История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ТВОРЧЕСКИЙ ПО Р ТРЕ Т АЖДЫИ актер одно- 14 временно и творец, и материал, из которого он творит. Его конкретная че­ ловеческая жизнь, его нравственный и социальный облик отражаются в роли. Это закон театра, источник активного зрительского со­ переживания. Какая же си­ л а сообщается этому пере­ живанию, когда личный че­ ловеческий опыт актера сов­ падает с содержанием роли! Об этом думаешь, мыс­ ленно перелистывая страни­ цы жизни и творчества ак­ теров нашего театра Крас­ нознаменного Северного флота, ветеранов Великой Отечественной войны. ...Кто мог бы предполо­ жить, что Алексей Найчук, актер, наделенный от при­ роды обаянием, темпера­ ментом, выразительной внешностью, смолоду и не мечтал посвятить свою жизнь сцене?! И когда на­ чал посещать артистиче­ скую студию, созданную в людной Таре на омской земле московским энтузиас­ том Евгением Павловичем Просветовым, тоже не ду­ мал, что это — судьба. Оказалось — судьба!.. Но / сначала был фронт. На войну ушел доброволь­ цем. Осталась в памяти зи ­ ма -П-го года. Тогда в око­ пах под Москвой комсорг подразделения разведчик Алексей Найчук понял важное: нет предела энер­ гии и воле, жизнелюбию и стойкости нашего народа, когда решается судьба От­ чизны. Люди раскрывались с неожиданной стороны. И сам себе «-удивлялся: удеся­ терялись, казалось, силы. Шутил, «травил» байки, чтобы поддержать товари­ щей. Только обдумывал тогда поэт Александр Твардовский свою знаменитую иннгу о бойце. А в «творческой ио- пилке» будущего актера Най- чука уже подбирался «строи­ тельный материал», из иото- рого родитсгі позднее его Ва­ силий Теркин. С фотографии из-под солдатской каски смот­ ря т такие лукавые, такие зна­ комые глаза. Готовая иллюст­ рация к поэме! Там, в око­ пах, подглядел он этот- взгляд и русскую удаль. Его самого, как и его буду­ щего героя, посещали думы о жизни и смерти, когда, *про­ воевав недолго, ехал он в ты ­ ловой госпиталь с раздроб­ ленной кистью руки. Что делать дальше? Ока­ жись Теркин в такой ж е си­ туации, возможно, .т ож е . по­ шел бы в сельскую школу военруком, снискал бы пре­ данную любовь ребятишек военной поры. И тоже, мо­ ж ет статься, оказался .б ы . в числе новоявленных акте- ров-энтузнастов (среди кото­ рых, кстати, был столь зна­ менитый теперь Михаил Ульянов) Военное поколение взрос­ лело рано. Относилось к де­ лам , которые надлежало свершить, серьезно. Серье­ зен был и выбор Найчука. Театр давал возможность ГОВОРИТЬ О ЖИЗНИ, В КОТО; рую война внесла какую-то важную поправку. Об этом сказать было необхо­ димо. И он говорит об этом около сорока лет. Актерские возможности Алексея Федоровича* Найчу­ ка многообразны. Он нахо­ дил . краски для характеров контрастных. Скажем, для мятущейся, по-своему т а ­ лантливой натуры Прохора Громова из «Угрюм-реки» бы случайно. Мог рисовать. Работал в Московской ар ­ тели инвалидов Великой Отечественной войны «Ху­ дожник». Случайно прочи­ танное объявление о приеме в театральное училище и з­ менило судьбу.. Пять лет работал в соста­ ве отличной труппы в теат­ ре Тихоокеанского флота. И около тридцати лет — в театре Краснознаменного Северного флота. Военные в «Трибунале» А . Макаснка. В пьесе необычен жанровый разворот. Это увлекательно: показать героя совсем неге­ роического вида и склада. Ведь и в жизни все переме­ шано: и драма, и комедия. Даже на войне. Война навсе­ гда стала «болевой точкой» и в театре, и в жизни. Концертные выступле- ния Москалевского, в кото­ рых он читает композиции по стихам военных поэтов С. Орлова, С. Слуцкого, А. Твардовского, К. Снмо- Душа и совесть флотского театра В. Шишкова и для отупев- дороги вплавнлись в его шего от сонного безделья творчество органично, свое- купца Курослепова и з «Го- образно. S ’ НоСРбыла нА ест°ьСТРвВв Рассказывать о себе творчестве Найчука своя Р™ 1рь. ГР ™ р ь 'гопптгг тема — тема социально ак- .* если говорит, то тинного геіхш •— г п п я т а KPtTrKO’ схематично. Душа революции. солдата Вели- его приоткрывается в сы- кой Отечественной, солдата Iм мипныѵ -гной прошедших воину. Он зка- мирных дней. ет об этих людях что-то вой^»* к”Я тренева. >°АлексетГ*нз свое, сокровенное. обуслов- «Оптимистической трагедии» ленное не только особенно- В . Вишневского, Платонова из СТЯМИ его ЛІфИКО-КОМеДИЙ- «Океаиа» А . Штейна, Мазанова из «Торопись успеть» Л . Крей- НОГО Дарования, НО собст- на, Громова из пьесы с. Смир- венным «я», какой-то ранн- нова «Люди, которых я ви- мостью, обнаженностью ду ­ дел» и еще многих его героев ш Таким «человеком 6рч можно поставить в этот ряд. ш и * х „ им «человеком иез Они значительны, ирасивы. КОЖИ» 0ЫЛ его Ьелин Аба- Каждый воспринимался зрите- бнй ИЗ пьесы И. Дрѵцс заіеГеіывэл " " " I b J K p K S b С в я т а я святы х» . - вечный симпатию, вызывал у зрите- гвардии РЯДОВОЙ, ОСТрО лей чувство личной ответст- чувствующий малейшую не- наНземле. ” " * происхоАПЩсе сЬраведливость, равноду- .’ ши’е; меряющий всех и вся ...Война вносила поправ- меркой военных лет, мер­ ки в судьбы. Задавала тон Кой жизни и смерти. Воен- на всю оставшуюся жизнь, ное прошлое всегда с Мар- Круто поменял ее в семна- тынычем, которого сыграл дцать лет московский паре- Москалевский в пьесе нек Игорь ^ Москалевский. р . Феденева «Снеги пали», Ушел добровольцем на и с его любимым Леонидн- фронт. Как можно было. ком из пьесы А. Арбузова поступить иначе, если в «Мой бедный Марат», армии и отец, и старший _ брат!? Об отце придет из- ® исполнении Москалев- вещение: «Пропал без вс- ского люди, прошедшие сти». Брат отдаст жизнь в войну, герои. Но в них боях за Сталинград. И ото- всегда явственно звучит за ­ двинутся. куда-то далеко в таенная трагедия. Она, как прошлое азартные футболь- осколок в старой ране, все- ныс матчи на родном мос- гДа напоминает о море ковском дворе, ватаги дру- людского горя, о годах в зей. Детство и юность обо- окопах... рвутся резко, жестоко. Во- Артиста привлекают ха- енное бытие потребует вы- рактеры людей сложных, держкн, ратного умения, Неординарность — его кре- физичёского напряжения. д0 в искусстве. Потому так С 1943 года Игорь Моска- Дорог ‘ ему лейтенант левский в действующей ар- Шмидт, сыгранный в пьесе мни. Сначала в артиллерии- д Гам о йп о п а В К о м и с ­ сиям расчете, лотом — в иа- А* Самойлова, а . по.мнс Валерии. В составе 6-го нава- саржевского, И. Маневича, лёрийсиого иорпуса, входив- Ничего внешнего, показного шего в ионно-механизирован- а .,™ п облнкг рго ное соединение под командо- “ с. оыло в ООЛИЬС его ванием генерал-лейтенанта Шмидта; он привлекал обо- Плиева, дойдет он до Праги. стреННЫМ чувством долга, и ' г л « н « с “ д«УскаЯя интеллигентностью. тонко- — орден славы il l степени, стью душевных проявлении. Можно лишь догадываться о с годами изменилось отно- душевном состоянии двадцати- ше„ие к любимому жанру — летнего человека, инвалида комедии. Хочется всегда най- воины. вставшего перед выбо- ти в нсй трогательное, даже ром: иак жить дальше? грустное. Сейчас он с увлече- ' ПОЛУЧИЛОСЬ ВСе вроде нием играет Терешку Колобка нова, С. Гудзенко — зов сердца. Программа так и названа — «Память сердца». Вместе с «однополчанином» по военному театру Серге­ ем Садиковым они исполня­ ли композицию «Помни войну!». Много общего у них — ветеранов войны. Сходство в их биографиях определило время, но — в главном, не в частностях. Сергей Сергеевич Сади­ ков в театре КСФ тоже около 30-ти лет. Две мечты .были у него смолоду: стать летчиком и стать артистом. Обе, как по волшебству, осуществи­ лись. Правда, волшебство это — собственная целе­ устремленность, упорство в достижении цели — черты, свойственные поколению. Сергей одновременно посе­ щал занятия аэроклуба и драматической самодея­ тельной студии. Ничуть не смущало, что ездить на те занятия приходилось из родного Щелкова в Москву. Призвали в армию. Был уверен: пойдет в авиацию. Но... не прошел по состоя­ нию здоровья. Попал в полк связи. Однако с меч­ той не расставался. Помог комсомольский набор в авиацию. Счастливый ехал по назначению. * Запомни­ лось, как в едином порыве без команды построился весь личный состав летного училища и потребовал не­ медленной отправки на фронт. Последовал приказ — учиться. Только в ок­ тябре -13-го попал Сергей, штурман авиации, в дейст­ вующую армию. 2-й Укра­ инский фронт... Ленинград­ ский фронт... Под крылом горела земля. Сначала — своя, позже — вражеская... Сколько их было, вылетов? Иногда по три в ночь. События тех лет живут в памяти с поразительной ясностью: и гибель командира в'- одном из вылетов, и вынуж­ денная посадка на болото, и падение вместе с самолетом... Страха не было. Было посто­ янное стремление быть на высоте, выстоять, выполнить приказ. Война окончилась. Но не для Сергея Садииова, к тому времени штурмана звена, ка­ валера ордена Красной Звез­ ды. Он был кадровым воен­ ным. А как же другая мечта? И вот подан рапорт о демоби­ лизации. Упорство снова помогло: Сергей принят в одно из старейших училищ — име­ ни Щепкина при Малом театре СССР. После — всего два театра: оба воен­ ные, флотские. В объемистом списке ро­ лен преобладают герои, «зараженные энергией», це­ леустремленные, такие, как Седой в пьесе В. Коросты- лева «Дон Кихот ведет бой* или Всеволод в доку­ ментально - революционном повествовании А . Штейна «У времени в плену», З ы ­ рянин в пьесе И. Штока «Старый адмирал». Среди них образы людей, прошед­ ших войну: Марат и з пьесы А . Арбузова «Мой бедный Марат», Федор из «Б ар а ­ банщицы» А . Салынского, летчик Туманов из пьесы Р . Феденева «Снеги пали». Критика подчеркивала в иомиссаре Ускоое, сыгранном Садиковым в спектакле «Мат­ росы» С. Ясных, чуткость в обращении с людьми, умение разобраться в сложных вопро­ сах. Уместно вспомнить, что Сергей Сергеевич Садиков много лет парторг . театра. Все происходящее • волнует его: и нравственный климат в коллективе, и включение в репертуар новой флотсиой пьесы, и дела иомсомольские. Эту рабо+у. он не отделяет от работы на сцене. Она — ве­ ление души. Как было веле­ нием души создание моно­ спектакля о Рихарде Зорге или частые встречи на кораб­ лях с молодыми зрителями. На вопрос о том, чем, по его мнению, отличается работа актера именно в военном те­ атре, ответил: «Повышенным ощущением полезности». Ощущение театра как родного дома присуще всем им, нашим ветеранам труда и войны. Они вобрали в се­ бя черты людей военного времени с их обостренным чувством ответственности з а все происходящее в ми­ ре. Но они еще и предста­ вители актерского поколе­ ния, ощущающего свою сце­ ническую работу как мис­ сию. Они не терпят комп­ ромиссов в деле, не прием­ лют и признаков потреби­ тельского отношения к те­ атру. Для них — народного артиста РСФСР Алексея Федоровича Найчука, за ­ служенного артиста РСФСР Игоря Григорьевича Моска­ левского, заслуженного ар ­ тиста РСФСР Сергея Сер­ геевича Садикова — воен­ ный театр стал делом жи з­ ни. Их личная военная судьба помогла понять, по­ чувствовать нравственную красоту советского челове- ка-воина, сделала неодоли­ мым желание воплотить об­ р а з этого человека на сце­ не, выразить через него боль утрат и гордость за человека-победителя. А что может быть выше этого предназначения, на которое способен театр! Н . ФЛОРОВА . Помощник главного ре­ жиссера по литератур­ ной части театра Крас- % нознаменного Северного *флота. НА СНИМКЕ: справа — народный артист РСФСР .4. Ф. Найчук, слева — за­ служенный артист РСФСР С. С. Садиков, сзади — за­ служенный артист РСФСР И. Г. Москалевский. Фото Ю. Левина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz