История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

И. Б. ШОИХЕТ --------------- К #• XI ЕТВЕРТЬ века назад пятеро вы- ^пусвников- энтузиастов Ленин­ градского Театрального училища, сре­ ди которых был и И. Шойхет, сошли на б^рег Кольского залива в Поляр­ ном. В матросском клубе они сразу же начали создавать театральный коллектив. Первый спектакль по пьесе «Раз­ лом* Б. Лавренёва ставился, образно говоря, всеми, кто находился тогда в Полярном. Офицеры флота помогали артистам подобрать костюмы: Участ­ ники флотской самодеятельности при­ нимали участие в репетициях. Кто умел плотничать — создавали каркасы декораций. Нашлись и матросы-ху­ дожники. Пятеро выпускников театрального училища — Шойхет, Жуков, Макси­ менко, Скоморовскнй, Романов — од­ новременно были артистами, рабочи­ ми сиены, бутафорами, реквизитора­ ми. Работали по принципу: один зя всех, все за одного. Ставил «Разлом» Шойхет, консуль­ тировал Душенов — первый команду­ ющий Северным флотом. / Очень волновались молодые арти­ сты: «Как примут спектакль?» Волно­ вались и зрители-моряки: ведь это по их просьбе был создан театр. Они зна­ ли каждого артиста в лицо •—город тогда был небольшим, только начинал по-настоящему строиться. Наступил день премьеры. Поднялся занавес. В зале стояла напряженная тишина. Но постепенно между сценой и зрительным залом стал устанавли­ ваться незримый контакт, где-го в середине второго акта раздались пер­ вые аплодисменты, от акта к акту энн становились чаще... Это была пер­ вая победа артистов молодого театра североморцев. Вскоре поставили второй спектакль — «Гибель эскадры» А. Корнейчука. Так, первыми же спектаклями кол­ лектив театра определил главное на­ правление в своей работе — ставить на сцене прежде всего пьесы о герои­ ческих делах советского флота и ар­ мии, произведения, воспитывающие беззаветную любовь к Родине и нена­ висть к ее врагам. Это направление театра осталось основным и в дни Отечественной войны и после нее. И в этом’ большая заслуга И. Б. ШоЙхета, который из 25 лет творче­ ской деятельности больше половины отдал театру Северного флота. Его по праву считают не только одним из инициаторов создания флотского театра, но и талантливым режиссе­ ром, который из небольшой группы актеров-энтузиастов сформировал профессиональный коллектив, кото­ рому по плечу большие творческие задачи. Да, нелегко было в сложных условиях Запо­ лярья создать театр, способный самоотвер­ женно и вдохновенно работать как на сценах городов, так и там, где нет еще элементарных сценических условий. Ар­ тисты театра — частые гости на кораблях. Оки систематически выезжа­ ют в населенный пункты побережья, в поселки Кольского полуострова. Гастроли театра в Мо­ скве в I960 году, спек­ такли на • Кремлевской сцене — одно уже это убедительно говорит о творческой зрелости кол­ лектива, его главного режиссёра И. Б. ШоЙ­ хета. который все свои знания и . опыт отдает делу дальнейшего улуч­ шения работы театра. Он отдает себя целиком театру, товарищам по сцене, коллективу. И такой же отдачи требу­ ет от каждого члена кол­ лектива в работе. И. Б. Шойхет не лю­ бит безразличных к искусству людей, он не представляет себе художника без творческого беспокойства, без поиской, без интереса к жизни. Исай Борисович ставит разные пьесы. Но во всех постановках ШоЙ­ хета звучит тема мужества, утвер­ ждения новой жизни. — Ставить спектакли так, как мы ставили их прежде, сейчас нельзя, — требует Исай Борисович. И в этом чувствуется его стремление ставить каждый спектакль так, что­ бы он отвечал высоким требованием современного зрителя. Некоторые спектакли, поставлен­ ные И. Б. Шойхетом, начинаются своеобразным прологом, которого нет в пьесе. Очевидно, режиссерская «интродукция» необходима, чтобы настроить зрителя на нужные мысли, ввести в совершенно конкретный об­ разный мир. Так, например, было в пьесе «Остров Афродиты». Б 'спектаклях о современности мо­ жно увидеть настойчивые поиски сложных и точных психологических решений. Много интересного в этом смысле было найдено режиссером в «Иркутской истории». «Оптимистическая трагедия», «Лю­ ди, которых я видел», «Иркутская история*, «Остров Афродиты*, «Океан». «Игра без правил» — вот далеко не полный перечень пьес, по­ статейных И. Б. Шойхетом только за последние два года. У каждого большого художника есть своя «тайна» творчества. Есть она и у И. Б. Шойхета. В работе с актерами оп активен, всегда твердо знает, чего он хочет от артиста. Со­ здавая динамику сценического дейст­ вия, целеустремленные, точные ми­ зансцены, стараясь угадать, схватить главное в пьесе, руководствуясь иде­ ей произведения, И. Б. Шойхет стре­ мится до конца раскрыть возможно­ сти гктера в той или иной роли. И эга устремленность, беспокойная взволнованность режиссера-педагога лучше всего помогают росту актер­ ских дарований. В театре стали ведущими мастера­ ми сцены С. М. Простяков, удосто­ енный высокого звания народного артиста РСФСР, А. Ф.Найчук, B.C. Затепякина, К. И. Липатов, С. Г. Аханов, удостоенные почетных зва­ ний заслуженного артиста РСФСР, а тгкже С. С. Садиков, Р. М. Кнссель- маи, В. 3. Ячменева, Н. И. Шинка- рев, Н. А. Новиков и другие. Мы верим, что моряки Северного флота, труженики Мурманской об­ ласти познакомятся еще со многими постановками главного режиссера театра И. Б. Шойхета. Мы верим в эго. тгк как всегда чувствовали во всем его творчестве партийную страстность, настойчивое стремление к современности. Н. ВАРЛАМОВ. Артист театра Северного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz