История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «А бедолаге Крису можно лишь сочувствовать» + Первую премьеру в новом сезоне — спектакль по пьесе Юджина О ’Нила «Зов мо- ря» (режиссер-постановщик Ю. Фекета) — вынес на зрительский суд Театр Краснозна­ менного Северного флота. В последнее время в отечественной драматургии, которая по тематике подошла бы флотскому театру, наблюдается своеобразный штиль. Видимо, поэтому Театр КСФ и обратился к творчеству одного из осно­ вателей американской классической сцены Ю. О'Нила. ...После долгой разлуки в Бостонском порту встре­ чаются старый капитан Крис (з. а. УССР В. Подлигаев) и его дочь Анна (арт. Н. Долгалева). По ходу спек­ такля зрителям мало что удается узнать о прошлом этих людей. Понятно, что капитан, как это очень часто бывает с моряками, любит и ненавидит море. Оно от­ няло у него все: лучшие годы, счастье, семью. И в то же время море стало судьбой старого морского волка. Анна же... Годы, проведенные без отеческой заботы и ласки, заставили «ступить на дурную дорогу» — де­ вушка становится проституткой. Но отец об этом даже не догадывается и несказанно рад встрече с дочерью. Такое отцовское неведение для зрителя несколько странно, поскольку он давно распознал Анну: в первой же картине она предстает в платье, фасон которого недавно посчитали бы идеологической диверсией на краснофлотской сцене. Такое воплощение режиссер­ ского замысла относительно героини невольно вызы­ вает вопрос: как даже при всеобщей свободе нравов американского общества начала века Анна все же смогла в таком «бордельном» наряде свободно путе­ шествовать? ч Перед приходом в порт команда угольной баржи старого Криса спасает моряков другого судна, потер­ певших кораблекрушение. Среди спасенных оказыва­ ется смельчак и силач, но уж слишком ограниченный парень — Мэт Бэрк (з. а. РСФСР В. Васильев). Между ним и Анной возникает взаимное чувство, молодые люди хотят пожениться. Но Крис против этого союза. «Надо совсем не иметь головы, чтобы выйти замуж за моряка!» — восклицает он. Отцовские чувства объ­ яснимы его собственной судьбой, трагедией его семьи. Он не хочет, чтобы дочь постигла участь ее матери, фактически прожившей жизнь без мужа. Он не хочет, чтобы внуки могли встать на путь, проторенный Анной: о своих занятиях девушка призналась Крису и Мэту. Понятно, какое потрясение вызвало это сообщение у мужчин. Увы, у зрителей такого потрясения не проис­ ходит: интригу с прошлым Анны им «продали» еще в самом начале, так что череду событий нетрудно пред­ угадать. Однако Анна заверила Мэта, что его любовь изме­ нила ее в лучшую сторону. И хотя кое-какие «кабац­ кие» замашки у девушки сохранились (а построение многих мизансцен осуществлено таким образом, что героиня находится спиной к залу, и зрителям никак не удается видеть ее лицо, глаза, с помощью которых можно было бы проникнуть в душу), нам остается ве­ рить нравственному катарсису бывшей проститутки на слово. А бедолаге Крису вообще можно лишь сочувство­ вать: по ходу всего действия он постоянно пережива­ ет угрозы и побои то от собственной дочки, то от бу­ дущего зятя. Жалко и старого капитана, и актера. Актерская работа В. Подлигаева над образом Криса, на мой взгляд, лучшая в спектакле. В его герое много искренности, доброты, безграничной отцовской любви.. К удачным можно отнести и работы В. Васильева и з. а. РСФСР М. Конториной. Добросовестно трудится массовка. Но в целом вместо драмы на сцене полу­ чилась мелодрама, у которой есть свои законы. Да и сама пьеса О'Нила сложна по своей структуре: в ос­ новном она построена на пространных диалогах, и дей­ ствия на сцене почти не происходит. В попытке разыграть каждое слово в диалоге, найти действие там, где его нет, где оно не предусмотрено, на мой взгляд, и заключается нестыковка работы режиссера, актеров и драматургического материала. И все же, думается, что первый опыт встречи театра с новой и сложной драматургией будет для творческо­ го развития коллектива небесполезным. Ольга АЛЕКСАНДРОВА, ' наш внешт. корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz