История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Н ОВЫЙ год Северного театр флота встретил новым спектаклем «Иркутская история» известного со ветского драмату р г а Алексея Арбузова, авто ра полюбившихся молодежи пьес «Таня», «Годы странст вий», «Домик на окраине» и др. Пьеса посвящена нашим со временникам, молодым строи телям Иркутской ГЭС на Ан гаре, их труду, раздумьям, любви. Это история жизни кас сирши сельского продмага Ва ли (ее роль на сцене театра Северного флота исполняет ар тистка В. Бояринцева), началь ника смены, мастера-машини ста шагающего экскаватора Сергея Серегина (артист Н. Новиков) и помощника маши ниста, электрика Виктора Бой цова (заслуженный артист РСФСР А. Найчук).' Один из наиболее удачных образов пьесы, несущий боль шую идейную нагрузку — об раз Сергея Серегина. Чем он завоевывает симпатии зрите лей? Это человек нового типа, человек, мысли й дела которо го устремлены в будущее, к к о м м у н и з м у . «Что человеку для счастья нужно?» — спра шивает он себя — и отвечает: «Чтобы дело его было хоть чу точку лучше, чем он сам». Это и есть основная мысль пьесы Арбузова, носителем которой является Сергей. Актеру Н. А. Новикову удалось создать яр кий, запоминающийся об.раз нашего современника. Герой ттпрнкова жизненен, правдив. Однако хочется отметить, что в отдельных сценах актер" не су мел показать глубокий внут ренний мир героя, он становит ся наигранно-патетичным. Осо бенно это бросается в глаза в •сцене, когда Сергей, радостный •и счастливый, возвращается в общежитие, получив согласие Вали стать его женой. Сложен и . интересен образ Вали, созданный артисткой Бо яринцевой. В начале спектак ля перед зрителем легкомыс ленная, сумасбродная девчон ка. На селе она пользуется дурной славой. Знакомые пар ки говорят о ней с усмешкой. Сергей полюбил ее, увидев в ней хорошего, чистого челове ка, научил ее уважать себя. Мнбгое думает она о своей жизни, встретив Сергея. Если раньше Валя старалась подра- „Иркутская история" втеатреСеверногофлота жать, как она сама говорит, Кармен, то теперь примером для нее становится девушка с Волги, руководящая сменой на шагающем экскаваторе. Перед актрисой В. Г. Боя ринцевой стояла нелегкая зада ча: показать эволюцию герои ни, ее противоречивый внут ренний мир. Бояринцева нахо дит свои средства .выражения для раскрытия характера Ва ли: походка, жесты, манера го ворить — все это подчеркивает своеобразие образа. Но вот перед нами — новая Валя, пережившая ( большое горе — потерю любимого му жа, задумавшаяся над вопро сом: как жить дальше? З^есь актриса не всегда находит яр кие выразительные средства для раскрытия характера геро ини; временами она несколь ко статична. Однако эти частные недостатки не снижа ют выразительности образа. Привлекает внимание убеди тельная игра исполнителя ро ли Виктора, заслуженного ар тиста РСФСР А. Ф. Найчука. Созданный им образ очень бли зок к авторскому замыслу, Вик тор прямой, резкий, грубый, как это и должно быть по пьесе. Артист правильно схватывает эти характерные черты героя: широкая небрежная походка, грубоватые движения, басови тый голос. Виктор любит Ва лю, но не хочет назвать ее сво ей женой. Позднее он всерьез задумы вается над тем, была ли у не го любовь, он, оказывается, не в силах забыть Валю, он ме чется, не находит себе места, хочет покинуть стройку. Найчук очень вер но передает ду шевное состояние героя, его смяте ние, раздумья. Виктор находит в себе сил>і помочь Вале, не покинуть ее в беде. Интересны в спектакле и об разы второстепенных персона жей. Актерам удалось показать своих героев в развитии, наде лить чертами новых людей, строителей коммунизма. Это — молодой паренек из Москвы Родик (арт. Э. Е. Брокш), все гда подтянутый и строгий Д е нис (арт. Н. И. Шннкарев), смешной и неуклюжий Лап- ченко (арт. С. И. Щеиников). Несколько выделяется среди них старый рабочий Сердюк (засл. арт. РСФСР С. М. Про стяков). Этот образ — несом ненная удача актера. Он нахо дит правильный тон. Сердюк- Простяков по-отечески строг и требователен к своим млад шим товарищам и они отвеча ют ему сыновьей любовыо и уважением. Постановка «Иркутская ис тория» нова по форме. Отсут ствие тяжеловесных декораций, непосредственная беседа с ге роями и зрителями, которая ве дется через хор, делают спек такль живым, интересным. Хор одинаково близок и героям, и зрителям. Он принимает самое непосредственное участие в ходе пьесы, вмешиваясь в судь бы героев, помогая им мыс лить, действовать. И в то же время ведет откровенный раз говор со зрителем. Спектакль, поставленный те атром Северного флота, — яр кий, волнующий. Е. АМИРОВА. Л. РЯБОВА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz