История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

СОРОК ЛЕТ НА СЦЕНЕ «Человек на своем мес­ те»... Наверное, это и есть Формула человеческого счастья: твердо определить­ ся в жизни, служить люби­ мому делу, ощущать ответ­ ные токи любви и уваже­ ния. Эти слова — и об Алексее Федоровиче Найчу- ке, актере театра Красно­ знаменного Северного Фло­ та. Ему сегодня — 60 . Со­ рок из них отданы театру. Его жизнь складывалась с уверенной определен­ ностью. Человек во беем основательный, он обошел­ ся в жизни без того. что называется «мучительными поисками». Правда, в юности Алек­ сей Федорович не стремил­ ся в артисты. Он мечтал быть военным. Но перед самой войной стал... учите­ лем начальных классов. — Детей любил всегда, е о з и т ь с я мог с ними с ѵтра ло ночи. Да и работать па­ ло было, помогать семье. Учителем стал, когда и „ 17-тн еще не было, — рас- , сказывает он. Учитель и актер. Профес­ сии. которые всегда стоят пялом. Объект исследова­ ния и воздействия ѵ них всегда один — человек. Но театр вошел в жизнь Найчука позже. А пока — война. Жестокая возмож­ ность осуществить мечту детства — стать военным. Он был хорошим воином, паны и награды говорят об этом. И вот он снова в той же школе преподает военное дело. Его окружает множе­ ство детских характеров и сѵдеб, по многим из ко то ­ р ы х ѵспела п р о й т и с ь война. Он всматривается, настав­ ляет. помогает определить­ ся. (Но ведь это задачи и театра!). И вот однажды... Однажды включил радио. Объявляли набор в студню при театре, эвакуированном с Украины в Тару. — Это моя родина, я по­ томственный сибиряк. При­ шел. сказал : «Хочу петь». Приняли. В студии познако­ мился со своим земляком Мишей Ульяновым, подру­ жились. Дружим до сих пор. Он теперь • — народ­ ный артист СССР Михаил Ульянов... 40 лет назад Алексей Федорович пришел в театр, чтобы уже полностью и навсегда связать свою жизнь со сиеной. — Нет. первую . свою роль на профессиональной сцене не помню. А вот своего первого учителя бу­ ду помнить всю жизнь — Евгений Павлович Просве­ тов. А ролей? З а сорок лет их сыграно около трехсот. Вторым своим • учителем считаю Исая Борисовича ІІІойхета, народного артиста РСФСР . 3 3 года назад он пригласил меня в театр Се­ верного Флота. Проработал я с ним семнадцать лет... Итак, 3 3 года — з воен­ ном театре. Помните его мечт.ѵ — стать военным? Все правильно и логично. Все сошлось. Алексей Федорович сыграл практически все. что создано нашими драма­ тургами об армии и Флоте. Он как бы прошел все сту­ пени воинского «роста» от матроса до адмирала, от солдата до генерала. . Най­ чук никогда не выглядит на сцене «ряженым», будь на нем солдатская гимнас­ терка или адмиральский мундир. Он понимает, что зрители Флотского театра — это прежде всего те. чей образ ему предстоит се­ годня воплотить на сцене. И поэтому малейшая фальшь, неточность, приблизитель­ ность непременно п о р о д я т недоверие к происходящему на сцене, а то и просто приведут к п р я м о й дискре­ дитации идей и мыслей, заложенных в пьесе. Он ѵбедитёлен и достоверен абсолютно! Как говорится, он вообще: не способен «врать на-іспене». Есть категории актеров, которых сцена делает сво- ігми рабами, подминая под себя их'-'Нё&овеческую ин- дивидуалШЗсть. лишая их возможности сиюминутно думать и чувствовать. Найчук на сцене, как. правило, — хозяин! (Один московский к р и т и к отозвал­ ся: «Это актер уникальной органики!»). Но он не из тех «хозяев», которым ни­ чего не стоит превратить сцену в балаган для демон­ страции собственных досто­ инств. часто ими самими придуманных. Найчук — хозяин, ревниво следящий за «чистотой» на сцене: он ненавидит так называемый «актерский треп» во время действия. неуважительное отношение к партнеру, ка­ кого возраста и положения он ни был бы... И он любит зрителя, лю­ бит строго, не заискивая. И зритель отвечает емѵ тем нее. (Одна из почитательниц актера сказала: «Найчѵк во всех ролях — Найчук. но всегда — д р у г о й Найчук»). На своем юбилейном ве­ чере Алексей Федорович услышит много доброго: будут отмечаться этапы творческого п у т и , перечис­ ляться сыгранные р о л и , ог­ лашаться поздравительные адреса и телеграммы... Я тоже попрошу слова и ска­ ж у о человеке счастливой судьбы, четко определив­ шем себя в жизни... О «человеке на своем месте». Именно таким я знаю на­ родного артиста РСФСР Алексея Найчука. у О. ОВЕЧКИН . Режиссер театра Крас­ нознаменного Северного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz