История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ва. Преодолевают или не преодолевают они его по-разному, в - силу своей индивидуально­ сти. Иногда неверны­ ми средствами, как, напрпмер, Элла Куп­ риянова, отвергающая «взрослые», а значит, по ее мнению, уста­ ревшие взгляды на жнзнь. Элла отно­ сится к типу людей, которых я наблюдала и знаю. Этих молодых людей часто называ­ ют «раскованным по­ колением». Признать­ ся, такой тип поведе­ ния больше схож с моим характером по активности и средст-вам отстаивания пози­ ций. Такие люди не всегда правы, но сама их борьба • за . свои убеждения очень мне симпатична. Корни их характера — в че­ стности. Встанешь ты š критический момент Пли не встанешь, сде­ лаешь то, что счи­ таешь нужным сде­ лать, ИЛИ С і МОЛЧІІШЬ. ...Хамство, конечно: студенты имитировали, будто у Кузьмича день • ли; почему... Может быть, мы чего-то не донесли, может, крас­ ки резковаты? Что ис­ пугало эту женщину? Независимость Эллы? То, что она вышла из повиновения? То, что . у нее в двадцать лет • «отношения» с одно­ курсником? Да мы ведь и не за тем ста­ вили спектакль, чтобы наши герои нравились или не нравились! Элла—человек, ост­ ро чувствующий не­ справедливость. Шелу­ ха слетела, как только отец и мать оказались в конфликтной , ситуа­ ции. Вопрос встал од­ нозначно: есть дочь 11 ли нет. ГIо-другому: есть Человек или иет.; Сначала я . очень расстроилась после этой конференции. По­ том поняла: та жен­ щина просто не захо­ тела задуматься о мо­ тивах . поведения Эллы., ІІо, «может быть, луч­ ше доставить себе не­ сколько неприятных минут размышлений, чем закрыты глаза на ТАКИЕ НЕСХОЖИЕ СУДЬБЫ... НАШ ЗЕМЛЯХ и СОВРЕМЕННИК ;‘ Д ЛЛА встрети- лась с ней, ког­ да, эта деревенская де­ вочка-подросток при­ ехала на каникулы к бабушке. Они встрети­ лись, когда Алле Гае­ вой — актрисе театра Краснознаменного Се­ верного флота — да­ ли роль этоіі самой девочки Маши в спек­ такле «Эй ты, здрав­ ствуй!». У актеров сущест­ вует термин «жизнь вне пьесы». Там, за сценической площад­ кой, за рамками реп­ лик, люди совершают поступки, проходит целая череда событий. Чтобы донести зрите- лю главнуго ммель спектакля, надо про­ жить с героем всю его жизнь, понять, чем он дышит, как ходит, с кем общается... Алла для себя решила: пло­ хо живется ее Маше. Отец от них ушел. Он • на баяне играл, час­ тушки пел. Хорошие частушки. А потом встретил какую-то бу­ фетчицу и ушел. «Ои не подлец, он бес­ характерный» , — пов­ торяет девочка чьи-то «взрослые» слова. А еще, репнтла акт­ риса. Маша талантли­ ва. В жизни талантли­ ва, потому что умеет тонко чувствовать чу­ жое горе*, всем серд­ цем отзываться на не­ го. Она талантлива уже в самом начале спектакля, только зри­ тель еще не знает об этом. А Алла знает, но вместе со своей ге­ роиней неуклюже и навязчиво пытается на­ ладить контакт с со­ седским мальчишкой — таким начитанным, всезнающим... Дружба начинается через конфликты, ссоры, но. — Дружба, и в итоге маленький человек Маша оказывается сильнее, духовно бо­ гаче и серьезнее сво­ его соседа. И когда К мальчишка, впервые столкнувшийся с опас­ ностью смерти — смерти отца, потрясен­ ный, испуганный, на­ пивается с горя, — Маша оказывается единственно нужным ему в этот момент че­ ловеком, способным его понять. — Знаете, что для меня важно в этой. ро­ ли? — говорит Алла. — Мы часто не знаем людей, с которыми общаемся каждый день. И становимся беднее от этого... Ведь не случись экст­ ремальной ситуации, этот мальчик так ни­ когда бы и не понял, что Маша — человек огромной • душевной силы. Это какой-то удивительный русский женский характера хо­ тя моей героине всего шестнадцать... АТЯ в «Варва-, рах», Лиза Про­ тасова в «Анне Каре­ ниной», Луиза в «Ко­ варстве и любви»... В Туле и Ульяновске, где работала Алла пос­ ле окончания ГИТИСа, она больше обраща­ лась к классическим образам женщин, а в Мурманске ее герои­ нями стали* современ­ ницы: Катерина, сек­ ретарь правления кол­ хоза («Смешной день»), Тамара («За­ кон вечности»), сту­ д е н т а Элла («Взрос­ лая дочь молодого че­ ловека»)... Девочки, девушки, молодые . женщины, живущие рядрм- с на­ лог, такие несхожие в характерах, они стали ее прожитыми судьба­ ми, ее болью, ее побе­ дами и поражениями. — Нашим современ­ ницам, особенно моло­ дым, свойственно же­ лание свободы, незави­ симости, защиты соб­ ственного «я». II как женщинам, им всегда предстоит преодоле­ вать барьер одииочест- рождения, и забросали кафедру цветами, сорвав лекцию . Потом сплели венки и разгуливали по ф а кул ь те ту , демонстри­ руя свой про тест против преподавателей, которым давно уже на пенсию пора, а они все «шамка­ ю т что-то непонятное и челю сть на ходу ловят». Утонченное, но хам ство . Неверно выбранное сред­ ство для разумной, в общем-то, цели; дока­ з а т ь ,-ч то они пришли в и н с ти ту т за знаниями, а значит, и преподавате­ ли должны чи та ть гра ­ мотные, современные, умные лекции..* Декан Ивченко, кото­ рый сам когда-то вместе с отцом Эллы учился у Кузьмича, решает, есте­ ственно, отчислить за­ чинщиков. Он еще не знает, что Элла — дочь Бэмса. Он вы яснит это только вечером, когда через двадцать ле т при­ дет к Бэмсу по случаю приезда еще одного быв­ шего сокур сника — У тю га . Ивченко прихо­ дит в семью Куприяно­ вы х, где Бэмс все еще м учается той студенче ­ ской (а скорее — жиз­ ненной> несправедли­ востью . ногда он ч у ть оы- ло не вылетел с ф а кул ь ­ те та за пристрастие к джазу, , к галстукам «Пожар , в дж ун глях» и брюкам-дудочкам, кото­ рые ' с мылом на тя ги ­ вал... Э то потом все по­ няли, что Арм строн г — прекрасный м узы кан т и кока-кола, к а к выясни­ лось просто тонизирую ­ щий напиток... Но в те послевоенные годы за са ­ ми э ти слова молодежь причисляли к разряду распущ енны х. Бывшие однокурсники танцевали «запретную» «Чу-чу», когда вошла Элла. В то т день она долго пы талась объяс­ ни ть Ивченко смысл со* деянного, сама пришла ш кабинет и взяла всю вину на себя. К Ивчен­ ко- — Ивченко! — кото­ рого студен ты любили, потому ч то он был со­ временным и демокра­ тичным . вы ставил ее за дверь. Он оказался Та ­ ким же, ка к Все. И по­ сле этого Элла видит e ra в собственном доме, «выделываю щ е г о с я» вместе с родителями и Утюгом : «Я вас всех не­ навижу!» — Как-то на зри­ тельской конференции встала женщина и ска­ зала: «Я бы не хо­ тела, чтобы моя дочь была такой». Мы дол­ го с ней выясня- проолему, которая су­ ществует независимо от нашего желания и порой приносит нам немало хлопот. Г* КОРО театр КСФ * ^ подарит зрителю новый спектакль «Точ­ ка отсчета» по пьесе А. Шагиняи «Офице­ ры». Жизнь актрисы станет богаче еще на одну судьбу. Снова — непростую судьбу. У практичной , толко­ вой, умной, красивой женщины что-то в ж из­ ни складывается не так . Завтра любимый чело­ век должен уе ха ть — ему предложили рабо­ та т ь инженером на под­ водной лодке.. Сегодня она должна решить: е ха ть с ним или оста ть ­ ся в Москве, заниматься любимой работой, писать диссертацию ... — Спектакль в ра­ боте, и я все еще ищу этот образ. По перво­ начальному замыслу, Лина — мещанка. Она держится за свою мос­ ковскую квартиру, за диссертацию, за долж­ ность. Поэтому она и остается одна, а Он встречает другую, на­ стоящую женщину... Я с этим не согласна. Здесь нет никакого конфликта. Моя герои­ ня — любит! Да, она обеспеченный человек, но что в этом плохо­ го? Она честно рабо­ тает, причем работа­ ет на своем месте — эго очень важно в на­ шей жизни. А что она. заведующая отделом в НИИ, станет делать в военном городке? Пре­ подавать математику, если будет свободное место в школе? Если же нет — хоть буфет­ чицей в клубе, пред­ лагает лКим. Он требу­ ет ответа сразу же, сейчас. Лина сомнева­ ется, и это естествен­ но! Я не вижу здесь предательства... Толь­ ко время может ре­ шить. что еіі действи­ тельно нужно. Лина приезжает. Там, вдалеке, у него уже другая женщина. Лина знает об этом, и все- таки решается при­ ехать : «Я хо ч у быть твоей женой, Ким. Про­ вожать тебя на работу, ж ари ть тебе картош ку... Мне таи тебя не хва та ­ ет, Ким! У нас будут де­ т и —Наташ а и Сережа... Хорошо, назовем их. как ты захочешь... Я должна собрать свои вещи и уехать?..» , — Отлюбилось — ’ так ліогло быть. Да и Лина, должно быть, настолько привыкла к Киму, что само ощу- .щение любви как-то стерлось. Нужен был стресс, чтобы по­ нять: любовь-то жива! Если не- будет любви — нечего играть, это неинтересный чело- лек... Просто Киму была нужна та, дру­ гая, женщина в ее от­ крытой чистоте и клас­ сическом понятии о верности. Когда погиб на подлодке муж, она не уехала из городка в память о нем... ІІо разве моя разлюблен­ ная героиня стала от этого плохой! Г ПЕКТАКЛЪ в ра- ^ боте. Идет тот процесс, когда. по признанию Аллы, есть репетиции или нет. ду­ маешь ты о пьесе или не думаешь, спишь ты или сидишь в гостях, подсознательно, в го­ лове и в душе, скла­ дывается новый харак­ тер — новой героини. II когда я спрашиваю наг прощание, что вол­ нует Аллу в женщи­ нах сегодняшнего дня, она почти не задумы­ ваясь цитирует: — «Дождетесь, что когда-нибудь женщины возьмут власть з свои руки». Это Лина гово­ рит Киму... Знаете, в век эмансипации - ино­ гда так хочется поло­ житься на мужчин, а не решать свои проб­ лемы самостоятельно. Е. КАРАСЕВА. I Іа снимке внизу: А, Гаева в сцене из спектакля «Взрослая дочь молодого челове­ ка».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz