История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Нм этой тіуѵины угрюмой, ми каверзных скм не боюсь. Плыву я на сладостный голос, а значит, с пути но собьюсь... Э. Межелайтмс. Три человека вырваны болезнью из жизненной су­ еты. Три человека борются за жизнь — бесценное со­ кровище, дарованное чело­ веку природой... Но именно болезнь дала им возмож­ ность осмыслить прожитое, переоценить пройденный жизненный путь. На сцене нет имитации больничного быта (художник Ф. Г. Назаров). Все ее уб ­ ранство призвано вызывать ассоциации с землей, приро­ дой. Три кровати вырастают как бы и з земли, с которой люди связаны кровными узами родства. Такое реше­ ние сценического простран­ ства символизирует живую связь всего сущего на зем­ ле. На заднике сцены — безоблачные дали. горы, среди которых затерялось селение, в котором вырос писатель Бачана Рамишви- ли — главный герой романа И. Думбадзе «Закон вечно­ сти», постановку которого осуществил драматичес­ кий театр Краснознаменно­ го Северного флота. Наверное, незачем сопо­ ставлять роман с его инсце­ нировкой, осуществленной Ю. Ереминым. «Перевод» с языка одного искусства на язык другого всегда неле­ гок и чаще всего влечет за собой неминуемые потери. Взяв за основу главную мысль романа — о необхо­ димости духовной чуткости людей и способности к со­ чувствию, театр попытался показать становление харак ­ тера Бачаны Рамншвили, представил зрителям воз­ можность пережить вместе с ним радостные и горькие мгновения его жизни, а по- Й )й и просто трагические, остановку спектакля осу­ ществил главный режиссер театра Б. В. Гутников. ...Сознание покидает Бачану. Болезнь крепко держит « г о в своих объятиях. И вот из по­ таенных уголков человечес­ кого разума выплывают вос­ поминания. Радужные блиии на сцене «переносят» зрите­ лей в иную временную плос­ кость. Детство. Мы видим расставание Бачаны с горячо любимой матерью, видим пас­ туха Глахуну, выходившего больного мальчика на горном пастибище. А далее — смерть бандита Манучара Киквадзе, погибшего о т руки Бачаны. Эта смерть — возмездие за горе, которое бандит прино­ сил людям, за смерть Глг.ху- ны. Сумел Бачана пережить страх, сумел покарать пре­ ступника. Мудрость деда Лом- кацы помогла 15-летнему мальчику поверить в необхо­ димость содеянного. К сожа­ лению, мы не увидим на сце­ не деда Ломкацу, который эаме м т бзиіене родителей, ко­ торый щедро учил его добру, справедливости, помог осо­ знать высокое назначение че- А р ти с т В. В. Мурзаев соз­ дал образ мальчика сдержан» ного, даже застенчивого, но с твердым характером. Прав­ да, излишняя скованность не­ сколько мешает созданию ха­ рактера национального. Ч у ть позже мы увидим од­ ну иЗ героинь спектакля — Тамару. Благородство и беско­ рыстие души Бачаны не по­ зволили ему оставить девуш­ ку в беде, помогли Тамаре вырваться из того круга, к у ­ да силой обстоятельств она попала. Еще мальчик, он ве­ де т себя как зрелый человек. служить' лгодяя. Стихи. Ва­ ж а Пшавела в этом смысле образно раскрывают его за­ мечательную душу: Зачем я в жизнь яемлея человеком! Зачем дождем я не раэямлея весь! Не связывая себя этой темой (которая, кроме все­ го прочего, включает в се­ бя мучительную работу че­ ловеческого разума), театру не вполне удалось раскрыть и формулу «Закона вечно­ сти». ВЕЧНОСТЬ ЛЮБВИ Т е а т р И вместе с Тамарой у нас не­ вольно возникает вопрос в о т­ вет на просьбу Бачаны подо­ ждать, пока он вырастет: «К у ­ да же тебе расти больше?» Из детства воспоминания переносят Бачану в пору его зрелости. Вот он на бюро райкома. Не смог Бачана пойти против своей натуры и произнести заранее прид у ­ манный ответ. Не позволил голос совести, этот, образно выражаясь, сладостный го­ лос. Основную смысловую на­ грузку образа Бачаны Ра- мишвили по замыслу поста­ новщика несет народный артист А. Ф. Найчук. Он исполняет сегодняшнего Б а ­ чану. Эмоционально насы­ щенный образ Бачаны в пе­ риод его встречи с Марией создает артист А. В. Агафо­ нов. Театр обошел молчанием лирические отступления в романе, полные глубокого философского смысла. И это не позволило более полно раскрыть образ писа­ теля Бачаны Рамишвили. Простое упоминание о снах- видениях не может решить эту задачу. В сегодняшней нашей жизни человек чув­ ствует потребность осмыс­ лять основы своего бытия. Эта тема в спектакле не прозвучала. Время сообщает древним, как мир, притчам новое со­ держание. Тема Христа во все времена волновала умы людей. В романе Н. Дум­ бадзе этой теме сообщается смысл особый, глубоко свя­ занный с человеческой сущностью Бачаны Рами­ швили. Разговор Бачаны с Хрис­ том в его снах-видениях (и с Солнцем) показывает его внутреннее благородство, честность, искреннюю взволнованность судьбами людей. Его не покидает мысль о своем назначении на земле — назначении «Душа человека во сто крат тяжелее его тела... Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести ее. И потому мы, люди, пока жи ­ вы, должны стараться обес­ смертить души др у г друга: вы — мою, я — другого, другой — третьего и так да­ лее. до бесконечности. Дабы смерть человека не обрекала нас на одиночество в жиз­ ни...» Вся жизнь Бачаны под­ тверждает им же открытыіі «закон». «Закон» — это выраженное словами нечто, бывшее уже в нем с детст­ ва. Своей душевной щедро­ стью он согревал люден, встречающихся на его пути. Мучительно переживая за друга*вора, он не отталкива­ ет его, как бы сделали многие, а всячески пытает­ ся помочь ему. Острое нравственное чувство не по­ зволяет Бачане отмеже­ ваться от человека, им же приглашенного в редакцию, а теперь обвиняемого во взяточничестве. Бачана пол­ ностью берет на себя от­ ветственность за случив­ шееся с Цуладзе, хотя рас­ ценивает все произошедшее как психическую аномалию. Попутно хотелось бы за ­ метить, что сцена в редак­ ции, как и сцена в райкоме, чересчур затянуты, а пото­ му сбивают энергичный темп спектакля. А освеще­ ние сцены в редакции — на заднике образуются ог­ ромные тени присутствую­ щих — придает происходя­ щему странный оттенок мистификации. Будучи требовательным к себе, Бачана не менее требователен к людям. Его вера в любовь высокую и чистую предъявляет высо­ кие требования к Марии. Любовь Бачаны к Марии — одна из самых поэтиче­ ских страниц романа. Мож­ но с уверенностью сказать, что и в спектакле эта іюэ- а тичность сохраняется очень чутко. Бачана и Мария чи- сты, их сердца открыты для любви. Артистка С. М. Шиман- ская создала образ трепет- ной и вместе с тем гордой “ женщины, много страдав­ шей, искавшей себя и при­ шедшей к Бачане. Они не могли не встретиться. Но гордость не позволила Ма­ рии остаться с Бачаной. Гордость не позволила Б а ­ чане удержать Марию. Необычна фи гура Галакти­ она. Он называет себя гума­ ноидом ^жителем планеты Го- мос), н ► е только себя но и... Бачану Рамишвили. Как ока­ зывается, он причисляе т к гуманоидам целую плеяду вегиних гуманистов всех вре­ мен и народов. Среди них: Гомер, Сервантес. Бетховен. Руставели, Шекспир, Гете, Леонардо да Винчи, Блок, Чаплин... Д ля Бачаны это своеобразная награда за его жизнь. Выше оценить его. на­ верно. и невозможно. Бачана это понял. Галактион исчеза­ ет, растворяясь в огненно- красном небе. Такое образное решение темы Галактиона в спектакле как бы призывает верить в его существование, призывает людей стремиться стать существами высшего порядка. К сожалению. судьба сводила Бачану Рамишвили и с людьми, подобными Сандро Маглаперидзе. ди­ ректору комбината меховых изделий. Уверенный в не­ отразимой власти денег, он не может простить Бачане его отказа от взятки. Вновь появляется Христос из сна-видения Бачаны. В от­ вет на вопрос Бачаны о том, что будет, если он, Бачана, не продастся ни завтра, ни послезавтра, Христос отве­ чает: «Тогда ты возвысишь­ ся, и исполнится то, ради •іего я был распят на крес­ те...» Месть Сандро Маг- Лоперндзе оказывается по- кстине жестокой. Бачана расстается с любимым че­ ловеком из-за анонимного письма Маглаперидзе. Артист А. В. Агафонов играет Бачану — взросло­ го человека сильной и страстной натуры, не иду­ щего ни на малейший компромисс со своей сове­ стью. Такому Бачане еще предстоит открыть свой «Закон вечности». Когда же он его открывает, то первым делом едет к Ма­ рии, может, больше всех нуждающейся в поддержке и сочувствии. И не случай­ но спектакль заканчива­ ется словами из письма Ма­ рии к Бачане: «...ГІрнми душу мою, которая все эти годы стремилась к тебе...» Спектакль дает такой эмоциональный заряд. ко­ торый обогащает человека духовно, делает его силь­ нее в своих жизненных взглядах и устремлениях. О. ЛЕБЕДЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz