История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

33 Репертуар театра Северного флота по­ полнился ещб одним значительным спек­ таклем «Океан» по драматической по­ вести известного драматурга Алек­ сандра Штейна. Эта пьеса привлекла к себе вни­ мание широкого круга читателей и многих театров, как столичных, так и местных, сразу же после ее опубли­ кования в журнале «Театр* (Л'в 1 за 1961 год). И не только привлекла внимание, но и вызвала творческие дискуссии и споры. Они, в частности, были (и. ко­ нечно. будут впредь) у североморцев, у всех 'зрятелей театра Северного флота, успешно, на протяжении всего своего существования обращающего­ ся прежде всего к героико-романти­ ческой теме, к воплощению на сце­ не образов славных советских воиноз. В традиции театра прочно вош­ ло стремление брать на «вооруже­ ние» остроконфликтные, смелые дра­ матургические прбнзведення и по-но­ ваторски воплощать нх на сцене. И потому нередко афиша театра воен­ ных мэряков совпадает с афишами московских и ленинградских театров, хотя, конечно, условия в этом смысле далеко не одинаковые. И нас. конечно, радует, что «Океан» А. П. Штейна поставлен в театре Северного флота почти в одно время с московскими театрами им. Маяков­ ского. ЦТСА. В ходе обсуждения пьесы, а за­ тем первых спектаклей находились не только большие поклонники этой творческой работы, но и ее рьяные противники. Уже это свидетельствует о том. что работа драматурга н теат­ ра никого не оставляет безразличной. Если подходить к драматической О К Е А Н Т Е А Т Р повести «Океан», рассказывающей о большой жизни военных моряков, с позиций узких, строго и формально уставных, то, конечно, поступок главного героя пьесы капитана треть­ его ранга Платонова* будет казаться странным, ничем не оправданным. Что же происходит? Платонов свя­ зан многими годами совместной уче­ бы и дружбы со стаошим лейтенантом Часовниковым. Платонова после окончания училища направляют на далекий Тихоокеанский флот. Спо­ собный волевой офицер становится командиром крупного корабля, и сла­ ва о его успехах гремит по всему флоту. Часовников, сын вице-адмира- ла, вопреки желанию отца не хочет остаться в Ленинграде, добивается направления на Дальний Восток и оказывается вместе с Платоновым. Глубокие раздумья вызывает у мо­ лодого морского инженера его елуж ба. мечется его поэтическая душа, он хочет уйти из флота, порой не отда­ вая отчета своим суждениям и по­ ступкам. Часовников совершает гру­ бое нарушение дисциплины, а Пла­ тонов... скрывает это, уничтожает рапорт своего старшего помощника — капитана третьего ранга Тѵманз. И тем не менее Платонов предстает перед нами волевым, честным и чут­ ким командиром. Конечно, не потому, что он скрывает поступок Часовннко- ва. Кое-кто готов этот случай возве­ сти в степень. Да, драматург, дейст­ вительно, смело вплел его в ткань своего произведения, но он-то и по­ могает вылепить не образ-схемѵ, а человека с большими мыслями, го­ рячо любящего родной флот, службу. Сцена из спектакля «Океан>. Слева направо: Часовников — арт. Нови­ ков, Куклин — арт, Садиков, Платон ов — засл. арт. РСФСР Найчук. Хочется привести монолог старши* ны Задорнова. Корабль вышел в бое­ вой поход. На мостике, вглядываясь в океанскую даль, стоят Платонов, Туман, Часовников. Чуть ниже, у ру­ ля, старшина Задорнов. Вспоминая мать, ее письмо, он делится своими мыслями: «Мама, вы спрашиваете за коман­ дира, передал ли я ваш привет? Ма­ ма, привет ваш я, конечно, передал, он того заслуживает как на стоянке, так и в боевой обстановке. А на сто­ янке, мама, у него катавасия с круп­ ными переживаниями, куда там япон­ ский чёрт — тайфун, но простите, ма­ ма, вам за это не могу описать, зоѵ можно, когда-нибудь при личной встрече. Мама, что хорошо — он про­ водит с личным составом настоящую духовную подготовку, а есть остро- нуждающиеся. Мама, он надеется на личный состав; ну а личный состав — вчаимно. Вот старпом, тот, да-а, рычит, но это вам, мама, знать не обязательно, тем более, он, может, в душе не рычит, но на людях — ры­ чит и думает, так положено, а так, мама, вовсе не положено, такие ти­ пы на белом свете имеются, мама, и не только среди старпомов. Мама, ко­ мандир берет не криком, а взаимо­ действием»... Да, Платонов, его глубоко психо­ логический образ, все произведение заставляют мыслить, думать, спорить. И потому спектакль о военных моря­ ках взволнует не только их, а вііьо - вет интерес у самого широкого зри­ теля. Успеху спектакля сопутствует хо­ рошее исполнение ролей двух глав­ ных героев драматической повести — Платонова — заслуженным артистом РСФСР А. Ф. Найчѵком и Часовни- кова — артистом Н. А. Новиковым. Малейшая фальшь вообще недопу­ стима в искусстве, но она была бы тем более нетерпимой в лепке слож­ ного характера Платонова, который по мере развертывания действия рас­ крывается перед зрителем со всеми нюансами. Решительный и требова­ тельный, спокойный и горячий, доб­ рый и суровый — вот каким предега- ет перед нами Платонов-Найчук. Актер в этой роли раскрылся по-но­ вому. Он более мягок, чем обычно, радует глубоким проникновением в психологию образа. Платонов — цельный образ комму- ниста-команднра. умеющий глубо­ ко, а не по внешним данным, разби­ раться в людях, умеющий- глядеть вперед. Казалось бы. что общего мож»т быть между таким Платоновым и со­ вершенно противоположным ему по характеру Часовниковым. человеком, еще не крепко стоящим в жизни? А ведь их объединяет большая дружба, глубокая взаимная любовь. И в этом проявляется внутренний мир Плато­ нова, который глубоко понимает, «то Часовников по-настоящему честный человек, любит флот н должен быть на флоте, хотя совершает поступки, казалось бы, несовместимые со всем этим. Артист Новиков с большим внут­ ренним подъемом рисует образ моло­ дого горячего офицера. Хотелось бы посоветовать актеру находить боль­ ше оттенков в дальнейшей работе над образом. Ведь порой он одина­ ков при совершенно разных ситуаци­ ях. Например, на корабле в столкно­ вениях с Платоновым и дома — в семье Платонова. Интересно, на наш взгляд, режис­ серское и актерское прочтение ролей капитан-лейтенанта Куклнна (артист С. С. Садиков), старшины Задорнова (артист Э. Е. Брокш), Маши (артист­ ка В. 3. Ячменева). Далеко не сразу узнаешь в Кукли- не, однокашнике Платонова и Часов- никова, внешне радующегося успе­ хам Платонова, завистника, карьери­ ста, мелкого человека. А таким он и оказывается к концу спектакля. Об­ раз Куклнна — большая удача ар­ тиста Садикова. Роль Задорнова, казалось бы, эпи­ зодическая. Но артист Брокш играет ее с той душевной непосредственно­ стью, с той мягкостью, которая поз­ воляет увидеть замечательные черты наших молодых военных моряков. Брокш-Задорнов помогает зрителю глубже понять и Платонова, и Часоз- никова, и Тумана. Хотелось бы остановиться на ис­ полнении роли капитана третьего ранга Тумана артистом Р. М. Кис- сельманом. Для того, чтобы понять внутреннее содержание этого челове­ ка. можно привести такой его моно­ лог: ...«Почему меня все-таки сняли с «Быстрого»? Почему понизили в старпомы? Что, я не служил? Слѵжил. Что, я не волевой? Волевой. А вот сняли. Что. люди меня не любят? А вот не любят. Что. я несправедлив? Справеллив. А вот не любят. Да и я сам себя — не всегда...» Но Туман в исполнении артиста Киссельмана получился одноплано­ вым, а не сложным, внутренне про­ тиворечивым образом, каким его со­ здал драматург. Еше 'большая неудача, на наш взгляд, постигла артиста Н. И. Шин- карева. исполняющего роль капитана первого/ранга Зуба. Зуб в его испол­ нении — простачок, чудаковатый на­ чальник штаба. А ведь он гораздо глубже с его моралью: «только бы не было неприятностей, только бы удер­ жаться на своей должности». Пока Платонов «работает на него», слава корабля «Взволнованный» и его слава, Зуб души не чает в Пла­ тонове, но вот у Платонова неприят­ ности — и Зуб дрожит. Зуб боится.’ — Что вы вчера успели нашко­ дить? т - обращается он к Платонову. — Перед походом. Нашли время... Этой сущности образа артист не доносит до зрителя. Драматическая повесть А. Штейча чрезвычайно сложна для постановки. Большинство образов выписано дра­ матургом тонко, часто Платонов, Ча- совннков, Задорнов и другие произ­ носят «мысли вслух», в уста их вкла­ дываются глубокие раздумья. Все это требует от постановщика спектакля, актеров точного, умного прочтения пьесы. Тогда зритель узи- дит по-настоящему оптимистическое зрелище и еще больше проникнется любовью к Военно-Морскому Флоту и ее славным сынам, ато главное до­ стигнуто. Театр довольно длительное время работал над подготовкой спектакля, в гостях у актеров был автор пьесы А. П. Штейн. Это, конечно, помогло творческому коллективу глубже ос­ мыслить образы. Но, вместе с*тем, эта большая я интересная работа требует совершен­ ствования. тем более, что в ней есть и режиссерские и актерские недодел­ ки. Оставляет, например, желать луч­ шего и исполнение роли Анечки, же­ ны Платонова (заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякина). Уже в первой сцене, когда в Петергофский парк выпорхнула стайка нарядных девушек, все на каблучках, в белых, весенних платьицах, не веришь, что Анечка должна быть такой, ка­ кой она появляется. И впечатление этой первой сцены оставляет свой след, хотя, конечно, по мере развер­ тывания спектакля, актрисе игрзть становится легче, ибо то, что она де­ лает во второй части спектакля, ей ближе. Несмотря на ряд находок, не мо­ жет не вызвать возражения работа художника В. И. Кордубайло. Конеч­ но, надо учитывать трудности, воз­ никшие у театра при оформлении та­ кого сложного спектакля. Но ничем, например, не оправдано смешение условного и реалистиче­ ского тогда, когда это не диктуется никакой необходимостью. Актеры ока­ зываются в плену оформления, зри­ телю иногда трудно воспринимать происходящее на сцене. Вот один из таких примеров. На фоне падающего снега — в реалистическом ключе — оформлена квартира Платонова и в условном — комната Часовннкова. Театр Северного флота по-настоз- щему порадовал зрителей своим но­ вым спектаклем «Океан», свидетель­ ствующим о творческом росте и про­ фессиональной зрелости коллектива. Гр. СОЖИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz