко­ нем» называет его Неделин. Его­ ров — из бедняков. Он начинал трудовую жизнь в глуши, в лесу, где своими руками строил город и где вырос в крупного организатора промышленности. Егоров кичится овоим «пролетарским происхожде­ нием*. И Неделин ему резонно за­ мечает, что оба они «уже выбра­ ли весь лимит своего происхожде­ ния*. Их в первую очередь посы­ лали на учебу, на работу, в пер­ вую очередь принимали в партию. Нынче требуется .только одно: ум­ ными делами доказать свою пре­ данность Родине, партии. Но Его­ ров — порождение времен культа личности Сталина. Ему тогда вез­ ло. и он не хочет с этим везением расстаться. За очковтиратель­ ство его снимают с должности, а он обижен на весь свет. Од­ нако зритель остается уверенным, что Егоров выберется на верный путь. Илларион Николаевич прямо­ линеен и простодушен. И его про­ стодушием хочет воспользоваться Серегин (арт. В. Хомич) — в прош­ лом сильный и страшный человек, прямое олицетворение наихудших сторон культа личности. Серегин не может примириться с тем, что тяжелые годы канули в вечность, мечтает о возвращении прежних порядков. Но они никогда не вер­ нутся. эти времена! В это верим мы вместе с автором и главными ге­ роями его пьесы. В. Хомич создал отталкивающий образ. Однако, нам кажется, артист несколько упро­ щенно решает свою задачу. Его Серегин — противен, но не стра­ шен. Всего в одном эпизоде появляет­ ся на сцене артистка Н.. Попова. Но ее Эмма Константиновна, маче ха Верочки, крепко запоминается зрителям. Это — мещанка, но ме­ щанка не простая, а воинствую­ щая. хитрая, умело использующая «новейшие веяния времени». Види­ мо. Н. Поповой больше подходит амплуа отрицательных героев, не­ жели положительных. Мы сознательно говорим только о проблемах пьесы, ее героях и их исполнителях, а не пересказываем содержание. Во-первых, это трудно сделать, так как в пьесе нет зани­ мательной интриги, а есгь кѵсок жизни; во-вторых, мы горячо при­ зываем всех, кто еще не видел спектакль, посмотреть его. Александр и Ольга СОКОЛОВСКИЕ. т ѵ ѵ ѵ ѵ ѵ т ѵ т ѵ т ѵ т т т ѵ т ѵ «На страже Заполярья», 3 стр. 5 Февраля 1963 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz