История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Нм этой тіуѵины угрюмой, ми каверзных скм не боюсь. Плыву я на сладостный голос, а значит, с пути но собьюсь... Э. Межелайтмс. Три человека вырваны болезнью из жизненной су еты. Три человека борются за жизнь — бесценное со кровище, дарованное чело веку природой... Но именно болезнь дала им возмож ность осмыслить прожитое, переоценить пройденный жизненный путь. На сцене нет имитации больничного быта (художник Ф. Г. Назаров). Все ее уб ранство призвано вызывать ассоциации с землей, приро дой. Три кровати вырастают как бы и з земли, с которой люди связаны кровными узами родства. Такое реше ние сценического простран ства символизирует живую связь всего сущего на зем ле. На заднике сцены — безоблачные дали. горы, среди которых затерялось селение, в котором вырос писатель Бачана Рамишви- ли — главный герой романа И. Думбадзе «Закон вечно сти», постановку которого осуществил драматичес кий театр Краснознаменно го Северного флота. Наверное, незачем сопо ставлять роман с его инсце нировкой, осуществленной Ю. Ереминым. «Перевод» с языка одного искусства на язык другого всегда неле гок и чаще всего влечет за собой неминуемые потери. Взяв за основу главную мысль романа — о необхо димости духовной чуткости людей и способности к со чувствию, театр попытался показать становление харак тера Бачаны Рамншвили, представил зрителям воз можность пережить вместе с ним радостные и горькие мгновения его жизни, а по- Й )й и просто трагические, остановку спектакля осу ществил главный режиссер театра Б. В. Гутников. ...Сознание покидает Бачану. Болезнь крепко держит « г о в своих объятиях. И вот из по таенных уголков человечес кого разума выплывают вос поминания. Радужные блиии на сцене «переносят» зрите лей в иную временную плос кость. Детство. Мы видим расставание Бачаны с горячо любимой матерью, видим пас туха Глахуну, выходившего больного мальчика на горном пастибище. А далее — смерть бандита Манучара Киквадзе, погибшего о т руки Бачаны. Эта смерть — возмездие за горе, которое бандит прино сил людям, за смерть Глг.ху- ны. Сумел Бачана пережить страх, сумел покарать пре ступника. Мудрость деда Лом- кацы помогла 15-летнему мальчику поверить в необхо димость содеянного. К сожа лению, мы не увидим на сце не деда Ломкацу, который эаме м т бзиіене родителей, ко торый щедро учил его добру, справедливости, помог осо знать высокое назначение че- А р ти с т В. В. Мурзаев соз дал образ мальчика сдержан» ного, даже застенчивого, но с твердым характером. Прав да, излишняя скованность не сколько мешает созданию ха рактера национального. Ч у ть позже мы увидим од ну иЗ героинь спектакля — Тамару. Благородство и беско рыстие души Бачаны не по зволили ему оставить девуш ку в беде, помогли Тамаре вырваться из того круга, к у да силой обстоятельств она попала. Еще мальчик, он ве де т себя как зрелый человек. служить' лгодяя. Стихи. Ва ж а Пшавела в этом смысле образно раскрывают его за мечательную душу: Зачем я в жизнь яемлея человеком! Зачем дождем я не раэямлея весь! Не связывая себя этой темой (которая, кроме все го прочего, включает в се бя мучительную работу че ловеческого разума), театру не вполне удалось раскрыть и формулу «Закона вечно сти». ВЕЧНОСТЬ ЛЮБВИ Т е а т р И вместе с Тамарой у нас не вольно возникает вопрос в о т вет на просьбу Бачаны подо ждать, пока он вырастет: «К у да же тебе расти больше?» Из детства воспоминания переносят Бачану в пору его зрелости. Вот он на бюро райкома. Не смог Бачана пойти против своей натуры и произнести заранее прид у манный ответ. Не позволил голос совести, этот, образно выражаясь, сладостный го лос. Основную смысловую на грузку образа Бачаны Ра- мишвили по замыслу поста новщика несет народный артист А. Ф. Найчук. Он исполняет сегодняшнего Б а чану. Эмоционально насы щенный образ Бачаны в пе риод его встречи с Марией создает артист А. В. Агафо нов. Театр обошел молчанием лирические отступления в романе, полные глубокого философского смысла. И это не позволило более полно раскрыть образ писа теля Бачаны Рамишвили. Простое упоминание о снах- видениях не может решить эту задачу. В сегодняшней нашей жизни человек чув ствует потребность осмыс лять основы своего бытия. Эта тема в спектакле не прозвучала. Время сообщает древним, как мир, притчам новое со держание. Тема Христа во все времена волновала умы людей. В романе Н. Дум бадзе этой теме сообщается смысл особый, глубоко свя занный с человеческой сущностью Бачаны Рами швили. Разговор Бачаны с Хрис том в его снах-видениях (и с Солнцем) показывает его внутреннее благородство, честность, искреннюю взволнованность судьбами людей. Его не покидает мысль о своем назначении на земле — назначении «Душа человека во сто крат тяжелее его тела... Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести ее. И потому мы, люди, пока жи вы, должны стараться обес смертить души др у г друга: вы — мою, я — другого, другой — третьего и так да лее. до бесконечности. Дабы смерть человека не обрекала нас на одиночество в жиз ни...» Вся жизнь Бачаны под тверждает им же открытыіі «закон». «Закон» — это выраженное словами нечто, бывшее уже в нем с детст ва. Своей душевной щедро стью он согревал люден, встречающихся на его пути. Мучительно переживая за друга*вора, он не отталкива ет его, как бы сделали многие, а всячески пытает ся помочь ему. Острое нравственное чувство не по зволяет Бачане отмеже ваться от человека, им же приглашенного в редакцию, а теперь обвиняемого во взяточничестве. Бачана пол ностью берет на себя от ветственность за случив шееся с Цуладзе, хотя рас ценивает все произошедшее как психическую аномалию. Попутно хотелось бы за метить, что сцена в редак ции, как и сцена в райкоме, чересчур затянуты, а пото му сбивают энергичный темп спектакля. А освеще ние сцены в редакции — на заднике образуются ог ромные тени присутствую щих — придает происходя щему странный оттенок мистификации. Будучи требовательным к себе, Бачана не менее требователен к людям. Его вера в любовь высокую и чистую предъявляет высо кие требования к Марии. Любовь Бачаны к Марии — одна из самых поэтиче ских страниц романа. Мож но с уверенностью сказать, что и в спектакле эта іюэ- а тичность сохраняется очень чутко. Бачана и Мария чи- сты, их сердца открыты для любви. Артистка С. М. Шиман- ская создала образ трепет- ной и вместе с тем гордой “ женщины, много страдав шей, искавшей себя и при шедшей к Бачане. Они не могли не встретиться. Но гордость не позволила Ма рии остаться с Бачаной. Гордость не позволила Б а чане удержать Марию. Необычна фи гура Галакти она. Он называет себя гума ноидом ^жителем планеты Го- мос), н ► е только себя но и... Бачану Рамишвили. Как ока зывается, он причисляе т к гуманоидам целую плеяду вегиних гуманистов всех вре мен и народов. Среди них: Гомер, Сервантес. Бетховен. Руставели, Шекспир, Гете, Леонардо да Винчи, Блок, Чаплин... Д ля Бачаны это своеобразная награда за его жизнь. Выше оценить его. на верно. и невозможно. Бачана это понял. Галактион исчеза ет, растворяясь в огненно- красном небе. Такое образное решение темы Галактиона в спектакле как бы призывает верить в его существование, призывает людей стремиться стать существами высшего порядка. К сожалению. судьба сводила Бачану Рамишвили и с людьми, подобными Сандро Маглаперидзе. ди ректору комбината меховых изделий. Уверенный в не отразимой власти денег, он не может простить Бачане его отказа от взятки. Вновь появляется Христос из сна-видения Бачаны. В от вет на вопрос Бачаны о том, что будет, если он, Бачана, не продастся ни завтра, ни послезавтра, Христос отве чает: «Тогда ты возвысишь ся, и исполнится то, ради •іего я был распят на крес те...» Месть Сандро Маг- Лоперндзе оказывается по- кстине жестокой. Бачана расстается с любимым че ловеком из-за анонимного письма Маглаперидзе. Артист А. В. Агафонов играет Бачану — взросло го человека сильной и страстной натуры, не иду щего ни на малейший компромисс со своей сове стью. Такому Бачане еще предстоит открыть свой «Закон вечности». Когда же он его открывает, то первым делом едет к Ма рии, может, больше всех нуждающейся в поддержке и сочувствии. И не случай но спектакль заканчива ется словами из письма Ма рии к Бачане: «...ГІрнми душу мою, которая все эти годы стремилась к тебе...» Спектакль дает такой эмоциональный заряд. ко торый обогащает человека духовно, делает его силь нее в своих жизненных взглядах и устремлениях. О. ЛЕБЕДЕВА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz