История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Н ОВЫЙ год Северного театр флота встретил новым спектаклем «Иркутская история» известного со­ ветского драмату р г а Алексея Арбузова, авто­ ра полюбившихся молодежи пьес «Таня», «Годы странст­ вий», «Домик на окраине» и др. Пьеса посвящена нашим со­ временникам, молодым строи­ телям Иркутской ГЭС на Ан­ гаре, их труду, раздумьям, любви. Это история жизни кас­ сирши сельского продмага Ва­ ли (ее роль на сцене театра Северного флота исполняет ар­ тистка В. Бояринцева), началь­ ника смены, мастера-машини­ ста шагающего экскаватора Сергея Серегина (артист Н. Новиков) и помощника маши­ ниста, электрика Виктора Бой­ цова (заслуженный артист РСФСР А. Найчук).' Один из наиболее удачных образов пьесы, несущий боль­ шую идейную нагрузку — об­ раз Сергея Серегина. Чем он завоевывает симпатии зрите­ лей? Это человек нового типа, человек, мысли й дела которо­ го устремлены в будущее, к к о м м у н и з м у . «Что человеку для счастья нужно?» — спра­ шивает он себя — и отвечает: «Чтобы дело его было хоть чу­ точку лучше, чем он сам». Это и есть основная мысль пьесы Арбузова, носителем которой является Сергей. Актеру Н. А. Новикову удалось создать яр­ кий, запоминающийся об.раз нашего современника. Герой ттпрнкова жизненен, правдив. Однако хочется отметить, что в отдельных сценах актер" не су­ мел показать глубокий внут­ ренний мир героя, он становит­ ся наигранно-патетичным. Осо­ бенно это бросается в глаза в •сцене, когда Сергей, радостный •и счастливый, возвращается в общежитие, получив согласие Вали стать его женой. Сложен и . интересен образ Вали, созданный артисткой Бо­ яринцевой. В начале спектак­ ля перед зрителем легкомыс­ ленная, сумасбродная девчон­ ка. На селе она пользуется дурной славой. Знакомые пар­ ки говорят о ней с усмешкой. Сергей полюбил ее, увидев в ней хорошего, чистого челове­ ка, научил ее уважать себя. Мнбгое думает она о своей жизни, встретив Сергея. Если раньше Валя старалась подра- „Иркутская история" втеатреСеверногофлота жать, как она сама говорит, Кармен, то теперь примером для нее становится девушка с Волги, руководящая сменой на шагающем экскаваторе. Перед актрисой В. Г. Боя­ ринцевой стояла нелегкая зада­ ча: показать эволюцию герои­ ни, ее противоречивый внут­ ренний мир. Бояринцева нахо­ дит свои средства .выражения для раскрытия характера Ва­ ли: походка, жесты, манера го­ ворить — все это подчеркивает своеобразие образа. Но вот перед нами — новая Валя, пережившая ( большое горе — потерю любимого му­ жа, задумавшаяся над вопро­ сом: как жить дальше? З^есь актриса не всегда находит яр­ кие выразительные средства для раскрытия характера геро­ ини; временами она несколь­ ко статична. Однако эти частные недостатки не снижа­ ют выразительности образа. Привлекает внимание убеди­ тельная игра исполнителя ро­ ли Виктора, заслуженного ар­ тиста РСФСР А. Ф. Найчука. Созданный им образ очень бли­ зок к авторскому замыслу, Вик­ тор прямой, резкий, грубый, как это и должно быть по пьесе. Артист правильно схватывает эти характерные черты героя: широкая небрежная походка, грубоватые движения, басови­ тый голос. Виктор любит Ва­ лю, но не хочет назвать ее сво­ ей женой. Позднее он всерьез задумы­ вается над тем, была ли у не­ го любовь, он, оказывается, не в силах забыть Валю, он ме­ чется, не находит себе места, хочет покинуть стройку. Найчук очень вер­ но передает ду­ шевное состояние героя, его смяте­ ние, раздумья. Виктор находит в себе сил>і помочь Вале, не покинуть ее в беде. Интересны в спектакле и об­ разы второстепенных персона­ жей. Актерам удалось показать своих героев в развитии, наде­ лить чертами новых людей, строителей коммунизма. Это — молодой паренек из Москвы Родик (арт. Э. Е. Брокш), все­ гда подтянутый и строгий Д е ­ нис (арт. Н. И. Шннкарев), смешной и неуклюжий Лап- ченко (арт. С. И. Щеиников). Несколько выделяется среди них старый рабочий Сердюк (засл. арт. РСФСР С. М. Про­ стяков). Этот образ — несом­ ненная удача актера. Он нахо­ дит правильный тон. Сердюк- Простяков по-отечески строг и требователен к своим млад­ шим товарищам и они отвеча­ ют ему сыновьей любовыо и уважением. Постановка «Иркутская ис­ тория» нова по форме. Отсут­ ствие тяжеловесных декораций, непосредственная беседа с ге­ роями и зрителями, которая ве­ дется через хор, делают спек­ такль живым, интересным. Хор одинаково близок и героям, и зрителям. Он принимает самое непосредственное участие в ходе пьесы, вмешиваясь в судь­ бы героев, помогая им мыс­ лить, действовать. И в то же время ведет откровенный раз­ говор со зрителем. Спектакль, поставленный те­ атром Северного флота, — яр­ кий, волнующий. Е. АМИРОВА. Л. РЯБОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz