История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
33 Репертуар театра Северного флота по полнился ещб одним значительным спек таклем «Океан» по драматической по вести известного драматурга Алек сандра Штейна. Эта пьеса привлекла к себе вни мание широкого круга читателей и многих театров, как столичных, так и местных, сразу же после ее опубли кования в журнале «Театр* (Л'в 1 за 1961 год). И не только привлекла внимание, но и вызвала творческие дискуссии и споры. Они, в частности, были (и. ко нечно. будут впредь) у североморцев, у всех 'зрятелей театра Северного флота, успешно, на протяжении всего своего существования обращающего ся прежде всего к героико-романти ческой теме, к воплощению на сце не образов славных советских воиноз. В традиции театра прочно вош ло стремление брать на «вооруже ние» остроконфликтные, смелые дра матургические прбнзведення и по-но ваторски воплощать нх на сцене. И потому нередко афиша театра воен ных мэряков совпадает с афишами московских и ленинградских театров, хотя, конечно, условия в этом смысле далеко не одинаковые. И нас. конечно, радует, что «Океан» А. П. Штейна поставлен в театре Северного флота почти в одно время с московскими театрами им. Маяков ского. ЦТСА. В ходе обсуждения пьесы, а за тем первых спектаклей находились не только большие поклонники этой творческой работы, но и ее рьяные противники. Уже это свидетельствует о том. что работа драматурга н теат ра никого не оставляет безразличной. Если подходить к драматической О К Е А Н Т Е А Т Р повести «Океан», рассказывающей о большой жизни военных моряков, с позиций узких, строго и формально уставных, то, конечно, поступок главного героя пьесы капитана треть его ранга Платонова* будет казаться странным, ничем не оправданным. Что же происходит? Платонов свя зан многими годами совместной уче бы и дружбы со стаошим лейтенантом Часовниковым. Платонова после окончания училища направляют на далекий Тихоокеанский флот. Спо собный волевой офицер становится командиром крупного корабля, и сла ва о его успехах гремит по всему флоту. Часовников, сын вице-адмира- ла, вопреки желанию отца не хочет остаться в Ленинграде, добивается направления на Дальний Восток и оказывается вместе с Платоновым. Глубокие раздумья вызывает у мо лодого морского инженера его елуж ба. мечется его поэтическая душа, он хочет уйти из флота, порой не отда вая отчета своим суждениям и по ступкам. Часовников совершает гру бое нарушение дисциплины, а Пла тонов... скрывает это, уничтожает рапорт своего старшего помощника — капитана третьего ранга Тѵманз. И тем не менее Платонов предстает перед нами волевым, честным и чут ким командиром. Конечно, не потому, что он скрывает поступок Часовннко- ва. Кое-кто готов этот случай возве сти в степень. Да, драматург, дейст вительно, смело вплел его в ткань своего произведения, но он-то и по могает вылепить не образ-схемѵ, а человека с большими мыслями, го рячо любящего родной флот, службу. Сцена из спектакля «Океан>. Слева направо: Часовников — арт. Нови ков, Куклин — арт, Садиков, Платон ов — засл. арт. РСФСР Найчук. Хочется привести монолог старши* ны Задорнова. Корабль вышел в бое вой поход. На мостике, вглядываясь в океанскую даль, стоят Платонов, Туман, Часовников. Чуть ниже, у ру ля, старшина Задорнов. Вспоминая мать, ее письмо, он делится своими мыслями: «Мама, вы спрашиваете за коман дира, передал ли я ваш привет? Ма ма, привет ваш я, конечно, передал, он того заслуживает как на стоянке, так и в боевой обстановке. А на сто янке, мама, у него катавасия с круп ными переживаниями, куда там япон ский чёрт — тайфун, но простите, ма ма, вам за это не могу описать, зоѵ можно, когда-нибудь при личной встрече. Мама, что хорошо — он про водит с личным составом настоящую духовную подготовку, а есть остро- нуждающиеся. Мама, он надеется на личный состав; ну а личный состав — вчаимно. Вот старпом, тот, да-а, рычит, но это вам, мама, знать не обязательно, тем более, он, может, в душе не рычит, но на людях — ры чит и думает, так положено, а так, мама, вовсе не положено, такие ти пы на белом свете имеются, мама, и не только среди старпомов. Мама, ко мандир берет не криком, а взаимо действием»... Да, Платонов, его глубоко психо логический образ, все произведение заставляют мыслить, думать, спорить. И потому спектакль о военных моря ках взволнует не только их, а вііьо - вет интерес у самого широкого зри теля. Успеху спектакля сопутствует хо рошее исполнение ролей двух глав ных героев драматической повести — Платонова — заслуженным артистом РСФСР А. Ф. Найчѵком и Часовни- кова — артистом Н. А. Новиковым. Малейшая фальшь вообще недопу стима в искусстве, но она была бы тем более нетерпимой в лепке слож ного характера Платонова, который по мере развертывания действия рас крывается перед зрителем со всеми нюансами. Решительный и требова тельный, спокойный и горячий, доб рый и суровый — вот каким предега- ет перед нами Платонов-Найчук. Актер в этой роли раскрылся по-но вому. Он более мягок, чем обычно, радует глубоким проникновением в психологию образа. Платонов — цельный образ комму- ниста-команднра. умеющий глубо ко, а не по внешним данным, разби раться в людях, умеющий- глядеть вперед. Казалось бы. что общего мож»т быть между таким Платоновым и со вершенно противоположным ему по характеру Часовниковым. человеком, еще не крепко стоящим в жизни? А ведь их объединяет большая дружба, глубокая взаимная любовь. И в этом проявляется внутренний мир Плато нова, который глубоко понимает, «то Часовников по-настоящему честный человек, любит флот н должен быть на флоте, хотя совершает поступки, казалось бы, несовместимые со всем этим. Артист Новиков с большим внут ренним подъемом рисует образ моло дого горячего офицера. Хотелось бы посоветовать актеру находить боль ше оттенков в дальнейшей работе над образом. Ведь порой он одина ков при совершенно разных ситуаци ях. Например, на корабле в столкно вениях с Платоновым и дома — в семье Платонова. Интересно, на наш взгляд, режис серское и актерское прочтение ролей капитан-лейтенанта Куклнна (артист С. С. Садиков), старшины Задорнова (артист Э. Е. Брокш), Маши (артист ка В. 3. Ячменева). Далеко не сразу узнаешь в Кукли- не, однокашнике Платонова и Часов- никова, внешне радующегося успе хам Платонова, завистника, карьери ста, мелкого человека. А таким он и оказывается к концу спектакля. Об раз Куклнна — большая удача ар тиста Садикова. Роль Задорнова, казалось бы, эпи зодическая. Но артист Брокш играет ее с той душевной непосредственно стью, с той мягкостью, которая поз воляет увидеть замечательные черты наших молодых военных моряков. Брокш-Задорнов помогает зрителю глубже понять и Платонова, и Часоз- никова, и Тумана. Хотелось бы остановиться на ис полнении роли капитана третьего ранга Тумана артистом Р. М. Кис- сельманом. Для того, чтобы понять внутреннее содержание этого челове ка. можно привести такой его моно лог: ...«Почему меня все-таки сняли с «Быстрого»? Почему понизили в старпомы? Что, я не служил? Слѵжил. Что, я не волевой? Волевой. А вот сняли. Что. люди меня не любят? А вот не любят. Что. я несправедлив? Справеллив. А вот не любят. Да и я сам себя — не всегда...» Но Туман в исполнении артиста Киссельмана получился одноплано вым, а не сложным, внутренне про тиворечивым образом, каким его со здал драматург. Еше 'большая неудача, на наш взгляд, постигла артиста Н. И. Шин- карева. исполняющего роль капитана первого/ранга Зуба. Зуб в его испол нении — простачок, чудаковатый на чальник штаба. А ведь он гораздо глубже с его моралью: «только бы не было неприятностей, только бы удер жаться на своей должности». Пока Платонов «работает на него», слава корабля «Взволнованный» и его слава, Зуб души не чает в Пла тонове, но вот у Платонова неприят ности — и Зуб дрожит. Зуб боится.’ — Что вы вчера успели нашко дить? т - обращается он к Платонову. — Перед походом. Нашли время... Этой сущности образа артист не доносит до зрителя. Драматическая повесть А. Штейча чрезвычайно сложна для постановки. Большинство образов выписано дра матургом тонко, часто Платонов, Ча- совннков, Задорнов и другие произ носят «мысли вслух», в уста их вкла дываются глубокие раздумья. Все это требует от постановщика спектакля, актеров точного, умного прочтения пьесы. Тогда зритель узи- дит по-настоящему оптимистическое зрелище и еще больше проникнется любовью к Военно-Морскому Флоту и ее славным сынам, ато главное до стигнуто. Театр довольно длительное время работал над подготовкой спектакля, в гостях у актеров был автор пьесы А. П. Штейн. Это, конечно, помогло творческому коллективу глубже ос мыслить образы. Но, вместе с*тем, эта большая я интересная работа требует совершен ствования. тем более, что в ней есть и режиссерские и актерские недодел ки. Оставляет, например, желать луч шего и исполнение роли Анечки, же ны Платонова (заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякина). Уже в первой сцене, когда в Петергофский парк выпорхнула стайка нарядных девушек, все на каблучках, в белых, весенних платьицах, не веришь, что Анечка должна быть такой, ка кой она появляется. И впечатление этой первой сцены оставляет свой след, хотя, конечно, по мере развер тывания спектакля, актрисе игрзть становится легче, ибо то, что она де лает во второй части спектакля, ей ближе. Несмотря на ряд находок, не мо жет не вызвать возражения работа художника В. И. Кордубайло. Конеч но, надо учитывать трудности, воз никшие у театра при оформлении та кого сложного спектакля. Но ничем, например, не оправдано смешение условного и реалистиче ского тогда, когда это не диктуется никакой необходимостью. Актеры ока зываются в плену оформления, зри телю иногда трудно воспринимать происходящее на сцене. Вот один из таких примеров. На фоне падающего снега — в реалистическом ключе — оформлена квартира Платонова и в условном — комната Часовннкова. Театр Северного флота по-настоз- щему порадовал зрителей своим но вым спектаклем «Океан», свидетель ствующим о творческом росте и про фессиональной зрелости коллектива. Гр. СОЖИН.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz