История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Б о л ьш е чем п р о ф е с с и я ...Утро, как всегда, начина ется с легкой перебранки. К постоянному хаосу в своем доме донья Валерия привык* ла. Какая-то механичность, внутренняя обреченность есть в нарочитой строгости, с ко* торой она покрииивает на дочь или спроваживает на зойливого почтальона. На доела нищета. Надоело торго ваться. сбывая объедки с барсних столов, ноторьіе при носит муж. ежедневно изо бражающий на светских pay* тах «человена из общества». Впереди — ничего... Эту затаенную тоску четко передает актриса, внешне существуя в смешных, дохо дящих до буффонады сюжет ных переплетениях пьесы итальянсиих драматургов Р Снарначчн и Т. Тарабузи «Моя профессия — синьор из общества». В непритязательной иомедии вскрыт глубоиий социальный пласт, показана полная дра- матизма человеческая судьба. Э ТО был первый спек такль. в котором око ло трех лет назад я увиде л а актрису Журавлеву . Об ратила внимание на высо кую ее профессиональность, на то, что каждая минута пребывания артистки на сцене полна смысла, что роль для нее — повод для раздумий над жизнью, в которые она изящно и вла стно вовлекает зрителя. Алла Иосифовна Ж у равлева — человек ' яркий. Говоря о ней, не использу ешь столь выгодный прием контраста: вот-де в жизни человек незаметный, а на сцене... Она эффектна, з а метна. Жизнь воспринима ет по-особому азартно. С одинаковым восторгом мо жет рассказывать о встре че участников полярной экспедиции, свидетелем ко торой была, и о спектакле МХАТа, который удалось посмотреть. Она интересу ется только что появив шейся пьесой, новым филь мом. острой статьей в ж ур нале «Театр». От нее по стоянно слышишь: «А вы читали?..г» Что такое — талантливый актер? Ответ, кажется, ясен: человек одаренный. Но сам по себе дар — аванс, задаток. Б е з труда он не заиграет, не раскроется. Не расцветет без способ ности радоваться жизни, заинтересованно восприни мать окружающее, естест венно жить в нем, бороться, увлекаться, страдать. Так живет Алла Иоси фовна Журавлева — актри са и человек. ...О сцене она мечтала всегда, сколько себя помнит. С детских лет занималась в танцевальном кружке Во- рошиловградского дома пио неров: выступала в концер тах. Вероятно, немножко смешной была в исполнении шестиклассницы княгиня ----Эскиз К n o p T f Трубецкая в отрывке ив поэмы Некрасова «Русские женщины». Но что были в этом первом появлении на драматической сцене увле ченность и страсть, я уве рена. В родном городе не пропускала она ни одного спектакля местного театра, гастролирующих театраль ных коллективов. ...Перед экзаменационной комиссией Киевского теат рального института нм. Карпенко-Карого стояла то ненькая большеглазая де вочка с пушистой косой до колен. Неожиданно низким голосом она начала читать монолог Лауренсии из «Овечьего источника». — Разговаривала я тогда просто басом, — смеется Алла Иосифовна. — Этот казавшийся бесперспектив ным контраст и заставил судей вынести решение: несоответствие внешних и внутренних данных. Меня не приняли!.. Суровый приговор может заставить изменить мечте любого. Но Алла Журавле ва!.. Она пришла во вспомо гательный состав Вороши- ловградского музыкально- драматического театра, уп рямо повторяя про себя, что актрисой будет все рав но. Не очень много прошло времени, к ак стала она по лучать не только «выход ные». но заметные роли, много пела и танцевала в музыкальных постановках. У товарищей по работе, у режиссеров сомнений не было — растет актриса. А вскоре она была принята в Харьковский театральный институт и успешно его за кончила. Училась в украинском ву зе. Читала, пела, играла на украинском языке. А па раллельно, не ж алея сил. еще это делала на русском. Сама! Училась радостно. Могла репетировать с утра до вечера. Студенты-режис серы всех курсов напере бой приглашали ее в свои постановки. Успевала и чи тать, н слушать музыку. Подарком судьбы назы вает актриса своих педаго гов: народных артистов СССР Евгения Васильевича Бондаренко. Валентину Николаевну Чистякову и других. — Они нам дали больше чем профессию — стара лись сделать нас людьми! После института сразу получила роль Лиды в «Платоне Кречете» А. Кор нейчука на сцене родного города. Потом был Куста- найский областной драма тический театр . Играла много. Храбро бралась за >ету а к т р и с ы ------------------ самые разные роли. В юном актерском возрасте сыгра л а . например, старуху Сал ли в «Замке Броуди» А . Кронина. Об этих пер вых шагах на сцене (вер нее, к сцене) можно было бы и не рассказывать столь подробно, если бы не вы ражали они творческой су ти актрисы Журавлевой, ее упорства и бескомпро миссности по отношению к делу, выбранному р а з и на всегда. — Если бы я работала так , как сегодня некоторые молодые, не стала бы актри* сой. Это преступно — так ничего не хотеть!.. Суждение, к а к всегда, резкое у Журавлевой . Но она имеет на него право. Только театральный че ловек в полной мере оце нит сложность работы й передвижном театре, да еще в условиях Заполярья. Д алекие выезды , холодные клубные помещения, как правило — должным обра зом- не оснащенные сце ны... Годами, десятилетия ми работая так , можно и форму актерскую потерять, и критерии в искусстве. И увлеченности, свойственной . юности, может поубавить ся. Но только не у Ж урав левой... Она всегда играет так, к ак в последний —- единственны іі раз. Она не просто работает в те а тр е— она ему служит. Ее рас страивает любая накладка, любая неточность. Она — солистка, но волнует ее весь спектакль, его ху дожественная цельность, его смысл. Я узнала ее уже масте ром, ведущей актрисой те атр а Краснознаменного Се верного флота, которому она отдала более 20 лет. — С Аллой Иосифовной работать интересно, — го ворит главный режиссер театра Игорь Михайлович Милованов. — Она не пас сивный исполнитель воли постановщика. Приняв об щий замысел спектакля, определив в нем место сво ей роли, она активно фан тазирует, предлагает, про бует. Это и создает кон такт, почву для творчества. С такой актрисой и режис серу надо быть на высоте, во всеоружии знаний и ма стерства. У Журавлевой сцениче ское не состоится, если его не питать кровью сердца, если не отдавать ему всю свою душу, свой ум, свою судьбу. ...Она сидит неподвижно, по еживаясь от холода. Кажет ся, весь мир ограничен те перь этой полутемной ком натой н собственными мыс лями. Хочется, чтобы никто не приходил, не трогал. Сердце сжимает тосна. Как будет воевать сын? Каи пр** одолеет он обиду за отца, кад рового военного, несправедлив во осужденного?.. Весь спектакль «Дорога в Бородухино» — путь Веры Глебовны Шергиной к обре тению веры. Внешне сдер жанно (имея в виду врож денную интеллигентность, деликатность героини), но четко и ярко показывает акт риса. как просыпается душа: Как по дороге к деревеньке Бородухино, где она надеет ся увидеть сына, Вера Гле бовна от встречи с каждым новым человеком ’ стряхивает внутреннее оцепенение, на чинает ощущать общность с бурлящей Москвой первых военных месяцев. Духовный подъем и волнение пережи вает она от сознания прича стности к происходящему. Встреча с сыном оказывает ся простой и счастливой. Сын пойдет сражаться за Роди ну. Так нужно! Она будет ждать... Женская тема в военном театре звучит по-особому. Любовь матери, верность жены и возлюбленной — ис точники силы. Героини Жу равлевой внесли свою леп ту в эту тему военных спектаклей. Женщина и война... Тема постоянно волнует. В концертном ре пертуаре актрисы — соб ственная композиция по стихам женщин-поэтов, уча стниц Великой Отечествен ной. ...На одной из програм мок кто-то написал: «Уди вительно — 100-й спектакль, и ни тени равнодушия!..» Ни тени равнодушия! Потому и состоялась актер ская и человеческая биогра фия А . И. Журавлевой. Оправдывая высокое зва ние коммуниста, она не до пускает компромиссов, ког да речь идет о судьбе т е атра. Говорит, что думает, — прямо, резко , решитель но. Она хранит достоинство профессии и в большом, и в мелочах. Она точна и в работе на сцене, и в любом общественном поручении, просто в житейском обще нии. Ее театральная судьба при видимом благополучии сложна, как сложна судьба каждого творческого чело века. И сама она мечтает о сложном, «социально на груженном» женском ха рактере, характере драма тичном, который потребовал бы предельного напряжения души, «самосожжения». А как много хочется сыграть в пьесах классических — с ними не очень везло!.. Сцене отдана жизнь. На подходе первая юбилейная дата. Но подводить итоги рано. П. ФЛОРОВА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz