История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ПОРТРЕТ АКТРИСЫ Заслуженная артистка РСФСР Алла ЖУРАВЛЕ­ ВА. Наверное, каждого, кто видел ее на сцене, она при­ влекла сразу своей красою іі и откровенной яркостью. Алла Журавлева, как гово­ рят художники. «живопис­ на*. Глядя на нее, кажется, что она родилась актрисой, что все ей дается просто и будто шутя. Суждение не­ верное, ошибочное. Был долгий путь в профессию. Как и многие девочки ее поколения. Алла Журавлева пришла в театральный вуз из самодеятельности. где сценические радости н успе­ хи достигаются, как прави­ ло. быстро и без видимых усилий. И тут ее постигает первая неудача — в прием­ ной комиссии Киевского те­ атрального института сочли ее низкий, почти басовый голос не соответствующим хрупкой и утонченной внеш­ ности. Потом был год рабо­ ты в труппе Ворошнловград- ского театра и решение вновь попытать счастья на этот раз в Харьковском те­ атральном институте, куда она и была принята и ус­ пешно закончила курс обу­ чения. После нескольких сезо­ нов в ряде театров России и Украины молодая актриса оказалась в Мурманске, где она была зачислена в труп­ пу театра Краснознаменно­ го Северного флота. И именно с этого момента, как говорит сама Алла Жу­ равлева, начинается история одной любви, история вер­ ности и преданности одному зрителю, одной сцене: воен­ ным морякам и флотскому театру. Коллектив, в который пришла молодая актриса. — сложившийся, имеющий боевые и трудовые тради­ ции. Художественный оуко- воднтель театра Исай Бори­ сович Шойхет был известен как прекрасный ■педагог и воспитатель своей труппы. Преданность ему у Журав­ левой выражается не толь­ ко в памяти, но и в тех ка­ чествах, кбторые и сегодня являются главными состав­ ными частями личности акт­ рисы: трудолюбие.. высокзя ответственность перед зри­ телем. «Удивительно — сотый спектакль, и ни тени равно­ душия!» — это один из многочисленных откликов зрителей на работу Аллы Журавлевой. Запись не слу­ чайная. Каждый выход на сцену — экзамен. Характер работы флотского театра таков, что актеры его не могут полагаться на велико­ душие поклонников, зритель почти всегда новый. И за ­ воевать его надо каждый раз заново. Унылое равно­ душие мгновенно приводит к провалу, а это недопусти­ мо для актрисы. Отсюда и та придирчивость к партне­ рам, допустившим, с ее то :- ки зрения, небрежность в данный момент работы на сцене. Ее единомышленникам играть с ней в одном спек­ такле — удовольствие. Со­ шлюсь на отзыв артиста Центрального театра Совет­ ской Армии Игоря , Ледого- рова. с которым Алле Жу­ равлевой довелось сыграть в нескольких спектаклях по пьесе И. Друце «Святая святых*: «Дело твое святое, служи ему так же. как в «Святой святых* ты слу­ жишь».- Некоторое время она считалась актрисой на роли молодых современных деву­ шек. Это амплуа установили и закрепили за ней роли героинь репертуара 60-х го­ дов. таких. как Майка (В. Розов. «В день свадь­ бы*). Инга (А. Делендик, «Вызов богам*), Женя (А. Андреев, «Рассудите нас, люди*), многочислен­ ные героини пьес • чисто флотских, таких, как «Чай­ ки над морем* Е. Бондаре­ вой. «Океанский проспект* В. Потапова и других. Но наряду с этим перечнем мы встречаем имя героини пьесы Л. Зорина «Варшав­ ская мелодия*. Роль Геле­ ны —. многогранна, поэтап­ но раскрывает в сцениче­ ских эпизодах становление человека, женщины. Она неоднозначна для исполни­ тельниц, требует человече­ ской и профессиональной зрелости. И Алла Журавле­ ва справилась с этой не­ простой задачей, после чего о ней заговорили как об актрисе широких возможно­ стей. Манера ее игры сложная. О ней одновременно можно говорить как об актрисе психологического театра, так и театра «представле­ ния*. Но з а языскааной, условной формой существо­ вания скрывается полный внутренних страстей и реа­ лизма диалог актрисы и ро­ ли. Исходя из этого, можно говорить об определенной театральной эстетике, суть которой связагіа с самой природой т€а тРа - гДе все «чересчур* по сравнению с йшзнью. Не все и не всегда при­ нимают такую манеру ис­ полнения, но нельзя отри­ цать, что любое появление актрисы на сцене является своего рода театральным допингом для зрителя, ее искусство откровенно и ра­ достно. Не допуская мысли о «всеядности» актрисы, мож­ но тем не менее говорить о широком диапазоне ее творчества, что . отчетливо прослеживается в работах классического репертуара. Яркость игры характерна для Аллы Журавлевой в спектаклях по пьесам Лопе де Вега, Флетчера, Цагаре- ли (Феннса, Элена. Эстефа- ния, Ханума). Высокого драматизма достигает она в исполнении ролей Кручини- Ной («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Софьи («Зынбйы* М. Горького). Понсии («Дом Бернарды Альбы* Г. Лорки) и других. Особое место в репертуа­ ре мурманских драматиче­ ских театров занимают спектакли по пьесам К. М. Симонова. Поэт неоднократ­ но бывал в Мурманске, судьба военного корреспон­ дента связала его творчест­ во с воинами Карельского фронта и Северного флота. Здесь написаны многие его знаменитые стихи военных лет. На материале мурман­ ских впечатлений созданр несколько прозаических произведений. Театром Се­ верного флота в разные го­ ды были сценически вопло­ щены многие пьесы ' Кон­ стантина Михайловича Си­ монова. Алле Журавлевой посчастливилось: она при­ нимала участие во всех сіь моновских постановках теат­ ра. В известном смысле именно Катя из «Истории одной любви». Марфа Пет­ ровна («Русские люди»), Греч («Так и будет*), сами будучи эталоном чистоты и чисто русской преданности чузств. помогли актрисе определить в своем творче­ стве одну из главных линий — создание образа женщи­ ны-патриотки. Почти три десятка лет работы в театре Северного флота, более ста сыгран­ ных ролей... Юные героини Журавлевой вступали в жнзнь, полные чудесных предчувствий будущего. Ее женщины среднего возраст­ ного порога это будущее энергично осуществляли. Умудренные жизненным опытом, на склоне жизнен­ ных лет, они олицетворяли оптимизм и высокую духов­ ность. . * От таких актрис, как Ал­ ла Журавлева, требуют пог бед и своеобразия. З а их сценической судьбой внима­ тельно следят. Трудная, ио счастливая судьба... Т. ГУДЗЬ. Театровед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz