История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
И. Б. ШОИХЕТ --------------- К #• XI ЕТВЕРТЬ века назад пятеро вы- ^пусвников- энтузиастов Ленин градского Театрального училища, сре ди которых был и И. Шойхет, сошли на б^рег Кольского залива в Поляр ном. В матросском клубе они сразу же начали создавать театральный коллектив. Первый спектакль по пьесе «Раз лом* Б. Лавренёва ставился, образно говоря, всеми, кто находился тогда в Полярном. Офицеры флота помогали артистам подобрать костюмы: Участ ники флотской самодеятельности при нимали участие в репетициях. Кто умел плотничать — создавали каркасы декораций. Нашлись и матросы-ху дожники. Пятеро выпускников театрального училища — Шойхет, Жуков, Макси менко, Скоморовскнй, Романов — од новременно были артистами, рабочи ми сиены, бутафорами, реквизитора ми. Работали по принципу: один зя всех, все за одного. Ставил «Разлом» Шойхет, консуль тировал Душенов — первый команду ющий Северным флотом. / Очень волновались молодые арти сты: «Как примут спектакль?» Волно вались и зрители-моряки: ведь это по их просьбе был создан театр. Они зна ли каждого артиста в лицо •—город тогда был небольшим, только начинал по-настоящему строиться. Наступил день премьеры. Поднялся занавес. В зале стояла напряженная тишина. Но постепенно между сценой и зрительным залом стал устанавли ваться незримый контакт, где-го в середине второго акта раздались пер вые аплодисменты, от акта к акту энн становились чаще... Это была пер вая победа артистов молодого театра североморцев. Вскоре поставили второй спектакль — «Гибель эскадры» А. Корнейчука. Так, первыми же спектаклями кол лектив театра определил главное на правление в своей работе — ставить на сцене прежде всего пьесы о герои ческих делах советского флота и ар мии, произведения, воспитывающие беззаветную любовь к Родине и нена висть к ее врагам. Это направление театра осталось основным и в дни Отечественной войны и после нее. И в этом’ большая заслуга И. Б. ШоЙхета, который из 25 лет творче ской деятельности больше половины отдал театру Северного флота. Его по праву считают не только одним из инициаторов создания флотского театра, но и талантливым режиссе ром, который из небольшой группы актеров-энтузиастов сформировал профессиональный коллектив, кото рому по плечу большие творческие задачи. Да, нелегко было в сложных условиях Запо лярья создать театр, способный самоотвер женно и вдохновенно работать как на сценах городов, так и там, где нет еще элементарных сценических условий. Ар тисты театра — частые гости на кораблях. Оки систематически выезжа ют в населенный пункты побережья, в поселки Кольского полуострова. Гастроли театра в Мо скве в I960 году, спек такли на • Кремлевской сцене — одно уже это убедительно говорит о творческой зрелости кол лектива, его главного режиссёра И. Б. ШоЙ хета. который все свои знания и . опыт отдает делу дальнейшего улуч шения работы театра. Он отдает себя целиком театру, товарищам по сцене, коллективу. И такой же отдачи требу ет от каждого члена кол лектива в работе. И. Б. Шойхет не лю бит безразличных к искусству людей, он не представляет себе художника без творческого беспокойства, без поиской, без интереса к жизни. Исай Борисович ставит разные пьесы. Но во всех постановках ШоЙ хета звучит тема мужества, утвер ждения новой жизни. — Ставить спектакли так, как мы ставили их прежде, сейчас нельзя, — требует Исай Борисович. И в этом чувствуется его стремление ставить каждый спектакль так, что бы он отвечал высоким требованием современного зрителя. Некоторые спектакли, поставлен ные И. Б. Шойхетом, начинаются своеобразным прологом, которого нет в пьесе. Очевидно, режиссерская «интродукция» необходима, чтобы настроить зрителя на нужные мысли, ввести в совершенно конкретный об разный мир. Так, например, было в пьесе «Остров Афродиты». Б 'спектаклях о современности мо жно увидеть настойчивые поиски сложных и точных психологических решений. Много интересного в этом смысле было найдено режиссером в «Иркутской истории». «Оптимистическая трагедия», «Лю ди, которых я видел», «Иркутская история*, «Остров Афродиты*, «Океан». «Игра без правил» — вот далеко не полный перечень пьес, по статейных И. Б. Шойхетом только за последние два года. У каждого большого художника есть своя «тайна» творчества. Есть она и у И. Б. Шойхета. В работе с актерами оп активен, всегда твердо знает, чего он хочет от артиста. Со здавая динамику сценического дейст вия, целеустремленные, точные ми зансцены, стараясь угадать, схватить главное в пьесе, руководствуясь иде ей произведения, И. Б. Шойхет стре мится до конца раскрыть возможно сти гктера в той или иной роли. И эга устремленность, беспокойная взволнованность режиссера-педагога лучше всего помогают росту актер ских дарований. В театре стали ведущими мастера ми сцены С. М. Простяков, удосто енный высокого звания народного артиста РСФСР, А. Ф.Найчук, B.C. Затепякина, К. И. Липатов, С. Г. Аханов, удостоенные почетных зва ний заслуженного артиста РСФСР, а тгкже С. С. Садиков, Р. М. Кнссель- маи, В. 3. Ячменева, Н. И. Шинка- рев, Н. А. Новиков и другие. Мы верим, что моряки Северного флота, труженики Мурманской об ласти познакомятся еще со многими постановками главного режиссера театра И. Б. Шойхета. Мы верим в эго. тгк как всегда чувствовали во всем его творчестве партийную страстность, настойчивое стремление к современности. Н. ВАРЛАМОВ. Артист театра Северного флота.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz