История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
МЫ СЧИТАЕМ -ЭТО В КЛЮЧАЯСЬ' в разговор о драматическом театре Се верного флота, нам хочется поделиться своими впечатлениями лишь об одном спектакле — пос ледней постановке коллектива «Перед ужином». «Милый мой магнитофон, запом ни нас такими, какие мы есть. Авось, со временем мы будем луч ше и что-нибудь сделаем для чело вечества. Авось!» Этими словами Вани Неделина заканчивается пьеса Виктора Ро зова. В ішх, на наш взгляд, заклю чен основной смысл новой работы талантливого советского драматур- га. Всего несколько месяцев назад завершил автор пьесу, а ее уже смотрят московские зрители. Хоро шо, что и наш театр Северного флота не отстал, проявил похваль ную оперативность и показал се вероморцам спектакль, насыщен ный раздумьями о /том новом, что вйесли в жизнь советского народа последние годы.^ «Перед ужином» — типично «розовская» пьеса. И драматурги ческими приемами, и образами ге роев, и идейно-художественньгми проблемами она напоминает преды дущие пьесы В. Розова — «В поисках радости*. «В добрый час> и другие. Здесь действие также ограничивается стенами квартиры, а основное внимание уделяется се мейным взаимоотношениям, проб леме «отцов и детей*, раскрытию внутреннего мира героев. Правда, нам кажется, эта пьеса в художест венном отношении несколько бед нее предыдущих: меньше действия, больше рассуждений, повторяются отдельные образы и сюжетные на строения. И все же произведение по-розовски талантливо, остроумно и злободневно, ибо ставит острые психологические вопросы, связан ные с преодолением вредных пос ледствий культа личности Сталина. Спектакль поставлен москов ским режиссером заслуженным деятелем искусств РСФСР Л. Л. Полонским. Поставлен отлично. Найдены, как мы считаем, един НА СНИМКЕ: сцена нз спектакля «Перед ужином*. Илларион Николаевич Егоров (заслуженный артист РСФСР А. НАИЧУК) и его Мария Ивановна (заслуженная артистка РСФСР В. ЗАТЕПЯ КИНА). Фото Н. Шинкарева. ственно верные темп, тон, рисунок спектакля, которые и обеспечивают ему заслуженный успех у зрите лей. Весь актерский коллектив, глубоко проникнув в замысел н стиль автора,! играет дружно, сла женно проводит все сцены от нача ла до конца как бы на одном ды хании. Мизансцены продуманны и рельефны. Наиболее интересные реплики преподносятся выпукло, убедительно. Чувствуется, что ар тисты полюбили пьесу и играют в спектакле с большим удовольст вием. Удача постановки в целом зако-- номерно связана с удачами испол нителей отдельных ролей. Хочется начать разбор образов пьесы и работы исполнителей не «по стар шинству*, а, наоборот, с самых юных героев. Им. юным, посвяща ет Розов свое творчество, призывая чутко и мудро вникать в их пере живания, не обрывать грубостью и черствостью их устремлений: де ти особенно чувствительны ко вся кой лжи и фальши. 14-летний Иван Неделин в от личном исполнении артиста В. Кар повича — типичный подросток, уг ловатый, порывистый, искренний, но в то же время довольно глубоко постигающий мысли и поступки взрослых. Когда его мать Анна Ивановна делает попытку воспре-, пятствовать любви Гриши и Вероч ки. Иван взволнованно восклицает: «Мама, ты же сама учила нас че стности!*. Когда мещанка Эмма Константиновна бросает Ивану обидные слова: «Кто нз тебя вы растет?», Ваня отвечает, что он хочет остаться таким же по-юноше ски прямым и искренним. Роль одноклассницы Ивана Иринки Песковой исполняет М. Скоромникова. Артистка уже заво евала симпатии флотских зрителей своей правдивой теплой игрой. И в этом спектакле Скоромникова вер на себе. Образ школьницы, создан ный ею. жизненно естествен. Гриша Неделин. Верочка Голу бева и Валерьян — среднее поко ление героев пьесы. Это бывшие- одноклассники, друзья, но люди со вершенно разных характеров. В первую очередь о Григории Неделине, старшем брате Ивана. Он — наиболее «рассуждающий* герой, в уста которого Розов вкла дывает свои раздумья о новых яв лениях нашей жизни, о различных морально-этических вопросах. Роль Гриши трудна. Здесь удача воз можна только при полной искрен ности исполнителя. Малейшая фальшь испортит образ. И надо сказать, артист Э. Брокш успешно справился со сложной задачей. Это тем более радует, что артист вы ступал на премьере всего лишь после одной репетиции, срочно за менив заболевшего Н. Новикова. Даже сложную сцену об’яснения в любви Верочке Брокш провел есте ственно и убедительно, хотя автор, думается, здесь несколько пере усердствовал. Об’яснение затяну то, а финальный обморок Гриши от «накала чувств», пожалуй, вов се ни к чему. Режиссер в ряде мест сделал довольно удачные сокраще ния текста. Возможно, следовало бы слегка «урезать* и эту сцену. Совершенно точный, запоминаю щийся образ Валерьяна, друга Гриши и мужа Верочки, создал артист С. Садиков. Валерьян — вроде бы хороший, веселый, при ветливый парень, нравящийся де вушкам и друзьям Но Садиков очень тонко, без всякого нажима раскрывает душевную легковес ность своего героя. Валерьян иск ренне удивлен уходом от него Ве рочки. Ведь он ничего особенного не сделал. Ну, подумаешь, шу.тя поцеловался с «задрипанной Зин кой». Валерьян продолжает «любить* Верочку, но сущность его любви излагается им в таком «философском* рассуждении: «...Я люблю ее не так. как раньше. Спо койно. Просто. Без мальчишеской угорелости. А ей именно и подавай эту-то угорелость. Она как бы за стряла и не растет... Любовь тоже не какая-то постоянная величина... Она модифицируется, изменяется. Я, честно говоря, немного об’елся ее любовью». Или: «В век таранта са и лучины были одни чувства. Не могут быть они такими же, как в век счетно-решающих машин и космических скоростей». Верочку Голубеву играет заслѵ- жеатая артистка Чувашской АССР А. Камардина. Автор пьесы не да ет большого сценического материа ла для исполнительницы этой роли. Но Камардина, играя, как и в прежних спектаклях, в сдержан ной манере, показывает простую и душевную молодую женщину, ко торую жизнь поставила перед не легким выбором. Правда, хотелось бы видеть в игре артистки больше огонька. Роли представителей старшего поколения исполняют ведущие ар тисты театра — народный артист РСФСР С. Простяков (Николай Федорович Неделин), заслуженный артист РСФСР А. Найчук (Илла рион Николаевич Егоров), заслу женная артистка РСФСР В. Зате пякина (Мария Ивановна Егорова), артистка Л. Туманова (Анна Ива новна Неделина), артист В. Хомнч (Серегин). Исполнители создают яркие образы людей с разными ха рактерами. разными жизненными идеалами, разным культурным и моральным уровнем. Николай Федорович Неделин — цельная натура, настоящий комму нист, образованный и скромный. Эти качества своего героя С. Про стяков не выпячивает, они прояв ляются как само собой разумею щееся. Неделин глубоко понимает перемены, происходящие в жизни советского общества, и всеми сила ми способствует претворению в жизнь задач, поставленных XX и XXII с’ездами партии. Очень колоритен Илларион Ни колаевич Егоров в исполнении А. Найчука. «Старым боевым ко нем» называет его Неделин. Его ров — из бедняков. Он начинал трудовую жизнь в глуши, в лесу, где своими руками строил город и где вырос в крупного организатора промышленности. Егоров кичится овоим «пролетарским происхожде нием*. И Неделин ему резонно за мечает, что оба они «уже выбра ли весь лимит своего происхожде ния*. Их в первую очередь посы лали на учебу, на работу, в пер вую очередь принимали в партию. Нынче требуется .только одно: ум ными делами доказать свою пре данность Родине, партии. Но Его ров — порождение времен культа личности Сталина. Ему тогда вез ло. и он не хочет с этим везением расстаться. За очковтиратель ство его снимают с должности, а он обижен на весь свет. Од нако зритель остается уверенным, что Егоров выберется на верный путь. Илларион Николаевич прямо линеен и простодушен. И его про стодушием хочет воспользоваться Серегин (арт. В. Хомич) — в прош лом сильный и страшный человек, прямое олицетворение наихудших сторон культа личности. Серегин не может примириться с тем, что тяжелые годы канули в вечность, мечтает о возвращении прежних порядков. Но они никогда не вер нутся. эти времена! В это верим мы вместе с автором и главными ге роями его пьесы. В. Хомич создал отталкивающий образ. Однако, нам кажется, артист несколько упро щенно решает свою задачу. Его Серегин — противен, но не стра шен. Всего в одном эпизоде появляет ся на сцене артистка Н.. Попова. Но ее Эмма Константиновна, маче ха Верочки, крепко запоминается зрителям. Это — мещанка, но ме щанка не простая, а воинствую щая. хитрая, умело использующая «новейшие веяния времени». Види мо. Н. Поповой больше подходит амплуа отрицательных героев, не жели положительных. Мы сознательно говорим только о проблемах пьесы, ее героях и их исполнителях, а не пересказываем содержание. Во-первых, это трудно сделать, так как в пьесе нет зани мательной интриги, а есгь кѵсок жизни; во-вторых, мы горячо при зываем всех, кто еще не видел спектакль, посмотреть его. Александр и Ольга СОКОЛОВСКИЕ. т ѵ ѵ ѵ ѵ ѵ т ѵ т ѵ т ѵ т т т ѵ т ѵ «На страже Заполярья», 3 стр. 5 Февраля 1963 года.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz