История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

НЕ ОТСТАВАТЬ! В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА редакция газеты «На страже Заполярья» обратилась к читателям с прось­ бой высказать свое мнение о драматическом театре Северно­ го флота, о его работе, репер­ туаре, успехах и неудачах, о связях творческого коллектива со зрителем, о помощи артистов самодеятельности и т. д. Пуб­ ликуя сегодня письмо начальни­ ка Североморского Дома офице­ ров капитана 2 ранга Г. Эйдлн- на, газета продолжает разговор о флотском театре. Н АША ПАРТИЯ постоянно уделяет внимание воспита­ нию коммунистического соз­ нания широких трудящихся масс средствами литературы, кино и театра. И это не случайно. Совет­ ская литература, кино и .театр ду­ ховно обогащают человека, облаго­ раживают его вкус. Советскому театру важно преж­ де всего бороться за высоко­ идейное содержание спектаклей. Но наш зритель чутко различает также и слабость формы, наив­ ность композиции, примитивность и приблизительность сюжетных хо­ дов. Когда имеешь дело' с таким зрителем, уже нет места в искус­ стве поверхностной иллюстративно­ сти жизни и лобовым сценическим решениям. Надо ли говорить, какая боль­ шая ответственность за воспитание хорошего вкуса, за формирование правильных эстетических взглядов народа лежит на деятелях совет­ ского театра, какие высокие требо­ вания должны пред’являться к пьесам и спектаклям. И ведя раз­ говор о театре Северного флота, мы не можем не отметить, что он пользуется заслуженной популяр­ ностью не только у флотского зри­ теля, но и среди трудящихся Со­ ветского Заполярья. У театра Се­ верного флота, несомненно, есть достоинства: профессиональность, творческая добросовестность, на­ стойчивость в утверждении совре­ менного репертуара. Эти качества являются основой успеха, но они же позволяют говорить с коллекти­ вом театра по большому счету. Лицо каждого театра, как изве­ стно. определяет репертуар. Лицо нашему театру создали такие заме­ чательные постановки, как «Опти­ мистическая трагедия» В. Вишнев­ ского, «Разлом» Б. Лавренева, «Офицер флота» А. Крона, «Крем­ левские куранты» Н. Погодина, «Иркутская история» А. Арбузова и др. Целый ряд спектаклей отра­ жает коренные вопросы жизни страны. На сцене флотского теат­ ра были осуществлены постановки драматургических произведений, раскрывающих богатство духовно­ го мира героя, нашего времени. Но, внимательно следя за репер­ туаром театра Северного флота, мы не можем пройти и мимо того, что часть пьес, поставленных здесь, — это произведения легковесные или художественно неполноценные. Ставятся пьесы посредственные — не «прогремевшие», но и не ском­ прометировавшие себя, не сулящие ші ослепительных открытий, ни серьезных поражений. Такие поста­ новки. как «Звезды не гаснут» Р. Назарова, «Время любить» Б. Ласкина, «Двести тысяч на мел­ кие расходы» В. Дыховичного и М. Слободского, «Золотой маль­ чик» К. Одетса, «Безупречная ре­ путация» М. Смирновой и М. Крайнделя, «Лунная соната» А. Тур, не пользовались успехом. Мы, работники культурного фрон­ та, особенно остро чувствуем реак­ цию зрителя, каждый успех театра и каждую его неудачу. Как прави­ ло, мы присутствуем на премьерах, и когда раздвигается бархатный за­ навес и появляются первые акте­ ры, зрителя охватывает такое же волнение, как и артистов. Все пе­ реживают рождение нового спек­ такля, созданного на Северном флоте: «А каков будет новорожден­ ный?» Мы понимаем, что не все спек­ такли могут оказаться удачными, оставляющими глубокий след в сознании зрителя. Но в последнее время слишком часто зрители не получают удовлетворения от по­ ставленных флотским театром пьес. В нем много ярких, самобыт­ ных актеров. Играют они в полную силу, а спектакли не получаются. Зритель так и говорит: играют ак­ теры хорошо, а пьесы — слабые, і Конечно, драматурги не балуют театр хорошими пьесами. Беда мно­ гих произведений драматургии в том. что интеллектуальный уровень действующих лиц пьес и их жиз­ ненный опыт не выше, а порой ни­ же уровня зрителя. Произведения эти не раскрывают, а часто только иллюстрируют хорошо известные факты и истины. На премьеры театра Северного флота, как правило, попасть не так просто. Но сам по себе аншлаг еще мало о чем говорит. На первых представлениях полные сборы — не редкость. Аншлаг хорош, когда постановка идет уже давно. И если спектакль «Иркутская история» ставится в Доме офицеров уже в который раз и вновь собирает пол­ ный зрительный зал, — это вызы­ вает глубокое удовлетворение. За­ то на повторных представлениях пьес «Под одной из крыш» 3. Аг- раненко или «Палата» С. Алешина в зале было пусто. Эти факты да­ ют серьезную пищу для размышле­ ний. ^ В свое время наш театр много внимания уделял классике. Были поставлены «Отелло», «Коварство и любовь», «Мещане», «На дне», «Егор Булычев и другие», пьесы А. Островского и т. д. Но в послед­ ние годы, к большому сожалению, театр почти отказался от классики. А зритель желает видеть на сцене Шекспира и Горького, Островского и Шиллера, Чехова и Лопе де Ве­ га и многие другие произведения классической драматургии. Выбор пьес для постановок, фор­ мирование репертуара требуют го­ рячего сердца, политической зор­ кости. творческой смелости и бе­ режного отношения ко всему луч­ шему, что создано драматургией. Это забота не только о сегодняш­ нем, но и о завтрашнем дне теат­ ра. Справедливости ради следует сказать, что многие пьесы, числя­ щиеся в репертуаре театра, не идут годами. Например, «Отелло» Шек­ спира, «Люди, которых я видел» С. Смирнова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Пос­ ледние рубежи» Ю. Челурина, «Иркутская история» А. Арбузова, «Барабанщица» А. Салынского не идут вот уже два года. В последнее время мы видим меньше постановок главного режис­ сера театра заслуженного деятеля искусств РСФСР И. Б. Шойхета. А ведь это нм были поставлены в свое время пьесы «Оптимистиче­ ская трагедия». «Отелло». «Иркут­ ская история» и другие спектакли, принесшие славу театру. Было бы очень хорошо, если бы зритель ви­ дел больше творческих работ Шой­ хета. Театр Северного флота, достиг­ нув в прежние годы значительного художественного уровня, не очень сильно прогрессирует в последнее время. Уровень его работы — «ровный». Но не мало ли этого? Зная коллектив нашего театра и его способности, мы должны пред’явить к нему повышенные требования. Запросы нашего зрителя растут с каждым годом. Театр не имеет права отставать, иначе придет вре­ мя. когда любовь к нему может смениться равнодушием. Окажется, что зрительный зал не примет то, чему еще вчера аплодировал. Поскольку речь идет о театре и его зрителях, нельзя не отметить, что еще очень плохо рекламируют­ ся спектакли. А ведь театру совсем не сложно передать информацию о спектакле или отрывки из него по радио, по телевидению. Шире нуж­ но использовать и флотскую газе­ ту7 для этих целей. Необходимо также пропагандировать репертуар , путем фотовитрин, более интерес­ ных. броских афиш. Конечно, и флотские культпро- светучреждения делают далеко не все по рекламированию спектаклей. В заключение следует сказать, что газета «На страже Заполярья» нередко с большим опозданием публикует рецензии и отклики на постановки флотского театра. По­ рой они бывают мало квалифици­ рованными. без глубокого разбора спектаклей и в основном хвалеб­ ными. А это вряд ли способствует улучшению работы театра. Мы не сомневаемся; что коллек­ тив .театра Северного флота, завое­ вавший любовь флотского зрителя, найдет в себе достаточно сил и, преодолев недостатки, еще не раз порадует североморцев высокоидей- ны.мн и высокохудожественными постановками, достойными нашего самого взыскательного советского зрителя. Капитан 2 ранга Г. ЗЙДЛИН, начальник Североморского Дома офицеров. «На страже Заполярья». 3 стр. 31 января 1963 года. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz