История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

№ 132 (81B4J 5 теш 1955 s. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Театру Северного флота - XX лет ДРАМАТИЧЕСКИМ Т Е А Т Р СЕВЕРНОГО ФЛОТА Образ положительного г е р о я Трудящиеся Мурманской области вместе с моряками Северного военно­ го флота отмечают сегодня большое событие в культурной жизни Совет­ ского Заполярья — двадцатилетию драматическою театра Северного флота. Спектакли этого театра с большим удовольствием сМотрят и северомор­ цы. н трудящиеся нашей области. В день юбилея трудящиеся Коль­ ского полуострова желают коллективу театра новых творческих успехов в его большой плодотворной творческой работе. Большая радость творить для народа По окончании Ленинградского театраль­ ного института в 1938 году я пришел ра­ ботать в театр Северного флота. Вся моя творческая жизнь связана, таким образом, с этим театром, ставшим для меня по-на­ стоящему родным. С первых же своих ролей, сыгранных в театре, — Здобнова в спектакле «Весна в Москве» Гусева, татарина в пьесе Горь* кого «На дне» — я почувствовал боль­ шую пользу, которую приносит театр Се­ верного флота своему замечательному зри­ телю — морякам Северного флота. Театр воспитывает в моряках любовь к Родине, родной Коммунистической парти? пламенный патриотизм. Где бы мы ни выступали — ъ клубе или на корабле, в землянке или прямо на открытой площадке, — мы всегда были желанными гостями у североморцев. Особенно памятны мне годы Великой Отечественной войны, когда концертная бригада театра обслуживала части морской пехоты Северного флота и войска Карель­ ского фронта. Нередко для того, чтобы дать, концерты на передовых позициях, в землянках, артистам приходилось совер­ шать многокилометровые переходы по соп­ кам Заполярья. За время работы в театре Северного Флота я сыграл много ролей. Лещ в пьесе Горького «Последние», Селянин в «Офи­ цере флота» Крона, шут Фэсте в «Двенад­ цатой ночи» Шекспира. Танака в «Иорт- Артуре» Степанова и Попова — вот дале­ ко не полный список. Как актер, я вырос в родном мне театре, всеми своими успехами обязан его замеча­ тельному коллективу. Сейчас, когда отме­ чается 20-летие театра, мне хочется заве­ рить своих товарищей по рабоге и наших зрителей — воннов-североморцев, жителей Мурманска, что отдам все свои силы\ и знания упорной работе в театре, его даль­ нейшему творческому росту. Р. КИССЕЛЬМАН. Артист. На всем протяжения своего творческого пути коллектив театра Северного флота особое внимание в своем репертуаре уде­ лял пьесам советских драматургов, вопло­ щению на сцене образа положительного героя советской страны — строителя ком­ мунистического общества. Героическая пьеса В. Вишневского «Незабываемый 1919-й» дала возможность театру создать спектакль о монолитном единстве нашей Коммунистической партии и народа, любви советского народа к своим великим вождям Ленину и Сталину, о советском народе, как творце своего светлого будущего. Главный герой спек­ такля — народ, поднявшийся на защиту своей молодой Советской республики про­ тив американо-английских интервентов и внутренней контрреволюции. В этой ге­ роической борьбе советский народ прояв­ ляет чудеса мужества, отваги и героизма. Матрос Шибаев в исполнении артиста М. Нечаева воплопіает в себе все лучшее, что раскрыла революция в человеке, — верность партии, народу, отвагу, смелость, «решительность в борьбе с врагами. Пред­ ставители петроградского пролетариата — Потапов (заслуженный артист РСФСР А. Найчук), Иванченков (заслуженный артист РСФСР А. Глотке), Данилова (ар­ тистка 3. Барковская) в спектакле пока­ заны как подлинные русские пролетарии, отдающие все свои силы родной партии, советскому народу, не жалеющие сил и жизни для победы над врагом. Этот волнующий спектакль получил вы­ сокую оценку зрителей. С особенным творческим вдохновением работал коллектив театра над инсцениров­ кой романа Н. Островского «Как закаля­ лась сталь» — любимого произведения со­ ветских людей. Героический, мужественный образ Павла Корчагина, отдавшего все свои силы делу борьбы за свободу нашей Родины и счастье советского народа, нашел у нас своего ис­ полнителя — артиста А. Фролова. Образ Корчагина, созданный артистом А. Фроло­ вым, п и т наших зрителей всеми силами души любить Родину, ненавидеть ее вра­ гов, он зовет на подвиги во имя славы со­ ветской Отчизны. В спектакле театра Северного флота «Последние рубежи» рассказывается о последних дпях Великой Отечественной войны советского народа против фашизма, ■й о предательской, провокационной роли американской военщины. В этом спектакле артистлм-североморцам удалось создать ряд убедительных образов советских воинов- латриотов, верных сынов Советской Ро­ дины. К ним, прежде всего, относится об­ раз командира советской дивизии генера­ ла Климова (заслуженный артист А. Най­ чук). Советская Армия <в этом спектакле по­ казана как дружная семья воіпіов, спаян­ ных любовью к Родине, Коммунистической партии, своему народу. Обаятельные об­ разы старшины Кѵдрова, солдат День- добрпго и Ножкина создают заслуженные артисты А. Глотко и В. Деньгин, артист С. Щенников. Артисты театра упорно работают и над воплощением яркого и многогранного ха­ рактера советского труженика. Bt талант­ ливой пьесе А. Корнейчука «Макар Дубра­ ва» заслуженный артист РСФСР С. Аханов с большим мастерством создает образ по­ томственного шахтера, старого коммуниста Макара Дубравы. Всеми своими помыслами Макар Дубрава устремлен в будущее — в коммунизм. Роль брнгадігра Мукосеева из спектакля «Свадьба с приданым» ярко играет заслу­ женный артист РСФСРВ. Деньгин. Авдей Спиридонович Мукосеев в исполнении Деньгина — человек, который отдает все свои силы, богатый опыт, незаурядный ум колхозного новатора делу борьбы за по­ вышение урожайности, расцвет своего род­ ного колхоза. • Сейчас коллектив театра Северного Флота работает над постановкой пьесы И. Штока «Полярный круг», рассказываю­ щей о героических подвигах моряков Се­ верного флота в годы Великой Отечествен­ ной войны, о предательской роли амери­ канского империализма, стремившегося по­ мешать нашей победе над фашизмом. Этой постановке, содержание которой близко нашему зрителю, артисты отдают много сил и энергии. Нужно показать образы сильных, смелых, преданных партии и советскому народу матросов н офицеров нашего славного Северного флота. Работа артистов театра Северного флота, создающих образы лучших людей советской страны, имеет большое воспитательное значение. А. КУРХИН. Артист. Сцена из 3-го акта спектакля театра Северного флота «Песнь о черноморцах. — --------------------------------------* ' » Фото Н. Мамонова* С л о в о з р и т е л е й Сцена из спектакля театра Северного флота «Порт-Артур». В роли адмн- цала Макарова — артист А. Курхии. Фото Н. Мамонова. ДваДцатилетний творческий путь Драматический театр Северного флота создан в 1935 году. Коллектив с первых же лет работы театра основной своей за­ дачей считал и считает участие в воспи­ тании моряков стойкими патриотами на­ шей Родины, способными в 'любую мину­ ту защитить ее рубежи от происков и по­ сягательств агрессора. Эта идейная целе­ устремленность красной нитью проходит через все спектакли. В постановках пьес «Разлом» Лаврене­ ва, «Гибель эскадры» Корнейчука, «Опти­ мистическая трагедия» Вишневского перед зрителями развертывались страницы бое­ вого, революционного прошлого советского флота. Героические образы моряков, зака­ ленных в огне революции и гражданской войны, вызывали у зрителя горячее же- лапие быть такими же мужественными п сильными духом. С каждым спектаклем росло н крепло мастерство актеров и режиссеров флотско­ го театра. В театр приходят И. Б. Шонхет, В. М. Деньгин, С» Г. Аханов, впоследствии удостоенные высокого звапня заслужен­ ных артистов РСФСР, артист Р. М. Кис* седьмая. Эти люди посвятили театру Север­ ного флота почти всю свою творческую жизнь. Все более тесными становились дружеские связи театрального коллектива со зрителями. Преодолевая трудности дальних переездов, артисты стремились побывать во всех соединениях Северного Флота. В годы Великой (Ьечественной войны театр активно обслуживал своими концер­ тами и спектаклями части флота, которые вели героическую борьбу С врагом. Высту­ пления артистов воодушевляли бойцов. За годы войны театр побывал во всех сое­ динениях флота, дал тысячи спектаклей и концертов. В многочисленных отзывах зри­ телей чувсівуется горячая благодарность 8а ту моральную поддержку, которую ока­ зывало им искусство в тяжелые дни вой­ ны. Вот один из этих отзывов: . «Личный состав энской бата­ реи благодарит за замечательный концерт. Ваши выступления вооду­ шевляют краснофлотцев и офице­ ров на новые героические подвиги во славу нашзй Родины. Личный состав просит пеоедить Военному Совету флота, что он готов выпол­ нить любое приказание командова­ ния. * п/о Рыбачий, 29 октября 1944 г.» За годы войны на сцене театра появ­ ляются боевые, злободневные произведе­ ния, отвечающие высоким патриотическим чувствам зрителя: «Русские люди» Симо­ нова, «Фронт» Корнейчука, «Офицер флота» Крона. Работа театра в годы Ве­ ликой Отечественной войны получила вы­ сокую оценку — 55 его работников были награждены боевыми орденами и медаля­ ми, в том числе старейшие артисты театра С. Г. Аханов, В. М. Деньгин и Р. М. Кис­ сельман — самые активные участники фронтовых концертных бригад. В послевоенный период театр отражает в своих спектаклях мирный, созидатель-^ ный труд советских людей—строителей коммунистического общества. В таких спектаклях, как «Макар Дубрава» и «Ка­ линовая роша» Корнейчука, «Свадьба с приданым» Дьяконова и других, раскры­ вается богатый духовный мир советских людей, всеми своими помыслами устрем­ ленных в прекрасное будущее. Показывая в своих’спектаклях трудовой героизм и высокие моральные качества наших людей, театр в то же время оружи­ ем сатиры разоблачает пережитки прошло­ го в сознании наших людей. Эту задачу он стремится решать, например, в спектак­ лях «Не называя фамилий» и «Камни в печени», . где осуждаются люди, отор­ вавшиеся от народа, ‘ скатившиеся в болото обывательщины и мещанства. Особое внимание в послевоенный период театр уделяет постановке спектаклей, вос­ питывающих у нашей молодежи лучшие черты советского человека.. В ряду этих спектаклей — «Молодая гвардия» по ро­ ману А. Фадеева и «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского. Волнующей бы­ ла эта встреча артистов и зрителей с лю­ бимыми героями, ожившими на сцене театра. «Никогда я не забуду образы мо­ лодогвардейцев, их подвиги, их любовь к Родине. Всегда и всюду они будут путе­ водной звездой для меня», — писал после просмотра спектакля «Молодая гвардия» матрос тов. Левашов. Ряд спектаклей воскрешает славные боевые дела гражданской войны, величе­ ственные образы советских людей, защи­ щавших социалистическое Отечество от иностранных интервентов и внутренней контрреволюции. О неразрывном единстве Коммунистической партии и советского народа говорит один из наиболее значи­ тельных спектаклей театра Северного Фло­ та — «Незабываемый 1919-й» по пьесе Вишневского, поставленный в 1950 году заслуженным артистом РСФСР И. Б. Шой- хет. В -этом спектакле заслуженными ар­ тистами С. Г. Ахановым и С. М. Простя- ковым впервые на сцене театра Северно­ го флота Пыли воплощены бессмертные об­ разы В. И. Ленина и И. В. Сталина. Тема народа как творца истории, все­ побеждающая сила народных масс, соз­ дающих первое в мире государство рабо­ чих и крестьян, является основной темой спектакля «Любовь Яровая» по пьесо Тре­ нева. О животворной связи с народом луч­ ших представителей передовой русской науки повествует спектакль «Беспокойная старость» по пьесо Рахманова, уже пятый год находящейся в репертуаре. Сейчас, когда с особой остротой вста­ ют задачи всемерного укрепления наших Советских Вооруя:ешшх Сил, военная те­ ма приобретает для театра еще более важ­ ное значение. За последние годы здесь уделяется большое внимание постановкам, посвященным Советской Армии и Военно- Морскому Флоту. Пьесы «Песнь о черно­ С чувством признательности Ситшй фон, силуэт корабля, а над ним — лучистая и как бы дрожащая полоска полярного сияния... Ну, конечно, на афи­ ше эмблема драматического театра Север­ ная флота. И с чувством радости уз­ наешь, что коллективом театра создан но­ вый спектакль. Знаешь — во всей своей жизненной правде предстанут перед тобою образы пьесы, воссозданные на сцене хо­ рошей игрой ТЕОр чески слажсиного, та­ лантливого коллектива артистов. И я слышу голос рыбака, может быть, только что сошедшего на берег с траулера. Прочитав на афише эге, что полагается онать зрителю, он взлух замечает: — Наідо сходить... Живут, а не иг­ рают... 05 этом же думаю л я, только, может, другими словами. Мне довелось увидеть почти все спек­ такли театра Северного Флота. II от ду­ ши скажу — понравились. Артисты это­ го творческого коллектива внимательно всматриваются в человека, старается про­ никнуть в сокровенные глубины его чувств и переживаний. В раскрытии обра- і за.:они идут по пути .правды харак­ тера. .. Для меня спектакли театра Северного Флота полезны не только тем, что позво­ ляют глубже познать жизнь и доставляют эстетическое наслаждение. Они помогают мне н в моей лекторской деятельности. Вот любопытный случаи. ІІа одном ш предприятий Ленинского района мне пришлось выступать с лекцией. Когда рас­ сказывал рабочим о патриотических по­ ступках и делах нашего народа, вспомнил не только о замечательных героях Вели­ кой Отечественной войны, славных наших современниках, но и о героях прошлого,,об адмирале Макарове. Вспомнил п предста­ вил его таким, каким он очерчен артистом Курхиным в спектакле «Порт-Артур». Не мог не поинтересоваться, видели ли спек­ такль «Порт-Артур» мои слушатели. Ока­ залось, видели почти все. II тогда я стал рассказывать о патриотических подвигах русского народа, о тех чув­ ствах и побуждениях, которые заставляли морцах» Лавренева, «Последние рѵбелін» Чепурина, «Летчики» Аграновича и Ли­ стова, показывающие высокие боевые и моральные качества наших воинов, проч­ но вошли в репертуар театра. Важное место в репертуаре занимают спектакли, посвященные разоблачению звериной морали капиталистического об­ щества. «Глубокие корни» Гоу и д'Юссо, «Миссурийский вальс» Погодина, «Шака­ лы» Якобсона рисуют нравы властителей современной Америки, показывают зри­ телям подлинное лицо врага, угрожающе­ го человечеству новой войной. Коллектив театра Северного флота не забывает и о лучших классических произ­ ведениях русской и зарубежной драматур­ гии. Он ставит «Женитьбу» Гоголя, «Пос­ леднюю жертву», «На бойком месте», «Без вины виноватые», «Не все коту мас­ леница» А. Островского. В его репертуаре — ряд пьес величайшего художника слова А. М. Горького — «Мещане», «Послед­ ние», «Егор Булычов и другие». Свиде­ тельством возросших творческих возмож­ ностей коллектива театра явилась и по­ становка трагедии Крупнейшего англий­ ского драматурга Шекспира «Отелло». В последнее время репертуар театра по­ полнился новыми произведениями. В пье­ се «Порт-Артур» Степанова и Попова за­ трагивается валшая тема преемственно­ сти боевых традиций. Образы русских сол­ дат и офицеров, самоотверженно защищав­ ших Порт-Артур в 1904—1905 гг., яв­ ляются и для нашего времени примером отваги, мужества и преданности Родине. Театр подчеркивает это в своем спектакле. Пьеса «Персональное дело» Штейна, по­ ставленная театром Северного флота, по­ священа вопросам коммунистической мо­ рали, подлинной и мнимой бдительности. Основной темой спектакля «Иван Рыба­ ков» является тема воспитания советского молодого человека. Недавно молодежь театра показала зри­ телю свой новый спектакль — пьесу «Ста­ рые друзья» Малюгина, рассказывающую о нашей молодежи, о любви и дружбе. Сейчас коллектив работает над пьесой умирать за Отчизну героев русско-япон­ ской войны, Великой Отечественной войны. Правила коммунистической морали, как учил великий Ленин, как учит Коммуни­ стическая партия, требуют от каждого руководителя, на каком бы посту он ни был, чуткого л бережного отношения к человеку. Руководитель — это воспита­ тель, наставник, друг в самом благородном значении этого слова. II вот для того, чтобы показать эриііо образ настоящего руководителя, во время лекции я обратил­ ся к аудитории с вопросом, не назовет лн кто-либо из присутствующих героев спектакля «Летчики». II тут же раздалось много голосов. Были названы полковник Друнин и подполковник Никишин. Я видел спектакль «Летчики». Особенно в моей памяти запечатлелись образы пол­ ковника Друнина и подполковника Ники­ шина. Они обрисованы артистами с такой искренностью, любовью, так правдиво, что думаешь: «Да на кого же они похожи из тех, кого так часто приходилось встре­ чать?». Ори умеют подойти к людям, могут расположить их к себе. Поругают такие — не обидишься на них, а будет тебя терзать угрызение совести за совершенный посту­ пок... С кем ни заговоришь об искусстве, о театрах чашей области, ото всех услышишь слова признательности коллек­ тиву театра- Северного флота. А. МОШКИН. Ответственный секретарь Мур­ манского областного отделения Всесоюзнйго общества по распро­ странению политических н науч­ ных знаний. Зрелый коллектив Посещаю я спектакли театра Северно­ го флота уже несколько лет. Характерным, на мой взгляд, для него являются добро­ совестность в подготовке каждой пьесы, слажетюсть игры всего коллектива арти­ стов. Это — настоящий актерский ан­ самбль. Чувствуется, что актеры отдают много сил для создания глубоких л ярких образов своих героев. Серьезное отношение к делу видно и у художников театра л у (работников технических цехов. Мне больше всего запомнились сдек- Штока «Полярный круг». Эта пьеса отве­ чает давнему желанию нашего коллектива показать людей Северного флота. В ней рассказывается о героических делах се­ вероморцев в годы Великой Отечественной войны, разоблачаются происки американ­ ских империалистов. Театр Северного флота — это сплочен­ ный и творчески зрелый коллектив. Давно и плодотворно работают в нем ар­ тисты 3. П. Барковская, В. И. Ефимова, B. С. Затепякина, С. Л. Муратовская, М.С. Озерова, И. К. Рижская, А. Н. Сидорова, А. С. Глотко, В. А. Ионов, Н. П. Иванцов, C. П. Коваль, А. С. Курхин, А. Ф. Найчук,* М. И. Нечаев, С. М. Простяков, В. А. Си­ доров, А. И. Фролов, Н. И. Шинкарев. С 1949 года художественное руководство театром возглавляет заслуженный артист РСФСР И. Б. Шойхет. Коллектив непрерывно пополняется но­ выми артистами. Так, наряду со старей­ шими артистами в театре работает боль­ шая группа молодежи — артисты В. Ф. Горячев, С. И. Мазовецкая, Е. В. Новико­ ва, 3. И. Светлов, 3. Д. Соколова, В. В. Ярославцев, С. И. Щенников. Артисты с большим опытом внимательно следят за их творческим ростом, оказывают всемерную помощи и поддержку. Наряду с акторами я режиссерами в создании спектаклей принимают участие художники. Главный художник театра Се­ верного флота Н. А. Мамонов и художник А. А. Мещанинова создали удачное оформ­ ление многих спектаклей. Заведующая музыкальной частью театра С. Р. Корень немало поработала над тем. чтобы-повы­ сить культуру музыкального оформления спектаклей. . Технические цехи театра имеют в своем составе много работников, любящих и знающих свое дело. Коллектив актеров-североморцев жи­ вет полнокровной творческой жизнью. Партийная организация проводит немалую работу по идейно-политическому воспита­ нию коллектива, мобилизуя всех его чле­ нов на выполнение высоких задач, постав­ ленных Коммунистической партией перед такли этого театра: «Любовь Яровая», «Песнь о черноморцах», «Последние рубе­ жи», «Шакалы». Нужно отмстить, что ре­ пертуар разнообразен. Однако на сцене нашего театра хотелось бы видеть больше пьес на морские темы, произведений, от­ ражающих прошлое и настоящее ішнехо флота. Больше внимания коллектив доджей уделять и работе над произведениями клас­ сической яіраматургіни. Творческие воз­ можности его коллектива позволяют осу­ ществить постановку пьес А. М. Горько­ го, А. И. Чехова я других писателей л драматургов. Следует отметить также, что не всегда рабоге над параллельным спектаклей театр уделяет такое же внимание, как по­ становке основного спектакля. Театр • Северного флота располагает хорошими актерскими кадрами. Мне всег­ да щшнлась іигра заслуженных артистов РСФСР В. М. Деныша, С. М. Простяко* ва, А. Ф. Найчука, артисток А. Н. Сидоро­ вой, В. И. Ефимовой и других. Хочется пожелать, чтобы театр «це полнее использовал свои большие творче­ ские возможности, соадавал для’ яапгах зрнтолей новые, интересные спектакли. Офицер В. Р0МАН10К.,.,г Желаем дальнейших творческих успехов Мое первое знакомство с театром Север­ ного Флота состоялось в 1937 году. Я ;Поблю спектакли нашего дорогого театра—• юбиляра. Правдивые л яркие, они воспи­ тывают советских моряков стойкими и преданными патриотами нашей ЬеликоЙ Родины. Особенно я полюбил наш театр в годы Ве.тикой Отечественной войны за его оперативную работу. В грозном 1941 году концертные бригады театра работали на. переднем крае фронта, своим трудом об­ легчая тяжелую фронтовую жпзнь наших бойцов л командиров. За военные годы театр показал ряд волнующих спектак­ лей, например, «Шумят леса», «Олеко Дундич», «Русские люди»,- «Фронт»/ «Офицер флота», «У нас на Се-вере». Мнчман П. КЕРЕМАН. деятелями советского искусства. Коммуни­ сты и комсомольцы театра являются его передовыми людьми, возглавляющими творческую и общественную жизнь • кол­ лектива. Общественные организации театра ве”- дут большую работу среди зрителей. Ак­ тивно работает шефская комиссия. Она проводит концерты и выступления арти­ стов на кораблях и в воинских частях, Конференции зрителей, оказывает боль­ шую помощь коллективам художественной самодеятельности. За последнее время еще более окрепли дружеские связи театра со зрителем. На спектаклях и концертах ежегодно бывает большое количество североморцев. Сотни волнующих отзывов оставляют зри­ тели. 11а конференциях они высказывают немало полезных советов и пожеланий. Давняя дружба связывает коллектив театра со зрителем Мурманска и Мурман­ ской области. В областном центре пока­ зываются все его новые постановки. В де­ кабре прошлого года состоялась гастроль­ ная поездка по городам Кандалакше, Мон­ чегорску и Кировску. Следующая гаст­ рольная поездка, во время которой театр покажет свои новые работы, намечается на осень 1955 г. Работа коллектива театва высоко оцене­ на не только зрителями. Приказом минист­ ра обороны СССР от 28 Мая 1954 года 8а достигнутые успехи в культурном обслу­ живании личного состава Советской Ар­ мии и Военно-Морского Флота 29 его ра­ ботников получили благодарности и на­ граждены ценными подарками. В сентябре 1954 года артистам Глотко, Найчуку, Про- стякову и Муратовской присвоено высокое звание, заслуженных артистов РСФСР. Отмечая свое двадцатилетие, весь кол­ лектив актеров-североморцев глубоко соз­ нает поставленные перед нимпочетные и ответственные задачи. Он приложит все усилия для создания новых, глубоких в идейном и художественном отношении произведений. Н. ЗАПЕНИЛ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz