История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Театральная премьера В старом доме Театр Краснознаменно го Северного флота пред ставляет собой почти забы тый в наше время тип «разъездного театра». Это му коллективу приходится быть гастрольным, следуя благородному призванию развлекать и воспитывать своим искусством моряков- североморцев, жителей отда ленных гарнизонов. Потому мурманчане не так уж час то знакомятся со спектакля ми этого театра. В день открытия нового сезона флотского театра в зрительном зале Мурман ского Дома офицеров появи лись дополнительные ряды стульев. Режиссер О. Овеч кин поставил спектакль по пьесе начинающего драма турга А. Кравцова «Ново селье в старом доме». Пье са посвящена ленинградцам, героям блокадных лет, а спектакль — Великой Побе де всего нашего народа в Великой Отечественной вой не. Несколько парадоксаль ное название .пьесы и спек такля оправдано тем, что 27 января, день снятия блока ды Ленинграда, жители ста рой коммунальной квартиры каждый год отмечают как новоселье,- новоселье в са мом широком смысле. Слово «коммуналка» вы зывает у нас противоречи вые чувства. Чаще всего бе рут верх отрицательные. Но спектакль убеждает нас в другом: коммуналка военных лет д л я многих была спасе нием, а соседи — единст венной поддержкой в горе, в голоде, в борьбе за жизнь. З а два часа театрального времени зрители проживут десять лет на общей кухне с жильцами этой квартиры. Будут здесь скандалы и тихие обиды, добрые шутки, истерические слезы и об щ а я песня о любимом горо де — все под руководством ответсъемщнцы тети Даши. Актриса М. Конторнна в этой роли получила своеоб разный бенефис. Д арья Вла сьевна участвует во всех со бытиях спектакля, в жизни каждого персонажа, лишь изредка, намеком упоминая о своих переживаниях и вос поминаниях. А непосредст венная реакция «генерала» коммуналки на как бы чу жую жнзнь — острая жа лость и всегда практическая помощь — объясняет зрите лям , что за командирской речью Дарьи Власьевны, се нарочитой суровостью пря чется, не давая волн собст венному горю, все понимаю щее сердце. Видимо, легче было бы проявить как р а з то. что в пьесе спрятано: сочувствие ко всем, слезы страдания от гибели сыновей и мужа на войне, тяжкие воспоми нания о блокадных годах с похоронами и похоронками. Но режиссер и актриса на шли гораздо более совре менный и значительный мо тив ведущей партии спек такля — в энергии скры того горя, сдержанной, суро вой жалостливости героини. Почти каждая сцена в пьесе содержит момент чуть сентиментальной тоски по единству коммунальной семьи. Однако режнссер-по- становщнк спектакля О. Овечкин сделал атмосфе ру действия более строгой, отчасти приглушив этим ме лодраматический колорит пьесы. Между первым и вторым действиями проходит 10 лет, и в обоих случаях мы попадаем на «новоселье» 27 января... Сложность в том, что пьеса А. Кравцова представляет собой в неко тором роде ностальгическое воспоминание о нелегком, но по-юношески обнадежи вающем послевоенном вре мени. И в этом воспомина нии отсутствует перспекти ва развития действия, и все бурные события пьесы напоминают калейдоскоп. Постановочный коллек тив во главе с режиссером нашел в этоіі статичности и привлекательные стороны: она дает возможность на шим современникам погру зиться в духовную атмосфе ру сорокалетней давности и открыть в ней ценность теплоты и незаменимости человеческих отношений и их перемен во времени, уникальности каждого ли ца... В этом направлении вы страивается содержание спектакля, складывается равномерный актерский ан самбль. Благодаря тща тельной психологической разработке материала пьесы тихни голос нежной и строгой Кати, которую с большой искренностью и чуткостью играет актриса С.'- Шнманская, нигде не заглушен язвительными ост ротами эффектной красави цы Елизаветы (артистка В. Федорова). Нелегко пришлось моло дым актерам Р . Малеваной и В. Мурзасву. Их герои Марианна и Олесь в первом действии были детьми, а во втором становятся взрослы ми. Актеры находят психо логические II пластические краски для того, чтобы маленький пугливый зверек Марианна Р . Малеваноіі превратилась в изящную девушку, а самолюбивый подросток Олесь А. Мурза- ева стал взрослым юношей, горячим защитником чело веческого достоинства. Не все в пьесе убеждает. Десять лет и инструкция тети Даши понадобились Николаю Гавриловичу Ма- нежникову (артист В. Ва сильев), чтобы поверить в Катину любовь и обнару жить свою. Почти не меня ет прошедшее десятилетне Игоря Логунова (артист А. Агофонов). Весьма значительное дра- матурипіеское несовершен ство пьесы отчасти воспол нено режиссером и актера ми в спектакле стремлени ем создать атмосферу един ства, своеобразного семей ного очага на колоритной и «исторически» точной кух не, придуманной главным художником театра Р . Че- батурнной. Спектакль исполнен чело вечности, любви и внимания к людям, не потому ли ны нешних зрителей-северян волнует ретро-образ спек такля , а приключения чле нов экипажа «коммунально го парохода» вызывают доб рую улыбку, пусть иной ра з и сквозь слезы. И . БОРИСОВА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz