История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ТВОРЧЕСКИЙ ПО Р ТРЕ Т АЖДЫИ актер одно- 14 временно и творец, и материал, из которого он творит. Его конкретная че ловеческая жизнь, его нравственный и социальный облик отражаются в роли. Это закон театра, источник активного зрительского со переживания. Какая же си л а сообщается этому пере живанию, когда личный че ловеческий опыт актера сов падает с содержанием роли! Об этом думаешь, мыс ленно перелистывая страни цы жизни и творчества ак теров нашего театра Крас нознаменного Северного флота, ветеранов Великой Отечественной войны. ...Кто мог бы предполо жить, что Алексей Найчук, актер, наделенный от при роды обаянием, темпера ментом, выразительной внешностью, смолоду и не мечтал посвятить свою жизнь сцене?! И когда на чал посещать артистиче скую студию, созданную в людной Таре на омской земле московским энтузиас том Евгением Павловичем Просветовым, тоже не ду мал, что это — судьба. Оказалось — судьба!.. Но / сначала был фронт. На войну ушел доброволь цем. Осталась в памяти зи ма -П-го года. Тогда в око пах под Москвой комсорг подразделения разведчик Алексей Найчук понял важное: нет предела энер гии и воле, жизнелюбию и стойкости нашего народа, когда решается судьба От чизны. Люди раскрывались с неожиданной стороны. И сам себе «-удивлялся: удеся терялись, казалось, силы. Шутил, «травил» байки, чтобы поддержать товари щей. Только обдумывал тогда поэт Александр Твардовский свою знаменитую иннгу о бойце. А в «творческой ио- пилке» будущего актера Най- чука уже подбирался «строи тельный материал», из иото- рого родитсгі позднее его Ва силий Теркин. С фотографии из-под солдатской каски смот ря т такие лукавые, такие зна комые глаза. Готовая иллюст рация к поэме! Там, в око пах, подглядел он этот- взгляд и русскую удаль. Его самого, как и его буду щего героя, посещали думы о жизни и смерти, когда, *про воевав недолго, ехал он в ты ловой госпиталь с раздроб ленной кистью руки. Что делать дальше? Ока жись Теркин в такой ж е си туации, возможно, .т ож е . по шел бы в сельскую школу военруком, снискал бы пре данную любовь ребятишек военной поры. И тоже, мо ж ет статься, оказался .б ы . в числе новоявленных акте- ров-энтузнастов (среди кото рых, кстати, был столь зна менитый теперь Михаил Ульянов) Военное поколение взрос лело рано. Относилось к де лам , которые надлежало свершить, серьезно. Серье зен был и выбор Найчука. Театр давал возможность ГОВОРИТЬ О ЖИЗНИ, В КОТО; рую война внесла какую-то важную поправку. Об этом сказать было необхо димо. И он говорит об этом около сорока лет. Актерские возможности Алексея Федоровича* Найчу ка многообразны. Он нахо дил . краски для характеров контрастных. Скажем, для мятущейся, по-своему т а лантливой натуры Прохора Громова из «Угрюм-реки» бы случайно. Мог рисовать. Работал в Московской ар тели инвалидов Великой Отечественной войны «Ху дожник». Случайно прочи танное объявление о приеме в театральное училище и з менило судьбу.. Пять лет работал в соста ве отличной труппы в теат ре Тихоокеанского флота. И около тридцати лет — в театре Краснознаменного Северного флота. Военные в «Трибунале» А . Макаснка. В пьесе необычен жанровый разворот. Это увлекательно: показать героя совсем неге роического вида и склада. Ведь и в жизни все переме шано: и драма, и комедия. Даже на войне. Война навсе гда стала «болевой точкой» и в театре, и в жизни. Концертные выступле- ния Москалевского, в кото рых он читает композиции по стихам военных поэтов С. Орлова, С. Слуцкого, А. Твардовского, К. Снмо- Душа и совесть флотского театра В. Шишкова и для отупев- дороги вплавнлись в его шего от сонного безделья творчество органично, свое- купца Курослепова и з «Го- образно. S ’ НоСРбыла нА ест°ьСТРвВв Рассказывать о себе творчестве Найчука своя Р™ 1рь. ГР ™ р ь 'гопптгг тема — тема социально ак- .* если говорит, то тинного геіхш •— г п п я т а KPtTrKO’ схематично. Душа революции. солдата Вели- его приоткрывается в сы- кой Отечественной, солдата Iм мипныѵ -гной прошедших воину. Он зка- мирных дней. ет об этих людях что-то вой^»* к”Я тренева. >°АлексетГ*нз свое, сокровенное. обуслов- «Оптимистической трагедии» ленное не только особенно- В . Вишневского, Платонова из СТЯМИ его ЛІфИКО-КОМеДИЙ- «Океаиа» А . Штейна, Мазанова из «Торопись успеть» Л . Крей- НОГО Дарования, НО собст- на, Громова из пьесы с. Смир- венным «я», какой-то ранн- нова «Люди, которых я ви- мостью, обнаженностью ду дел» и еще многих его героев ш Таким «человеком 6рч можно поставить в этот ряд. ш и * х „ им «человеком иез Они значительны, ирасивы. КОЖИ» 0ЫЛ его Ьелин Аба- Каждый воспринимался зрите- бнй ИЗ пьесы И. Дрѵцс заіеГеіывэл " " " I b J K p K S b С в я т а я святы х» . - вечный симпатию, вызывал у зрите- гвардии РЯДОВОЙ, ОСТрО лей чувство личной ответст- чувствующий малейшую не- наНземле. ” " * происхоАПЩсе сЬраведливость, равноду- .’ ши’е; меряющий всех и вся ...Война вносила поправ- меркой военных лет, мер ки в судьбы. Задавала тон Кой жизни и смерти. Воен- на всю оставшуюся жизнь, ное прошлое всегда с Мар- Круто поменял ее в семна- тынычем, которого сыграл дцать лет московский паре- Москалевский в пьесе нек Игорь ^ Москалевский. р . Феденева «Снеги пали», Ушел добровольцем на и с его любимым Леонидн- фронт. Как можно было. ком из пьесы А. Арбузова поступить иначе, если в «Мой бедный Марат», армии и отец, и старший _ брат!? Об отце придет из- ® исполнении Москалев- вещение: «Пропал без вс- ского люди, прошедшие сти». Брат отдаст жизнь в войну, герои. Но в них боях за Сталинград. И ото- всегда явственно звучит за двинутся. куда-то далеко в таенная трагедия. Она, как прошлое азартные футболь- осколок в старой ране, все- ныс матчи на родном мос- гДа напоминает о море ковском дворе, ватаги дру- людского горя, о годах в зей. Детство и юность обо- окопах... рвутся резко, жестоко. Во- Артиста привлекают ха- енное бытие потребует вы- рактеры людей сложных, держкн, ратного умения, Неординарность — его кре- физичёского напряжения. д0 в искусстве. Потому так С 1943 года Игорь Моска- Дорог ‘ ему лейтенант левский в действующей ар- Шмидт, сыгранный в пьесе мни. Сначала в артиллерии- д Гам о йп о п а В К о м и с сиям расчете, лотом — в иа- А* Самойлова, а . по.мнс Валерии. В составе 6-го нава- саржевского, И. Маневича, лёрийсиого иорпуса, входив- Ничего внешнего, показного шего в ионно-механизирован- а .,™ п облнкг рго ное соединение под командо- “ с. оыло в ООЛИЬС его ванием генерал-лейтенанта Шмидта; он привлекал обо- Плиева, дойдет он до Праги. стреННЫМ чувством долга, и ' г л « н « с “ д«УскаЯя интеллигентностью. тонко- — орден славы il l степени, стью душевных проявлении. Можно лишь догадываться о с годами изменилось отно- душевном состоянии двадцати- ше„ие к любимому жанру — летнего человека, инвалида комедии. Хочется всегда най- воины. вставшего перед выбо- ти в нсй трогательное, даже ром: иак жить дальше? грустное. Сейчас он с увлече- ' ПОЛУЧИЛОСЬ ВСе вроде нием играет Терешку Колобка нова, С. Гудзенко — зов сердца. Программа так и названа — «Память сердца». Вместе с «однополчанином» по военному театру Серге ем Садиковым они исполня ли композицию «Помни войну!». Много общего у них — ветеранов войны. Сходство в их биографиях определило время, но — в главном, не в частностях. Сергей Сергеевич Сади ков в театре КСФ тоже около 30-ти лет. Две мечты .были у него смолоду: стать летчиком и стать артистом. Обе, как по волшебству, осуществи лись. Правда, волшебство это — собственная целе устремленность, упорство в достижении цели — черты, свойственные поколению. Сергей одновременно посе щал занятия аэроклуба и драматической самодея тельной студии. Ничуть не смущало, что ездить на те занятия приходилось из родного Щелкова в Москву. Призвали в армию. Был уверен: пойдет в авиацию. Но... не прошел по состоя нию здоровья. Попал в полк связи. Однако с меч той не расставался. Помог комсомольский набор в авиацию. Счастливый ехал по назначению. * Запомни лось, как в едином порыве без команды построился весь личный состав летного училища и потребовал не медленной отправки на фронт. Последовал приказ — учиться. Только в ок тябре -13-го попал Сергей, штурман авиации, в дейст вующую армию. 2-й Укра инский фронт... Ленинград ский фронт... Под крылом горела земля. Сначала — своя, позже — вражеская... Сколько их было, вылетов? Иногда по три в ночь. События тех лет живут в памяти с поразительной ясностью: и гибель командира в'- одном из вылетов, и вынуж денная посадка на болото, и падение вместе с самолетом... Страха не было. Было посто янное стремление быть на высоте, выстоять, выполнить приказ. Война окончилась. Но не для Сергея Садииова, к тому времени штурмана звена, ка валера ордена Красной Звез ды. Он был кадровым воен ным. А как же другая мечта? И вот подан рапорт о демоби лизации. Упорство снова помогло: Сергей принят в одно из старейших училищ — име ни Щепкина при Малом театре СССР. После — всего два театра: оба воен ные, флотские. В объемистом списке ро лен преобладают герои, «зараженные энергией», це леустремленные, такие, как Седой в пьесе В. Коросты- лева «Дон Кихот ведет бой* или Всеволод в доку ментально - революционном повествовании А . Штейна «У времени в плену», З ы рянин в пьесе И. Штока «Старый адмирал». Среди них образы людей, прошед ших войну: Марат и з пьесы А . Арбузова «Мой бедный Марат», Федор из «Б ар а банщицы» А . Салынского, летчик Туманов из пьесы Р . Феденева «Снеги пали». Критика подчеркивала в иомиссаре Ускоое, сыгранном Садиковым в спектакле «Мат росы» С. Ясных, чуткость в обращении с людьми, умение разобраться в сложных вопро сах. Уместно вспомнить, что Сергей Сергеевич Садиков много лет парторг . театра. Все происходящее • волнует его: и нравственный климат в коллективе, и включение в репертуар новой флотсиой пьесы, и дела иомсомольские. Эту рабо+у. он не отделяет от работы на сцене. Она — ве ление души. Как было веле нием души создание моно спектакля о Рихарде Зорге или частые встречи на кораб лях с молодыми зрителями. На вопрос о том, чем, по его мнению, отличается работа актера именно в военном те атре, ответил: «Повышенным ощущением полезности». Ощущение театра как родного дома присуще всем им, нашим ветеранам труда и войны. Они вобрали в се бя черты людей военного времени с их обостренным чувством ответственности з а все происходящее в ми ре. Но они еще и предста вители актерского поколе ния, ощущающего свою сце ническую работу как мис сию. Они не терпят комп ромиссов в деле, не прием лют и признаков потреби тельского отношения к те атру. Для них — народного артиста РСФСР Алексея Федоровича Найчука, за служенного артиста РСФСР Игоря Григорьевича Моска левского, заслуженного ар тиста РСФСР Сергея Сер геевича Садикова — воен ный театр стал делом жи з ни. Их личная военная судьба помогла понять, по чувствовать нравственную красоту советского челове- ка-воина, сделала неодоли мым желание воплотить об р а з этого человека на сце не, выразить через него боль утрат и гордость за человека-победителя. А что может быть выше этого предназначения, на которое способен театр! Н . ФЛОРОВА . Помощник главного ре жиссера по литератур ной части театра Крас- % нознаменного Северного *флота. НА СНИМКЕ: справа — народный артист РСФСР .4. Ф. Найчук, слева — за служенный артист РСФСР С. С. Садиков, сзади — за служенный артист РСФСР И. Г. Москалевский. Фото Ю. Левина.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz