История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
НЕ ОТСТАВАТЬ! В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА редакция газеты «На страже Заполярья» обратилась к читателям с прось бой высказать свое мнение о драматическом театре Северно го флота, о его работе, репер туаре, успехах и неудачах, о связях творческого коллектива со зрителем, о помощи артистов самодеятельности и т. д. Пуб ликуя сегодня письмо начальни ка Североморского Дома офице ров капитана 2 ранга Г. Эйдлн- на, газета продолжает разговор о флотском театре. Н АША ПАРТИЯ постоянно уделяет внимание воспита нию коммунистического соз нания широких трудящихся масс средствами литературы, кино и театра. И это не случайно. Совет ская литература, кино и .театр ду ховно обогащают человека, облаго раживают его вкус. Советскому театру важно преж де всего бороться за высоко идейное содержание спектаклей. Но наш зритель чутко различает также и слабость формы, наив ность композиции, примитивность и приблизительность сюжетных хо дов. Когда имеешь дело' с таким зрителем, уже нет места в искус стве поверхностной иллюстративно сти жизни и лобовым сценическим решениям. Надо ли говорить, какая боль шая ответственность за воспитание хорошего вкуса, за формирование правильных эстетических взглядов народа лежит на деятелях совет ского театра, какие высокие требо вания должны пред’являться к пьесам и спектаклям. И ведя раз говор о театре Северного флота, мы не можем не отметить, что он пользуется заслуженной популяр ностью не только у флотского зри теля, но и среди трудящихся Со ветского Заполярья. У театра Се верного флота, несомненно, есть достоинства: профессиональность, творческая добросовестность, на стойчивость в утверждении совре менного репертуара. Эти качества являются основой успеха, но они же позволяют говорить с коллекти вом театра по большому счету. Лицо каждого театра, как изве стно. определяет репертуар. Лицо нашему театру создали такие заме чательные постановки, как «Опти мистическая трагедия» В. Вишнев ского, «Разлом» Б. Лавренева, «Офицер флота» А. Крона, «Крем левские куранты» Н. Погодина, «Иркутская история» А. Арбузова и др. Целый ряд спектаклей отра жает коренные вопросы жизни страны. На сцене флотского теат ра были осуществлены постановки драматургических произведений, раскрывающих богатство духовно го мира героя, нашего времени. Но, внимательно следя за репер туаром театра Северного флота, мы не можем пройти и мимо того, что часть пьес, поставленных здесь, — это произведения легковесные или художественно неполноценные. Ставятся пьесы посредственные — не «прогремевшие», но и не ском прометировавшие себя, не сулящие ші ослепительных открытий, ни серьезных поражений. Такие поста новки. как «Звезды не гаснут» Р. Назарова, «Время любить» Б. Ласкина, «Двести тысяч на мел кие расходы» В. Дыховичного и М. Слободского, «Золотой маль чик» К. Одетса, «Безупречная ре путация» М. Смирновой и М. Крайнделя, «Лунная соната» А. Тур, не пользовались успехом. Мы, работники культурного фрон та, особенно остро чувствуем реак цию зрителя, каждый успех театра и каждую его неудачу. Как прави ло, мы присутствуем на премьерах, и когда раздвигается бархатный за навес и появляются первые акте ры, зрителя охватывает такое же волнение, как и артистов. Все пе реживают рождение нового спек такля, созданного на Северном флоте: «А каков будет новорожден ный?» Мы понимаем, что не все спек такли могут оказаться удачными, оставляющими глубокий след в сознании зрителя. Но в последнее время слишком часто зрители не получают удовлетворения от по ставленных флотским театром пьес. В нем много ярких, самобыт ных актеров. Играют они в полную силу, а спектакли не получаются. Зритель так и говорит: играют ак теры хорошо, а пьесы — слабые, і Конечно, драматурги не балуют театр хорошими пьесами. Беда мно гих произведений драматургии в том. что интеллектуальный уровень действующих лиц пьес и их жиз ненный опыт не выше, а порой ни же уровня зрителя. Произведения эти не раскрывают, а часто только иллюстрируют хорошо известные факты и истины. На премьеры театра Северного флота, как правило, попасть не так просто. Но сам по себе аншлаг еще мало о чем говорит. На первых представлениях полные сборы — не редкость. Аншлаг хорош, когда постановка идет уже давно. И если спектакль «Иркутская история» ставится в Доме офицеров уже в который раз и вновь собирает пол ный зрительный зал, — это вызы вает глубокое удовлетворение. За то на повторных представлениях пьес «Под одной из крыш» 3. Аг- раненко или «Палата» С. Алешина в зале было пусто. Эти факты да ют серьезную пищу для размышле ний. ^ В свое время наш театр много внимания уделял классике. Были поставлены «Отелло», «Коварство и любовь», «Мещане», «На дне», «Егор Булычев и другие», пьесы А. Островского и т. д. Но в послед ние годы, к большому сожалению, театр почти отказался от классики. А зритель желает видеть на сцене Шекспира и Горького, Островского и Шиллера, Чехова и Лопе де Ве га и многие другие произведения классической драматургии. Выбор пьес для постановок, фор мирование репертуара требуют го рячего сердца, политической зор кости. творческой смелости и бе режного отношения ко всему луч шему, что создано драматургией. Это забота не только о сегодняш нем, но и о завтрашнем дне теат ра. Справедливости ради следует сказать, что многие пьесы, числя щиеся в репертуаре театра, не идут годами. Например, «Отелло» Шек спира, «Люди, которых я видел» С. Смирнова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Пос ледние рубежи» Ю. Челурина, «Иркутская история» А. Арбузова, «Барабанщица» А. Салынского не идут вот уже два года. В последнее время мы видим меньше постановок главного режис сера театра заслуженного деятеля искусств РСФСР И. Б. Шойхета. А ведь это нм были поставлены в свое время пьесы «Оптимистиче ская трагедия». «Отелло». «Иркут ская история» и другие спектакли, принесшие славу театру. Было бы очень хорошо, если бы зритель ви дел больше творческих работ Шой хета. Театр Северного флота, достиг нув в прежние годы значительного художественного уровня, не очень сильно прогрессирует в последнее время. Уровень его работы — «ровный». Но не мало ли этого? Зная коллектив нашего театра и его способности, мы должны пред’явить к нему повышенные требования. Запросы нашего зрителя растут с каждым годом. Театр не имеет права отставать, иначе придет вре мя. когда любовь к нему может смениться равнодушием. Окажется, что зрительный зал не примет то, чему еще вчера аплодировал. Поскольку речь идет о театре и его зрителях, нельзя не отметить, что еще очень плохо рекламируют ся спектакли. А ведь театру совсем не сложно передать информацию о спектакле или отрывки из него по радио, по телевидению. Шире нуж но использовать и флотскую газе ту7 для этих целей. Необходимо также пропагандировать репертуар , путем фотовитрин, более интерес ных. броских афиш. Конечно, и флотские культпро- светучреждения делают далеко не все по рекламированию спектаклей. В заключение следует сказать, что газета «На страже Заполярья» нередко с большим опозданием публикует рецензии и отклики на постановки флотского театра. По рой они бывают мало квалифици рованными. без глубокого разбора спектаклей и в основном хвалеб ными. А это вряд ли способствует улучшению работы театра. Мы не сомневаемся; что коллек тив .театра Северного флота, завое вавший любовь флотского зрителя, найдет в себе достаточно сил и, преодолев недостатки, еще не раз порадует североморцев высокоидей- ны.мн и высокохудожественными постановками, достойными нашего самого взыскательного советского зрителя. Капитан 2 ранга Г. ЗЙДЛИН, начальник Североморского Дома офицеров. «На страже Заполярья». 3 стр. 31 января 1963 года. .
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz