История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУЛЬВАР Пьеса А . Дударева «И был день...* («Свалка») появилась недавно, но уже бо­ лее 50-ти театров страны включили ее в свой репертуар. В том числе и драмати­ ческий театр Краснознаменного Северно­ го флота. Чем же объяснить такой инте­ рес? По сюжету она перекликается с пье­ сой М. Горьного «На дне». Сменяет но- стылевскую ночлежку заброшенная «ха­ та » н а . городской свалке. Обитатели ее чем-то напоминают героев Горького. Во все времена люди могут оказаться вы­ брошенными из жизни. Один из главных персонажей «Свални» — Хитрый. Он бродяга, и вот уже чет­ верть века «в бегах» от своей семьи, скитается по городам й весям. В начале пьесы он предстает перед обитателями свалки в образе Иисуса Христа, сошед­ шего на Землю, дабы «навести гармо­ нию» и заставить «правду служить ррав- де, а не светлому будущему». Хитрый играет эту роль настолько серьезно, что вместо смеха вызывает гнев своих со­ седей по «хате». Очень сложно разобраться в характе­ ре этого героя, но постепенно проявля­ ется его сходство с горьковским Лукой. Но если первый внушал иллюзии дру ­ гим, то Хитрый сам живет в полуреаль­ ном мире. Он «инсценирует» разговор по телефону со своей бывшей женой. Его очень волнует судьба оставленной семьи, и чтобы хоть чуть-чуть успокоить свою совесть, Хитрый выдумывает, как хоро­ шо жили без него его близкие — вырос сын, женился, жена стала директором фабрики. Он никого не пытается убедить в сво- * их вымыслах. Все это нужно ему само­ му, чтобы окончательно не потерять ве­ ру в жизнь. Самообман Хитрого схож с мифом Лу ­ ки о праведной земле. Образ Хитрого, созданный •заслужен­ ным артистом В. Васильевым, многогра­ нен, убедительны и горьки резкие пе­ реходы от самоиронии до трагедии. Не менее интересен и еще один глав­ ный образ пьесы — старик Пифагор. Пифагор пытается определить смысл или бессмыслие человеческого сущест­ вования на земле, чем-то напоминая Сатина. Он говорит, что «князья выдума­ ли возрастающие потребности человека, а человеку мало надо: бог для души, для тела — природа, для духа — свобо­ да». Это напрямую перекликается со сло­ вами Сатина, который провозглашал: «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся, чтобы стать сыты­ ми... Человек — выше сытости!» Работа народного артиста РСФСР А. Найчука над образом Пифагора отлича­ ется глубиной и правдивостью. За не- многословием и скрытностью его героя отчетливо проступает глубокая психоло­ гическая травма: неискупленная вина его перед родным братом и другими без­ винными жертвами, которых он назнил в 30-е годы. Актуален образ бывшего управленца — Доцента (артист А. Агафонов), попав­ шего^ под сокращение в период пере­ стройки. Он похож на горьковского Ба­ рона. Тот же путь с вершин жизни до самого «дна». Барона опускает на «дно» разорение материальное, Доцент же при­ ходит на свалку опустошенный мораль­ но. Он не в силах больше притворяться, унижаться, «жить в вечйом страхе пе­ ред начальством, есть чужой, незара­ ботанный кусок». Сразу двух персонажей «На дне» — Настю и Наташу соединил А . Дударев в образе Русалки (актрисы Е. Алекперова, Н. Денисова). Русалка так же, как Нас­ тя, мечтает о любви, которая очистит ее душу и поможет выкарабкаться со свал­ ки. Русалка встречает Афганца, который, как и она, «заблудился в собственной душе». Образ Афганца (артист В. Семе- нишин), вернувшегося на Родину из ог­ ня неправедной войны с искалеченной и опустошенной душой, пока является но­ вым для драматургии. В любви друг к другу Русалка и Афганец обретают се­ бя заново, но их любовь, как и любозь Наташи и Пепла, из-за человеческой же­ стокости обречена на несчастье. Есть в спектакле образ журналиста (артист А. Турков), который лишь с ви­ ду проявляет участие к жизни «бомжей». Среди горьких и тяжелых судеб бродяг он ищет материал для новой сенсацион­ ной статьи. С целью «вернуть нормальных, полез­ ных обществу и стране людей» на свал­ ку приходят бригадисты. Они «вежливо» просят всех убираться отсюда подобру- поздорову, иначе обещают им «жесткое завтра». Общество еще только готови­ лось читать публикации журналиста, а эти ребята, не ожидая постановлений государства, сами решили «избавить страну от бардака». Бригадисты — наш отечественный экземпляр «санитаров об­ щества». Современные, симпатичные с виду парни. Вопрос в том, как они лег­ ко потом становятся насильниками и убийцами. Путь от «благих намерений» до низости человеческой души, оказыва­ ется, не так далек. В столкновении с ними и возникает в спектакле тема милосердия и сострада­ ния к людям, обитающим на жизненной «свалке». Интересна работа художника-постаноз- щика Р. Чебатуриной. Атмосфера, в ко­ торой живут герои, кажется такой раз­ норечивой: заброшенное, унылое клад­ бище — последний приют давно ушед­ ших из жизни, рядом горы мусора, вда­ ли — мерцающие огни города, где ко­ гда-то жили обитатели заброшенной «ха­ ты». И над всем этим земным хаосом нависает огромный звездный шатер веч­ ного мироздания. Актерский ансамбль, подобранный ре­ жиссером Ю. Фекетой, справился с по­ ставленной перед ним задачей. Хотя в ситуации, которая сложилась в театре, это было непросто. Слишком много было серых, безликих пьес. Все это обижало а к т ер о в , расхолаживало их. Поэтому встреча с таким проблемным материа­ лом, как пьеса А. Д уд ар ева , заставила многих ломать сложившиеся стереотипы, искать в себе новые творческие потен­ ции. > „ Театр можно поздравить с удачей. Ре­ жиссер 10. Фекета поставил социальную притчу, наполненную глубокими фи­ лософскими рассуждениями о жизни, о месте □ ней человека, о совести, о мило­ сердии. Ольга П АЩ ЕН КО . МУСОРНОГО ѳ Режиссер театра Краснознаменного Северного флота Ю. Ф. Фекета за по­ становку спектакля «Свалка» по пьесе А. Дударева награжден премией, секции критиков Мурманской организации Союза театральных деятелей РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz