История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Счастье артиста Зимой и летом, в ноч­ ную пургу и при не­ заходящем северном солн­ це отмеряет километры дорог театральный автобус. Его ждут в гарнизонных домах офицеров флота, на кораблях. Ждут зрители — военные и штатские... Они ждут от встречи со спек­ таклем прикосновения к прекрасному. Об этом все­ гда помнит заслуженный артист РСФСР Игорь Гри­ горьевич Москалевский. Около тридцати лет тру ­ дится он в Заполярье. Его имя занесено в Книгу по­ чета Мурманской области. ...Балагурит и шутит его Терешка-Колобок нз спек­ такля «Трибунал* по пьесе А. Макаенка. Будто и вой­ ну он представляет шутей­ но, несерьезно. Но за этим большая мысль — стремле­ ние утвердить героя, с ви­ ду негероического, но спо­ собного на подвиг во имя Родины. ...Хранит свою старую гимнастерку герой пьесы Р . Феденева «Снеги пали* Мартыныч. Не может он забыть о войне, о ее утра ­ тах. Но и о рождавшейся тогда духовной человече­ ской близости он тоже з а ­ быть не может. Потому что и это — человечность, доб­ рота, душевная близость завоеваны в великом рат­ ном труде, которому целое поколение отдало молодость, а то и жизнь. Чьи это мысли — героя спектакля? А, может быть, самого актера? Игорь Мос­ калевский ушел на войну добровольцем, когда ему было только семнадцать. Он, как ’ и его любимый Мартыныч, надевает в тор­ жественных случаях награ­ ды, среди которых главный для него — орден Славы III степени. И есть опреде­ ленная закономерность в том, что его судьбой стал именно военный театр . В творчестве Москалевского тема войны, человека на войне варьировалась и трансформировалась, но всегда была отмечена гума­ низмом и страстью актер ­ ской души. Эти роли у не­ го самые важные, самые любимые. В их создание вложил он кусочек своей души, своей жизни, своего «я». Роли Москалевский, ка« актер характерный, играл и играет разные, часто конт­ растные. Трудно найти что-то общее, скажем, ме­ жду Градобоевым из «Го­ рячего сердца* А. Остров­ ского и лейтенантом Шмид­ том из одноименной пьесы Д. Самойлова, В. Комиссар- жевского и И. Маневича; или между трагичным клоу­ ном Бомом из «Интервью* в Буэнос-Айресе» Г. Борови­ ка и бессильным Фаюни- ным из леоновского «Наше­ ствия*. Для множества ро­ лей находил Москалевский оригинальные, неожидан­ ные краски. Ему подвласт­ на драма и доходящая до буффонады комедия. Но в самых разных ролях виден его собственный творческий почерк: предельная орга­ ничность; стремление к со­ зданию характеров слож­ ных, неоднозначных; пред­ почтение красок мягких, лиричных. Особенно радует «отда­ ча» флотской аудитории. Он любит играть моряков. Они тоже разные: прошед­ ший войну Иван Торопов из героической музыкаль­ ной комедии «Пусть гитара играет»; чуть ограничен­ ный, но честный службист, капитан 1 ранга Зуб из «Океана* А. Штейна; не­ унывающий, неугомонный матрос революции Вален­ тин Беспроэванный но спектакля «У времени в плену*. Каждая новая роль зна­ менуется душевной тратой, болью за человека, стрем­ лением утвердить правду, справедливость. Свою слож­ ность ищет актер и в Ар- кашке Счастливцеве. кото­ рого репетирует сейчас в «Лесе» А. Н. Островского. Неутомим Игорь Гри­ горьевич и в общественной работе, без которой не мыслит своей творческой жизни. Какое торжество обходится без шутейного стихотворного экспромта Москалевского?! А какой шефский концерт без его выступления?! „ .И вам, поколению юных. Про молодость вспомнив свою. Я трону гитарные струны И тихую песню спою, — это из его стихов. Правда, на концертах он редко чи­ тает свое. Больше — ком­ позиции по стихам извест­ ных советских поэтов. Но стихи он пишет. И, может быть, какие-то строки рож­ даются в тот момент, когда промелькнет на обочине дороги еще один обелиск. Их так много на Кольской земле! ...Торопится театраль­ ный автобус. Убегают ки­ лометры н годы. З аслу ­ женный артист РСФСР Игорь Москалевский уже 36-й год из 6 0 лет своей жизни посвящает театру. Творчески он молод, азар ­ тен в деле, которому по­ святил жизнь. А значит, будет продолжать волно­ вать сердца. В этом — его счастье. Трудное актерское счастье. Н . ФЛОРОВА . Заведующая литера­ турной частью театра Краснознаменного Се­ верного флота. • • * НА СНИМКАХ: М. Г. Мос- калавский в роли Мартынова («Снегм палии) и в роли Та- рашни-КолЬвиа («Трибунал»). Творческий портрет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz