История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

D те сложные после- • ••** военные годы оте­ чественная психологиче­ ская наука конкретным человеком не интересова­ лась. О социологии во­ обще понятия не имели. Какоче это имеет отноше­ н и е ^ театру Краснозна­ менного Северного фло­ та, о котором я берусь вам рассказать? По воспоминаниям своего отца, писателя Юрия Герма- на, работавшего в первое послевоенное время в по­ селке Полярном (театр тог- ца «дислоцировался» там), кинорежиссер Алексей Гер- иан пересказал в одном из своих интервью такой слу­ чай. Давали пьесу о подвод­ чиках. Играли правдиво, ис- чренне. Через несколько ми­ нут зал покинули все при­ сутствовавшие на спектак­ ле подводники. Объяснение произошло позже, и точнее всех общее чувство выра- і и л один из моряков: «Я всего несколько дней назад задыхался в подлодке на цне. Сошел на берег, явил­ ся с девушкой в клуб от­ дохнуть, и что же мне по­ казывают: я снова лежу в подлодке...» Театр, конечно, имел іраво увидеть в этой ре­ акции и комплиментарную, гак сказать, часть — зна­ чит, хорошо, реалистиче­ скиубрали. Но важнее бы­ ло v t y гое (и это уже на­ чинали понимать): челове­ ку в военной форме необ­ ходимо отдохнуть душой, снять психическое перена­ пряжение. И это не рас­ слабляет боевой дух, на­ оборот: я побывал в на-, стоящем театре, прикос­ нулся к земной жизни, она существует — значит, все в порядке, можно ид­ ти в море... Тогда об этом -задумывались. Сего­ дня в этом уверены. Линия флотского теат­ ра выверяется, корректи­ руется постоянно. «Дви- кение из сегодня в завт- эа» — есть такая класси- іеская характеристика су- 'и театральной жизни. Но шкогда я не думала, что зормула эта может стать .оминантой во всех отно- тениях. Первые годы дея- ельности театра были го- ами войны — моряки мотрели не только Симо- о"Ж, видели и «проход- ые» пьесы, но тогда все го было вовремя, в точ­ ку — как хороший пла­ кат, как листовка- Радова­ лись русской и зарубеж­ ной классике (по счету вечного искусства она, может быть, одно из до­ рогих в море воспомина­ ний). А дальше, после войны — ни одного спо­ койного сезона. Еще не­ давно героико-патриотиче­ ская тема понималась «ло- бово». А сегодня нужны такие пьесы, где, может, и слова не сказано о под- ставрируется, потому как любой выезд — это со­ всем не то, что в обычном театре: вынести предмет на сцену и так же акку­ ратно его унести. Мы смотрим спектакль флотского театра и не до­ гадываемся, что всякая вещь, даже кашпо с ис­ кусственной традесканци­ ей, здесь — особой проч­ ности. Предельная ком­ пактность декораций дик­ туется тем же цсредвиж- ром доме». Это тоже Ленин, град, но жизнь уже сегод­ няшняя, когда трудно оста­ новиться - оглянуться. Лю­ ди, живущие в старой ком­ мунальной нвартире, заня­ ты каждодневной суетой, а т у т еще большой ремонт затеян, а т у т еще героиня замуж выходит. Не по люб­ ви, правда, но ужаснуться этому ей некогда. И вдруг в такой вот повседневности возникают островки гармо­ нии — она входит в дом вместе с филологом Брон­ никовым: он увлечен поэтом, который когда-то очень дав­ но здесь жил. И опускают­ ся белоснежные воздушные перемещается, п в этом зыбком пространстве жи­ вут люди... В театре Краснознаменно­ го Северного флота бывали Симонов, Штейн. Для него специально писал северомо­ рец Крейн. Ясно, что любое из этих имен можно бы раз_- вернуть здесь в особый большой рассказ. Тан же, кан и деятельность люби­ мых всем коллективом за­ служенных артистов РСФСР Игоря Григорьевича Моска- левского и Сергея Сергееви­ ча Садикова, народного ар­ тиста РСФСР Алексея Федо­ ровича Найчука. Все трое МОРСКАЯ ПРИМЕТА сцена этого театра— везде, где служат североморцы вигах, и все же подейст­ вует это сильнее, тоньше. ...—Они все — наши дети, — сказала седая женщина. Чуть позже мы познакомимся: Валентина Николаевна Лозовская за­ ведует труппой театра уже больше тридцати лет. Я поднимусь в театраль­ ные цехи и еще не раз ус­ лышу это от самых разных людей, они будут говорить просто, без пафоса: каждый моряк, каждый солдат — наши, для них и работаем. Надолго задержусь в ма­ стерской главного художни­ ка Р. С. Чебатуриной и уз­ наю, что для нее это чувст­ во буквально. Сын недавно отслужил на Северном фло­ те, и три года она жила, задумывая спектакли... для него. С тех пор в театре за­ метили: на выездах Раиса Сергеевна строго следит, чтобы накормили как следу­ ет тех парней, которым ко­ мандование поручает по­ мочь грузить декорации, реквизит. Там, в металличе­ ских контейнерах, — рос­ кошные костюмы и веера из «страусовых» перьев — это бутафоры потрошат дома свои подушки, отбирая са­ мые белые пушистые пе­ рышки, обыкновенные, ко­ нечно, куриные. Да много чего чудесного в этих ящи­ ках — их открывают, и на­ ступает праздник. Театр всегда твердо держался правила: на ко­ рабли, в дальние гарнизо­ ны негоже везти что-то второсортное. То, что из­ готовляется для сцены, должно быть отличного ка­ чества. После каждой по­ ездки все тщательно ре­ ным характером работы. Плывет ли театр на кораб­ ле, едет ли в дальний гар­ низон по тундре, все зна­ ют: играть придется в ус­ ловиях, совсем далеких от профессиональных. В импровизированных гримерных некстати погас­ нет свет*. Ни у кого из ак­ теров не будет времени отдохнуть, тем более по­ быть перед спектаклем на­ едине с собой. Вряд ли даже удастся «примерить» на себя незнакомую пло­ щадку. И окажется она вдруг такого размера и конструкции, что выверен­ ные в Мурманске мизан­ сцены станут «играть» против актеров. Но акте­ ры своей особой пласти­ кой будут предотвращать каждый надвигающийся провал, и никто ничего не заметит. Здесь самое время ска­ зать, как принимают зри­ тели, например, спектакль по пьесе В. Кравцова «Но­ воселье в старом доме» — о послеблокадном Ле­ нинграде- Зрители прихо­ дят за кулисы и просто плачут. Бывает чТо арти­ стам преподносят цветы — ведь растит их кто-то, хотя за окнами невозмож­ ная погода. В театр входит сложная современная драматургия. Здесь поставлена пьеса В. Арро «Пять романсов в ста­ занавесы, исчезают быт, тряпки, нет ремонта, обита­ тели дома приходят в себя, в них просыпается духов­ ность. Вот так, на смене двух планов и существует спектакль. Пьеса эта по­ ставлена режиссером А . П. Шарапко. Но театру нужна и только что подготовленная комедия польского писате­ ля прошлого века Фредро «Дамы и гусары» (поста­ новка главного режиссера И. М. Милованова). Этот спектакль добр и мудр. А играется он тан самозаб­ венно, что думаешь: сколь­ ким же людям будет до­ ставлена радость! Хочется, чтобы читатель прикоснулся к разным граням театра. Скажем, сценография спектакля «В кольце тишины» по пьесе В. Раздольского. Это во­ енная вещь, но художник ввел в действие воздуш­ ную струю-занавес. Зана­ вес закручивается, плывет, мелькают цветы, планеры — воспоминания о дово­ енных праздниках. Так трагические обстоятельст­ ва действия (герои пьесы попадают в окружение) одухотворяются памятью, в которой страстная то­ ска по тому мирному све­ ту, ради которого — борь­ ба. А спектакль «Взлет» по А. Дудареву. Он создан на образе упавшего на землю парашюта: белый шелк струится, вздувается, фронтовини, Москалевский и Найчук имели ранения, У Алексея Федоровича не дей­ ствовала рука, он ее так и разрабатывал, в процессе репетиций. Культура, эстети­ ка игры их и их товари­ щей — пример для тех, кто приходит работать в театр. А кто приходит? И тут в театре вздохнут. Не по­ тому что есть какая-то взаимная неприязнь, нао­ борот: общее дело в эк­ стремальных условиях сплотило этих людей. Про­ сто вспомнят они лучшего за все годы главного ре­ жиссера Исая Борисовича Шойхета. После него дру-. гие «главные» сменялись часто. Лихорадило репер­ туар. А то вдруг, спохва­ тывались, что труппа дав­ но не обновлялась- В по­ следние годы много забо-і тится о театре его началь­ ник подполковник Юрий Тимофеевич Спицын. В этом году ждут око­ ло десяти выпускников те­ атральных учебных заве­ дений. Конечно, здесь сде­ лают все, чтобы они за­ держались и вообще оста­ лись. Но (сложнейшее это дело) для одних работа в таком театре станет делом профессиональной, граж­ данственной чести. Другие же по странной инерции будут выступать на собра­ ниях: нас не учили играть в таких условиях.:. Но пока существует ар­ мия, принципиально иных условий не будет. Правда, театр в этом, для него юбилейном (50 лет!), году получил долгожданное: бывший Дом культуры в Первомайском районе пол­ ностью передан коллекти­ ву. Это уже совершенно новое качество, хотя пред­ стоит немало строитель­ ных переделок. Но теперь не станут срываться репе­ тиции из-за внезапных мероприятий хозяев как это было в прежнем по­ мещении. Но главное — театр имеет возможность предстать перед Мурман­ ском по-настоящему. Перестройка мышления театра идет как раз по законам истинной сцены — без мертвых прямоли­ нейностей, где что-то обо­ значено $по теме» — ска­ жем, маринистика. В теат­ ре появится и малый зал — мест на 60. Может, здесь мы будем смотреть камерные инсценировки В. Быкова. В. Кондратьева... Ведь и самый главный те­ атр Министерства оборо­ ны страны — Централь­ ный театр Советской Ар­ мии в Москве — работа­ ет сразу на трех сценах: основная — такая, что на ней свободно могут разъ ­ ехаться несколько танков, а самая малая — репети­ ционный зал наверху, где играют Чехова всего для нескольких зрителей. •..Актеры опять собира­ ются в дорогу. Укутаются как следует, зато не про­ студятся, довезут себя зри­ телям, ведь моряки не бюллетеней медицинских ждут. Гарнизон принаря­ дится. придет в местный, какой ни на есть, но все- таки клуб. И будет смот­ реть настоящий театр, осо­ бенный, с морской приме­ той. А потом артисты вый­ дут к зрителям, зрители подойдут к артистам. И так будет жаль расставать­ ся... О. ВАСИЛЬЕВА/ наш внешт. корр. Редактор Д. ТАРАКАНОВ. 26 марта 1988 г.1 Комсомолец Заполярья 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz