История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
D те сложные после- • ••** военные годы оте чественная психологиче ская наука конкретным человеком не интересова лась. О социологии во обще понятия не имели. Какоче это имеет отноше н и е ^ театру Краснозна менного Северного фло та, о котором я берусь вам рассказать? По воспоминаниям своего отца, писателя Юрия Герма- на, работавшего в первое послевоенное время в по селке Полярном (театр тог- ца «дислоцировался» там), кинорежиссер Алексей Гер- иан пересказал в одном из своих интервью такой слу чай. Давали пьесу о подвод чиках. Играли правдиво, ис- чренне. Через несколько ми нут зал покинули все при сутствовавшие на спектак ле подводники. Объяснение произошло позже, и точнее всех общее чувство выра- і и л один из моряков: «Я всего несколько дней назад задыхался в подлодке на цне. Сошел на берег, явил ся с девушкой в клуб от дохнуть, и что же мне по казывают: я снова лежу в подлодке...» Театр, конечно, имел іраво увидеть в этой ре акции и комплиментарную, гак сказать, часть — зна чит, хорошо, реалистиче скиубрали. Но важнее бы ло v t y гое (и это уже на чинали понимать): челове ку в военной форме необ ходимо отдохнуть душой, снять психическое перена пряжение. И это не рас слабляет боевой дух, на оборот: я побывал в на-, стоящем театре, прикос нулся к земной жизни, она существует — значит, все в порядке, можно ид ти в море... Тогда об этом -задумывались. Сего дня в этом уверены. Линия флотского теат ра выверяется, корректи руется постоянно. «Дви- кение из сегодня в завт- эа» — есть такая класси- іеская характеристика су- 'и театральной жизни. Но шкогда я не думала, что зормула эта может стать .оминантой во всех отно- тениях. Первые годы дея- ельности театра были го- ами войны — моряки мотрели не только Симо- о"Ж, видели и «проход- ые» пьесы, но тогда все го было вовремя, в точ ку — как хороший пла кат, как листовка- Радова лись русской и зарубеж ной классике (по счету вечного искусства она, может быть, одно из до рогих в море воспомина ний). А дальше, после войны — ни одного спо койного сезона. Еще не давно героико-патриотиче ская тема понималась «ло- бово». А сегодня нужны такие пьесы, где, может, и слова не сказано о под- ставрируется, потому как любой выезд — это со всем не то, что в обычном театре: вынести предмет на сцену и так же акку ратно его унести. Мы смотрим спектакль флотского театра и не до гадываемся, что всякая вещь, даже кашпо с ис кусственной традесканци ей, здесь — особой проч ности. Предельная ком пактность декораций дик туется тем же цсредвиж- ром доме». Это тоже Ленин, град, но жизнь уже сегод няшняя, когда трудно оста новиться - оглянуться. Лю ди, живущие в старой ком мунальной нвартире, заня ты каждодневной суетой, а т у т еще большой ремонт затеян, а т у т еще героиня замуж выходит. Не по люб ви, правда, но ужаснуться этому ей некогда. И вдруг в такой вот повседневности возникают островки гармо нии — она входит в дом вместе с филологом Брон никовым: он увлечен поэтом, который когда-то очень дав но здесь жил. И опускают ся белоснежные воздушные перемещается, п в этом зыбком пространстве жи вут люди... В театре Краснознаменно го Северного флота бывали Симонов, Штейн. Для него специально писал северомо рец Крейн. Ясно, что любое из этих имен можно бы раз_- вернуть здесь в особый большой рассказ. Тан же, кан и деятельность люби мых всем коллективом за служенных артистов РСФСР Игоря Григорьевича Моска- левского и Сергея Сергееви ча Садикова, народного ар тиста РСФСР Алексея Федо ровича Найчука. Все трое МОРСКАЯ ПРИМЕТА сцена этого театра— везде, где служат североморцы вигах, и все же подейст вует это сильнее, тоньше. ...—Они все — наши дети, — сказала седая женщина. Чуть позже мы познакомимся: Валентина Николаевна Лозовская за ведует труппой театра уже больше тридцати лет. Я поднимусь в театраль ные цехи и еще не раз ус лышу это от самых разных людей, они будут говорить просто, без пафоса: каждый моряк, каждый солдат — наши, для них и работаем. Надолго задержусь в ма стерской главного художни ка Р. С. Чебатуриной и уз наю, что для нее это чувст во буквально. Сын недавно отслужил на Северном фло те, и три года она жила, задумывая спектакли... для него. С тех пор в театре за метили: на выездах Раиса Сергеевна строго следит, чтобы накормили как следу ет тех парней, которым ко мандование поручает по мочь грузить декорации, реквизит. Там, в металличе ских контейнерах, — рос кошные костюмы и веера из «страусовых» перьев — это бутафоры потрошат дома свои подушки, отбирая са мые белые пушистые пе рышки, обыкновенные, ко нечно, куриные. Да много чего чудесного в этих ящи ках — их открывают, и на ступает праздник. Театр всегда твердо держался правила: на ко рабли, в дальние гарнизо ны негоже везти что-то второсортное. То, что из готовляется для сцены, должно быть отличного ка чества. После каждой по ездки все тщательно ре ным характером работы. Плывет ли театр на кораб ле, едет ли в дальний гар низон по тундре, все зна ют: играть придется в ус ловиях, совсем далеких от профессиональных. В импровизированных гримерных некстати погас нет свет*. Ни у кого из ак теров не будет времени отдохнуть, тем более по быть перед спектаклем на едине с собой. Вряд ли даже удастся «примерить» на себя незнакомую пло щадку. И окажется она вдруг такого размера и конструкции, что выверен ные в Мурманске мизан сцены станут «играть» против актеров. Но акте ры своей особой пласти кой будут предотвращать каждый надвигающийся провал, и никто ничего не заметит. Здесь самое время ска зать, как принимают зри тели, например, спектакль по пьесе В. Кравцова «Но воселье в старом доме» — о послеблокадном Ле нинграде- Зрители прихо дят за кулисы и просто плачут. Бывает чТо арти стам преподносят цветы — ведь растит их кто-то, хотя за окнами невозмож ная погода. В театр входит сложная современная драматургия. Здесь поставлена пьеса В. Арро «Пять романсов в ста занавесы, исчезают быт, тряпки, нет ремонта, обита тели дома приходят в себя, в них просыпается духов ность. Вот так, на смене двух планов и существует спектакль. Пьеса эта по ставлена режиссером А . П. Шарапко. Но театру нужна и только что подготовленная комедия польского писате ля прошлого века Фредро «Дамы и гусары» (поста новка главного режиссера И. М. Милованова). Этот спектакль добр и мудр. А играется он тан самозаб венно, что думаешь: сколь ким же людям будет до ставлена радость! Хочется, чтобы читатель прикоснулся к разным граням театра. Скажем, сценография спектакля «В кольце тишины» по пьесе В. Раздольского. Это во енная вещь, но художник ввел в действие воздуш ную струю-занавес. Зана вес закручивается, плывет, мелькают цветы, планеры — воспоминания о дово енных праздниках. Так трагические обстоятельст ва действия (герои пьесы попадают в окружение) одухотворяются памятью, в которой страстная то ска по тому мирному све ту, ради которого — борь ба. А спектакль «Взлет» по А. Дудареву. Он создан на образе упавшего на землю парашюта: белый шелк струится, вздувается, фронтовини, Москалевский и Найчук имели ранения, У Алексея Федоровича не дей ствовала рука, он ее так и разрабатывал, в процессе репетиций. Культура, эстети ка игры их и их товари щей — пример для тех, кто приходит работать в театр. А кто приходит? И тут в театре вздохнут. Не по тому что есть какая-то взаимная неприязнь, нао борот: общее дело в эк стремальных условиях сплотило этих людей. Про сто вспомнят они лучшего за все годы главного ре жиссера Исая Борисовича Шойхета. После него дру-. гие «главные» сменялись часто. Лихорадило репер туар. А то вдруг, спохва тывались, что труппа дав но не обновлялась- В по следние годы много забо-і тится о театре его началь ник подполковник Юрий Тимофеевич Спицын. В этом году ждут око ло десяти выпускников те атральных учебных заве дений. Конечно, здесь сде лают все, чтобы они за держались и вообще оста лись. Но (сложнейшее это дело) для одних работа в таком театре станет делом профессиональной, граж данственной чести. Другие же по странной инерции будут выступать на собра ниях: нас не учили играть в таких условиях.:. Но пока существует ар мия, принципиально иных условий не будет. Правда, театр в этом, для него юбилейном (50 лет!), году получил долгожданное: бывший Дом культуры в Первомайском районе пол ностью передан коллекти ву. Это уже совершенно новое качество, хотя пред стоит немало строитель ных переделок. Но теперь не станут срываться репе тиции из-за внезапных мероприятий хозяев как это было в прежнем по мещении. Но главное — театр имеет возможность предстать перед Мурман ском по-настоящему. Перестройка мышления театра идет как раз по законам истинной сцены — без мертвых прямоли нейностей, где что-то обо значено $по теме» — ска жем, маринистика. В теат ре появится и малый зал — мест на 60. Может, здесь мы будем смотреть камерные инсценировки В. Быкова. В. Кондратьева... Ведь и самый главный те атр Министерства оборо ны страны — Централь ный театр Советской Ар мии в Москве — работа ет сразу на трех сценах: основная — такая, что на ней свободно могут разъ ехаться несколько танков, а самая малая — репети ционный зал наверху, где играют Чехова всего для нескольких зрителей. •..Актеры опять собира ются в дорогу. Укутаются как следует, зато не про студятся, довезут себя зри телям, ведь моряки не бюллетеней медицинских ждут. Гарнизон принаря дится. придет в местный, какой ни на есть, но все- таки клуб. И будет смот реть настоящий театр, осо бенный, с морской приме той. А потом артисты вый дут к зрителям, зрители подойдут к артистам. И так будет жаль расставать ся... О. ВАСИЛЬЕВА/ наш внешт. корр. Редактор Д. ТАРАКАНОВ. 26 марта 1988 г.1 Комсомолец Заполярья 3 стр.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz