История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Xb 157 (8189) 5 толя 1955 г. П О Л Я Р Н А Я Пьеса „Полярный круг“ в постановке театра Северного флота Одной из центральных тем в репертуа ре театра Северного Флота является ото бражение жизни и боевой деятельности воинов Советской Армии к Военно-Морско го Флота, тема героического прошлого и настоящего нашей Родины. Об этом сви детельствует постановка на сцене театра пьес «Любовь Яровая», «Незабываемый 1919-й», «Кап закалялась сталь», «Песнь о черноморцах;), «Последние рубежи», «Порт-Артур». Неизменное стремление коллектива театра к определенной, значи тельной теме говорит о творческом лице театра, является по казателем его идейно- художественной зре лости. Спектакль «По лярный круг» II. Штока — яв ление знаменатель ное в творческой жизни театрального коллектива. Пьеса увидела свет впер вые. у нас, в Запо лярье. И самое цен ное — это то, что в ней рассказывается о событиях, происхо дивших у пас, на Се вере. Эта пьеса не лише на недостатков. Она страдает растянуто стью, многословием, драматургической рыхлостью ряда кар тин, но она полна оп тимизма, которым на делены положитель ные герои, — советские моряки, борю щиеся за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Театр поступил правильно, вклю чив эту пьесу в свои репертуар. Суровый 1942 год. Враг у стен Сталин града. Родина гв опасности. Не хватает самолетов, танков, но горячие сердца со ветских людей-патриотов полны ре шимости п веры в окончательную победу пал врагом. В этой борьбе у нас были союзники. Союзники!.. В центральной сцене спек такля (седьмая картина) американский делец, шпион, увертываясь ог разоблаче ния, произносит: «Больше всего на свете я ненавижу Гитлера». На это советский контр-ахмирал Щербак отвечает: «Нет, вы не хотите. победы Гитлера. Но вы не хотите и победы союзников. Вы хоти те продлить эту воину, насколько возмож но заработать, хорошо заработать. Осла бить нас н Гитлера и опять заработать. Взять нас слабыми. истощенными кровью н тут уж зара-ботать как стедѵет». Весь ход развертывающихся в спектакле событий подтверждает эти слова. Уже пролог спектакля настораживает зрителя. Адмирал Биров сообщает вице- адмиралу Щербаку о том, что из Ислан дии вышел большой караван союзных ко раблей с танками, самолетами и авиа ционными моторами. Это очень важно.. КараЕан должен доказать целесообраз ность северного морского пути. «Падо по стараться, — говорит адмирал Баров, — чтобы все корабли были доставлены в на ши порты». Щербак замечает: «Первый год войны научил нас относиться с осто рожностью к обещаниям союзников»... Сцену прорывает крнезі Рпгмена. ]міер- адмирала и командора союзных войск. Ока зывается. что Ригмен и Щербак -давно знакомы. Советский вице-адмирал Щербак отлично помнит бывшего лейтенанта ок купационных войск на Мурманс в 191S году Ригмена, подвергавшего жестоким пыткам русского матроса Щербака. Уз нает и Ригмен Щербака по шраму, остав ленному стеком Ригмена на лице Щербака 24 года назад. Союзники обмениваются приветствиями. Так начинается спектакль. Успех спектакля объясняется прежде всего тем, что постановщик и режиссер верно раскрыли идейную сущность пьесы (постановка заслуженного артиста РСФСР II. Шойхета, режиссер 0. Шаповаленко). В спектакле хорошо показаны патрио тизм советских моряков, их вера в победу и страстное стремление к ней. С другой стороны, здесь хорошо ]раскрыта продаж ность. внутренняя пустота, измена союз ническому аолгу погонщиков за долларами американцев. Но в спектакле подчерки вается. что существует две Америки — ■ ■ ■ Сцена из третьего акта спектакля «Полярный круг». На снішке: контр-адмирал Щ ЕРБАК — заслуженный артист РСФСР С. ПРОСТЯКОВ, лейтенант ПАВЛОВА — артистка А. СИДОРОВА. Фото Н. Шинкарева. Америка бизнесменов н Америка простых честных людей — друзей народов Совет ского Союза. В спектакле заняты ведущие артисты театра. Роль вице-адмирала Щербака ис полняет заслуженный артист РСФСР С. Простяков. ІЦербак-Простяков—умный и опытный командир, чуткий и умелый воспитатель. Особенно хорошо запоми нается сцена с матросом Бойко в третьем акте. Можно поспорить и даже не согласиться лишь с двумя моментами в целом верно и интересно решенного образа Щербака. В седьмой картине в поединке с Лайфертом Щербак перестает быть самим собой. Допу стив несдержанность, артист показывает слабость, неумение владеть собой. Второе замечание касается настроения Щербака в течение всего спектакля. Оно не сколько притуплено тяжестью личных переживании и трудностью дел. Не хочет ся видеть Щербака демонстрирующим с бо и переживания. Правдивый и обаятельный образ матро са Бойко создал заслуженный артист РСФСРА. Найчук. Простота, непосредст венность и жизненная неопытность орга нично сочетаются в матросе с неудержи мымстремлением быть в самом трудном деле. Мы видим Бойко простым и смелым русским героем Когда он говорит: «Пору чите мне такое, чтоб меня смерть испуга лась» — сидящим в зрительном зале так и хочется подсказать вице-адмиралу Щер баку: «Поручите смело, мы за него отве чаем». Мы верим, что Бойко не остановит ся даже перед смертью, но выполнит зада ние. Самое убедительное в этом- образе именно это. Роль Николая Щербака, сына вице-ад- мнрала, играет заслуженный артист РСФСР А. Глотко в основном верил. Это волевой и смелый офицер, влюбленный в морс и Флот.Но в первой картине Николаи сколько легковесен, ему не хватает' ранности отца. Создается впечатление, что j артист обеспокоен тем, чтобы не . пока-| заться старше своего героя. У авто- j ра в одной из ремарк указано, что Ни- колай говорит тихо, жесты его сдержанны, | ліще, улыбке есть что-то девическое. А на сцене мы видим несколько иного Николая — шумноватого, даже нескромного. Во второй картіше этого нет, артист играет верно. Мало убедителен в роли капитан-лейте нанта Дяднчева артист А. Фролов. Мате риал пьесы богаче созданного на сцене образа. Автор говорит, что Дядичев уг рюм. резкий, вспыльчивый. А мы видим примерно ровного характером человека. Фролов не угрюм, а скорее замкнут, не резок, а скован, не вспыльчив, а неврастеничен. Зри тель остается к нему безразличным. Интересна роль На таши, администрато ра гостиницы, в ис полнении артистки А. мало содержательна, даже пуста и, естест венно, возникает во прос, за что мог по любить ее Дядичев? Но в сцене получе ния боевого задания мы видим ее собран ной и волевой. К со жалению, такой она не остается до конца. В сценах любви контрразведчица На таша становится просто Наташей, с потухшим взором че ловека, мечта кото рого не осуществи лась. Это обедняет образ, Можно поду мать, что Наташе не интересна служба, ибо это мешает ее лич ному счастью. Темпераментно играет роль парикмахера СойкпноГі артистка В. Затепякина. Особое место в спектакле занимают об разы представителей вражеского лагеря. Умно, с большим тактом играет роль риер- адмирала Ригмана артист В. Сидоров. В роли Лаиферта артист М. Нечаев по казал отрицательный образ. Ланферт об щителен, даже обаятелен, но вместе с тем жесток и опасен: одной рукой он молит ся, а другой заносит нож для удара. В этом образе ^недостает, пожалуй, лишь одно го — большей активности бизнесмена. Заслуга артиста В. Ионова, играющего роль капитана Кекнена, в том, что герой ак тивно действует, страстно добивается на меченной цели. Но поведение его уже в первой картине рождает у зрителя мне ние, что это враг. Хорошо выписан автором Маккри, капитан парохода. Заслуженный артист РСФСР В. День- гин создал запоминающийся образ прозре вающего американца. Образ этот труд ный и благородный. К сожалению, артист излишне подчеркивает в своем герое ко медийные черты, ибо жизнь Маккри ско рее трагична. В спектакле имеются режиссерские не достатки. Требует пересмотра вторая кар тина, она растянута. Линия поведения Киры Петровны (артистка 3. Барковская) дает тон всей картине, а тон этот мело драматичный. Артистка играет несчастную женщину, а должна показывать умело преодолевающей свое горе. Поэтому в фи нале спектакля кажется странным видеть ее в офицерской Форме.Вызывает недоу мение сцена в финале спектакля, где по казано, что Кенией посылает три пули в грудь Маккри па расстоянии двух метров, а смертельно раненый делает несколько эффективных движений. Это иеправдопо- не- j добно. Красиво, но не жизненно. Заслужи л о- ! вает внимания работа художника II. Мамо нова, декорации способствуют решению идеи спектакля. Хороший спектакль создан театром Се верного флота. И. ПРОХОНОВ. Режиссер Мурманского област- он застенчиво здоровается с отцом, в его ного театра.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz