История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Т Е А Т Р ; - — ! м КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ " Пьеса «Кремлевские куранты» Н. По година (в новой редакции) раскрывает волнующую страницу истории нашей страны — время, когда великим Лениным был разработан план электрификации страны, озаривший ей дорогу в будущее. Постановку это Т і пьесы. посвященной важной теме, осуществил театр Северного флота. Голь В. П. Ленина в спектакле испол няет заслуженный артист республики С. Аханов. Перед артистом поставлена боль шая творческая задача. Советским людям очень хорошо знаком образ великого вождя по рассказам, воспоминаниям, фотографи ям п зарисовкам, еще свежо в памяти прекрасное исполнение роли Ленина на родным артистом СССР Б. Щукішым в кино. Создать живой образ вождя — за- іача чрезвычайно сложная и исключи тельно почетная. Артист Аханов сумел передать ленинскую убежденность а пра воте своего дела, показал любовь вождя к трудовому народу, раскрыл очень важ ную черту образа Ленина — умение по- болыпевнстскп дерзать п мечтать. Осо бенно убедительно артистом раскрывают ся ленинские черты в сцене полемиче ского поединка с английским писателем (очень важная сцена *ля выявлеппя идейной сущности спектакля), который не в состоянии был понять истоки такой ог ромной перьт Владимира Ильича в силу народа. В спеггакле сцена встречи Ленина с английских писателем (его пггает М. Не чаев) загсу.пнается. волнует зрителей. Игр? Аханога полна красноречивых под текстов. Здесь и оценка собеседника при первом знакомстве: «С кем я имею дело?», здесь п ирония, доходящая до сарказма, равшегося «написать обширную кппгу против Маркса.», на что Ленин, как бы невзначай, иронически бросает: «Ну что же._ валяйте!» II мы видим Ленина, кото рый уничтожает противника своим умом, силой, своими доводами, верой в правоту великого дела, в то, что «мы — навеки». Вместе с тем, сцепа проигрывает от того, что Нечаев в роли английского пи сателя несколько рассудочен. больше спрашивает, берег интервью, нежели спорит. Поэтому встреча Ленина с писате лем в спектакле более похожа на дипло матическую борьбу, а не. полемический бой. Ведь по пьесе оптимизм Леипна совер шенно обескураживает противника. «Ва ша вера может потрясти или свести с ума. — восклицает писатель. — это не возможно понять! Перед вами бездна несчастий, ужасов, а вы нзд пропастью говорите об электрпфикащш... Я отказы ваюсь понимать!» Писатель явно теряет самообладание, а Нечаев скуп на выявле ние этого состояния героя. А ведь образ этот обобщающий. В сцене происходит столкновение двух миров, двух идей, по этому конфликт хочется видеть более яр ким н действенным. В сцене с инженером Забелиным образ Ленина' раскрывается с другой стороны. Ленин внимателен к ученому, беспоща ден, узнав о том, что он торгует спичка ми. пряча свой талант. Ленин разрушает ложное представление Забелиных о Со ветской власти, умело переубеждает ста рого инженера, включает его в созида тельную, творческую жизнь страны, за ражает мечтой о будуг ем России, об электрификации. П ясно видишь, что меч та эта реальная, основанная на вере в силу народа. В этом же нас «убеждает к ками (набережная у Кремля), где Аханов показывает, как вождь умел просто раз говаривать с рабочими, как он изучал их, чтобы сделать затем вывод: «С наши ми людьми можно дерзать, можно меч тать...». К сожалению, артпет Аханов роль ис полняет неровно. Например, в четвертой картине — в доме у Чудиова, Аханов ----------------------------- * несколько суховат и тороплив. Ппогда он боится пауз, так необходимых в ряде сцен, а в финале спектакля несколько ри торичен Но, несмотря на это. С. Аханов справился с труднейшей задачей, создал волнующий образ великого человека. Уда ча актера — бесспорна, и это обеспечи вает успех спектакля. Роль II. В. Сталина исполняет заслу женный артист республики А. Глотко. Внешне артист похож на Сталина, удалось ему передать п особенности речи II. В. Сталина, спокойную, неторопливую. Но, •к ------------------------------ думается, стремление артиста передать только это помешало создать многогран ный образ соратника и ученика В. И. Ленина. Нет сомнеішя, что опытным ак тером А. Глотко образ П. В. Сталина бу дет обогащен. Артистам 3. Гельман и А. Фролову по ручена роль Дзержинского. Почти полпое отсутствие словесного материала в пьесе ставит артистов в невыгодное положение. Хочется видеть больше внешнего сходства (А. Фролов ближе), больше строгой опре деленности в тех немногих фразах, кото рые произносит Дзержинский. Близок к Ленину матрос Рыбаков. Мо лодой артист Цыбин в основном передает обаяние этого человека. Но артисту необ ходимо освободиться от внешней развяз ности, заметно снижающей в целом хоро шее впечатление об образе героя-матроса. Н. Рижская в роли Маши Забе линой мила. Но, как видно, артист ка подошла к работо над этой ролью с позиций ужо найденного и про веренного в других ролях. Образ Маши но пьесе богаче содержанием, глубже и раз ностороннее, чем создает его Рижская. Маша в спектакле несколько застывшая, а порой манерная (2 картина). От способ ной артистки мы вправе ждать большего. Очень интересный образ инженера За белина создан артистом К. Липатовым. Его Забелин страстен, кипуч, деятелен. Не видя применения своему таланту в но вых условиях, он торгует спичками у Иверских ворот. «Это — вызов новому времени. Это — своеобразная борьба, про тест. Пожалуй, темперамент Липатова — Забелина наиболее близок духу, атмосфере бурных 20-х годов. Артист обогатил образ, раскрыв коме дийную сторону его, и от этого спек такль выигрывает. Но артисту пе все оди наково хорошо удаюсь показать Вот За белин у Ленина в Кремле. Владимир И л ь и ч потряс интеллигента, раскрыл его ограниченность, увлек масштабностью творческого замысла. Забелин познает то, к чему он не был готов. В нем совершается душевный переворот. Эту очень важную сцену Липатов проводит несколько лег ковесно, недостаточно глубоко. А ведь именно здесь меняется ошибочный взгляд старого ишкенера, ему становится стыдно за свое поведение и мысли, у пего появ ляется жажда снова творить. Процесс сложный, но артист слишком торопливо выявляет его. Особенно это заметно в картине, где показывается Забелин после встречи с Лениным. В этот момент должна быть показана суровая сдержанность ин женера, его раздумье, вызванное разгово ром с вождем революции, а этого нет. Подкупает своей мягкостью и сердеч ностью 3. Барковская в роли жены -За белина. Заслуженному артисту республики Деньгпну (Казанок) хочется посоветовать не подчеркивать свои яркие комедийные данные, особенно в четвертой картине. Это обедняет образ Казанка. Пельзя согласиться с артисткой Н. Бе- техтнпой в трактовке образа Степки. Ес ли начало роли не вызывает возражении, то дальнейшее поведение Стенки застав ляет огорчаться. В игре артистки — на лет штампа. Госта у Забелиных — несомненно хоро шее сборище перепуганных интеллиген тов, теряющих почву под ногами. Особен но запоминасчія М. Муоатовскнй. с боль шим тонким юмором и тактом играющий свою роль. Поставлен спектакль заслуженным ар тистом РСФСР П. Шойхет. оформление сделано художником Н. Мамопечым. Новая постановка театра Северного фгота смот рится с большим интересом. И. ПРОХОНОВ. Режиссер обласхного драматиче ского театра. по адресу ограниченности писателя, соо- беседа Ленина с иосковскинг; трамвайщн- На снимке: сцена из третьего акта спектакля театра Северного флота «Кремлевские куранты*. (Слева направо): в роли инженера Забелина артист К. И. ЛИПАТОВ, в роли Ф. Э. Дзержинского артист А И. ФРОЛОВ, в роли В. И. Ленина заслуженный артист РСФСР С. Г. АХАНОВ, в роли И. В. Сталина заслуженный артист РСФСР А. С. ГЛОТКО. Фото читателя «Полярной правды> Н. Шннкарева,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz